Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс, русский язык)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
29.07.2019
Методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка в 6 классе. Урок направлен на формирование у учащихся эмпатии, дивергентного мышления (поиска множества решений одной и той же проблемы) и представляет собой блочно-событийное погружение в тему. Учащимся предлагается событие (в данном случае – детектив). Помимо формирования и развития дивергентного мышления, такое построение урока повышает учебную мотивацию учащихся.
урок 6 класс. местоимение.docx
Конструирование блочного погружения
Предмет русский язык Общее количество уч. часов (за год) 210 Класс 6
Раздел курса (темы) Местоимение как часть речи Количество часов 4
1. Событие ДЕТЕКТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
2. Цели
2.1 Предметная: формирование знаний о местоимении как части речи, разрядах
грамматических признаках местоимений, роли в речи; умении определять разряд
местоимения, употреблять в речи.
2.2 Надпредметные:
формирование умения определять понятие, анализировать языковой материал,
классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить
логическое рассуждение, делать выводы;
формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
формирование эмпатии (умения слушать и слышать). Основные разделы
Описание содержания
№
п/
п
Формирование
дивергентного
мышления (ДМ)
Формировани
е эмпатии (Э)
1. Мотивационное начало
2. Продуктивная
деятельность
1 урок
Обучающимся предлагается провести расследование: «Почему
местоимение так называется? Какую роль играет эта часть
речи в языке?»
Существует факт: В русском языке местоимения, хотя и
не являются самой многочисленной по количеству слов частью
речи — их всего 69 —, но занимают 3е место по частотности
использования в речи. Почему так происходит? Почему
местоимение так называется? Какую роль играет эта часть
речи в языке?
Учащиеся ставят цель на весь модуль, задачи на 1 урок.
Задание «А». «Дело о дефиниции».
1. Учащимся предлагается выдвинуть 3 своих версии:
Задание «А» +
почему местоимение так называется?
Форма работы: индивидуальная. (учащиеся записывают свои
версии на стикерах, наклеивают их на сводный экран)
2.
Учащимся в группах (группы объединяются на основе
сводного экрана) предлагается обсудить выдвинутые версии,
откорректировать их, если необходимо.
3.
На основе анализа языкового материала через сравнение
учащимся (группам) предлагается определить и доказать,
почему местоимение получило такое название в языке. Какое
альтернативное название может иметь эта часть речи?
(результаты наблюдения оформляются в сводную форму,
«досье»)
Материал для анализа: Кошка кралась по забору, воровато оглядываясь. — Она
кралась по забору, воровато оглядываясь.
Сегодня на рынке мы купили четыре литра молока. —
Сегодня на рынке мы купили несколько литров молока.
Ребята увидели на учительском столе стопку проверенных
контрольных работ. — Они увидели на этом столе стопку
проверенных контрольных работ.
Родители с детства учили меня спрашивать совета у своего
сердца. — Родители с детства учили меня спрашивать
совета у него.
Семейный особняк располагался на холме. — Наш особняк
располагался на холме.
3.
Аналитическое
завершение:
А) предметное завершение
А) предъявление результатов наблюдения (учащиеся в группах
разрабатывают опорный конспект, «досье» в произвольной
форме и защищают его).
Д.М. +
Д.з. –продумать вариативное оформление Досье
(индивидуально)
Д.з. – ДМ +
б) рефлексия ребенком
собственной деятельности
Б) Подведение итогов:
чем занимались на уроке?
Рефлексия: «Оцените собственное участие, активность в
данном погружении по 4бальной шкале» (через приложение
Plickers)
в) обратная связь от
ребенка
А) Обратная связь: «Оцени, насколько тебе понравилась
данная часть погружения по 10бальной шкале____» (черный
ящик)
Эмпатия + Б) проговаривание желающими учащимися оценочного
суждения о погружении.
2 урок
1. Мотивационное начало
Продолжаем расследование: «Сколько их и какие?»
2. Продуктивная
деятельность
3.
Аналитическое
завершение:
А) предметное завершение
Существует несколько групп местоимений. Какие они?
Ставят задачи на 2 урок.
Задание «А». «Групповое дело».
Учащимся в группе предлагается проанализировать языковой
материал, материалы учебника, МЭО, составить опорный
конспект в произвольной форме (кластер) «Разряды
местоимений»
Форма работы: групповая.
Технология смешанного обучения – смена рабочих зон.
А) предъявление результатов наблюдения (учащиеся в группах
дорабатывают опорный конспект, «досье» в произвольной
форме и защищают его).
ДМ +
б) рефлексия ребенком
собственной деятельности
Б) Подведение итогов:
чем занимались на уроке?
Рефлексия: «Оцените собственное участие, активность в
данной части погружения по 4бальной шкале» (через
приложение Plickers)
в) обратная связь от
ребенка
А) Обратная связь: «Оцени, насколько тебе понравилась
данная часть погружения по 10бальной шкале____» (черный
Э + 1. Мотивационное начало
2. Продуктивная
деятельность
ящик)
Б) проговаривание желающими учащимися оценочного
суждения о погружении.
Д.з. – технология «перевернутый класс». Учащимся
предлагается индивидуально найти аргументы в
подтверждение мысли о том, что местоимения нужны, и
наоборот, не нужны… (в качестве материала для подготовки –
контент «Мобильное электронное образование» mob.edu.ru)
Завершающий урок (2 часа).
Завершение расследования: Мы определили, почему
местоимение так называется, какие группы существуют.. Но
ведь их всего 69! А нужны ли они? Может ли язык обойтись без
них.
Сегодня каждый из вас – и адвокат, и обвинитель.
Итак, истец – грамматика – обвиняет местоимение в
ненужности. Аргумент обвинения: если местоимение заменяет
существительное, прилагательное, числительное, то язык
может обойтись без него.
Ответчик – местоимение.
Ставят задачи на урок.
Подготовка: учащиеся в группах обсуждают аргументы в
защиту и обвинение местоимения для дальнейшего
предъявления.
Задание «А». «Слово обвинению» (по технологии «дебаты)».
Учащимся (группам) предлагается выдвинуть по 1 аргументу в
доказательство ненужности местоимения, обосновать свою
идею.
Задание «Б». «Слово защите».
Учащимся (группам) предлагается выдвинуть по 1 аргументу в
доказательство важности и необходимости местоимения,
Задания «А, Б»
ДМ +
Э + 3.
Аналитическое
завершение:
А) предметное завершение
обосновывают свою идею.
Задание «С» «Суд отправляется на совещание»
А) заседание суда присяжных: учащиеся в группе принимают
решение путем голосования о приговоре местоимению
(нужно/не нужно), вырабатывают «правила поведения» (на
основе анализа языкового материала разрабатывают правила
употребления местоимений в речи)
Задание «С» ДМ
+
б) рефлексия ребенком
собственной деятельности
Б) предъявление результатов работы групп (вывешиваются на
доску)
Рефлексия: «Оцените собственное участие, активность в
данном погружении по 4бальной шкале» (через приложение
Plickers)
в) обратная связь от
ребенка
А) Обратная связь: «Оцени, насколько тебе понравилось
данное погружение по 10бальной шкале____» (черный ящик)
Б) проговаривание желающими учащимися оценочного
суждения о погружении.
Д.з. – написать текст с максимальным включением
местоимений всех разрядов в соответствии с правилами.
Э +
Э +
Э +
Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс, русский язык)
Урок русского языка на тему "Местоимение как часть речи" (6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.