Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"
Оценка 4.9

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
6 кл
24.04.2018
Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"
На уроках русского языка во второй и третьей четверти мы изучали имя прилагательное. Мы узнали, что прилагательное обозначает признак предмета или явления и очень активно используется людьми в своей речи. Вместе с тем несмотря на богатство и красоту русского языка , наша речь порой выглядит очень скудной, однообразной, неэмоциональной. Можно ли сделать её более интересной, образной, впечатляющей, как научиться создавать собственные тексты с использованием прилагательных? Актуальность данной темы очевидна. Работая над ней, мы заинтересовались проблемой: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные и какую роль они играют в текстах разных стилей. . Для ответа на указанный вопрос мы провели исследование.
исследовательский проект Роль прилагательных в речи.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№74 Исследовательский проект «Роль прилагательных в речи» Выполнили ученицы 6 класса Азарян Джульетта и Петрова Екатерина Руководитель: учитель русского языка Некоз Калина Владимировна г.Краснодар 2017год Содержание 1. Введение. 2. Использование прилагательных в различных функциональных стилях речи. 3. Выводы. Введение На уроках русского языка во второй и третьей четверти мы изучали имя прилагательное. Мы узнали, что прилагательное обозначает признак предмета или явления и очень активно используется людьми в своей речи. Вместе с тем несмотря на богатство и красоту русского языка , наша речь порой выглядит очень скудной, однообразной, неэмоциональной. Можно ли сделать её более интересной, образной, впечатляющей, как научиться создавать собственные тексты с использованием прилагательных? Актуальность данной темы очевидна. Работая над ней, мы заинтересовались проблемой: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные и какую роль они играют в текстах разных стилей. . Для ответа на указанный вопрос мы провели исследование. Цель исследования: выявить роль прилагательных в различных функциональных стилях речи. Задачи исследования:  изучить тексты разных стилей;  выяснить частоту употребления прилагательных и их роль в тексте. В ходе работы мы использовали следующие методы исследования:  теоретические (анализ фактов из литературных источников, анализ текстов из учебников географии, биологии, истории, публицистических статей из газеты «Егоршинские вести», обобщение материала);  метод наблюдения;  математические (обработка материала). Использование прилагательных в различных функциональных стилях речи Работая над проектом, мы проанализировали тексты разных стилей. * Использование прилагательных в текстах публицистического стиля. Мы внимательно прочитали газету «Егоршинские вести» №4 от 27 января 2012 года, сосчитали количество прилагательных, употреблённых журналистами, попытались определить их роль. В ходе наблюдений за статьями публицистического стиля, мы пришли к выводу, что прилагательные используются в них как в прямом, так и в переносном значении. Они делают информацию наиболее точной и образной, кроме того, прилагательные помогают дать оценку предмету или явлению, более полно выразить своё личное впечатление, воздействуя на чувства читателей. * Использование прилагательных в текстах научного стиля. Проанализировав различные тексты из учебников географии, биологии, истории, мы сделали следующие наблюдения: прилагательные в этих текстах употребляются в прямом значении, так как в научных текстах важна точная информация, не допускающая многозначного толкования. * Использование прилагательных в текстах официально-делового стиля. Изучая документы официально – делового стиля (заявление, протокол, характеристика), мы выяснили, что прилагательные используются (как и в научном стиле), только в прямом значении, так как передают точную информацию. * Использование прилагательных в текстах разговорного стиля. Методом наблюдения мы определили количество прилагательных в разговоре наших одноклассников и их роль. Нам удалось выяснить, что частотность прилагательных в разговорных текстах очень низка, но при этом прилагательные делают разговорную речь яркой и эмоциональной, так как служат для выражения личного впечатления о чём-нибудь. * Использование прилагательных в текстах художественного стиля. Работая с текстами художественного стиля, мы взяли для анализа народные загадки, отрывки из стихотворений, фрагменты из произведений мастеров русского слова о природе. Мы увидели, что в художественных текстах используется большое количество прилагательных, что в них прилагательные являются средством создания художественного образа, создают определённый художественный эффект, придают выразительность речи. Для примера возьмём четыре загадки. В них на 53 слова приходится 17 прилагательных, что составляет 32%. Зеленые листочки, Желтые сережки, Стоит в лесочке На белой ножке. (Береза.) Этот шарик полосатый Очень любят все ребята. С виду он зеленый, гладкий. сладкий. (Арбуз.) В середине красный, Маленькие зверушки, Розовые ушки, Серенькие шубки, Остренькие зубки, Сидят в норке, Грызут корки. (Мыши.) Говорливый и журчащий, И холодный, и блестящий, И по камешкам бежит, В речку дальнюю спешит. (Ручей.) Итак, больше всего прилагательных используется в художественных текстах. Какую же роль они выполняют? Прочитав фрагменты из произведений мастеров русского слова о природе, мы определили, что прилагательные являются средством создания художественного образа. Они используется в переносном значении, являются эпитетами и служат для создания метафор. В этом можно убедиться на конкретном примере. Хорош зимою русский лес. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах – дышишь и не надышишься чистотой лесного воздуха. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. Сказочная картина! (Соколов - Микитов) В этом тексте нарисована удивительно прекрасная картина зимнего леса, а помогли её создать, конечно же, прилагательные, которых здесь очень много (23 прилагательных – 31% от общего количества слов). Многие из них являются яркими эпитетами (молодые берёзы, тяжёлые шапки белого снега, сказочная картина). На основе эпитетов создаются метафоры (кружевные белые арки согнулись, рассыплется серебристой лёгкой пылью, ожерелье лиловых шишек). Точно так же «работают» прилагательные в стихотворении «Зимние сказки» В белых платьях белые берёзы. В маскхалатах белые дубы. На поляне, скованной морозом, Волны снега встали на дыбы. И застыли… Радужно сверкая, В пляске здесь вчера была метель. Грезит лес… И тишина такая, Что вздремнула сторожиха-ель. Я глотками пью лучистый воздух, Не спеша веду упрямый путь. Дятел простучал депеши грозно, Зайцу нынче долго не уснуть. Ёлочки распахивают шубу, Протянув мне добрую ладонь. Белке по стволам резвиться любо, Но её, пожалуйста, не тронь. Солнце золотистым караваном Уплыло за синий горизонт. Месяц, эстафету принимая, Рассыпает звёздный перезвон. (Б.Юрченко) Таким образом, роль прилагательных в данных текстах художественного стиля трудно переоценить, они являются важнейшим средством создания художественного образа, помогая автору создать яркую, образную пейзажную зарисовку. Благодаря прилагательным, мы легко можем представить картину, нарисованную автором, понять авторскую позицию. Выводы 1. Прилагательные используются во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом разные функции: - передача более точной информации; - создание художественного образа; - обмен информацией по бытовым вопросам; - воздействие на чувства читателей и слушателей. 2. Количество прилагательных во всех стилях языка различно. Чаще всего прилагательные используются в текстах художественного стиля, они составляют: 28,4% от общего количества слов; в текстах публицистического стиля- 18,7%; в текстах научного стиля – 4,8%; в текстах официально-делового стиля – 3,7%; в текстах разговорного стиля- 2%. 3. Невозможно исключить прилагательные из речи, т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой, яркой, запоминающейся. Таким образом, имена прилагательные:      конкретизируют уточняют описывают характеризуют (оценивают) украшают  передают впечатление  задают настроение 4. Проект научил нас самостоятельно находить необходимую информацию, делать анализ её, обобщать материал, рассуждать, сравнивать, делать выводы. Эти навыки позволят нам лучше учиться, развивают самостоятельность и целеустремлённость. Свою работу хочется закончить стихотворением о прилагательных “Ищу слова”: Ищу слова певучие, Народные, исконные, Кипучие, горючие, Бездонные, стозвонные, Да чтобы в душу падали, Как в полюшко бы зернышко, Чтоб добрые да ладные, Светили, словно солнышко. Да грели бы лучистые, Да звали бы пригожие На помыслы бы чистые Да на дела хорошие.              (В.Выркин)

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"

Исследовательский проект "Роль прилагательных в речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018