Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
04.03.2017
Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)
Разработка урока по русскому языку для 5 класса в форме занимательного путешествия по станциям "Поэтическая", "Сообразительная", "Практическая", "Художественная", "Выразительная" с выполнением разнообразных заданий. Урок сочетает в себе различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую. Некоторые задания предусматривают интеграцию с литературой, фольклором, ИЗО. Есть приложения с видами заданий. В конце урока проводится рефлексия.
разработка урока мн ч.doc
Кабанова Т.В. (п.Первоманск  Россия МБОУ «Первоманская  средняя школа» [email protected]) Конспект  урока  русского  языка  в  5  классе на  тему «Множественное число имени существительного» Цели и задачи урока:   1. Образование и употребление разных форм множественного числа имени существительного, правильное их произношение и написание. 2. Выработка коммуникативных навыков, умения слушать и слышать. Форма проведения: сюжетно­ролевая игра. Сюжет,   роли,   композиция:   путешествие   по   железной   дороге   с остановками в пути, ученики – пассажиры, учитель – машинист. Оборудование:   карточки   с   заданиями   (групповые   и   индивидуальные), названия станций на табличках, рисунки, конверты для рефлексии с рожицами, кроссворды. Методы   и   методические   приёмы:   фронтальная,   групповая,   парная работа,   взаимодиктант,   интеграция   с   литературой,   фольклором,   элементы занимательности. Ход  урока. Объявление темы и целей урока. Посмотрим друг на друга и скажем «Здравствуйте!» Почувствуйте, как между вами протянулись ниточки добра. Мы сегодня все нужны друг другу, потому что у нас с вами необычный урок.  Любой   человек,   не   взирая   на   возраст,   любит   путешествовать. Сейчас мы отправимся в далёкое и интересное путешествие. Пусть не страшат вас препятствия. Ваша дружба и взаимовыручка помогут вам преодолеть их. Наш девиз: «Один за всех – и все за одного». Хоть путешествие и будет воображаемым, но оно не станет от этого менее увлекательным.   Да,   я   забыла   сказать,   куда   мы   отправляемся.   А   попробуйте догадаться сами. Чтобы узнать маршрут, следует приобрести билеты. Билеты тоже сегодня необыкновенные ­ это строки из стихов известных вам поэтов. Вам  нужно  всем  вместе  вспомнить,  что это  за произведение и  кто его автор.   Затем   вставить   пропущенные   слова,   сверить   свой   текст   с   авторским. (работа в группах)  (проверка выполнения: дети читают отрывки из стихотворений) Теперь запишите текст в тетрадь. А пока пишите, подумайте: что общего у тех существительных, которые вы вставили? Кто­нибудь догадался, куда лежит наш путь? Итак, наш маршрут­это множественное число имени существительного. На этом   пути   мы   будем   учиться   определять   падежи,   образовывать   формы именительного и родительного падежей множественного числа, употреблять их в речи, правильно писать. Мы   на   станции   с   таким   красивым   названием.   Здесь   вам   предстоит 1. Станция «Поэтическая». определить падежи у тех слов, которые вы вставили в стихотворения. (проверка выполнения: дети называют слова и падеж). Пересадка отвечающих по часовой стрелке. 2. Станция «Сообразительная». Вот доехали мы до станции под названием «Сообразительная». Перед вами лежат   пословицы   разных   народов,   а   вам   надо   сообразить,   какая   русская пословица   им   соответствует.   Подсказка   лежит   в   конверте.   Соберите   из разрозненных слов пословицу. А мы посмотрим, кто окажется дружнее. (проверка выполнения: дети читают русскую пословицу) Теперь выберете из всех пословиц наиболее понравившуюся, повернитесь парами друг к другу лицом и продиктуйте каждый свою пословицу по очереди. Затем проверьте, как ваш товарищ написал предложение. Найдите   в   пословицах   существительные   мн.ч.   и   определите   их   падеж. Какое существительное можно назвать «лишним» и почему? Пересадка отвечающих по часовой стрелке. 3. Станция «Практическая». Следующая остановка – «Практическая». Здесь мы с вами потренируемся в образовании формы Им.п. некоторых существительных. Откройте учебник на стр. 219 упр. 529. В этом упражнении даны образцы существительных в Им. п. и слова, от которых вам предстоит образовать эту же форму по образцу. Задание: выбрать из упражнения нужные существительные и поставить их в Им.п. мн.ч. Дополнительно:  «Дельные»   пословицы   –   поставить   пропущенные существительные в правильной форме (проверка выполнения: дети читают свои существительные) Пересадка тех, кто читал по часовой стрелке. 4. Станция «Художественная» Рекламная пауза. Что же, можно было бы двигаться дальше, да вот беда – семафор закрыт. А скоротать время нам поможет шутка, да и отдыхать с ней веселее. Как правильно: У рыб нет зуб. У рыбей нет зубей. Или у рыбов нет зубов? (У рыб есть зубы). Показываем рисунок – рыба с зубами. А у пилы что: зубы или зубья? Работа с рисунками: где корни, а где коренья? Где листы, а где листья? Вот и зелёный загорелся ­ можно двигаться дальше.   Пересадка по 1 девочке по часовой стрелке. На   станции   «Художественная»   вы   получите   иллюстрации   известных картин русских художников. Составьте по этим картинкам тексты, используя слова для справок. Писать так, чтобы у всех было одинаково, ведь наш девиз – один за всех и все за одного. (проверка выполнения: читают, что получилось) Но посмотрите, некоторые пассажиры отстали от поезда. Кого теперь у нас в поезде нет?  5. Станция «Выразительная». Вот мы и добрались до последней станции. Здесь вам нужно прочитать выразительно   стихотворения   с   теми   существительными,   над   которыми   мы сегодня работали. Уважаемые   пассажиры!   Наше   путешествие   подошло   к   концу.   Вы   с интересом   участвовали   в   нём   и   достойно   проявляли   себя   в   неожиданных ситуациях Заключение. Урока время истекло. Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно. Давайте посмотрим, хорошо ли вам было на уроке, чувствовали ли вы себя сегодня комфортно. Прошу представить коллективный портрет. А теперь возьмитесь за руки и пожмите их друг другу, почувствуйте, как наполняет   вас   добрая   энергия.   Поблагодарите   друг   друга   за   помощь   и сотрудничество аплодисментами.  Приложения Станция «Поэтическая». 1. № 1 *Назовите произведение и его автора. *Заполните пропуски слов в тексте, сравните свой текст с авторским. *У существительных, употреблённых во мн. ч., определите падеж. Ещё в   …  белеет снег, А   …   уж весной шумят – Бегут и будят сонный  брег, Бегут и блещут и гласят. (Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят. Ф. Тютчев «Весенние воды») №2 *Назовите произведение и его автора. *Заполните пропуски слов в тексте, сравните свой текст с авторским. *У существительных, употреблённых во мн. ч., определите падеж. Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в   …   перед   … Через   …   , через   … Колдун несёт богатыря. (Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там  в облаках  перед  народом Через  леса, через моря Колдун несёт богатыря. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила») №3 *Назовите произведение и его автора. *Заполните пропуски слов в тексте, сравните свой текст с авторским. *У существительных, употреблённых во мн. ч., определите падеж. Ворчали   …   : «Что ж мы? На зимние  …  ? Не смеют, что ли,   … Чужие изорвать   … О русские   …?» (Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» М.Лермонтов «Бородино») №4 *Назовите произведение и его автора. *Заполните пропуски слов в тексте, сравните свой текст с авторским. *У существительных, употреблённых во мн. ч., определите падеж. Под большим шатром Голубых   …   ­ Вижу  ­  даль   … Зеленеется. (Под большим шатром Голубых   небес  ­ Вижу – даль  степей Зеленеется.  И.Никитин    «Русь») 2. Станция «Сообразительная» Прочитайте   пословицы   разных   народов.   Найдите   в   них существительные во мн. ч., определите, какое из них «лишнее». Подумайте, какая русская пословица им соответствует. И в хорошем огороде есть гнилые тыквы. (осетинская) И на хорошем дереве бывают плохие сучья. (мордовская) И на хорошем нефрите   есть пятна. (вьетнамская) Даже в пруду с лотосами   водятся лягушки. (сенегальская) И в слоновой кости есть трещины. (индонезийская) Прим. 1 – нефрит – природный камень 2­ лотос­ водяная лилия 3. Станция «Практическая» «Дельные»        пословицы. *Вставьте в пословицы слово дело в нужной форме. *Подумайте, что объединяет все эти слова. И. … как сажа бела. Р. Всех … не переделаешь. Д. По твоим …о тебе судят. В. Жизнь дана на добрые … . Т. Языком не спеши, а … не смеши. П. Умён на словах, да глуп на … . 4. Станция «Художественная» №1 ­ Весна пришла. На  переднем  плане  картины  я вижу  белоствольные… .    Они  радуются весне. Снег почти растаял, видны только небольшие снежные … .   По земле в разные…растекаются… . В них отражаются  тонкие… … и  белые воздушные  … . Слова для справок. Облака, стороны, островки, берёзки, ручьи, стволы деревьев. №2 ­ Природа просыпается. В центре картины зимняя речка среди  снежных… .  По … растут …и… . Вода в речке переливается и блестит под…солнца. В ней отражаются… … . Прочитайте выразительно. Слова для справок. Верхушки деревьев, берега, деревья и кустарники, лучи. 5. Станция «Выразительная». 1. Выполняя договоры, Инженеры и шофёры, Столяры и маляры – Потрудились все на славу, Прочитайте выразительно. Ох,­ вздыхает постовой, Дом мешает угловой. Чтоб за месяцы зимы Возвести домов кварталы. 2. Там на улице заторы, Там волнуются шофёры, ­ ­ 3. Прочитайте выразительно. Вот у Коли, например, Мама  ­  милиционер, А у Толи и у Веры  Обе мамы – инженеры. 4. Прочитайте выразительно. Через сотни километров, Не страшась метелей, ветров, Мчатся с юга к нам вагоны. В них везут ребятам тонны Апельсинов, мандаринов, Помидоров и лимонов.

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)

Урок русского языка на тему "Множественное число имени существительного" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017