Тема: Образование действительных причастий.
Цель: Научить писать суффиксы действительных причастий.
Задачи урока:
Повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени.
Научить выбирать суффикс для образования причастий.
Использование модулей: новые подходы в преп/обучении, КМ, ОдО и ОО, ИКТ
Ожидаемые результаты: учащиеся умеют образовывать действительные причастия, научаися высказывать свои мнения о взаимоотношениях с другими.конспект
Тема: Образование действительных причастий.
Цель: Научить писать суффиксы действительных причастий.
Задачи урока:
Повторить правописание окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Освоить алгоритм образования действительных причастий настоящего и прошедшего
времени.
Научить выбирать суффикс для образования причастий.
Использование модулей: новые подходы в преп/обучении, КМ, ОдО и ОО, ИКТ
Ожидаемые результаты: учащиеся умеют образовывать действительные причастия,
научаися высказывать свои мнения о взаимоотношениях с другими.
Ресурсы: таблицы, слайды
Ход урока
І. Организационный момент. Психологический настрой.
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет
трудно я тебе помогу.
Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и
увлекательно.
ІІ. Орфографическая пятиминутка.
Образуем от данного инфинитива форму 3 лица ед. числа настоящего времени.
Гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть,
зависеть, терпеть.
Какое окончание вы написали во всех этих глаголах и почему? (ит, т.к это глаголы
исключения, которые относятся ко 2 спряжению).
А как напишем глаголы брить и стелить? Почему? (ет, т.к. это глаголыисключения. Они
относятся к 1 спряжению).
ІІІ. Повторение изученного на предыдущих уроках.
На какие разряды делятся причастия? (Действительные и страдательные).
Дайте определения. От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего
времени?(Несовершенного вида).
А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе
картинки на слайде. Постарайтесь придумать целые словосочетания.
Примеры словосочетаний с причастиями:Улыбающиеся мама и дочка; мама, причесывающая дочку; благоухающая роза; пасущаяся в
поле лошадь и т.п.
А теперь придумаем словосочетания к следующему слайду.
Примеры: дети, играющие на музыкальных инструментах; девочка, стоящая с виолончелью;
малыши, сидящие на стульчиках; лошадь, кормящая жеребенка и т.п.
Вопрос классу: какие суффиксы вы использовали при образовании действительных
причастий настоящего времени? (ущющ, ащящ).
І?. Объяснение нового материала.
А какой же суффикс выбрать, чтобы не сделать орфографической ошибки?
Попробуем догадаться, от чего зависят эти суффиксы. Перед вами 4 причастия на слайде.
Чем будете руководствоваться, выбирая суффикс?
Открываем по щелчку:
Сразу правильно написать трудно. Попробуем рассуждать. Для этого образуем сначала
глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени. Что для этого надо помнить? (От
глаголов 1 спр. образуются глаголы наст. вр. с окончаниями –утют, а от глаголов 2 спр. – с
окончаниями атят).
Рассуждаем так: от инфинитива образуем глагол 3 лица множественного числа настоящего
времени, гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс
причастия настоящего времени: ущющ или –ащящ.
?. Физминутка.
?І. Закрепление изученного материала.
А теперь проверим правильность усвоения материала. Еще раз отрабатываем алгоритм
выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени:
Колоть, греть, пылить, ставить, срывать, золотить.
Теперь проверяем:
?ІІ. Работа над текстом «Что такое установка?»
?ІІІ. Рефлексия.
Какова была цель нашего урока?
Мы её выполнили?
Кто смог расширить свои знания о прилагательных?
С каким настроением вы завершаете урок?
У вас на партах лежат листочки. Нарисуйте лицо человека, которое соответствует
вашему настроению.
ІХ. Д/З упр.5