Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок начинается с орфоэпической разминки, затем дается задание по тексту, которое подводит учащихся к новой теме, после выполнения которого, ребята самостоятельно дают определение понятия "паронимы". Свое определение учащиеся сравнивают с определением в учебнике и в словарях. Материал закрепляется рядом заданий по нахождению их в тексте, правильному употреблению в речи, выполнению тестовых заданий в форме ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе
Иконка файла материала Паронимы..doc
Русский язык. 10 класс. Тема: Паронимы. Цели урока. Образовательные. Дальнейшее формирование умений в определении паронимов Формирование умений различать пары паронимов. Формирование умений опознавания паронимов в предложении. Развивающие. Обогащение словарного запаса за счёт использования паронимов в речи. Определение роли паронимов в художественном тексте. Развитие навыков анализа художественного текста. Подготовка к выполнению тестовых заданий ЕГЭ, связанных с темой урока. Воспитательные. Воспитание коммуникативных навыков учащихся. Воспитание любви к родному языку. Задачи урока. Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку. Содействовать формированию познавательной активности и самореализации учащихся. Оборудование урока. Презентация, учебник, словари. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Ход урока I. Организационный момент. II. Орфоэпический словарь. Расставить ударение в словах и проверить. (Слайд 2, 3) III. Новая тема. 1. Работа с текстом. А) Прочитать текст «Кто прав?». (Слайд 4) Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает  Павлик, садится за стол и бормочет: ­ Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. ­ Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, ­ возразил Витя. ­ Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было. Б) ­ Кто, по­вашему, прав? (Обсуждение) Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.­ А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию) В) ­ Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий”. (Работа у доски) Г) ­ Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Паронимы. 2. Итак, тема нашего урока: паронимы. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны  узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.) ­ Что же такое паронимы, каково происхождение этого слова? 3. Вывод. Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг  на друга по звучанию, но различные по значению. (Слайд 5) 4. Каково определение паронимов в других словарях? (Слайд 6)  Паронимы — (от пара... и греч. onyma имя) разные по смыслу, но близкие по  звучанию слова (база и базис ). Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи  (представился вместо преставился). Паронимы используются часто в каламбурах; см.  также… …   Большой Энциклопедический словарь Паронимы — (от греч. para – возле + onyma – имя). Однокоренные слова, близкие по  значению или частично совпадающие в своем значении (“банковский” – “банковый”,  “встать” – “стать”, “драматический” – “драматичный”). К П. иногда относят также  разнокоренные… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и  практика обучения языкам) Паронимы — (от пара... и греч. onyma  имя), разные по смыслу, но близкие по  звучанию слова (“база” и “базис”). Сходство паронимов может привести к ошибкам в  речи (“представился” вместо “преставился”). Паронимы используются часто в  каламбурах; см. также… …   Энциклопедический словарь. 5. Прочитайте определение в учебнике. (п.5, стр.17). Запишите его в тетрадь. IV. Закрепление темы. 1. Выполните упр. 17 (устно), 18 (письменно). 2. Выполните задание № 1 (Подготовка к ЕГЭ). (Слайд 7, 8): Выберите правильный вариант ответа. 1. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  ЖИЗНЕННЫЙ вместо  слова ЖИТЕЙСКИЙ. А) Он прошёл непростой житейский путь. Б) Житейский опыт помогает людям в трудных ситуациях. 2. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  ЭКОНОМИЧНЫЙ  вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.  А) Я прочла о  новом экономическом способе приготовления пищи. Б) Президент рассказал об экономической обстановке в стране. 3. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО. А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого. Б) Юрист объяснил мне  правила вступления в наследство..2. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  ВЫПОЛНЯТЬ вместо  слова ИСПОЛНЯТЬ.  А) Я всегда тщательно исполняю домашние задания. Б) Эту песню исполнил известный певец.. 3. Выполните задание № 2. (Слайд 9). Укажите правильный вариант словосочетания: 1. Гуманное решение –     гуманитарное решение 2. Жёсткий поступок –   жестокий  поступок 3. Успевающий человек – преуспевающий  человек 4. Решающий человек –   решительный человек 5. Выглядеть комично – выглядеть комически 6. Слова осуждения –    слова обсуждения 7. Человеческий род –   человечный род 8. Обратный билет –   обратимый билет 4. Выполните задание №3. (Слайд 10).  «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте  ошибки в употреблении паронимов, запишите верный вариант в тетрадь.  1) Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую  работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку)3)Шуба была сшита из искусного  меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной). V. Подведение итогов урока. (Слайд 11)  В форме фронтальной беседы: 1. Какие слова называются паронимами? 2. Как образуются паронимы? 3. Какова роль паронимов в речи? VI. Домашнее задание. (Слайд 12)  1. Составьте словосочетания с паронимами: Добрый ­ добротный, дружеский ­ дружественный, дефектный ­ дефективный,  конструкторский ­ конструктивный, эффектный ­ эффективный, отражать ­ отображать,  представить ­ предоставить, опробовать – апробировать. 2. Упр. 19. 3. Параграф 5 выучить.