Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)
Оценка 4.9

Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
05.11.2017
Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)
Урок начинается с орфоэпической разминки, затем дается задание по тексту, которое подводит учащихся к новой теме, после выполнения которого, ребята самостоятельно дают определение понятия "паронимы". Свое определение учащиеся сравнивают с определением в учебнике и в словарях. Материал закрепляется рядом заданий по нахождению их в тексте, правильному употреблению в речи, выполнению тестовых заданий в форме ЕГЭ.Урок русского языка в 10 классе
Паронимы..doc
Русский язык. 10 класс. Тема: Паронимы. Цели урока. Образовательные. Дальнейшее формирование умений в определении паронимов Формирование умений различать пары паронимов. Формирование умений опознавания паронимов в предложении. Развивающие. Обогащение словарного запаса за счёт использования паронимов в речи. Определение роли паронимов в художественном тексте. Развитие навыков анализа художественного текста. Подготовка к выполнению тестовых заданий ЕГЭ, связанных с темой урока. Воспитательные. Воспитание коммуникативных навыков учащихся. Воспитание любви к родному языку. Задачи урока. Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку. Содействовать формированию познавательной активности и самореализации учащихся. Оборудование урока. Презентация, учебник, словари. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Ход урока I. Организационный момент. II. Орфоэпический словарь. Расставить ударение в словах и проверить. (Слайд 2, 3) III. Новая тема. 1. Работа с текстом. А) Прочитать текст «Кто прав?». (Слайд 4) Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает  Павлик, садится за стол и бормочет: ­ Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть. ­ Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, ­ возразил Витя. ­ Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было. Б) ­ Кто, по­вашему, прав? (Обсуждение) Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения. ­ А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию) В) ­ Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий”. (Работа у доски) Г) ­ Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Паронимы. 2. Итак, тема нашего урока: паронимы. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны  узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.) ­ Что же такое паронимы, каково происхождение этого слова? 3. Вывод. Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг  на друга по звучанию, но различные по значению. (Слайд 5) 4. Каково определение паронимов в других словарях? (Слайд 6)  Паронимы — (от пара... и греч. onyma имя) разные по смыслу, но близкие по  звучанию слова (база и базис ). Сходство паронимов может привести к ошибкам в речи  (представился вместо преставился). Паронимы используются часто в каламбурах; см.  также… …   Большой Энциклопедический словарь Паронимы — (от греч. para – возле + onyma – имя). Однокоренные слова, близкие по  значению или частично совпадающие в своем значении (“банковский” – “банковый”,  “встать” – “стать”, “драматический” – “драматичный”). К П. иногда относят также  разнокоренные… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и  практика обучения языкам) Паронимы — (от пара... и греч. onyma  имя), разные по смыслу, но близкие по  звучанию слова (“база” и “базис”). Сходство паронимов может привести к ошибкам в  речи (“представился” вместо “преставился”). Паронимы используются часто в  каламбурах; см. также… …   Энциклопедический словарь. 5. Прочитайте определение в учебнике. (п.5, стр.17). Запишите его в тетрадь. IV. Закрепление темы. 1. Выполните упр. 17 (устно), 18 (письменно). 2. Выполните задание № 1 (Подготовка к ЕГЭ). (Слайд 7, 8): Выберите правильный вариант ответа. 1. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  ЖИЗНЕННЫЙ вместо  слова ЖИТЕЙСКИЙ. А) Он прошёл непростой житейский путь. Б) Житейский опыт помогает людям в трудных ситуациях. 2. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  ЭКОНОМИЧНЫЙ  вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ.  А) Я прочла о  новом экономическом способе приготовления пищи. Б) Президент рассказал об экономической обстановке в стране. 3. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО. А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого. Б) Юрист объяснил мне  правила вступления в наследство.. 2. Укажите, в каком  предложении нужно употребить   слово  ВЫПОЛНЯТЬ вместо  слова ИСПОЛНЯТЬ.  А) Я всегда тщательно исполняю домашние задания. Б) Эту песню исполнил известный певец.. 3. Выполните задание № 2. (Слайд 9). Укажите правильный вариант словосочетания: 1. Гуманное решение –     гуманитарное решение 2. Жёсткий поступок –   жестокий  поступок 3. Успевающий человек – преуспевающий  человек 4. Решающий человек –   решительный человек 5. Выглядеть комично – выглядеть комически 6. Слова осуждения –    слова обсуждения 7. Человеческий род –   человечный род 8. Обратный билет –   обратимый билет 4. Выполните задание №3. (Слайд 10).  «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте  ошибки в употреблении паронимов, запишите верный вариант в тетрадь.  1) Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую  работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку)3)Шуба была сшита из искусного  меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной). V. Подведение итогов урока. (Слайд 11)  В форме фронтальной беседы: 1. Какие слова называются паронимами? 2. Как образуются паронимы? 3. Какова роль паронимов в речи? VI. Домашнее задание. (Слайд 12)  1. Составьте словосочетания с паронимами: Добрый ­ добротный, дружеский ­ дружественный, дефектный ­ дефективный,  конструкторский ­ конструктивный, эффектный ­ эффективный, отражать ­ отображать,  представить ­ предоставить, опробовать – апробировать. 2. Упр. 19. 3. Параграф 5 выучить.

Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)

Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)

Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)

Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)

Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)

Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)

Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)

Урок русского языка на тему "Паронимы"(10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017