Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ек,-ик"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
21.02.2019
Научить писать слова с суффиксами –ек-, -ик- в существительных».
Познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском языке.
Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.
Развивать устную речь при работе с пословицей.
Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных признаков, обобщение слов по основным признакам в группы)
Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или доказать ошибочность суждения).
рус ек-ик.docx
Тема урока: «Правописание суффиксов –ек-, -ик- »
3 класс
Цель урока: научить писать слова с орфограммой «Суффиксы –ек-, -ик- в
существительных».
Задачи урока:
Познакомить с правилом написания суффиксов –ек-, -ик- в русском языке.
Учить применять правило при написании слов с данной орфограммой.
Развивать устную речь при работе с пословицей.
Развитие мыслительных умений анализа, синтеза, обобщения (выделение главных
признаков, обобщение слов по основным признакам в группы)
Воспитание коммуникативных умений в работе в парах постоянного и сменного
состава (умение выслушать собеседника, согласиться с предложенным мнением или
доказать ошибочность суждения).
Ход урока
1.Организационный момент.
Настройка «Энергия».
2. Повторение изученного материала.
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по стране русского языка. Транспорт –
необычный «эскалатор».
1 вариант – ученики. Они выполняют задания карточек в тетрадях и двигаются по сигналу
вперед.
2 вариант – учителя. Они объясняют задание, проверяют его выполнение и, если всё
правильно, зелёной ручкой ставят крестик на полях в тетради себе и ученику.
«Ладошки» (ученики в парах поворачиваются лицом друг к другу, соприкасаются
ладошками, затем прячут руки за спину, закрывают глаза и снова находят ладони соседа).
- Какая морфема встретилась вам в пути? (суффикс)
- Что вы знаете о суффиксе? (часть слова, стоит перед корнем, служит для образования
новых слов, может придавать новому слову оттенки значений)
- Какое слово, образованное с помощью суффикса вам запомнилось, назовите суффикс.
3. Постановка учебной задачи.
- Вы замечательно справились с заданием. Что перед нами? (на доске нарисована дверь,
закрытая на замок). Эта дверь может нам помочь совершить удивительное путешествие по
стране русского языка. Как же нам войти внутрь? (открыть замочек ключиком)
В процессе работы ученики называют слова
ключ..к
замоч…к
- Каким способом образованы эти слова?
- Как вы думаете, почему пропущена гласная в этих суффиксах? (это орфограмма)
- Сформулируйте тему урока. (1 слайд) 4. Получение нового знания.
- Нам помогут слова из «Толкового словаря».
Работа в «четвёрках». Договоритесь, кто будет читать статью, остальные внимательно
слушают, далее обсуждаете предполагаемые варианты ответа. Если с заданием группа
справилась – ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Проверка задания. Ученик читает статью, называет слово, которое по предположению
группы, объяснялось в статье. Полученную карточку со словом ребята размещают на
доске.
гвоздик-
горошек-
бантик-
барашек-
орех-
- Что можете рассказать об этих словах?
- На какие две группы их можно разделить, по каким признакам? ( два человека работают у
доски, остальные записывают пары слов по столбикам в тетрадь). Выделите в записанных
словах корень и суффикс. Какой вывод можете сделать? (выведение правила детьми - 2
слайд).
- Где можно проверить верно ли вы определили правило? (в учебнике).
- Откройте учебники. Прочитайте правило.- Что же будете делать, если в слове встретится
орфограмма в суффиксах –ек, -ик? (выведение алгоритма – 3 слайд).
- Придумайте или найдите слово в учебнике на эту орфограмму.
Физминутка. «Печатная машинка» ( если в слове пишется суффикс –ек , ребята делают
хлопок в ладоши внизу, суффикс –ик, делают хлопок в ладоши над головой).
- Теперь вы можете открыть дверь в страну русского языка? Ребята вставляют
пропущенные орфограммы в слова ключик, замочек, объясняют написание.
5. Первичное закрепление нового материала.
- Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите
полученные словосочетания, выделите изученную орфограмму. ( два ученика работают у
доски, остальные в парах).
Золотой ……………….
Заботливый…………….
Грибной…………………..
Деревянный………………
Мелодичный……………….
- Наш путь приводит к «Острову пословиц».
- Какие пословицы вы знаете?
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой пословицей. Составьте из слов пословицу.
( Не разгрызёшь орешек – ядра не съешь )Запишите её в тетрадь. Как вы понимаете её
смысловое значение? Найдите орфограмму в суффиксе и выделите её. Объясните
написание.
ключик
сыночек
дождик
столик
звоночек - А вас уже ждет новое приключение. Работа в парах. Достаньте слова из конвертов на
парте. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.
Звучит спокойная музыка.
- Придумайте и запишите несколько связных предложений ,используя эти слова. (домик,
садик, ёжик, ключик, замочек, листочек).
Далее ребята по желанию зачитывают получившиеся истории.
5. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке, чему научились?
- Запишите слова, подбирая проверочные и выделяя орфограмму в суффиксе. (слайд 4 –
проверка)
- У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли
для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и прикрепите его на доску.
Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой
орфограмме, возьмите замочек и прикрепите его на доску.
- Спасибо за работу.
Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ек,-ик"
Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ек,-ик"
Урок русского языка на тему "Правописание суффиксов -ек,-ик"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.