Урок русского языка на тему "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 4 классе по теме склонение имён прилагательных во множественном числе. Данный урок нацелен на формирование умений склонять имена прилагательные в форме множественного числа, навыков правописания окончаний имен прилагательных множественного числа и правописания окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.
Иконка файла материала урок русского языка.docx
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные в форме  множественного числа, навыков правописания окончаний имен  прилагательных множественного числа. Задачи:  Образовательная:  ­ совершенствовать знания об именах прилагательных, их склонении в  единственном числе;  ­ формировать умения склонять прилагательные во множественном числе;  ­ формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных в форме множественного числа Развивающая: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать умения аргументировать своё мнение; развивать мыслительную деятельность, познавательную активность,  мышление, наблюдательность, внимание, память; развивать умение давать самооценку своей деятельности; Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность  сопереживать, самоуважение, активность, усидчивость, прилежание,  любознательность, заинтересованность в процессе учения; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, умение работать в коллективе.     ХОД УРОКА І. Организационный момент      Я очень хочу, чтобы вы улыбались,      Работаю нашей довольны остались.      Пусть этот урок нас порадует всех      И каждый из нас ощутит свой успех. ІІ. Актуализация знаний 1. Минутка чистописания Бб    Бб  Бб      ­ Какое дерево является символом России?  (Слайд 1) Что вы знаете о правописании этого слова? (словарное слово) ­ К слову «берёза» подберите и запишите однокоренные слова (Берёза,  берёзка, берёзовый, подберёзовик, березняк, берёзонька) ­ С помощью каких слов мы можем описать берёзу (белая, стройная, гибкая,  кудрявая, русская)  ­ Какая часть речи помогла вам в описании? Что вы о ней знаете? (Вспомнить  о прилагательном) ­ Что такое имя прилагательное? ­ Какую роль играют прилагательные в нашей речи?­ Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам,  падежам, и числам) ­ Как узнать род, число и падеж имени прилагательного? (По  существительному, от которого оно зависит)   ІІ. Сообщение темы и цели урока ­ Какие стихи о берёзе вы знаете?  ­  Прочитайте отрывок из замечательного стихотворения С.А.Есенина. Это  поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Слайд  2) Улыбнулись сонн... березки, Растрепали шелков... косы. Шелестят зелен... сережки,  И горят серебрян... росы.  (Слайд 3)  (с выделенными окончаниями) – Что можно сказать о теме урока? Что будем изучать? (Прилагательные в  форме множественного числа.)  ­ Почему так решили? (В стихотворении пропущены окончания  прилагательных во множественном числе) – Как определили, что это прилагательное во множественном числе? (По  вопросу – Какие?; по сущ., с которыми эти прилагательные связаны, они  также употреблены во множественном числе.) – Известны ли нам окончания прилагательных в форме множественного числа  в именительном падеже? (Да , ­ые, ­ие.) – Как вы думаете, что еще мы узнаем о прилагательных в форме  множественного числа? (Окончания в остальных падежах, падежные вопросы). ­  Какую цель вы поставите перед собой на данном уроке?  ­ Задачи какие? (составить таблицу падежных вопросов и окончаний  прилагательных в форме множественного числа; научиться определять падеж у прилагательных множественного числа) ІІІ. Работа по теме урока 1. Наблюдение над склонением прилагательных во  множественном числе На доске записаны словосочетания: ­ Поставьте словосочетание в форму множественного число и просклоняйте  (Задание выполняется по вариантам, у доски работают 2 человека) 1 ряд: стройная гибкая девочка; 2 ряд: яркий зимний день; ­ Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (в них есть прилагательные с твёрдой и мягкой основой и одушевленные , неодушевленные имена  существительные , с которыми имена прилагательные связаны ) ­  Что вы заметили? (Учащиеся анализируют, делают вывод)Вывод: имена прилагательные во множественном числе изменяются по  падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно  узнать по падежу имени существительного)  2. Проверка по таблице окончаний (Слайд 6) Вывод: на правописание падежных окончаний прилагательных  множественного числа влияет тип основы и одушевлённое или  неодушевлённое это прилагательное. От этого зависит правописание имен  прилагательных в В.п. 2. Работа по учебнике стр.38, упр.80  ­ Обратите внимание ещё раз на таблицу окончаний имён прилагательных  множественного числа. В каких падежах имена прилагательные имеют  одинаковые окончания? 3. Словарная работа  Работа в парах ­ Расшифруйте слова и запишите их в тетрадь. яжиавносип (живописная), ыкйатнив (активная), едолеикнта (деликатная),  еснырбеяре (серебряные) Проверка ­ Прочитайте слова. Проверьте написание слов по доске (слайд 7) ­ Назовите буквы, которые необходимо запомнить. ­ Определите род.  ­ Какое слово вызвало затруднение?  ­ Возникает вопрос: а изменяется ли вообще имя прилагательное во  множественном числе по родам?  Во множественном числе имена прилагательные в отличие от  единственного числа изменяются только по падежам. По родам они не  изменяются  Во множественном числе падеж имени прилагательного можно узнать  по падежу существительного, к которому оно относится. ­ Итак, чтобы узнать падеж имени прилагательного во множественном числе,  поступаем так же, как и в случае с прилагательным в единственном числе. То  есть нужно найти в предложении имя существительное, к которому относится это прилагательное, и определить его падеж. По падежу существительного  определяем падеж прилагательного. 4. Первичное закрепление (упр.81­84) Упр.82. ­ Прочитайте загадку выразительно, о чём она? Назовите отгадку. (Салют) ­ Как можно озаглавить текст? («Сказочный куст», «Небывалые цветы») ­ Найдите синонимы к указанным словам.  ­ Выполните письменные задания к упражнению (Взаимопроверка) ­ Разобрать слово черный как часть речи. Словарная работа­ Запишите слова ракета и салют в словарик, подчеркните орфограммы.  Найдите в толковом словарике значение слов  (Салют –  Ракета –  ­ Подберите к словам однокоренные слова.  ­ Попробуйте составить предложение с этими словами. 5. Закрепление изученного  1. Коллективная работа ­ Вставьте окончания и определите падеж (Запись на доске) О морозных днях (Д.п.), в зимних шубках (П.п.), снежных хлопьев (Р.п.),  холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в роскошных зимних уборах  (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), серебристым  инеем (Т.п.), стройные берёзки (И.п.) Выполнение упражнения по группам (дифференциация по  степени сложности и объема) ­ Оцените свои возможности и выберите уровень задания, соответствующий  им. Уровень 1 а) Спишите. На мёрзл.. землю легла зима. Гибк.. стволы над лесн… дорогами согнулись  кружевн… арками. В зимн.. лесу много зверин.. и птичь.. следов. По краю  глубок.. оврага стоят огромн.. осины. б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных. Уровень 2 а) Поставьте и запишите слова в скобках в нужном падеже. Любовались (белоснежные равнины), подъехали к (высокие горы), рисовали на (холодные стёкла), летали около (стройные сосны), блестит (разноцветные  огни), вьют на (высокие деревья). б) Определите падеж и выделите окончания имён прилагательных. Уровень 3 а) Составьте и запишите по 4 словосочетания прилагательное +  существительное из каждой строчки:  мужского рода в Р.п., женского рода в  П.п., среднего рода в Д.п., множественного числа в В.п. Хороший (люди, настроение, подарок, песня). Синий (колокольчик, река, озёра, небо). Ранний (завтрак, утро, прогулка, всходы). б) Выделите окончания имён прилагательных. Самопроверка по эталону. Самооценка. Рефлексия  ­ Закончите предложения  На уроке я узнал… Я научился …   Мне понравилось …  Моё настроение …  ­ Оцените свою работу на уроке. Подведение итогов урока ­ Как изменяются имена прилагательные в форме множественного числа?

Посмотрите также