Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс
Оценка 5

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
14.06.2018
Урок русского языка на тему "Вставные конструкции"  8 класс
Разработка урока русского языка "Вставные конструкции" даст возможность учителю организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала; дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них. Кроме того,это прекрасная возможность организовать условия для формирования навыков самостоятельной работы с различными источниками информации; способствовать развитию словесно-логического мышления.
вставные конструкции.doc конспект открытого урока.doc
План-конспект урока русского языка Учитель Сорокина Ирина Тимофеевна,МОУ «Майская гимназия  Белгородского района Белгородской области» Программа: программа по русскому языку. 5­9 классы (Авторы программы М.М. Р а з у м о в с к а а я , В.И. Кап и н о с ,   С.И. Л ь в о в а , Г . А .   Б о г д а н о в а ,   В . В .   Л ь в о в ) ,  входящая в сборник «Программы для  общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5­9 кл., 10­11 кл./ сост. Е.И. Харитонова. ­ М.:Дрофа, 2010; Учебник: Русский язык: Учеб. для 8 кл.: учебник/ М.М. Разумовская, С.И. Л ь в о в а , В.И. Кап и н о с   и   д р . ; под редакцией М.М. Р а з у м о в с к о й ,   П . А .   Л е к а н т а . ­  4­е изд., стереотип. ­  М.: Дрофа, 2014 Тема урока: Вставные конструкции (СЛАЙД 1) Цели: ( СЛАЙД 2) ­ организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала; ­ Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них. ­  организовать условия для формирования навыков самостоятельной работы с различными источниками информации; способствовать развитию словесно-логического мышления ­  развивать связную речь учащихся; ­  воспитывать внимательность, уважительное отношение к чужому мнению и др. Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, мультимедийная презентация. Тип урока: изучение нового материала.                                               Ход урока  I Оргмомент Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем  хорошего настроения и успеха. На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными  конструкциями и знаками препинания при них. На столе у каждого лежит «Карта мысли». Вам предстоит заполнить её  в течение урока, выполняя практические задания и анализируя свои успехи,  свою работу на уроке. II. Опрос.  Озвучивание домашнего задания - Чем водные конструкции отличаются от второстепенных членов  предложения? - Для чего «служат» вводные конструкции ? 1 - Назовите основные группы вводных слов по их значению. Проверка упр. 228 (по цепочке), разборы (не стесняясь 2,3) у доски. III. Разминка (+индивидуальная работа по карточкам) • разведи по значению и написанию Обежать вокруг школы – обижать ребенка - Подберите омофон к слову атлас. • определить н.ф. вразумишь – вразумляешь, красивее, перед ними.   ­  Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (пожалуйста – вводное слово  в значении «прошу вас»). – Скажи пожалуйста, какой храбрец!  (целное сочетание скажи пожалуйста при выражении удивления, возмущения,  негодования). - Докажите, что слово  пожалуйста – это вводная конструкция. - Найдите грамматическую основу.   IV. Орфографический  повтор. (слайд 3) 1. Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы  подчёркнуты. собиратель, зажигать, сочетание, внимание; современник, связаны, естественно, пустынный; по­французски, по­зимнему, по­нашему, по_видимому; окружённый, холщовый, плечом, горячо. 1) 2) 3) 4) Проверим: 1) 1) 1) сочетание ­ слово­исключение среди корней с чередованием; связаны ­ ­н­ в суффиксе краткого причастия; по­французски — остальные слова могут писаться и через дефис, и  раздельно; 2) окружённый — ­ё­ в суффиксе глагольной части речи (причастие ­  особая форма глагола). 1. Словарная работа (слайд 4) ИНФОРМИРОВАТЬ – морфемный  разбор (у доски – ученик). 2. Дополнительный вопрос: ­ Каким способом образовано это слово? (суффиксальным) Слайд 5:  Повторение темы « Вводные слова» 3. Книга была (1) по его словам (2) единственным средством  «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по  словам (4) и действиям автора. ­ В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте  которых в предложениях должны стоять запятые? 1) 1,2         2) 1,2,3,4          3) 3,4            4) 1,3 2 Cлайд 6 (ключ). ­ Какой вывод напрашивается в результате этого анализа? ­ Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения? ­ Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов   (следовательно,   не   членов   предложения),   то   в   качестве   членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения. Решим несколько пунктуационных задач: Графический диктант (на интерактивной доске  пустой слайд 7 –  по  цепочке. Каждый ученик называет значение и структурный тип (сочетание  слов — слово — предложение) вводных слов: 1) По мнению автора, «человечество­это своеобразная болезнь  планеты».  2)Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к  изумлению своему, может быть, попал бы в статские советники. 3)Книга, действительно, открывался самый лучший мир.  4)Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне. ­ Какую информацию нам дают эти предложения? ­  Что в них  общего и чем отличаются? Учитель:   Привычка   ссылаться   на   источник   высказывания   –   это элементарная этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной.    Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о   низкой   речевой   культуре   человека.   Слова   –   сорняки,   слова   –   паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать. V. Изучение нового материала.   Знакомство с теоретическими сведениями. § 30. ­Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции? (ответы: для их разграничения существует  функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего   (автора   текста)   к   тому,   что   сообщается,   при   этом   они   могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий,   источник   информации,   выражать   эмоциональную   оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются   для   передачи   дополнительных   замечаний,   попутных 3 комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).   СЛАЙД 8 Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется  книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.  Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный  ключ, — я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.   Учитель: Составьте схемы этих предложений.   Учитель: Мы познакомились с   теоретическим материалом, данным в учебнике. В общем­то, правила несложные. Почему же в пунктуации при  вставных конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вставных конструкций?   ­ Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 9): Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно: Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, ­ камешки • во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо. • Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась  правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции. •  Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с  помощью тире и скобок? • Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда  именно ставится тире, а когда скобка?  Ответы уч­ся: Cкобки.  Скобки   выступают   как   универсальный   в   этом   случае   знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения.  Скобки, наконец,  обладают большей  выделительной  силой,  чем тире, которое является многофункциональным знаком. Выделите   вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки.  Слайд 10 (без скобок) Слайд 11 – проверка Если я заболею, к врачам обращаться не стану. 4 Обращаюсь к друзьям  (не сочтите, что это в бреду): постелите мне степь,  занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте  ночную звезду.                                 Я. Смеляков VI. Закрепление изученного 1. Комплексный анализ текста. Пунктуационный и  орфографический повтор. Работа с текстами по вариантам I вариант В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась  стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему  беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит  творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое  отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались, не клались куда  попало. Это был культ книги (причем не обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная биб­ лиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек,  превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно,  возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатле­ ние  случаи   потребительского,   небрежного  отношения к книгам.                                                                                   О. Трубачев. Книга в моей жизни 1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте?  2.Как они изменяют строение предложения?  3.Напишите сочинение­миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова  словом, конечно и др. II вариант Люди   всегда   хотели   больше   знать.   И   не   только   больше,   а лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это уже философия. У начала европейской философии стоят три древних грека:  Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель.  Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно  знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в  соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я  5 ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными  и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на  каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала  кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они  тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и  приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами.  Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный  мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его  запоминались людям на всю жизнь.     Круг чтения. 1. Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.  2. Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.  3. Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных конструкций в предложении и в тексте. 4. Напишите   сочинение   –  миниатюру   на   тему   «Зачем   нужны   в   речи предложения с вводными словами и вставными конструкциями» VII. Озвучивание «Карты мысли» Домашнее задание (дифференцированно):   § 31; упр. 231, 235 устно, из упр.   238   выписать   предложения   с   вводными   словами   (1­й   абзац   — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2­й абзац ­ 1, 3; 3­й абзац ­ 1; 4­й абзац­ 1; 5­й абзац­ 1, 3; 6­й абзац­ 1,2) или анализ предложенного текста Список использованных источников:               1.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8 2.Русская грамматика: в 2­х т.­ М.: Наука. 2005.­Т.2 С.229­231             3.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – 2008.­ Т.51 – С.309  4.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И.­ 2007. Т. 197. С.25 Дополнительно, если останется время: 1. Синтаксический разбор предложения: Однажды вечером (это  было в начале октября 1773 года) сидел я дома один... (А. Пушкин)  2.  Однажды — не помню почему — спектакля не было (А. Куприн). Запишите домашнее задание.  СЛАЙД 12 6 § 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1­й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2­й абзац ­ 1, 3; 3­й абзац ­ 1; 4­ й абзац­ 1; 5­й абзац­ 1, 3; 6­й абзац­ 1,2). VIII. Рефлексия.  «Карта мысли» ­ Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал, что…» слайд 13 «Мне понравилось ……………..» «Мне не понравилось ……………..» IX. Итог урока. Выставление оценок Давайте вспомним, о чём шёл разговор на нашем уроке? Как вы оцените свою работу. Демонстрируют сердечки Думаю, что за работу на уроке можно поставить следующие  отметки……………   Спасибо, до свидания. Счастливого дня!!! 7

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции"  8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции"  8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции"  8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции"  8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции"  8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции"  8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс

Урок русского языка на тему "Вставные конструкции"  8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2018