Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
14.06.2018
Разработка урока русского языка "Вставные конструкции" даст возможность учителю организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала; дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них. Кроме того,это прекрасная возможность организовать условия для формирования навыков самостоятельной работы с различными источниками информации; способствовать развитию словесно-логического мышления.
План-конспект урока русского языка
Учитель Сорокина Ирина Тимофеевна,МОУ «Майская гимназия
Белгородского района Белгородской области»
Программа: программа по русскому языку. 59 классы (Авторы программы
М.М. Р а з у м о в с к а а я , В.И. Кап и н о с , С.И. Л ь в о в а , Г . А .
Б о г д а н о в а , В . В . Л ь в о в ) , входящая в сборник «Программы для
общеобразовательных учреждений: Русский язык. 59 кл., 1011 кл./ сост. Е.И.
Харитонова. М.:Дрофа, 2010;
Учебник: Русский язык: Учеб. для 8 кл.: учебник/ М.М. Разумовская, С.И.
Л ь в о в а , В.И. Кап и н о с и д р . ; под редакцией М.М. Р а з у м о в с к о й ,
П . А . Л е к а н т а . 4е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
Тема урока: Вставные конструкции (СЛАЙД 1)
Цели: ( СЛАЙД 2)
организовать деятельность учащихся по изучению и
первичному закреплению материала;
Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них.
организовать условия для формирования навыков
самостоятельной работы с различными источниками
информации; способствовать развитию словесно-логического
мышления
развивать связную речь учащихся;
воспитывать внимательность, уважительное отношение к
чужому мнению и др.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь,
мультимедийная презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем
хорошего настроения и успеха. На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим
сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными
конструкциями и знаками препинания при них.
На столе у каждого лежит «Карта мысли». Вам предстоит заполнить её
в течение урока, выполняя практические задания и анализируя свои успехи,
свою работу на уроке.
II. Опрос. Озвучивание домашнего задания
- Чем водные конструкции отличаются от второстепенных членов
предложения?
- Для чего «служат» вводные конструкции ?
1 - Назовите основные группы вводных слов по их значению.
Проверка упр. 228 (по цепочке), разборы (не стесняясь 2,3) у доски.
III. Разминка (+индивидуальная работа по карточкам)
• разведи по значению и написанию
Обежать вокруг школы – обижать ребенка
- Подберите омофон к слову атлас.
• определить н.ф.
вразумишь – вразумляешь, красивее, перед ними.
Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору (пожалуйста – вводное слово
в значении «прошу вас»). – Скажи пожалуйста, какой храбрец!
(целное сочетание скажи пожалуйста при выражении удивления, возмущения,
негодования).
- Докажите, что слово пожалуйста – это вводная конструкция.
- Найдите грамматическую основу.
IV. Орфографический повтор. (слайд 3)
1.
Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы
подчёркнуты.
собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
современник, связаны, естественно, пустынный;
пофранцузски, позимнему, понашему, по_видимому;
окружённый, холщовый, плечом, горячо.
1)
2)
3)
4)
Проверим:
1)
1)
1)
сочетание словоисключение среди корней с чередованием;
связаны н в суффиксе краткого причастия;
пофранцузски — остальные слова могут писаться и через дефис, и
раздельно;
2)
окружённый — ё в суффиксе глагольной части речи (причастие
особая форма глагола).
1.
Словарная работа (слайд 4) ИНФОРМИРОВАТЬ – морфемный
разбор (у доски – ученик).
2.
Дополнительный вопрос: Каким способом образовано это слово?
(суффиксальным)
Слайд 5: Повторение темы « Вводные слова»
3.
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством
«добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по
словам (4) и действиям автора.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте
которых в предложениях должны стоять запятые?
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3
2 Cлайд 6 (ключ).
Какой вывод напрашивается в результате этого анализа?
Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения?
Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных
слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов
предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно
попробовать исключить слово из предложения.
Решим несколько пунктуационных задач:
Графический диктант (на интерактивной доске пустой слайд 7 – по
цепочке. Каждый ученик называет значение и структурный тип (сочетание
слов — слово — предложение) вводных слов:
1) По мнению автора, «человечествоэто своеобразная болезнь
планеты».
2)Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к
изумлению своему, может быть, попал бы в статские советники.
3)Книга, действительно, открывался самый лучший мир.
4)Она умная, красивая и, наконец, она очень добра ко мне.
Какую информацию нам дают эти предложения?
Что в них общего и чем отличаются?
Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это
элементарная этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и
«замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь
логичной, выразительной. Неуместное же использование вводных слов ведёт
к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует
о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты
заполняют паузы, когда человеку нечего сказать.
V. Изучение нового материала.
Знакомство с теоретическими сведениями. § 30.
Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных
конструкции? (ответы: для их разграничения существует функциональный
критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения
говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут
указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость
действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку,
отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции
используются для передачи дополнительных замечаний,
попутных
3 комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю).
СЛАЙД 8
Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется
книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь.
Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный
ключ, — я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова.
Учитель: Составьте схемы этих предложений.
Учитель: Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в
учебнике.
В общемто, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных
конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности
при выделении вставных конструкций?
Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 9):
Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:
Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, камешки
•
во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо.
•
Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась
правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему
стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.
•
Все ли понятно в правиле выделения вставных конструкций с
помощью тире и скобок?
•
Кто нашел более точную формулировку этого правила? Когда
именно ставится тире, а когда скобка?
Ответы учся:
Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак
препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в
конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине
предложения.
Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире,
которое является многофункциональным знаком.
Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на
письме знак препинания — тире или скобки.
Слайд 10 (без скобок)
Слайд 11 – проверка
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану.
4 Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Я. Смеляков
VI. Закрепление изученного
1.
Комплексный анализ текста. Пунктуационный и
орфографический повтор.
Работа с текстами по вариантам
I вариант
В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась
стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему
беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит
творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое
отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались, не клались куда
попало. Это был культ книги (причем не обязательно старой и редкой, об этом
— далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная биб
лиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек,
превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно,
возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатле
ние случаи потребительского, небрежного отношения к книгам.
О. Трубачев. Книга в моей жизни
1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в
тексте?
2.Как они изменяют строение предложения?
3.Напишите сочинениеминиатюру о своем отношении к книгам, употребляя
вводные слова словом, конечно и др.
II вариант
Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а
лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о
надежности знания — это уже философия.
У начала европейской философии стоят три древних грека:
Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель.
Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно
знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в
соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе
мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я
5 ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными
и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на
каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала
кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они
тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и
приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами.
Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный
мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его
запоминались людям на всю жизнь.
Круг чтения.
1. Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их.
2. Спишите весь текст, опуская выписанные конструкции.
3. Сравните оба текста. Сделайте вывод о роли вводных и вставных
конструкций в предложении и в тексте.
4. Напишите сочинение – миниатюру на тему «Зачем нужны в речи
предложения с вводными словами и вставными конструкциями»
VII. Озвучивание «Карты мысли»
Домашнее задание (дифференцированно): § 31; упр. 231, 235 устно, из
упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1й абзац —
предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2й абзац 1, 3; 3й абзац 1; 4й абзац 1; 5й абзац
1, 3; 6й абзац 1,2) или анализ предложенного текста
Список использованных источников:
1.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8
2.Русская грамматика: в 2х т. М.: Наука. 2005.Т.2 С.229231
3.Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом
высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – 2008. Т.51 –
С.309
4.Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими
отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И. 2007.
Т. 197. С.25
Дополнительно, если останется время:
1.
Синтаксический разбор предложения: Однажды вечером (это
было в начале октября 1773 года) сидел я дома один... (А. Пушкин)
2.
Однажды — не помню почему — спектакля не было (А. Куприн).
Запишите домашнее задание. СЛАЙД 12
6 § 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными
словами (1й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2й абзац 1, 3; 3й абзац 1; 4
й абзац 1; 5й абзац 1, 3; 6й абзац 1,2).
VIII. Рефлексия. «Карта мысли»
Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал, что…» слайд 13
«Мне понравилось ……………..»
«Мне не понравилось ……………..»
IX. Итог урока. Выставление оценок
Давайте вспомним, о чём шёл разговор на нашем уроке?
Как вы оцените свою работу. Демонстрируют сердечки
Думаю, что за работу на уроке можно поставить следующие
отметки……………
Спасибо, до свидания. Счастливого дня!!!
7
Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс
Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс
Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс
Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс
Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс
Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс
Урок русского языка на тему "Вставные конструкции" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.