Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 8 классе. Тип урока- урок изучения нового материала.Выбранный ход урока считаю логичным и эффективным. При построении урока соблюдались следующие принципы:научность, доступность,последовательность по овладению умений и навыков. Считаю, что все этапы урока между собой взаимосвязаны. На данном уроке успешно отработан навык выделения вводных слов (словосочетаний и предложений).
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: Вводные слова (словосочетания, предложения). Знаки
препинания при вводных словах (словосочетаниях, предложениях).
Цели:
Познавательные:
выяснить, что такое вводные слова (словосочетания, предложения) и какова
их роль в предложении, познакомить с группами вводных слов по значению
как средством выражения отношения говорящего к объекту разговора,
усвоить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами.
Развивающие:
развивать языковое чутьё, умение чувствовать красоту языка, логическое
мышление, умения и навыки работы с текстом.
Воспитательные:
воспитывать умение слушать и слышать.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Объявление темы и цели урока
I.
II. Мотивация учебной деятельности школьников.
Какова, по вашему мнению, цель нашего урока:
1. Узнать, что такое вводное слово.
2. Зачем вводные слова используют в речи.
3. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с вводными словами.
III. Изучение нового материала
Поиск информации
1. Ребята, давайте подумаем, что такое «Вводные слова», подберем
2.
однокоренные слова к этому слову (Вводить, ввод, вводный).
Давайте выясним значение этих слов по словарям. (Самостоятельная
работа учащихся со словарями в группах: 1группа – Толковый словарь
русского языка под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, 2 группа –
Толковый словарь В.И.Даля, 3 группа – Толковый словарь русского
языка под ред. Д.Н.Ушакова, 4 группа – Т.Ф. Ефремова Новый толково
– словообразовательный словарь русского языка).
По словарным статьям выясняем:
Вводить (ввод) это значить приводить внутрь, впустить в пределы чего
нибудь: вводить мяч в игру, ввести данные в компьютер, ввести в мир
живописи, электрический ввод
Вводный – являющийся вступлением, введением во что нибудь: вводная
лекция, вводный лист, вводный тон
Исходя из значений родственных слов, какой можем сделать вывод, что же
такое «вводные слова»?
Вводные слова это конструкции, введенные в структуру предложения.
1С какой целью вводят эти конструкции в предложения?
При помощи их говорящий выражает своё отношение к тому, что он
сообщает.
Давайте, сравним наши выводы с теорией учебника.
3. Давайте обратимся к опорной схеме «Вводные слова и вводные
предложения». Самостоятельно рассмотрите схему, выполните задание
(карточка 1)
……,
и
, ……
ВС
ВП
отношение к источнику сообщения
Группы вводных слов по значению:
различная степень уверенности (конечно…);
различные чувства (к счастью….);
источник сообщения (потвоему…);
порядок мыслей (вопервых…);
способ оформления мыслей (итак…)
Интонация: …..,
ВС или ВП……
пауза
Быстрое
произношение
ВС и ВП не являются членами предложения
IY. Закрепление изученного материала
1.Задание. Карточка 1 Ф.И. ученика …………………………..
Рассмотрите опорную схему и допишите предложения.
1. Вводные слова (ВС) и вводные предложения (ВП) это такие слова
и предложения, при помощи которых говорящий выражает
_________________________________, указывает на __________
__________________________.
22. ВС и ВП при произнесении выделяются _____________________
(паузами и ___________________________________).
3. ВС________________________________________ членами
предложения.
2.Работа над интонацией вводности
Включаю запись песни «Песенка про Красную Шапочку»
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Встречаются ли в прослушанной песенке вводные слова? Назовите их.
Как вы узнали, что это вводные слова?
С какой целью они используются?
Как выделяются вводные конструкции в устной речи? (Особая интонация
водности: паузы, более быстрое произношение).
3.Работа в группах. Используя вводные слова, выразите различное
отношение к тому сообщению, которое содержится в предложении:
1группа: Завтра будет хорошая погода.
2группа: Эта книга нам понравилась.
3группа: Экскурсия будет интересной.
4группа: Фестиваль был чудесный.
5 группа: Сегодня приезжает мой брат.
6 группа: Самолет приземлился в аэропорту.
4.Работа с текстом. Стихотворение Александра Кушнера « Вводные
слова».
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: « К счастью…»
И потом
3Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова во первых, во вторых.
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями…
Вопросы:
1. Что говорит автор о роли вводных слов в речи? С какими мыслями вы
согласны? Что вызывает у вас возражение?
2. Придумайте предложения с вводными словами к счастью, к несчастью
(по вариантам). Какова роль этих вводных слов в речи?
3. Каково значение вводных слов вопервых, во вторых? Согласны
ли вы с тем, что слова вопервых, во вторых способны спасать
говорящего, помогая ему собраться с мыслями? Какие еще вводные
слова показывают связь мыслей, выявляют связь между предложениями в
тексте? Для какого типа речи характерно использование этих слов?
4. Какими частями речи являются слова вопервых, во вторых?
Докажите ваше мнение в рассуждении на грамматическую тему,
используя вводные слова во первых, во вторых, наконец,
следовательно…
5. Объясните, как вы понимаете выражения: кружится голова, суть
сберечь, начав издалека, собраться с мыслями.
6. Сделайте на материале текста разные виды разбора (по рядам):
Легко фонетический разбор;
Сберечь орфографический разбор словоформы;
Издалека морфемный разбор слова
7. Сравните текст А.Кушнера с материалами о вводных словах в учебнике.
Какие особенности художественного и научного стилей помогает
увидеть это сопоставление?
Y. Рефлексия. Подведение итогов урока.
1. Беседа с применением интерактивного приема «Микрофон» (ответ
одним предложением.)
Например: Без сомнения, вводные слова делают речь более
эмоциональной, точной, выразительной.
Мы достигли поставленных целей?
Чему мы научились?
Зачем вводные слова используются в речи?
YI. Домашнее задание
41. Выучить теоретический материал (учебник стр.227228,230, опорная
схема), выполнить письменно упр.384 (Б), индивид. задание
подготовить устное лингвистическое сочинение – миниатюра на тему
«Вводные слова и предложения». Подсказкой для вас может быть
грамматическая сказка Ф.Кривина «К счастью…»
Приложение №1 Ф.Кривин «К счастью…»
К счастью…
К счастью, мы пришли… Не подумайте, что пришли к счастью. Там,
куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали
в дороге, что, когда, наконец, пришли, то вздохнули с облегчением: « К
счастью, мы пришли»…
Все дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила
его в мало что означающее вводное слово. Может, совсем не в то слово,
которое в данном случае надо было сказать… Может, не то. А может, и то.
Может уже ничего не может, потому что означает не действие, а какую
то неопределенную вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось
этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить.
Главное тут вовсе не главное, это опять вводное слово. Отделилось от
предложения с двух сторон, потому и считает себя главным.
А в предложении оно не то что не главный, а даже не второстепенный
член. Ввели его – оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для
смысла. Выведешь две запятые сэкономишь, которые нужнее в других
местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть то ни
при чем, совесть здесь опять же вводное слово, а значит, и без нее можно
обойтись, если всего лишь вводное слово.
К несчастью, нам пора…
5Да нет, никто не спешит к несчастью, хотя и к сожалению никто не
спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по
настоящему, а что просто так, без чего обойтись невозможно.
(Ф.Кривин).
6