Урок русского языка "Обращаемся в справочное бюро" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале показаны пути формирования у учащихся умения самостоятельно искать необходимую информацию в словарях и других источниках на уроках русского языка в начальной школе. Одна из ведущих задач в деятельности учителя начальных классов - развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями. Урок позволяет - расширить знания о словарях, показать их многообразие и назначение, закрепить навыки практической работы со словарями, Использование различных словарей на уроках русского языка и позволяет получить хорошие результаты грамотного письма и развитой речи учащихся. В качестве примера работы по УМК «Гармония» приведен урок русского языка в 3 классе по теме «Обращаемся в справочное бюро».
Иконка файла материала урок русского языка.docx
Обращаемся в справочное бюро (работа со словарями) Цель урока:  формирование умения  самостоятельно искать необходимую информацию в   словарях и других источниках. Задачи урока: образовательные ­ расширить знания о словарях, показать их многообразие и назначение, ­ закрепить навыки практической работы со словарями, развивающие ­ развивать речевую активность учащихся, ­ развивать навыки исследовательской деятельности, воспитательные ­ воспитывать любовь к родному языку, ­ воспитывать культуру общения при работе в группах, умение обмениваться информацией, выражать свою точку зрения. Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия  Навыки конструктивного взаимодействия  Адекватное реагирование на трудности Познавательные универсальные учебные  действия  Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.  Представлять информацию в виде текста, таблицы.   Планировать свою работу Регулятивные универсальные  учебные  действия   Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного  результата  Способность к волевому усилию, к выбору в трудных ситуациях Коммуникативные универсальные учебные действия  Умение обратиться за помощью, вести диалог, отстаивать свою точку зрения  Способность работать в группе, распределять роли Ход урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1.Этап актуализации знаний, определение задач урока - Начать наш урок  я хочу с загадки:    Я очень даже много знаю   И на вопросы отвечаю –   Что есть сейчас,    что было встарь.                                   Ну а зовут меня… ­ Словарь­  Французский философ Вольтер сказал:  «Слова – образы; словарь – это вселенная в  алфавитном порядке». ­ Перед нами стоит задача: поближе  познакомиться с некоторыми видами  словарей. ­  А зачем нам нужны словари? ­ Эрудированный человек в нашем  современном обществе должен не только  много   знать, но и уметь быстро находить  информацию. И здесь нам на помощь  приходят  словари.  ­ С какими словарями мы уже знакомы? ­ Орфографический, толковый ­ Каково их назначение? ­ Вставьте пропущенные буквы в  стихотворение. Если затрудняетесь,  пользуйтесь орфографическим словарем. ­ Почему словарь «толковый»? ­ Прочитайте стихи. Спишите первое  двустишье, укажите изученные части речи.  Найдите значения всех выделенных слов в  толковом словаре. ­ Орфографический словарь нужен всем,  чтобы не допускать ошибок в словах,  особенно в тех случаях, когда написание не  подчиняется правилам. Ур.жай, ур.жай! Наше лето провожай! Сколько сладкого г.роха! .гурцы как на подбор! На гряде сорвать не плохо Крупный красный п.м.дор! Пробежишься .г.родом ­  Съешь м.рковку мимоходом.  ­ В толковых словарях можно найти  значение слова.   Он слова растолковывает,  объясняет их смысл. Словарные статьи  помимо толкования значения слова  содержат сведения о его написании,  особенностях произношения, о месте  ударения, о грамматических  свойствах и  т.д.        Одет таким он франтом:        Фуражка с красным кантом.                                     (С.Я. Маршак)        Будут деточки гулять,2. Этап введения нового знания ­ Послушайте такое стихотворение .   Зябнет осинка, Зябнет на ветру, Зябнет на солнышке, Зябнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки –  Надо согреться Бедной осинке. ­ Вам понравилось стихотворение? ­ Почему? ­ Что нужно сделать, чтобы стихотворение  стало интереснее и выразительнее? ­ А вот как написала это стихотворение  Ирина Токмакова:  Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки –  Надо согреться Бедной осинке. ­ Как называются слова, которые  использовал поэт?         В новых лаптях щеголять,         По лесу резвиться,         Бегать по водицу! ­ Нет. ­ Много раз повторяется одно и то же слово. ­ Глагол «зябнет» заменить близкими по  значению глаголами. ­ Синонимы Выступление 1 группы.  Помощники толкового словаря. Бывают ситуации, когда при написании  сочинения, реферата, составлении  презентации возникает необходимость  подобрать нужное слово или заменить  имеющееся. Именно в этих ситуациях  поможет «Словарь синонимов русского  языка». Одна из основных функций  синонимов – функция замещения. Синонимы обогащают речь, дают возможность   избежать повторения одного и того же  слова. В школьной библиотеке мы нашли словари  синонимов авторов: Александрова З.Е.,  Алиева Т.С. В них  слова объединены в  синонимический ряд. Синонимический рядможет состоять из 2, 3, 4 и более слов. В  этом ряду одно слово главное, оно  лишено  оттенков речи. Например, глаза – очи, ­  гляделки, зенки, бельма.  Дети проводят игру «Подобрать  синонимы»  Кот лежит на батарее, Закрывая лапой нос. Утепляйтесь поскорее! Приближается стужа! (мороз) Тихо падает снежок, То зима пришла, дружок! Мы играем, веселимся, И мороза не опасаемся! (не боимся) Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно заболеть. (простудиться) Работа в группах ­ Антонимы (Выступление 1 группы – продолжение) Словарь антонимов занимает важное место  среди других словарей. В языке антонимы  отражают противоположности,  существующие в жизни. Мы спрашиваем: «  Это хорошо или плохо? », « Ещё рано или  поздно? ».  ­ А теперь поработаем со словарём.  Подберите синонимы к каждому  словарному ряду. Противник, неприятель, недруг _________ Вьюга, буран, пурга ___________________ Пауза, остановка, передышка___________ ­ Прочитайте четверостишие. Найдите слова противоположные по значению.  Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело: «Ворон – черный, голубь – белый!» ­ Как они называются?В школьной библиотеке  есть словари  Львова М.Р., Введенской Л.А. Игра: «Подобрать антонимы». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь … (низко) Скажу я слово «далеко» А ты ответишь … (близко) Скажу тебе я слово «трус» Ответишь ты … (храбрец) Теперь «начало» я скажу, И скажешь ты, … (конец). Мы заинтересовались, а есть ли словари  антонимов/синонимов в домашних  библиотеках. Мы провели опрос в нашем  классе (27 человек) и вот что узнали. Словарь  синонимов Словарь  антонимов Оба словаря Да  12 чел. 44% 9 чел. 33% 8 чел. 30% Оказалось, что более половины опрошенных считают не обязательным иметь словари в  домашней библиотеке при наличии сети  Интернет. Работа в группах Выступление 2 группы Очень часто в своей речи мы используем  такие устойчивые выражения, как заморить  червячка, бить баклуши, работать спустя  рукава. А все ли   понимают, могут  объяснить и правильно употребить эти  выражения в речи? Если нет, тогда на  помощь вам придёт «Школьный  фразеологический словарь русского языка»  В.П. Жукова. Фразеологический словарь, как и другие  ­ Найдите в словаре  антонимы к словам: Весёлый ­ _______________ Светлый ­________________ Громкий ­________________ ­  А вот ещё  один словарь.­ Объясните выражение, пользуясь словарем семь пятниц на неделе  ­ комар носа не подточит  ­ бить баклуши ­ ­ Послушайте отрывок из книги Э.  Успенского «Каникулы в Простоквашино» «…Я вам посылку принёс, только вам её не  отдам, потому что у вас доку/ ментов нет,  рано вам ещё доку/менты иметь, а  хвостатым доку/менты вообще не  положены,» ­ сказал почтальон Печкин.   ­ А зачем же вы посылку принесли? ­  возмутился Дядя Фёдор. «­ А затем, так положено, раз посылка  пришла, её  нужно принесть, а раз  доку/ментов нету, её не нужно отдавать. Я  так цельную неделю ходить стану!» ­ Какие слова , по вашему мнению ,  произносил почтальон Печкин неправильно. ­ Какой же словарь нам поможет правильно  поставить ударение в словах?  ­ Давайте, с помощью словаря, исправим  ошибки в отрывке.    3. Этап подведения итогов ­ С какими словарями мы работали сегодня  на уроке? словари, состоит из множества словарных  статей, расположенных в алфавитном  порядке Работа в группах ′ ′ Выступление 3 группы.  Мы представим словарь, который отражает  нормы произношения и ударения. Как  правильно: свёкла или свекла, по ртфель  или портфе ль. Не допускать  ошибок поможет  «Орфоэпический словарь русского языка».  Этим словарём пользуются дикторы  телевидения и радио, чтобы из их уст  звучала красивая и правильная речь. В «Орфоэпическом словаре русского  языка» под редакцией Рубена Ивановича  Аванесова около 63 500 слов. Работа в группахОтветы детей ­ Заглядывайте в словари. Не жалейте  времени на это. Словари помогут сделать  вашу речь богатой, выразительной  и  правильной.   4. Рефлексия ­ Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению на уроке. Мне не интересна  информация о  словарях! Мне  нужна информация о словарях!  Каждый ученик прикрепляет на доску свой  смайлик.