В данном материале показаны пути формирования у учащихся умения самостоятельно искать необходимую информацию в словарях и других источниках на уроках русского языка в начальной школе.
Одна из ведущих задач в деятельности учителя начальных классов - развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями. Урок позволяет - расширить знания о словарях, показать их многообразие и назначение, закрепить навыки практической работы со словарями,
Использование различных словарей на уроках русского языка и позволяет получить хорошие результаты грамотного письма и развитой речи учащихся.
В качестве примера работы по УМК «Гармония» приведен урок русского языка в 3 классе по теме «Обращаемся в справочное бюро».
Обращаемся в справочное бюро (работа со словарями)
Цель урока: формирование умения самостоятельно искать необходимую информацию в
словарях и других источниках.
Задачи урока:
образовательные
расширить знания о словарях, показать их многообразие и назначение,
закрепить навыки практической работы со словарями,
развивающие
развивать речевую активность учащихся,
развивать навыки исследовательской деятельности,
воспитательные
воспитывать любовь к родному языку,
воспитывать культуру общения при работе в группах, умение обмениваться информацией,
выражать свою точку зрения.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия
Навыки конструктивного взаимодействия
Адекватное реагирование на трудности
Познавательные универсальные учебные действия
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Представлять информацию в виде текста, таблицы.
Планировать свою работу
Регулятивные универсальные учебные действия
Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата
Способность к волевому усилию, к выбору в трудных ситуациях
Коммуникативные универсальные учебные действия
Умение обратиться за помощью, вести диалог, отстаивать свою точку зрения
Способность работать в группе, распределять роли
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Этап актуализации знаний, определение
задач урока
- Начать наш урок я хочу с загадки:
Я очень даже много знаю
И на вопросы отвечаю –
Что есть сейчас,
что было встарь.
Ну а зовут меня…
Словарь Французский философ Вольтер сказал:
«Слова – образы; словарь – это вселенная в
алфавитном порядке».
Перед нами стоит задача: поближе
познакомиться с некоторыми видами
словарей.
А зачем нам нужны словари?
Эрудированный человек в нашем
современном обществе должен не только
много знать, но и уметь быстро находить
информацию. И здесь нам на помощь
приходят словари.
С какими словарями мы уже знакомы?
Орфографический, толковый
Каково их назначение?
Вставьте пропущенные буквы в
стихотворение. Если затрудняетесь,
пользуйтесь орфографическим словарем.
Почему словарь «толковый»?
Прочитайте стихи. Спишите первое
двустишье, укажите изученные части речи.
Найдите значения всех выделенных слов в
толковом словаре.
Орфографический словарь нужен всем,
чтобы не допускать ошибок в словах,
особенно в тех случаях, когда написание не
подчиняется правилам.
Ур.жай, ур.жай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого г.роха!
.гурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо
Крупный красный п.м.дор!
Пробежишься .г.родом
Съешь м.рковку мимоходом.
В толковых словарях можно найти
значение слова. Он слова растолковывает,
объясняет их смысл. Словарные статьи
помимо толкования значения слова
содержат сведения о его написании,
особенностях произношения, о месте
ударения, о грамматических свойствах и
т.д.
Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом.
(С.Я. Маршак)
Будут деточки гулять,2. Этап введения нового знания
Послушайте такое стихотворение .
Зябнет осинка,
Зябнет на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.
Вам понравилось стихотворение?
Почему?
Что нужно сделать, чтобы стихотворение
стало интереснее и выразительнее?
А вот как написала это стихотворение
Ирина Токмакова:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке.
Как называются слова, которые
использовал поэт?
В новых лаптях щеголять,
По лесу резвиться,
Бегать по водицу!
Нет.
Много раз повторяется одно и то же слово.
Глагол «зябнет» заменить близкими по
значению глаголами.
Синонимы
Выступление 1 группы.
Помощники толкового словаря.
Бывают ситуации, когда при написании
сочинения, реферата, составлении
презентации возникает необходимость
подобрать нужное слово или заменить
имеющееся. Именно в этих ситуациях
поможет «Словарь синонимов русского
языка». Одна из основных функций
синонимов – функция замещения. Синонимы
обогащают речь, дают возможность
избежать повторения одного и того же
слова.
В школьной библиотеке мы нашли словари
синонимов авторов: Александрова З.Е.,
Алиева Т.С. В них слова объединены в
синонимический ряд. Синонимический рядможет состоять из 2, 3, 4 и более слов. В
этом ряду одно слово главное, оно лишено
оттенков речи. Например, глаза – очи,
гляделки, зенки, бельма.
Дети проводят игру «Подобрать
синонимы»
Кот лежит на батарее,
Закрывая лапой нос.
Утепляйтесь поскорее!
Приближается стужа! (мороз)
Тихо падает снежок,
То зима пришла, дружок!
Мы играем, веселимся,
И мороза не опасаемся! (не боимся)
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно заболеть. (простудиться)
Работа в группах
Антонимы
(Выступление 1 группы – продолжение)
Словарь антонимов занимает важное место
среди других словарей. В языке антонимы
отражают противоположности,
существующие в жизни. Мы спрашиваем: «
Это хорошо или плохо? », « Ещё рано или
поздно? ».
А теперь поработаем со словарём.
Подберите синонимы к каждому
словарному ряду.
Противник, неприятель, недруг _________
Вьюга, буран, пурга ___________________
Пауза, остановка, передышка___________
Прочитайте четверостишие. Найдите слова
противоположные по значению.
Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон – черный, голубь – белый!»
Как они называются?В школьной библиотеке есть словари
Львова М.Р., Введенской Л.А.
Игра: «Подобрать антонимы».
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … (низко)
Скажу я слово «далеко»
А ты ответишь … (близко)
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты … (храбрец)
Теперь «начало» я скажу,
И скажешь ты, … (конец).
Мы заинтересовались, а есть ли словари
антонимов/синонимов в домашних
библиотеках. Мы провели опрос в нашем
классе (27 человек) и вот что узнали.
Словарь
синонимов
Словарь
антонимов
Оба словаря
Да
12 чел.
44%
9 чел.
33%
8 чел. 30%
Оказалось, что более половины опрошенных
считают не обязательным иметь словари в
домашней библиотеке при наличии сети
Интернет.
Работа в группах
Выступление 2 группы
Очень часто в своей речи мы используем
такие устойчивые выражения, как заморить
червячка, бить баклуши, работать спустя
рукава. А все ли понимают, могут
объяснить и правильно употребить эти
выражения в речи? Если нет, тогда на
помощь вам придёт «Школьный
фразеологический словарь русского языка»
В.П. Жукова.
Фразеологический словарь, как и другие
Найдите в словаре антонимы к словам:
Весёлый _______________
Светлый ________________
Громкий ________________
А вот ещё один словарь. Объясните выражение, пользуясь словарем
семь пятниц на неделе
комар носа не подточит
бить баклуши
Послушайте отрывок из книги Э.
Успенского «Каникулы в Простоквашино»
«…Я вам посылку принёс, только вам её не
отдам, потому что у вас доку/ ментов нет,
рано вам ещё доку/менты иметь, а
хвостатым доку/менты вообще не
положены,» сказал почтальон Печкин.
А зачем же вы посылку принесли?
возмутился Дядя Фёдор.
« А затем, так положено, раз посылка
пришла, её нужно принесть, а раз
доку/ментов нету, её не нужно отдавать. Я
так цельную неделю ходить стану!»
Какие слова , по вашему мнению ,
произносил почтальон Печкин неправильно.
Какой же словарь нам поможет правильно
поставить ударение в словах?
Давайте, с помощью словаря, исправим
ошибки в отрывке.
3. Этап подведения итогов
С какими словарями мы работали сегодня
на уроке?
словари, состоит из множества словарных
статей, расположенных в алфавитном
порядке
Работа в группах
′
′
Выступление 3 группы.
Мы представим словарь, который отражает
нормы произношения и ударения. Как
правильно: свёкла или свекла, по ртфель
или портфе ль.
Не допускать ошибок поможет
«Орфоэпический словарь русского языка».
Этим словарём пользуются дикторы
телевидения и радио, чтобы из их уст
звучала красивая и правильная речь.
В «Орфоэпическом словаре русского
языка» под редакцией Рубена Ивановича
Аванесова около 63 500 слов.
Работа в группахОтветы детей
Заглядывайте в словари. Не жалейте
времени на это. Словари помогут сделать
вашу речь богатой, выразительной и
правильной.
4. Рефлексия
Выберите смайлик, который соответствует
вашему настроению на уроке.
Мне не интересна информация о
словарях!
Мне нужна информация о словарях!
Каждый ученик прикрепляет на доску свой
смайлик.