Урок русского языка Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
14.11.2018
Тип урока: Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников:
• 6ЛР: развитие умений образовывать имена существительные, установив установив способ их образования с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
• 7ЛР: развитие эмоциональности, формирование умений чувствовать и определять красоту зимних слов как средств выразительности речи.
• 8ЛР: развитие чувства языка на основе анализа состава слов и выявление оттенков их значения.
Учебные материалы:
1. Учебник “Русский язык”, 3 кл. авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.
2. Звукозапись пьесы П.И.Чайковского “Январь. У камелька”.
3. Зимние зарисовки.
4. Части речи.
5. Текст стихотворения С.Есенина “Поёт зима, аукает”.Технологическая карта урока
Урок русск. языка 4 класс.docx
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30»
Урок русского языка
Образование имен существительных
с уменьшительноласкательным значением
начальных классов
Куркина В.Д.
Подготовила: учитель Тип урока: Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников:
Саранск 2014
6ЛР: развитие умений образовывать имена существительные, установив установив способ их образования с помощью суффиксов с
уменьшительноласкательным значением.
7ЛР: развитие эмоциональности, формирование умений чувствовать и определять красоту зимних слов как средств выразительности речи.
8ЛР: развитие чувства языка на основе анализа состава слов и выявление оттенков их значения.
Учебные материалы:
1. Учебник “Русский язык”, 3 кл. авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.
2. Звукозапись пьесы П.И.Чайковского “Январь. У камелька”.
3. Зимние зарисовки.
4. Части речи.
5. Текст стихотворения С.Есенина “Поёт зима, аукает”.
Этапы урока
I. Оргмомент
Учитель
Учащиеся
Сегодня на уроке мы будем исследователями и
открывателями новых “тайн” русского языка, а для
этого я просила вас разделиться на две группы,
которые по ходу урока будут выполнять определённые
задания.
Дети рассаживаются по своим местам.
II. Языковая разминка
1. Включена запись пьесы П.И.Чайковского “Январь. У
камелька”.
Дети отвечают и угадывают название пьесы. (название учитель не сообщает).
какие картины возникают в вашем воображении
О зиме, но с точки зрения русского правописания.
Посмотрите несколько зарисовок на тему “Зима” (показ
слайдов).
О каком времени года будем говорить?
2. Запишите предложение:
Блестит нарядный зимний лес,
И светит солнышко с небес.
(Попрошу к доске нескольких знатоков русского
языка).
1й ребёнок называет изученные орфограммы.
2й производит синтаксический разбор предложения
3й разбирает слово зимний по составу.
4й разбирает слово лес как часть речи.
5й производит фонетический разбор слова лес
III. Актуализация знаний
1. Почему сектор “Имена существительные” закрашен?
Дайте определение этой части речи.
:
2. Я вам предлагаю игру “Данет”
Солнце, морозить, мороз, зима, снежинка, зимовать,
зимушка.
Дети хлопают в ладоши, если звучат имена
существительные
Назовите постоянные признаки имён существительных
Дети доказывают, почему эти признаки постоянные
IV. Постановка учебной
проблемы
Выпишите однокоренные имена существительные.
Зимазимушка
Докажите, что они однокоренные. Одинаково ли значение этих слов?
За счёт чего слово приобрело ласкательное значение?
Сформулируйте тему урока.
Представители команд поочерёдно отвечают, могут
возникнуть разногласия.
Образование имён существительных с уменьшительно
ласкательным
(На слайде появляется тема урока).
значением.
V. Планирование
деятельности
Что предстоит выяснить?
Как нам это сделать?
Отвечает 1 команда: какие суффиксы образуют
существительные с уменьшительноласкательным
значением.
Отвечает 2 команда: образовать суффикс и сравнить вывод
с учебником.
VI.Поиск решения.
Упражнение 264 (учебник).
Каждая команда высказывает свою точку зрения.
(наблюдение над значением и
структурой имён
существительных)
Прочтите текст и понаблюдайте над однокоренными
словами.
ищ: .морозище, силища, снежище (указывают на силу).
Какое значение у суффиксов ок, ищ.
Какая команда больше назовёт слов с такими же
суффиксами?
2. На уроке литературного чтения
изучали стихотворение С.Есенина
“Поёт зима, аукает”.
Найдите и выпишите имена существительные с
ок: снежок, пушок, ле
док, холодок, (ласкательное значение).
метелица – метель
воробышки – воробей
детки – дети
пташки – птахи уменьшительно ласкательным значением,
понаблюдайте, как они образовались.
Сверьте свои выводы с выводами учебника. (с.39)
(представители от каждой команды поочерёдно
называют от каких существительных образованы данные
существительные; с помощью каких суффиксов
Физкульт – минутка
заряд (бодрости) – зарядка – зарядочка.
VII. Развитие умения –
применение новых знаний,
обобщение информации
1. Я вам предлагаю ряд существительных. Попробуйте
образовать от них слова с суффиксами ушк, юшк,
ышк, чик, ёнк, онк .
В каких словах они играют роль уменьшения, а в каких
– ласкательное значение?
изба тулуп
поле зима
крыло рука
Сделайте вывод!
А теперь ваша любимая работа.
Каждая команда составляет свой акротекст. Слово для
акротекста одно – снег.Постарайтесь использовать в
каждом предложении существительные с
уменьшительноласкательными суффиксами.
Упр.265 – развитие умения находить в тексте слова с
уменьшительно – ласкательным значением.
Команды выполняют работу и составляют тексты. Тексты
зачитываются, слова с уменьшительноласкательными
суффиксами записываются; значение суффиксов
комментируется. Что вы наблюдали, читая слова с уменьшительно
ласкательным значением?
От каких основ образовались эти новые слова?
Выпишите имена существительные и разберите их по
составу.
Вывод: Что могут выражать названные в рамке
суффиксы, с помощью которых образуются новые
словаимена существительные?
У суффиксов может быть не только уменьшительно –
ласкательное значение, но и только уменьшительное или
только ласкательное.
VIII. Итог урока
Какова была проблема урока?
Обобщают, делают выводы.
(На слайде снова появляются
суффиксы)
Какое решение мы нашли?
Какую же роль перечисленные суффиксы играют при
образовании новых существительных?
IX. Рефлексия
Как оцениваете свою работу?
Заполняют графы.
Я сегодня на уроке…
X. Домашнее задание
Упр. 1, 2, стр. 5556
Урок русского языка Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Урок русского языка Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Урок русского языка Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Урок русского языка Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Урок русского языка Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Урок русского языка Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.