Проект «Охотники за ошибками»
Класс: 9
ТЕМА урока:
Правописание и нормированное употребление в речи существительных, местоимений, глаголов.
ЦЕЛИ:
1. Обучение нормам орфоэпии русского языка путём сравнения диалектного произношения с нормированным.
2. Развитие орфографической зоркости, памяти, языкового чутья и речи; формирование и развитие речевого слуха учащихся, способности фиксировать внимание на фонетических особенностях звучащей речи, также анализировать её с точки зрения соблюдения норм литературного языка; отработка навыка правописания словарных слов, развитие способности применения изученных правил на практике.
3. Воспитание интереса к урокам русского языка и неравнодушного отношения к небрежному, ненормированному произношению и употреблению слов.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Метод проекта.
Оборудование: мобильные телефоны, опорные таблицы, изготовленные учащимися, карточки с индивидуальным заданием, орфоэпический словарь.
ПЛАН УРОКА |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА |
1.Организационный момент. Цель: практическая подготовка учащихся к уроку.
2.Мотивация учебной деятельности. Формулирование целей и задач урока. Цель: подготовить учащихся к осознанной работе, создать благоприятную психологическую обстановку.
3.Актуализация опорных знаний и их закрепление. Цель: осмысление, систематизирование и закрепление изученного материала.
Орфографический тренинг. Цель: развитие орфографической зоркости и памяти.
Объяснение правописания слов спасибо, здравствуйте с точки зрения этимологии. |
Приветствие. Запись числа. - Сегодня к нам на урок пришли гости, а когда к нам приходят гости, мы стараемся их чем – то порадовать. Сегодня мы попытаемся порадовать наших гостей умными ответами и высокими оценками.
- Сегодня на уроке мы подведём итог нашей работы, которую мы проводили в течение трёх недель и назвали её «Охотники за ошибками». Мы с вами большие молодцы! Вы с честью справились с этой трудной задачей. Охота была удачной, с богатой добычей пришли вы на урок. Эту работу мы проводили в 3 этапа. 1 этап - в течение недели вы искали ошибки в торговых точках (ценники в магазинах, рекламные вывески, щиты и так далее). 2 этап - в течение следующей недели вы искали ошибки на страницах интернета, в телевизионных передачах « Новости» («бегущая строка») и т.д. 3 этап - вы искали речевые ошибки, которые допускаете сами, ваши друзья, знакомые и близкие. Цель нашего урока - отработать правописание, произношение и правильное употребление в речи слов, в которых вы нашли ошибки.
- На доске записаны слова. Спишите их, выделяя нужную букву зелёной пастой и пользуясь опорной таблицей и памяткой, которую подготовил Бородин Никита. Запомни ! Слова на – ция пишутся с буквой и ! Нация, полиция, лекция. Запомни словарные слова! Йогурт, мандарин, апельсин, колбаса, вермишель. Знай ! Существительные мужского рода с шипящей на конце пишутся без ь знака !
Акц...я, фарш(?), ДК «Светоч…», к...тайские, (ё,йо)гурт, м...нд...рины, (о,а)пельсины, к...лбаса, верм...шель, бразильск… кофе. - К слову кофе подберите прилагательные, чтобы был понятен род существительного. (Чёрный, вкусный, сладкий кофе). - Какой общей темой объединены эти слова? -Теперь возьмите мобильные телефоны и, используя данные слова, напишите SMS маме, бабушке, брату с просьбой купить что-либо. Прежде чем вы будете писать, вспомните, когда мы обращаемся к кому-то с просьбой, мы используем «вежливые слова». Вспомните написание этих слов. При написании SMS воспользуйтесь табличкой-памяткой, которую подготовил Агафонов Андрей. Запомни! Спасибо, пожалуйста, благодарю, будьте добры, привет, здравствуйте.
Рассказ учителя. |
Проверка SMS .
Промежуточное оценивание выполненных работ.
4.Динамическая пауза.
5. Орфоэпическая разминка. Цель: отработка правильного произношения и употребления глаголов.
Вывод:
6. Проверка домашней работы, промежуточное оценивание. Цель: выявление типичных ошибок и пробелов в знаниях.
Немая подсказка (инсценирование).
(Сценка «Выпуск новостей»).
7. Чтение стихотворения по ролям. (стихотворение придумано творческой группой совместно с учителем)
8. Рефлексия. Подведение итогов урока. Цель: проанализировать работу на уроке.
9. Домашнее задание. Цель: определить уровень усвоения проработанного материала, закрепление знаний, умений и навыков. |
- Пока я проверяю ваши работы, вы тоже проверьте SMS одного мальчика. ( Исправление ошибок ручкой с зелёной пастой, анализ ошибок, запись сообщения в исправленном виде). « Саня превет. Ты низнаиш чё задано по рускаму языку».
Краткое комментирование оценок.
Двигательное упражнение на расслабление. Ребята встают, под музыку и рассказ учителя выполняют соответствующие движения. « Мы с вами птицы, вспорхнувшие со своих мест, мы парим над лугом с сочной травой и красивыми цветами, мы, то поднимаемся, то опускаемся, мы бодры и полны сил. А теперь мы приземляемся, складываем крылья, мы снова ученики, мы продолжаем работать».
- Записанные на доске глаголы распределите в 2 столбика, расставьте ударение, прочитайте. Муж.род. Жен.род. ... ...
Начал, понял, заняла, забрала, занял, забрал, взяла, поняла, начала. (учащиеся выполняют задание, пользуясь табличкой- памяткой, изготовленной Андреевой Юлей.)
В глаголах м.р. Пр. вр. ударение обычно падает на приставку или гласную в корне, а в глаголах ж.р. Пр. вр. ударение падает на последний слог.
1. - Дома я просила вас перечитать письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова «Ванька» и найти в нём речевые ошибки. 2.- Запишите предложения, раскрыв скобки. (Он) отец работает на заводе. Это (они) машина. (Она) брат ушёл в армию. - В русском языке есть два глагола, близкие по значению: одеть и надеть. - Когда мы употребляем в речи глагол одеть, а когда надеть? Запишите, что делает Таня? (Таня надевает шапку, куртку, перчатки. Таня одевает ребёнка).
Запомни! Нельзя говорить – надевайся, правильно говорить - одевайся! Надеть можно что-то, А одеть кого-то! - А как правильно — ложи, ложь или клади ? - А теперь попробуйте услышать, какие речевые ошибки допущены телеведущими новостей ? (Сценка «Выпуск новостей»). - Для того, чтобы лучше запомнить правильное употребление слов, с которыми мы работали, мы сочинили стихотворение - шутку, которое мы сейчас и прочитаем.
Мы ребята просто класс. Каждый грамотный у нас. Мы звони'м, никак не зво'ним, Ты звони'шь, а мне звоня'т. Учёные люди так говорят. Мы и вам сказать хотим, если будешь ты учиться, в жизни доброе случи'тся! И куда б ты не поехал, то повсюду и везде, будут рады все тебе. - Мы с Андрюхою друзья: его дом — моя семья Его брат - и мне он брат, Их родителям я рад. Его младшая сестра, ну, свела меня с ума. - Друг, Андрюха, помоги, как сказать: ты ложь, лажи ? Взяла Андрюхин телефон, « Положи», - ответил он. - А урок уже нача'лся? Извините, заигрался, - Ну, конечно, начался', А опаздывать нельзя! - Ну, а чтоб не заболеть, надо куртку вам надеть и братишку своего ты одень тепло — тепло. - С речью трудности, друзья? Всё спроси у словаря! Ведь не знают лишь ленивые, грамотная речь делает людей краси'вее!
Свою орфоэпическую памятку представляет Карева Анжела. - Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А вам понравился урок ? Что узнали нового, что для себя вынесли практически значимое? Выставление оценок.
1 уровень - Составьте с указанными словами диалог, запишите его на диктофон и в тетради. (положи, взяла, брала его, её, их, клади, случится, начался, собрались). 2 уровень - Списать текст, вставить пропущенные буквы ручкой с зелёной пастой.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.