Департамент образования администрации г. Братска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 имени П.Н. Самусенко»
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе
«Орфограммы в корнях слов»
Образовательная область: филология
Разработала: Молнар Л.В.,
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2016 г.
Тема урока: ОРФОГРАММЫ В КОРНЯХ СЛОВ
Тип урока: закрепление знаний
Цель: систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах и способах их проверки.
Задачи урока:
Познавательные: Формирование умений находить орфограммы, определять их место в слове, подбирать проверочные слова.
Развивающие:
· Развивать внимание, мышление;
· Учить анализировать, выделяя главное, систематизировать учебный материал;
· Развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словом;
· Побудить к творчеству;
· Обогащать словарный запас учащихся.
Воспитательные:
· Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
· Формировать интерес к изучению русского языка.
· Содействовать воспитанию духовно-богатой, творчески активной личности;
· Способствовать повышению речевой культуры;
· Воспитывать умение точно употреблять слова в речи.
Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки.
Этап урока |
Формы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент) |
|
Настрой на работу Слайд №1 . |
Подготовка класса к работе. |
Л: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; Р: понимать и сохранять учебную задачу. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||||||||
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
М.-част.-поиск. Ф. – фронт. |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки Слайд №2 Домашнее задание Уч. стр.74 № 69
Слайд №3 На доске записаны слова: к...л…ндарь адр…с п…года ул…ца - Прочитайте слова. Что их объединяет? - Как называется орфограмма в этих словах? |
Записывают домашнее задание.
Доказывают, записывают слова, вставляют пропущенные буквы. |
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками. Познавательные: осознать познавательную задачу, читать и слушать |
|||||||||||
3.Постановка учебной задачи |
М.-слов.-лог. Ф-фронт. |
Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации - Какие ещё орфограммы, которые находятся в корне слова, вы знаете? - Предположите, какая будет тема урока? Слайд №4
- Поставьте цель и задачи урока. - Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила, которые помогут вам выполнять задания. Поиграем в игру «Ромашка». Нужно выбрать любой лепесток, прочитать вопрос и ответить на него.
- Что такое «орфограмма»? - Как проверить безударный гласный в корне слова? - Как проверить парный согласный в корне слова? - Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? - Что такое «корень слова»? - Какие слова называются «родственными»? |
Называют орфограммы.
Ставят цель урока
Отвечают на вопросы. |
П: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника. Л- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; К- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
|||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения
|
М-слов.-лог. Ф-фгрупп. |
Организация учащихся на исследование проблемной ситуации - Надеюсь, что правила помогут вам справиться с заданиями. Сейчас вы будете работать в группах. На доске и карточках записано стихотворение Дж. Родари. - Вставьте пропущенные буквы.
- Выпишите сущ. в 3 столбика по склонениям. Подчёркнутое слово поставьте в начальную форму, выделите суффикс. (проверка)
– Какие ещё орфограммы встретились в словах стихотворения? - Знание каких правил помогло вам выполнить это задание? - Какая корневая орфограмма чаще всего встречается в словах? А реже всего? - Как проверить непроизносимый согласный? - Именно это правило вам пригодится при выполнении упражнения № 68. |
Работают в группах
|
Р: планирование , прогнозирование; Л- решение проблемы К- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные: |
|||||||||||
5. Первичное закрепление
Физминутка |
М.-част.-поиск. Ф.-дифф., в парах
М.-част.-поиск. Ф.-групповая |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение Работа с учебником стр. 73 упр. № 68. Цель – находить в словах орфограмму «непроизносимый согласный в корне слова» и правильно подбирать проверочные слова; обратить внимание на образование слов антонимов с помощью приставок «не-» и «без(с)-». - Прочитайте первую часть задания. Что нужно сделать? - Назовите проверочные слова. Как вы их подбирали? - Прочитайте первое предложение 2-ой части задания. Выполните его устно в парах. - Какие пары антонимов вы нашли? - Какая часть сделала их антонимами? Вывод: с помощью приставок «не-» и «без(с)-» можно образовать слова с противоположным значением, то есть антонимы. (физминутка) - С какой часть речи мы работали на прошлой неделе? - Вы выполняете движения только тогда, когда услышите глагол в повелительной форме. Встаньте, прыгать, кивайте, приседать, помашите, шагайте, потянуться, покружитесь, наклониться, попрыгайте, вдыхайте, кивали, писать, повернитесь, садитесь. |
Из Обратного словаря (на -Й, - стный) выписывают по десять слов с орфограммой «непроизносимый согласный в корне слова». Рядом записывают проверочные слова. Затем находят слова-антонимы и выделяют ту часть слов, которая делает их антонимами: известный – неизвестный; честный – нечестный; радостный – не- радостный; корыстный – бескорыстный. (2 чел. у доски)
Глагол |
Р: контроль, оценка, коррекция; П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнёра- контроль, коррекция. |
|||||||||||
6.Самостоятельная работа |
М.-сам. раб. |
Организация деятельности по применению новых знаний Работа с учебником стр. 74 упр. № 70. - Это упражнение вы выполняете самостоятельно на оценку. Кто хочет получить дополнительную оценку, можете выполнить задание после текста. |
Вставляют антонимы, находят краткие прилагательные с беглой гласной и записывают полные формы. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того. что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение |
|||||||||||
7. Рефлексия деятельности (итог урока) |
|
Организация рефлексии - Давайте заполним схему.
- Вспомните, какую цель мы ставили вначале урока. - Для чего нам нужно писать правильно? - Оцените свои знания по данной теме. - Сегодня за работу на уроке «5» получают …, «4» - … - Кому понравился урок? |
Самооценка результатов деятельности |
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия; Л: смыслообразование |
|||||||||||
8. Информация о домашнем задании |
|
Уч. стр. 74 № 69 |
|
Приложение
1.Вставь пропущенные буквы Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2.Распредели существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________
|
1.Вставь пропущенные буквы Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2.Распредели существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ___________________________________________ |
1.Вставь пропущенные буквы Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2.Распредели существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ___________________________________________ |
1.Вставь пропущенные буквы Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2.Распредели существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ___________________________________________
|
1.Вставь пропущенные буквы Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2.Распредели существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ___________________________________________ |
1.Вставь пропущенные буквы Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2.Распредели существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ___________________________________________ |
1.Вставь пропущенные буквы Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2.Распредели существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ___________________________________________
|
1.Вставь пропущенные буквы Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2.Распредели существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ___________________________________________ |
1.Вставь пропущенные буквы Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2.Распредели существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ___________________________________________ |
1.Вставьте пропущенные буквы
Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2. Распределите существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________
3. Подчёркнутое слово поставьте в начальную форму, выделите суффикс.
________________________
|
1.Вставьте пропущенные буквы
Эх, кабы радуга в яс..ной лазур… Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури! Праз…ник бы был для каждой стр…ны – Мир без в…йны, а не после в…йны!
2. Распределите существительные по склонениям 1скл. 2 скл. 3 скл. _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________
3. Подчёркнутое слово поставьте в начальную форму, выделите суффикс.
________________________
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.