Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)
Оценка 4.9

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
19.01.2017
Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)
Урок по речевому этикету в 5 классе .Много интересного материала о речевом этикете народов мира, поскольку воспитанный человек должен уметь общаться в любой речевой ситуации. Много лингвистических экспериментов, речевых задач, где необходимо проявить свое умение применять формулы приветствия. Интересное домашнее задание.Сценарий урока по речевому этикету.
вы сказали Здравст..doc
Цель:   1)   обучение   правилам   речевого   этикета,   работа   по   включению   его Вы сказали:  «Здравствуйте!» элементов в речевую практику школьников;  2)развитие устной монологической речи на заданную тему;  3)формирование культурных норм , ценностей нравственности. I. Настрой на урок. Учитель читает стихотворение. Здравствуй, новый прекрасный день! Здравствуй, солнышко! Здравствуй, небо! Я желаю сегодня всем Много­много Любви целебной! Людям, травам, животным, земле. Всем крупинкам жизни волшебной. И себе. И своей семье Я желаю Любви целебной! Всем: и маленьким и большим, Существам и силам Вселенной — Много­много, от всей души, Чистой светлой Любви целебной! (УТРЕННИЙ СТИХ  Н.Козлов) Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте! Какой сегодня прекрасный день и пусть он пройдет удачно для всех! Об этом было и стихотворение поэта Н.Козлова. А сегодняшний урок развития речи  пойдет о речевом этикете, и имя нашего урока «Вы сказали: «Здравствуйте!». О чем же мы будем говорить? Что такое этикет? (Правила поведения людей, правила, как  вести себя среди людей, чтобы им было хорошо, приятно, уютно). Речевой этикет ­ это система правил   речевого   поведения   и   устойчивых   формул   вежливого   общения. Владение   речевым   этикетом   способствует   приобретению   авторитета, порождает доверие и уважение. Что устанавливает речевой этикет? (Правила обращения людей друг к другу,  формы приветствия и прощания, поздравления и ответы на них.) Воспитанные люди должны знать правила этикета, в том числе и речевого. II. ФОРМУЛЫ ПРИВЕТСТВИЯ. При встрече люди здороваются, так принято. Как вы думаете, какой смысл вложен в эту старинную традицию? А теперь  прочитаем текст и выпишем  из него ответ на вопрос: «Что значит  здороваться?» Что значит здороваться? Это, прежде всего, пожелать здоровья, долгих  лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость  по отношению к встретившемуся, иногда даже незнакомому человеку. В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идет навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения  к людям. Вот как рассказывает об этом писатель А.Крон: «…Я одного деда спросил: «Чего здороваешься, знаешь меня, что ли?» А он  мне: «А зачем мне тебя знать?.. Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня  тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый.  Вот и будь здоров». Что значит здороваться? Это значит подтвердить, что ты хорошо  относишься к человеку. Фраза: « Он перестал со мной здороваться означает: Он прервал со мной добрые отношения, знакомство». Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у  всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к  окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключен большой  смысл: «Я вижу тебя, человек, ты мне приятен.  Знай, что я тебя уважаю.  Я  желаю тебе самого доброго: здоровья, мира, веселья и счастья». Вот что  значит простое, обыкновенное здравствуй! III.Учитель читает стихотворение В. Солоухина, посвященное слову:  «Здравствуйте!»: Мне навстречу попалась крестьянка, Пожилая, Вся в платках (даже сзади крест­накрест). Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул, По колено увязнув в снегу. ­Здравствуйте! ­ Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», Больше ведь мы ничего не сказали.   Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?  Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? Вот видите, вы поздоровались с человеком, и  «на капельку радостней  сделалась жизнь». С приветствия начинается общение, разговор. Поэтому  очень важно выбрать те слова, которые помогут вам начать его, расположат к  вам собеседника. Как важно при этом выбрать добрые слова!  IV.1.Аукцион добрых слов для приветствия.  А какие добрые слова для  приветствия вы используете в своей речи? Давайте вспомним их. V.Учащиеся читают стихотворение О .Дриза и выписывают из него и из текста «Этикет у разных народов» добрые слова. Добрые слова Добрые слова не лень Повторят мне каждый день. Только выйду за ворота, Всем идущим на работу, Кузнецу, ткачу, врачу «С добрым утром!»­ я кричу. «Добрый день!»­ кричу я вслед Всем идущим на обед. «Добрый вечер!»­ так встречаю Всех домой спешащих к чаю. . О.Дриз. Этикет у разных народов.   накладываются На   неповторимые   особенности   языка   разных   народов   особенности обрядов, привычек, всего принятого и непринятого в поведении, разрешенного   и   запрещенного   в   социальном   этикете.   Порой   самым неожиданным   образом   проявляются   национально­культурные   особенности речевого поведения говорящих.  Сошлемся на отрывок из книги очерков К. Чапека, в котором он описывает встречу и обмен приветствиями двух чехов:  ­ Здрасьте, как поживаете? ­ Да скверно, не ахти как!  ­ И не говорите! А в чем дело? ­ Э­э, знаете, сколько забот!...  ­ Ну, вы­то что можете сказать о заботах? Мне бы ваши заботы!  ­ Ну, дорогой, быть бы вам в моей шкуре, тогда бы вам не поздоровилось!...А у вас как дела?  ­ Да, знаете, неважно!  ­ А как здоровье?  ­ Так себе. А что у вас дома?  ­ Ничего, скрипим!  ­ Так будьте здоровы!  ­ Мое почтение!  Не правда ли, создается впечатление, что у собеседников дела идут неважно. Но, приведя такой диалог, К. Чапек говорит, что если читатель поймет, будто у встретившихся не так уж все хорошо и пошатнулось здоровье, он ошибется. Просто чех при встрече по обычаю, привычке не склонен говорить, что у него жизнь идет хорошо, он скорее предпочитает жаловаться. Однако жалуется он бодрым   тоном   и   как   бы   хвастается   заботами,   гордится   трудностями   и огорчениями, потому что без трудностей, по его представлениям, живет лишь бездельник. У серьезного же человека на уме одни заботы. Ну а если ближний на вопрос: « Как дела?» ­ ответит, что у него все хорошо, то тотчас возбудит смутное   подозрение:   он   что­то   скрывает!   Вот   ведь   как   любопытны национальные особенности использования речевого этикета! По   наблюдениям,   русские   на   вопрос:   «   Как   дела?»   ­   предпочитают усредненный ответ: « Ничего!», а вот от болгарина не редкость услышать: «Хорошо!» Вообще специфика приветствий и всякого рода осведомлений при встрече у разных народов очень интересна. По свидетельству Б. Бгажнокова, исследовавшего этикет адыгов, предельно общему русскому «Здравствуйте!» соответствует   множество   способов   приветствовать   в   зависимости   от   того, мужчина или женщина, старик или молодой выступает в качестве адресата, всадник   это   или   путник,   пастух   или   кузнец...   Великое   разнообразие   и   у монголов. Приветствия и осведомления о делах разнятся в зависимости от времени   года.   Осенью   спрашивают:   «Жирный   ли   скот?»;   «Хорошо   ли проводите осень?» весной: «Благополучно ли встречаете весну?» зимой: «Как зимуете?» Вообще же самым общим приветствием даже городских жителей, даже   интеллигентов   является   стереотип,   отразивший   кочевой   образ   жизни скотоводов: «Как кочуете?»; «Как ваш скот?» И у русских, конечно, не одно самое общее «Здравствуйте». Приветствий у нас примерно 40, а то и больше. И есть такое, правда, устаревшее, которое направляют работающему: « Бог в помощь».  Есть и для приехавшего  «Добро пожаловать!»;  «С приездом»,  и для входящего: « Милости прошу!», есть   для   помывшегося   в   бане:   «С   легким   паром!»   Есть   приветствия   в зависимости   от   времени  суток:  «Добрый   день»;  «  Доброе   утро»;    Добрый вечер!», а есть и тому, кого давно не видели:  «Сколько зим, сколько лет!» И еще множество приветствий у нас! Ф. Фолсом в «Книге о языке» (М. 1974) рассказывает, что древние греки приветствовали друг друга:   «Радуйся!», а современные греки: « Будь здоровым!»   Арабы говорят: « Мир с тобой!», а индейцы навахо:  «Все хорошо!» Русские спрашивают: «Как здоровье?» А вот древние египтяне полагали, что при встрече накоротке некогда, да и ни к чему делать   анализ   своего   здоровья.   Они   спрашивали   конкретно:   «Как   вы потеете?»   Как   видим,   самые   разнообразные   стереотипы   речевого   этикета запечатлели особенности быта.  Сколько добра в речевом этикете и сколько национальной культуры!  « Добрый день!» и  «Добрый вечер!»; « Добро пожаловать!» «Хлеб да соль!»; «Не поминайте лихом!»; « Милости прошу к нашему шалашу!»; « Будьте как дома!»; «Заходите, гостем будете!»; «Прошу любить и жаловать!» ­ и всегда благопожелание, доброжелательство, в котором глубокий исходный народный смысл. Узнав этикет своего  народа, вы будете с уважением относиться к нормам поведения,   принятым   у   других   народов.   Без   умения   уважать   и   понимать чужие обычаи невозможно жить в современном мире. (О. Орестов. Другая жизнь и берег дальний). VI.РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ.  От чего зависит выбор слов приветствия? 1.Речевая ситуация    Расскажите, что обозначает данная схема.                                                                                                    2. В русском языке существуют десятки способов приветствия. Как вы  полагаете, зачем нужно так много выражений для передачи одного и  того же смысла? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте  примеры, пользуясь уже известной вам схемой.  Какие приветствия  являются нейтральными? Какие используются в непринужденной  обстановке, в общении со сверстниками, с друзьями, родными?  А какие – людьми пожилого возраста? Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас!  Здравствуй (те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании!  Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием!  Нижайшее почтение! Общий салют! Добро пожаловать! Привет от старых  штиблет! Рад Вас видеть. Сердечно приветствую Вас. Доброе утро!  Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую Вас! Мое почтение!  Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер! .  Вывод: выбор слов для  приветствия определяется речевой ситуацией и  речевым этикетом, то есть зависит от того, моложе или старше тот, кого вы  приветствуете, знакомы ли вы или нет и т.д. 3. Рассмотрите рисунки. Объясните, какие слова должны произнести люди друг другу в каждой ситуации. Докажите, что вы не ошиблись в выборе слов. 4. Продолжите предложение: Выбор слов приветствия зависит от … 5.РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКУМ.  А всегда ли вы здороваетесь? Например, с  сидящими на скамейке у вашего подъезда старушками? Встречаясь с  соседями? С учителями, которые не ведут у вас уроки? Когда приходите к  врачу, в магазин, в библиотеку? Какие формы приветствия употребляете?        3.Учитель предлагает учащимся прослушать отрывки из известных им  произведений и найти формы приветствия.                                  1.А человечек за окном тем временем замедлил ход и сказал: ­Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?  ­Да, да, пожалуйста, ­ поспешно ответил Малыш. (А. Линдгрен. Малыш и Карлсон) 2.Подойдя к двери класса, она с таким грохотом распахнула ее, что все  ребята от неожиданности подскочили на своих местах, и, помахав своей  широкополой шляпой, что есть мочи крикнула: ­Привет! Надеюсь, я не опоздала на таблицу уважения? (А. Линдгрен. Пеппи Длинныйчулок) 3.Вот тут­то и появился Лис. ­Здравствуй, ­ сказал он ­Здравствуй,  ­ вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не  увидел (А. Сент­Экзюпери. Маленький принц) 4.Маленький принц поднялся на высокую гору…И теперь он подумал: «С  такой высокой горы я сразу  увижу всю планету и всех людей». Но увидел  только скалы, острые и тонкие, как иглы. ­Добрый день, ­ сказал он на всякий случай.  ­Добрый день…день…день…­откликнулось эхо. (Антуан де Сент­Экзюпери. Маленький принц.) 5.Попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился…Но тут в песке шевельнулось колечко цвета лунного луча. ­Добрый вечер, ­ сказал на всякий случай Маленький принц. ­Добрый вечер, ­ ответила змея. (А. де Сент­Экзюпери.) 4.РЕЧЕВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Учитель обращает внимание на интонацию, с  которой произносится приветствие. ­А можно ли говорить «Доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом?  Давайте попробуем произнести его так, хмуро, недовольно.  А как надо  произносить эти слова? (Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, идет  дождь, стоит сказать: «Доброе утро!»­ и сразу станет теплее, радостнее,  светлее.) Учитель подводит учащихся к мысли о том, что одну и ту же форму  приветствия можно произнести с различными  эмоциональными оттенками в  голосе. Иногда даже смысл его может быть прямо противоположным. 5.Ученики знакомятся с правилами приветствия. Правила приветствия. 1. Подбирая слова для приветствия, помни: ­ с кем ты здороваешься: А) с человеком старше тебя; Б) ровесником; В) знакомым; Г) незнакомым; ­в каких отношениях ты с ним находишься; ­какое при этом время суток. 2.Всегда отвечай на приветствия. 3.Приветствуя старших: ­здоровайся первым; ­обращайся на «Вы»; ­знакомых называй по имени и отчеству; ­первым руки не подавай. 4..Здороваясь, мальчики: ­делают поклон головой, приподнимают головной убор; ­подают руку без перчатки. 6.Учащиеся решают речевые задачи. 1. Утро. Ты проснулся(лась). В комнату входит мама (или бабушка), по­ видимому, чем­то огорченная. Употреби такую форму приветствия, которая,  возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в этой  ситуации? 2. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Дима увидел свою классную руководительницу. Проходя мимо, он вежливо сказал:  «Здравствуйте, Елена Александровна!» Допущена ошибка. Какая? Или всё в  порядке? 7.Речевой  эксперимент. Два ученика вызываются к доске. Перед ними  ставится задача: один с разными интонациями и с разными чувствами  произносит приветствие: «Здравствуйте, здравствуйте!» Второй ученик должен определить, что хотел выразить его товарищ (чувство  радости, огорчения, неудовольствия) 8.Ученики отвечают на вопросы викторины, затем вместе с учителем они  проверяют правильность своих ответов. 1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе  человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? С каким  приветствием ты обратишься?  ( Поздороваться, используя нейтральное  приветствие «Здравствуйте») 2.Если с тобой поздоровался человек,   которого  ты не знаешь… как  поступить? Что произнести? (Ответить нейтральным приветствием). 3.Если ты встречаешься со знакомыми несколько раз в день, как поступить?  (Можно заменить слова  приветствия словами, обозначающими время дня:  «Добрый день», «Добрый вечер» или приветливо улыбнуться).  4.Ты часто в подъезде или у подъезда своего дома встречаешься с одними и  теми же людьми. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Обязательно). 5. Какое приветствие больше понравится твоим папе,  маме или бабушке  утром: «Здравствуй!» или «Доброе утро»?( «Доброе утро мамулечка,  папулечка, бабулечка !итд») Подведение итогов урока. «Здравствуйте!» Это слово одно из первых и у тебя, и у меня. Ты услышал его сразу, как только начал жить и говорить. Нет дня, чтобы человек не произнес его. Проснулся, открыл глаза: ­Здравствуйте! Доброе утро! Так на земле начинается день. «Здравствуйте!» Кажется, какое это на первый взгляд простое и совсем  обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости и света несет  в себе! В нем все: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание  здоровья. «Здравствуйте!» ­ говорят люди, и на лицах людей улыбки, и доверия больше  друг к другу, и беседа дружней Домашнее задание. 1. Познакомьте с правилами вежливости  маму, папу, бабушку, дедушку,  друзей.   2.Напишите синквейн о добрых словах. Использованная литература: 1.Никитина Русская речь,5 класс. 2.Т.С.Кудрявцева, Л.С.Пухаева  Деловое общение С­П, «Специальная  литература», 1997. 3.Формановская «Вы сказали: Здравствуйте!»

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка по речевому этикету Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)

Урок русского языка  по речевому этикету  Вы сказали:"Здравствуйте!" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017