Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
Автор: Боярская Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы
Тема учебного занятия: Фонетический разбор слова
Продолжительность учебного занятия: 40 минут.
Тип учебного занятия: Комбинированный урок
Вид учебного занятия: Интегрированный урок (идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении)
Цели: закрепить умения обучающихся выполнять фонетический разбор слов; отработать орфографические навыки правописания разделительного Ь и Ъ знаков.
Задачи:
ü Вырабатывать у обучающихся умение работать в группе, коммуникативные умения, взаимопомощь;
ü развивать грамотную речь обучающихся;
ü развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: мультимедийная презентация, рабочая тетрадь, таблица самоконтроля.
Межпредметные связи: литература, математика.
Ход учебного занятия:
Ι этап учебного занятия: орг. момент, входная рефлексия.
Время: 3 - 5 минут.
Цели и задачи: подготовить детей к обобщению знаний по теме.
Компетенции: учебно-познавательная, коммуникативная.
Методы: словесные.
Формы: фронтальная беседа.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный момент. -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок закрепления изученного материала. Поэтому желаю вам быть внимательными на уроке, вспомнить ранее изученное и получить хорошую оценку. Запишите тему урока СЛАЙД 1 2. Теоретическая разминка. - Первые баллы для итоговой оценки за урок вы сможете заработать прямо сейчас. Для этого вспомним правила. - Ответьте на вопросы: Вопросы: Слайд 2 1. Чем отличается звук от буквы? 2. Когда согласный звук может стать мягким? 3. Назовите согласные звуки, которые всегда являются твёрдыми. 4. Сколько звуков в слове «польёт»? 5. Что изучает фонетика? 3. Целеполагание - Все вопросы теоретической разминки объединены общей темой, поэтому нетрудно сформулировать тему и цель сегодняшнего урока. Слайд 3. |
В рабочих тетрадях с оформлением записи о дате и виде урока записывается вид работы «Теоретическая разминка».
Обучающиеся записывают только краткий ответ. После окончания разминки проводится взаимопроверка и оценивается данный этап работы. Сколько правильных ответов, столько и набирается баллов
Привлечение обучающихся к постановке темы, цели урока |
ΙΙ этап учебного занятия: актуализация и закрепление знаний.
Время: 10 - 15 минут.
Цели и задачи: систематизация опорных знаний
Компетенции: учебно-познавательная, информационная и лингвистическая.
Методы: проблемно – поисковые, наглядные.
Формы: опрос, схематизация информации.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
4. Орфографическая работа - Выполнить фонетический разбор слова - это значит дать характеристику каждому звуку. Но все ли буквы могут иметь звук? -Действительно Ь и Ъ звука не обозначают. Давайте вспомним роль, которую каждый из них выполняет. - Выполним задание Слайд 4: Спишите, графически объясните выбор Ь и Ъ знаков. Б…ющаяся посуда, водопад в ущел..е, в..ехать в город, дружеские об..ятия, в..южная ночь, раз..ярённый зверь, вз..ерошенные вороб..и,, с..едобный гриб, пер..я утки, трудолюбивые мурав..и. - Осуществим взаимопроверку и оценим друг друга, поставив заработанные баллы за урок. СЛАЙД 5 - Ещё раз сделаем вывод о написании разделительного Ь и Ъ знака
- Назовите слова, в которых два корня, выделите соединительную гласную. -Найдите существительное 3-го склонения. 4. Физкультминутка. СЛАЙД 6 |
Отвечают (ъ, ь – не имеют звука)
Формулировка правила «Разделительный Ь и Ъ знак» ОРФОГРАММА 6
Осуществляют взаимопроверку и оценивают друг друга – ставят по 1 баллу за каждый правильный ответ
Мягкий знак пишется в корне, твёрдый знак - после приставки перед гласными е, ё, ю, я Вод(о)пад, труд(о)любивые
ночь
|
ΙV этап учебного занятия: закрепление знаний.
Время: 10 - 15 минут.
Цели и задачи: отработка компетентностей: информационной, коммуникативной и лингвистической.
Методы: самостоятельная работа учащихся, контроль и самоконтроль.
Формы: практическая деятельность
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
4. Работа над темой урока - Ознакомимся с порядком выполнения устного и письменного фонетического разбора - Выполним разбор слов: маяк, подъезд 6. Работа с текстом. Слайд 7 (1) Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. (2) Цветник был очень запущен. (3) Сорные травы густо разрослись по старым клумбам, по дорожкам. (4) Она распустилась в хорошее майское утро. (5) Когда она раскрывала свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. (6) Роза точно плакала, но вокруг всё было так чисто и ясно в это утро! - Озаглавьте текст. - Определите тему и основную мысль. -Определите тип и стиль речи.
- Найдите в 1 предложении слово, в котором все согласные глухие. - Какой частью речи выражено подлежащее в предложении 4? - Из предложения 6 выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв. Выполните его фонетический разбор.
7. Занимательная минутка. Слайд 8 - Решите пример. Первое число - количество звуков в слове солнце. К нему прибавьте число, соответствующее количеству звонких согласных в слове медведь . Из полученного числа вычтите столько, сколько слогов в слове утро. Полученное разделите на количество звуков в слове куст. |
работа с учебником
2 человека работают у доски
Ребенок читает текст вслух
Озаглавливают Определяют Описание, стиль - художественной литературы куст местоимение
ясно. 1 ученик выполняет у доски. Затем осуществляется самопроверка и оценивается от 2 до 5 баллов
(5 + 5 – 2) : 4 = 2
|
ΙV этап учебного занятия: итог урока. Итоговая рефлексия.
Время: 3-5 минут.
Цели и задачи: подвести итоги работы, обсудить то, что сделано на уроке, выявить успехи и неудачи, причины неуспеха.
Компетенции: коммуникативная.
Методы: словесные.
Формы: беседа, обсуждение.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
7. Подведение итогов урока. - Над каким разделом о языке мы сегодня занимались на уроке? - Что значит выполнить фонетический разбор слова? - С какими трудностями столкнулись? - Что нового для себя открыли? -В течение урока вы накапливали баллы. Сложите их и разделите на три. Это и будет оценка вашей деятельности. 9. Домашнее задание. Слайд 9 параграф 63, упр. 315 До свидания! СЛАЙД 10 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Отвечают
Складывают свои баллы и делят на 3 = оценка за урок |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.