Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».
Оценка 4.8

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
04.09.2018
Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».
урок 1.doc
Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих». Класс:  3 Использование элементов критического мышления при объяснении нового  материала. Цели и задачи: 1) Познакомить с правилами написания мягкого знака после шипящих на конце  существительных женского рода и правописанием существительных мужского рода с шипящими на конце; 2) Совершенствовать умения распознавать существительные по родам; 3) Проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость  согласного на письме», «Разделительный мягкий знак». 4) Развивать мышление, внимание; 5) Воспитывать любовь к русскому языку. Ход урока: Реализация замысла:  (Слайд) 1 этап   Организационный момент      Чтобы в русском преуспеть, не только знать, но и уметь. Полученные знания на уроках применять. Активно мыслить, рассуждать. Делать выводы и обобщать. Вот залог оценки «пять».  ) – побуждение к действию 2 этап    Evocation        Эвокация ( А) Мозговая атака. Загадка: Это буква – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не поизносится, Но в слово часто просится. (Ь)  (Слайд)       (Слайд)     Вьюга, пеньки, варенье, дочь, деньки, тишь. ­ Прочитайте, что объединяет эти слова? (Ь) ­ Разделите эти слова на две группы.  ­ Какие слова вы записали в первую группу?  (Слайд) ­ Почему вы объединили эти слова? ­ Какие слова вы записали во – вторую группу? (Слайд) ­ Почему вы объединили эти слова? мягкости               согласного              Ь Обозначения  Разделительный                                                                                                                         ?                                                               Дочь                                                             Тишь ­ Какие слова остались незаписанные? Почему? (Слайд) ­ Как вы думаете, какую роль выполняет Ь в этих словах? ­ Дайте характеристику  звуку Ч.  (Всегда мягкий) ­ Дайте характеристику  звуку  Ш.  (Всегда твердый) ­ А что общего у этих звуков? (Эти звуки шипящие). ­ Один звук всегда мягкий, другой – всегда твердый. Для чего же на конце этих слов  пишется Ь?  ­ Мы знаем мягкий знак разделительный, (Слайд) Мягкий знак – показатель мягкости согласного. ­ Это «фонемные» правила, так как в данных случаях фонемы (звуки) повелевают  буквой «Ь». А о третьей роли мягкого знака мы сегодня поговорим.   ­  Предположите тему урока.  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»    ­ Чему мы должны будем научиться? (предположения детей)  (Слайд) Я тоже составила задачи на сегодняшний урок. Давайте проверим, совпадут ли они.  (Слайд) 1. Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных  после шипящих; 2. Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных  после шипящих. 3 этап Реализация (  Realization           of      Meaning  )– поиск ответов, осознание смысла А) DRTA – направленное чтение. ­ Что за третий случай употребления мягкого знака? А поможет нам в этом сказка. К концу работы вы должны выяснить, для чего еще  служит мягкий знак. (Каждому ученику раздается текст сказки). (Слайд) Мягкий знак на конце существительных женского рода. Жили – были три рода: Мужской, Женский и средний. Однажды Средний род  услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они не могли поделить  мягкий знак  после шипящих согласных ж, ч, щ, ш. И тогда Средний род  предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите мягкий  знак женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду  мягкий знак. С тех пор в именах существительных женского рода единственного  числа на конце после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных  мужского рода – отсутствует.  Работа с многоуровневыми вопросами, с одновременным составлением кластера. ­ Назовите главных героев сказки. (Мужской род, Женский род, Средний род.) ­ Что стало причиной спора? (Не могли поделить мягкий знак после шипящих  согласных).                                                     (Слайд) ­ Кто не мог поделить мягкий знак? (Мужской род и Женский род). (Слайд) ­ Чем закончился спор? (отдали мягкий знак женскому роду). (Слайд) ­ Почему сказка закончилась именно так? ­ Мог ли спор закончиться по–   другому?  Существительные с шипящими на конце Мужской род Женский род ­                                   Ь     ­ Сформулируйте самостоятельно вывод. Вывод: На конце существительных женского рода после шипящих букв пишется  мягкий знак.  (Слайд) Заучивание правила. ­ Вернемся к «солнышку». Какой же третий случай использования мягкого знака в  русском языке? ­ Мягкий  знак указывает на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, щ, ч, ж. Это правило «нефонемное», т. к. в данном случае мягкий знак не обозначает  мягкость предыдущего согласного. Он выполняет совсем другую функцию. (Слайд)   Ь – показатель грамматической  формы слова    Т.е. указывает, что слово с шипящими на конце женского рода. Это третий случай использования мягкого знака в русском языке. Составление алгоритма. ­  Я предлагаю поработать с алгоритмом определения написания мягкого знака на  конце существительных после шипящих. ­ Но перед этим вспомним, что такое алгоритм. (порядок действий для решения  проблемы)  Ваша задача вместе сообща дополнить алгоритм. (Слайд) ­ Определить часть речи. ­ Если этот сущ., определить род. ­ определить склонение. ­ если сущ. ж.р.  ­ пишем Ь. ­ если сущ.м.р –Ь не пишем. Рефлексия (  Reflection      ) –этап отображения, размышления 4 этап А) «Орфографический диктант».              (Слайд)  ­Пользуясь алгоритмом, объясните правописание имен существительных на  изучаемую орфограмму, обоснуйте, где нужен мягкий знак, а где его ставить не  будем.                                                            (Слайд) Б) Работа в парах постоянного состава. (Слайд) Найди столбик, в котором все слова записаны, верно. ­ Исправьте, имеющиеся в столбиках ошибки, используя алгоритм. (Слайд)       Шалаш      чертеж      трубач      вещ 2.  мелочь      полночь      матч      брешь 3. брошь     малышь      печь      кулич ткач      усач              дочь      плач      багажь      пейзаж Б) Индивидуальная работа.    Работа с персональными компьютерами. (Слайд) ­ Проверим ваши знания об употреблении Ь, выполним тест на компьютере, пользуясь алгоритмом. Начнем выполнение теста по моей команде, в конце работы компьютер поставит вам  отметку.  ­ Кому компьютер поставил 5? Кому 4? 3? 2? 5 этап. Итог.  ­ С каким новым случаем употребления мягкого знака вы сегодня познакомились? (Мягкий знак – показатель грамматической формы слова) ­ Какова роль мягкого знака?  (указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце) ­ По какому признаку мы можем эти слова объединить в одну группу? (Существительные третьего склонения)                              (Слайд)

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».

Урок русского языка по теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2018