Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс
Оценка 4.7

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
27.11.2018
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс
Цель: знакомство со СПП с придаточным времени. Задачи: • формировать умения распознавать придаточные предложения времени, отличать их от других придаточных, определять их месторасположение в СПП; • формировать умение отражать строение СПП с придаточным времени, способах связи придаточного времени с главным; правильно ставить знаки препинания; производить синонимическую замену обстоятельства времени, выраженного деепричастного оборотом, придаточным времени; • развивать мышление, умение доказывать свою точку зрения; • воспитывать коммуникабельность. Оформление урока и подготовительная работа: 1. компьютер, проектор, экран 2. карта успеха (табель самооценки ученика) 3. компьютерная презентация
Урок русского языка по теме.docx
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с  придаточным временем".    9­й класс         Цель: знакомство со СПП с придаточным времени. Задачи:  формировать умения распознавать придаточные предложения времени,  отличать их от других придаточных, определять их месторасположение  в СПП;  формировать умение отражать строение СПП с придаточным времени,  способах связи придаточного времени с главным; правильно ставить  знаки препинания; производить синонимическую замену обстоятельства времени, выраженного деепричастного оборотом, придаточным  времени;  развивать мышление, умение доказывать свою точку зрения;  воспитывать коммуникабельность. Оформление урока и подготовительная работа: 1. компьютер, проектор, экран 2.  карта успеха (табель самооценки ученика) 3. компьютерная презентация Ход урока 1. Организационный момент. Этап включения в урок Доброе утро, ребята и уважаемые коллеги! Садитесь ребята! Сядьте прямо,  поднимите головки, улыбнитесь солнцу, д руг другу, мне, нашим гостям и  настройтесь на результативную работу. Откроем свои тетради и сделаем записи: число, классная работа.  2. Создание проблемной ситуации Ребята, скажите, какие типы предложений  мы с вами изучаем? ( ответы  учащихся)  Тема нашего урока: СПП с придаточными времени (запись в тетрадь) 3. Этап формулировки темы и целеполагания  ­  Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «СПП» и познакомимся с  еще одной группой придаточных обстоятельственных предложений – это  придаточные времени.  Мы должны научиться находить придаточные времени в  текте,  различать их от других придаточных  и будем  готовиться к ГИА. 4. Повторение изученного материала.  1. «Грамматический диктант». Вы должны выбрать только  правильное утверждение. Отметьте знаком « +» Это задание  направлено на такое качество, как избирательность внимания. Оно поможет  быстро выбрать из множества однородных, похожих необходимый  грамматический объект, а потом производить с ним какие­то операции.  № 1.  2. 3. 4 5. Утверждения Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение»,  «составление» Предложения бывают простые, сложные и составные Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых  предложений В состав сложноподчинённого предложения входят главное  предложение и одно или несколько придаточных. Зависимое предложение в составе СПП называется придаточным + 6. 7. 8. 9. 10 11. В роли средств связи в сложноподчинённом предложении  выступают подчинительные союзы или союзные слова.  Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую  роль. Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные,  обстоятельственные. Придаточные предложения присоединяются к главному при  помощи предлогов  Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения. Главное предложение от придаточного на письме обычно  отделяется запятой, а в устной речи паузой.              Ключ к заданию: 1,4,,6,7,8,10,11. «Пунктуационный диктант» . 2.Формулировка задания: Определи количество запятых в каждом  предложении  и тип придаточных. 1. Ей сегодня примечталось, что совсем­совсем недолго ждать зимы седой  осталось. (1) Спп изъяснит. 2. Было слышно, как по саду, еле передвигая своими больными ногами, шагал  садовник. (3) спп изъяснит. , осложнено обособленным обст, выраженным  деепр.оборотом. 3. Мне невольно вспомнился , тот край откуда я родом. ( 1 ) СПП  определительное  4. Но вот опять к тому месту , где стреляли, стал стекаться народ. ( 2) спп  определить. 5.Люба смотрела на пилу так, словно это была не пила, а диковинное  существо. (2) образа действия и степени. 6.Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась  под нависшие лучи (1) спп места Ключ: 1 .3. 1. 2. 2.1.  3.» Узнай меня». Можно ли при помощи схемы определить тип  придаточных предложений? Я вам предлагаю схемы предложений, вы  должны отгадать тип придаточных . придумайте предложения по схеме. 1.[ глагол ], ( что ) спп изъяснит. 2.[ сущ.] , ( который ) спп определит. 3. [       ] , ( откуда ) спп места 4. [       ] , и [       ]    ссп 5.   [ глагол  ] ,  ( ли   ) спп изъяснить.    5. Изучение нового материала  Во время решения пунктуационного диктанта  3 учащихся  выходят к  доске, записывают предложения, находят грамматическую основу,  выделяют главную и придаточную часть. • Когда  дым  рассеялся  Грушницкого  на  площадке  не  было. • Эта  история  продолжалась   всякий  раз   как  приезжал  Азамат. Нынче   в   пять   часов   утра,   когда   я   открыл   окно,   моя   комната наполнилась запахом цветов, растущих  в скромном палисаднике. Вопросы к учащимся.  Как вы умаете, какие предложения перед нами? На что указывает придаточная часть. На какие вопросы отвечают придаточные времени?  когда, в какое время … Какие союзы могут связывать главную часть предложения с  придаточной? КОГДА, ПОКА, ЕДВА, КАК ТОЛЬКО, С ТЕХ ПОР КАК, ДО ТЕХ ПОР КАК Вывод . Так, какие предложения называются придаточными времени. ( ответы  учащихся).     В сложноподчинённом предложении с придаточными времени  придаточная часть указывает на время протекания действия в главной части и отвечает на вопросы с каких пор? до каких пор?: Когда он заговорил, все  притихли. В главной части могут быть указательные слова тогда, до тех пор.  Запись синтаксической модели СПП с придаточным времени: 2) По данной модели самостоятельно составьте правило о СПП с  придаточным времени. Воспользуйтесь подсказкой:   Придаточное времени обозначает …….., в течение которого  происходит то, о чем говорится в главной части  сложноподчиненного предложения.   Придаточное времени отвечает на вопросы……..   Придаточные времени относятся к …..( Я пришел, когда стемнело).  В главной части СПП с придаточным времени могут употребляться …… (Я пришел только тогда, когда стемнело).  Придаточные времени могу находиться …. главной частью, …… и  …..(1.Книга учит, даже когда вы этого не ждете. 2. Когда  наступил вечер, Иван вышел на улицу.).  6. Первичное применение усвоенных знаний Работа с учебником 1. Из упражнения   146 стр. 67  выписать только спп времени,  составить схему этих предложений. ( только 2 предложения) Днём, когда знойный воздух тяжёл и неспокоен, только и слышен  ветер. И лишь вечером, кога воздушный океан, омывающий землю,  постепенно успокаивается в прозрачной тишине , становятся  слышны и другие звуки. 2. Замените СПП простым с обособленным обстоятельством,  выраженным деепричастным оборотом. Как только мы подошли к озеру, сразу увидели грациозного лебедя. Едва птица подплыла к кустарнику, силы покинули её. ­ В каком случае замена невозможна? Аргументируйте. (Замена возможна,  если действие сказуемого главного предложения и деепричастия совершается  одним субъектом, однородность.)   3. По данным схемам придумайте предложения и запишите. (схема выводится на экран) 1.(Как только) , [       ]. 2. ( Пока       ) ,   [        ]. 3. [                ] ,    (   когда). Так какие предложения у вас получились ? ( ответы учащихся) 6. Самостоятельная работа. Анализ с текстом. Класс делится на группы ,  каждая группа получает задания. ( 5 мин. ) 1 вариант. Прочитайте предложения ; выполните задания, выбирая правильный  вариант ответа.    А. Комната, где лежал Илья Ильич казалась прекрасно убранною. Б.  Когда мы приехали на вокзал, поезд уже подали на посадку. В. Старику казалось что звук слышится где­то далеко­далеко. Г. Вчера вечером, пока мы оба молча ждали Асю, я убедился окончательно в  необходимости разлуки.   1.Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков  препинания.                             А.    Б.    В.   Г. 2. Найдите СПП, в которых придаточное предложение стоит в            середине главного.                             А.    Б.    В.   Г. 3.Укажите СПП с придаточными времени.                             А.    Б.    В.   Г. 4. Укажите СПП с придаточным определительным.                              А.    Б.    В.   Г. 5.В предложении В найдите тип подчинительной связи со связью примыкание. 2 вариант. Прочитайте предложения ; выполните задания, выбирая правильный  вариант ответа. А. В небольшой комнате,  которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный  диван. Б. Я вернусь, когда раскинет ветви по­весеннему  наш белый сад. В. Легко можно себе представить что чувствовал я в эту минуту. Г. Я, как только вернулся, сразу же заметил изменения в доме.   1.Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков  препинания.                             А.    Б.    В.   Г.  2. Найдите сложные предложения, в которых придаточные предложения  стоят в середине главного.                             А.    Б.    В.   Г. 3.Укажите сложные предложения с придаточными времени.                             А.    Б.    В.   Г. 4. Укажите сложное  предложение с придаточным определительным.                              А.    Б.    В.   Г. 5. В предложении В найдите тип подчинительной связи со связью  согласование.    3 вариант Прочитайте предложения ; выполните задания, выбирая правильный  вариант ответа.            А. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой. Б. Пушкин пишет, что Татьяна «в семье своей родной казалась девочкой чужой».  В.Катер(1)   который   приближался   к   берегу(2)   был   замечен пограничниками.  Г.Парусное судно было далеко от берега и шло туда, где море и небо сливались в синюю бесконечность 1.. Определите СПП с придаточным времени. 2.. Укажите предложение, в котором придаточная часть находится  внутри главной  3. Укажите предложение с однородными членами  4. В предложении В пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,    обозначающие запятые между частям сложноподчинённого                 предложения.  5. В предложении В найдите тип подчинительной связи со связью     согласование. После того, как ребята выполнят задание  учитель проверяет каждую  группу.     Вывод. Слово учителя. Ребята, мы с вами сегодня изучили спп времени,  скажите, что обозначают придаточные времени? ( ответы учащихся) 7. Инструктаж домашнего задания: Задания индивидуальные. 9. Рефлексия – Что нового мы узнали сегодня на уроке? – Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения? – Что особенно понравилось? 10. Выставление оценок. Если останется время.  Работа с текстом. ( Учитель  читает  текст)        (1) Площадка ,  на  которой  мы  должны  были  драться ,  изображала (1) Площадка ,  на  которой  мы  должны  были  драться ,  изображала почти  правильный  треугольник.  почти  правильный  треугольник.   (2)­ Вы  счастливы , ­ сказал  я  Грушницкому , ­ вам  стрелять  первому! (2)­ Вы  счастливы , ­ сказал  я  Грушницкому , ­ вам  стрелять  первому! (3) Но  помните ,  что  если    вы  меня не  убьете ,  то  я  не  промахнусь  (3) Но  помните ,  что  если    вы  меня не  убьете ,  то  я  не  промахнусь  ­ даю  вам  честное  слово. ­ даю  вам  честное  слово.  (4)  Он  покраснел ;  ему  было  стыдно  убить  человека  безоружного  ;  (4)  Он  покраснел ;  ему  было  стыдно  убить  человека  безоружного  ;  я  глядел  на  него пристально; с минуту  мне  казалось  ,  что  он  я  глядел  на  него пристально; с минуту  мне  казалось  ,  что  он  бросится  к  ногам   моим ,  умоляя   о  прощении  ;  но  как  признаться   бросится  к  ногам   моим ,  умоляя   о  прощении  ;  но  как  признаться   в  таком  подлом умысле?...(5) Ему  оставалось  одно  средство ­   в  таком  подлом умысле?...(5) Ему  оставалось  одно  средство ­   выстрелить  на  воздух; я  был  уверен ,  что  он  выстрелит на  воздух!  выстрелить  на  воздух; я  был  уверен ,  что  он  выстрелит на  воздух!   (6) Я  стал  на  углу площадки ,  крепко  упершись левою ногою    в  (6) Я  стал  на  углу площадки ,  крепко  упершись левою ногою    в  камень и  наклонясь  немного  наперед , чтобы  в  случае  легкой  раны   камень и  наклонясь  немного  наперед , чтобы  в  случае  легкой  раны   не  опрокинуться  назад . не  опрокинуться  назад .  (7) Грушницкий  стал напротив  меня  и  по  данному  знаку  начал   (7) Грушницкий  стал напротив  меня  и  по  данному  знаку  начал   поднимать  пистолет . (8)  Колени  его  дрожали. (9) Он  целил  мне   поднимать  пистолет . (8)  Колени  его  дрожали. (9) Он  целил  мне   прямо  в лоб.. прямо  в лоб..  (10) Вдруг  он  опустил  дуло  пистолета  и , побледнев  как  полотно,  (10) Вдруг  он  опустил  дуло  пистолета  и , побледнев  как  полотно,  развернулся  к  своему  секунданту.  развернулся  к  своему  секунданту.       ­ Этот  отрывок взят из  романа  М.Ю.Лермонтова  «Герой  нашего  времени» ­ Как вы думаете, какой  эпизод   изображается  в  этом тексте?    (подготовка  к  дуэли  Печорина  с  Грушницким ) ­Как бы  вы  озаглавили  этот  отрывок? Ребята, наша  жизнь  протекает  в  сложное  время. В  какой бы  ситуации  вы не  оказались,  будьте ,пожалуйста , терпимее , добрее по  отношению  друг  к другу. Задания : Найите в тексте спп и определите их вид. (1­СПП  с придаточным  опред. 3,5 – СПП с прид  изъясн.)          В1 Замените слово драться ( предложение 1) синонимом  (сражаться) В2 Из предложений 4­6 выпишите слова с чередующей безударной гласной упершись, наклонясь В3 Из предложений 7­10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит   о   глухости/   звонкости   звука,   обозначаемого   следующей   после приставки буквы.  развернулся В4 Из предложения 5 выпишите слово, правописание которого определяется правилом « В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одно­н­ (уверен) В6  В приведенном  ниже  предложении  из  прочитанного текста    В6  В приведенном  ниже  предложении  из  прочитанного текста    пронумерованы  все  знаки  препинания . Выпишите цифру , обозначающую   пронумерованы  все  знаки  препинания . Выпишите цифру , обозначающую   знак , разделяющий  части  сложносочиненного  предложения  знак , разделяющий  части  сложносочиненного  предложения  Он  покраснел ;(1)  ему  было  стыдно  убить  человека  безоружного  ; Он  покраснел ;(1)  ему  было  стыдно  убить  человека  безоружного  ; (2) я  глядел  на  него пристально;(3) с минуту  мне  казалось  , (4) что   (2) я  глядел  на  него пристально;(3) с минуту  мне  казалось  , (4) что   он бросится  к  ногам   моим , (5) умоляя   о  прощении  ; (6) но  как   он бросится  к  ногам   моим , (5) умоляя   о  прощении  ; (6) но  как   признаться   в  таком  подлом умысле?... признаться   в  таком  подлом умысле?... В7 В приведенном  ниже  предложении  из  прочитанного текста    В7 В приведенном  ниже  предложении  из  прочитанного текста    пронумерованы  все  знаки  препинания . Выпишите цифру , обозначающую   пронумерованы  все  знаки  препинания . Выпишите цифру , обозначающую   знак , разделяющий  части  сложноподчиненного предложения  знак , разделяющий  части  сложноподчиненного предложения       Площадка ,(1)  на  которой  мы  должны  были  драться ,(2)  изображала  Площадка ,(1)  на  которой  мы  должны  были  драться ,(2)  изображала  почти  правильный  треугольник почти  правильный  треугольник            В8 Из предложения 6 выпишите словосочетание , построенное на основе             В8 Из предложения 6 выпишите словосочетание , построенное на основе             В12 Укажите  количество грамматических основ  в предложении 4            В12 Укажите  количество грамматических основ  в предложении 4            В9 Выпишите грамматическую основу предложения 7            В9 Выпишите грамматическую основу предложения 7            В10 Среди предложений 6­10  найдите  предложения с обособленными             В10 Среди предложений 6­10  найдите  предложения с обособленными             В11  Среди предложений  7­10 найдите  предложения с однородными             В11  Среди предложений  7­10 найдите  предложения с однородными  согласования. согласования. обстоятельствами. обстоятельствами. членами. членами. Ребята, я бы хотела закончить наш урок пожеланием. Мы с вами сегодня  прочитали отрывок из романа М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени» Кем  бы  вы  не  стали  ,  чего  бы  не  добились  в жизни, главным  все­таки остается       ваше     отношение     к     людям   ,     к     родителям   ,     к     слабым   , незащищенным . Милосердие  во  все  времена  считалось  одним   из  главных человеческих  достоинств.   В этом слове  соединились   такие  качества ,  как доброта ,   умение   сострадать     горю     другого   человека.   Где   научиться милосердию?   У   кого?   У   людей   ,   у     жизни.   Милосердию     учит     каждый прожитый день,  учит  пример  других  людей, музыка, живопись ,  литература.  Подберите  пожалуйста ,  синонимы  к  слову  милосердие.   ( терпимость, сострадание , доброта, мягкость, душевность, чуткость) ­ Все   эти   качества   можно   назвать     одним   словом   ­  толерантность­ терпимость  к  чужим  мнениям,  верованиям.

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс

Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем".    9-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018