Урок русского языка по теме "Связь слов – названий и слов – признаков" (2 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
23.04.2017
Урок русского языка по теме"Связь слов- названий и слов-признаков" разработан на основе здоровьесберегающих технологий. Системообразующим на уроке является четко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям детей. Урок имеет мощную воспитательную направленность, развивает патриотические чувства у детей,
любовь и уважение к своему родному городу, району, а значит и любовь к Родине.
урок.docx
Тема: Связь слов – названий и слов – признаков. Закрепление.
Задачи урока:
обобщать и систематизировать знания учащихся о словах – предметах и словах –
признаках;
закреплять умение правильно составлять словосочетания существительное +
прилагательное;
- способствовать развитию интеллекта, речи, внимания к слову;
воспитывать толерантность, любовь к родному краю, чувство гордости за свой
город.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Класс: 2
Оборудование: компьютер, презентация, таблицы «Имя существительное», «Имя
прилагательное», карточки с заданиями для работы в группах, алфавит, ароматерапия
(смеси масел: эвкалипт, розмарин – профилактика острых респираторных заболеваний,
апельсин – для концентрации внимания и стимуляции мыслительного процесса).
Ход урока:
1. Орг. момент.
Упражнения «Сова», «Активизация руки». Методика
«Гимнастика мозга»
Настрой на урок.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов работе.
Я работаю.
Актуализация опорных знаний
Формулирование учащимися темы урока.
Прочитайте. Какая связь между словами в левой части?
Составьте пару слов справа, выбрав одно из трёх слов в
скобках.
2
.
Посёлок новый город(большой, старинный, чистый)
Стакан – стеклянный ставни(деревянные, узорчатые,
тяжелые)
Горка снежная дорога(прямая, длинная, железная).
Прочитайте внимательно. Описание какого населенного пункта
у вас получилось?
(Приложение 1)
Я говорю слова, а
дети после каждой
строчки повторяют
вслух.
Работаем стоя.
(Приложение 2)
Работаем стоя.
Записи на зелёной
доске выполнены
желтым мелом, что
способствует
меньшему
утомлению глаз.
Мариинск – старейший город Кемеровской области, получивший
статус города в 1956 году, также является административным
центром Мариинского района. Ни в одном другом городе нашей
области не сохранились дома с резьбой по дереву. Резьбой
украшались окна, карнизы, ворота, заборы. Украшения настолько
разнообразны, что не найти в городе двух одинаковых домов.
Дети: описание
нашего города
Мариинска
Рассказываю сама. Очень характерен для Мариинска орнамент наличников с
изображением птиц и растений. Цветы и птицы – символ жизни,
радости и счастья. Через наш город проходит Транссибирская
магистраль.
(слайды 14)
На какие две группы можно разделить все слова в
полученных примерах. Запишите каждую группу в тетрадь.
Посмотрите внимательно на каждую группу слов.
Сформулируйте тему урока.
Дети: на имена
существительные
и имена
прилагательные.
Сегодня будем
говорить о
существительных
и прилагательных
и о нашем родном
городе.
Эти термины мы
знаем с первого
класса.
Дети по одному
выходят с
карточкой и
размещают её
на доске,
обосновывая свой
выбор. Схема с
изучением нового
материала
дополняется.
Сегодня мы продолжаем говорить о существительных и
прилагательных. Эти понятия вам знакомы?
Что мы знаем о прилагательных и существительных? Составим
схему. У вас на партах даны части этой схемы.
ИМЯ ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
ЧТО? КТО? КАКИЕ? КАКОЙ? КАКОЕ
КАКАЯ?
НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ Всё мы с вами вспомнили? Где можно найти подсказку?
Чем дополним нашу схему?
Минутка чистописания.
Начинаем работу в тетради с минутки чистописания. Сегодня
мы будем работать над написанием буквы, которая встречается
несколько раз в имени императрицы в честь которой назван
наш город. В имени эта буква обозначает мягкий согласный
звук, а в отчестве – твёрдый согласный звук.
Определите последовательность букв в цепочке:
Ррае Рряю Ррёи Ррэы …
Напишите начатый ряд букв в данной последовательности,
ориентируясь на алфавит.
Дети: в таблице.
(на противопо
ложной стене)
Дети:
существительные
ещё обозначают
явления природы,
события, живые
существа,
абстрактные
понятия.
Работаем стоя.
Дети: это буква Р
(Мария
Александровна)
Дети: заглавная Р
строчная р
чередуются с
двумя гласными с
начала и двумя
гласными с конца
алфавита.
Работаем сидя.
Словарная работа.
Мариинская земля богата лесами. Кедр – самое ценное дерево
нашей тайги. Встречаются и другие породы деревьев и одно из
них очень часто встречаются в лесах нашего района.
Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в
следующем порядке: СГ, СГ, СГ. Сложив их в указанной
последовательности, вы получите слово.
Что вы знаете об этом дереве?
Сообщение ребёнка:
(Береза охраняет поля от засухи и суховеев, служит
своеобразным фильтром воздуха. Настои из чаги (небольших
берёза
Ответы детей
3
.
4
. грибов, растущих на березе), давно употребляют в народе как
заменитель чая и как лекарственное средство. Березовый сок
используется для приготовления лечебных сиропов, является
одним из любимейших напитков русского народа. Народные
умельцы изготавливают из бересты немало красивых и
полезных вещей для домашнего хозяйства: лёгкие абажуры,
корзины, солонки, туеса и т.д. Мариинские художники
постигают тайны старинного берестяного промысла и не
случайно единственный в своём роде музей «Береста Сибири»
обрёл прописку в нашем городе
Напишите слово по системе СУО (слог, ударе
ние, орфограмма)
Дайте характеристику слову берёза по нашей схеме.
Подготовленные
ученики
(слайды 59)
Дети:
Е
Дети: слово берёза
обозначает
предмет,отвечает
на вопрос что?,
неодушевленный,
это
существительное.
5
.
6
.
Устно подберите подходящие прилагательные к слову БЕРЁЗА.
Берёза (какая?) …, …, …, …, …
Физминутка.
Молодцы! А теперь немного отдохнём. Я буду называть имена
существительные и имена прилагательные. Если услышите
существительное подпрыгиваете и хлопаете в ладоши. Если
назову прилагательное – приседаете, руки на пояс. Что является
лишним в этом ряду. Почему?
Музей краеведческий, железнодорожный вокзал, Мариинская
тайга, красавица Кия, гора Арчекас, плавать в бассейне.
Закрепление. Работа по группам.
Вы хорошо поработали и теперь можете выбрать себе задание
по желанию. Эти задания помогут вам больше узнать о родном
городе и районе.
Каждая группа получает основное задание, записанное на
конверте. Чтобы его выполнить нужно решить логические
задачи, которые находятся в самом конверте.
1 группа (ряд)
ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ: что объединяет все
словосочетания и как они связаны с темой урока.
Решите следующие задачи. Составьте словосочетания сущ +
прилаг.
Составьте схему, определите главное слово.
1) Убери оттенок, получишь сыпучее.
С В П Е Е Т С Л Ы О К Й
какой?
Светлый песок
Три конверта
разного цвета.
На конвертах
написано основное
задание, которое
можно выполнить,
когда решишь
задачи в конверте.
Дети: это полез
ные ископаемые, которые добы
вают в нашем
районе. Раньше
по берегам Кии
мыли рассыпное
золото.
(слайд 10)
Принят флаг Ма
риинского района
1 апреля 2009 г. На
флаге изображен
«деревянный цве
ток» символ
резьбы по дереву.
Голубой цвет
полотнища симво
лизирует реку Кию.
Желтый цвет –
символ бо
гатого урожая,
великодушия.
Дети: получилось
слово
восемьдесят
пять.
В этом году
нашему району
исполняется
85 лет.
2)
Найдёшь неживую природу, получишь цвет.
Г Б Л Е Л И Н А А Я
какая?
Глина белая
3) Отдели блестящее от свойства
З Р А С О С Ы П Л О Н О Т О Е
какое?
Золото рассыпное
2 группа(ряд)
ОСНОВНОЕ ЗАДАНИЕ: Попробуйте связать между
собой все «лишние» слова и узнаете об одном из символов
Мариинского района.
Какое слово в каждой строчке является «лишним»? Почему?
Запишите «лишние» слова, поставьте к ним вопрос.
1) рыба, человек, флаг, собака
2) синий, красный, деревянный, розовый
3) пчела, оса, бабочка, цветок
4) красный, бордовый, алый, голубой
5) старинный, красивый, цвет, туристический
3 группа (ряд)
Прочитайте и запишите слово:
ДЕСТЯСЕМЬВО ТЯПЬ
7. Итог урока.
А сейчас подведем итог. Давайте поговорим о ваших
впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? В
чем вы испытали за
труднения? Закончите предложения, которые есть в ваших
индивидуальных карточках. Вспомните свои впечатления на
уроке.
Я работал с _____________________________настроением.
Я _____________________________доволен собой. Я испытал затруднения, когда
________________________________________________________.
Я бы хотел стать
более___________________________________________________.
Я _____узнал, что
________________________________________________________.
Методика «Гимнастика мозга» (интерпретация и адаптивный вариант работы доктора Пола
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
И.Деннисона и Гейл Деннисон)
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения
и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те
возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут занятий дают высокую
умственную энергию. С помощью гимнастики мозга у детей появится энергия к учебе.
В целом работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон является совершенно новым
явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы
является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной
кинеспологии – науке, изучающей обучаемость на уровне работы целостного мозга. Упражнение «Сова». Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой.
Поверните голову и посмотрите назад через левое плечо. Вдохните глубоко и
разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите
подбородок на грудь и глубоко вздохните, расслабляя мышцы; повторите тоже самое,
схватив левое плечо правой рукой
Упражнение «Активизация руки». Вытяните правую руку вверх, прислонив её к уху.
Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку
левой рукой и двигайте её вперед, назад, к себе, от себя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
В своей работе использую «Подвижный» способ обучения. «Сиди и не вертись!» кому
не знакома эта фраза. Между тем сорокалетние наблюдения некоторых ученых навели
на мысль. Что во время сидения не только можно, но и необходимо ерзать и
вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу. Все это обеспечивает лучшее
кровообращение, питание мозга кислородом, что в свою очередь позволяет избежать
быстрого утомления.
Специалисты утверждают, что стоящий человек усваивает информацию в 4 раза
быстрее, чем сидящий. Не имея возможности вести обучение за партами типа –
«конторка», использую прямостояние. Ученики могут встать и работать стоя, когда
почувствуют усталость. Обучение в положении «стоя» можно проводить с
одновременным раздражением рефлексогенных зон стопы (на физкультурных ковриках).
При проведении опроса стремлюсь к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего
ученика со своего места. В этом случае возникает организованный динамический
компонент урока, изменяется расстояние от глаз до рассматриваемого предмета. Кроме
того, дети привыкают к тому, что, когда они говорят, их внимательно слушают, и в
дальнейшем излагают свои мысли свободно, без стеснения.
Схемы, картины, таблицы размещаю поочередно на всех классных стенах, что также
приводит к динамике поз.
Сама в течение урока систематически перемещаюсь по классу, чтобы ученики делали
больше движений, чаще поворачивались в разные стороны.
Урок русского языка по теме "Связь слов – названий и слов – признаков" (2 класс)
Урок русского языка по теме "Связь слов – названий и слов – признаков" (2 класс)
Урок русского языка по теме "Связь слов – названий и слов – признаков" (2 класс)
Урок русского языка по теме "Связь слов – названий и слов – признаков" (2 класс)
Урок русского языка по теме "Связь слов – названий и слов – признаков" (2 класс)
Урок русского языка по теме "Связь слов – названий и слов – признаков" (2 класс)
Урок русского языка по теме "Связь слов – названий и слов – признаков" (2 класс)
Урок русского языка по теме "Связь слов – названий и слов – признаков" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.