Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
28.11.2017
На столах – письма из семейных архивов, письма, написанные учащимися, письма известных людей. Ученики до урока рассматривают эти письма.
Вступительное слово учителя на уроке.
Вопросы учителя:
- Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу письма? Почем мы так ждём писем от родных и близких?
- У кого из вас хранятся дома письма родных?
Далее предоставляется слово ученикам, бравшим у близких интервью
Конкурс Лучший урок 1.docx
Мочалина Татьяна Николаевна МАОУ «Ключевская СОШ», учитель русского
языка и литературы
Урок русского языка по теме «Жанр письма. Личные письма», 5 класс.
Опережающее домашнее задание:
1. Напишите письмо другу (близкому человеку).
2. Возьмите интервью у своих близких на тему «Письма в нашей жизни».
Вопросы для интервью:
1. Хранятся ли в вашем доме письма родных или близких? От кого эти письма?
2. Чем дороги эти письма? (Почему мы их храним?)
3. Нужны ли письма в наше время? (Мнение родителей, бабушек, дедушек).
Этап мотивации.
На столах – письма из семейных архивов, письма, написанные учащимися, письма
известных людей. Ученики до урока рассматривают эти письма.
Вступительное слово учителя на уроке.
Вопросы учителя:
Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу письма? Почем мы так ждём писем от
родных и близких?
У кого из вас хранятся дома письма родных?
Далее предоставляется слово ученикам, бравшим у близких интервью. (См. вопросы для
интервью 12).
Обсуждение:
Почему люди пишут письма? (Это было единственное средство связи между людьми).
А в наше время нужны письма? Может быть, стоит отказаться от традиционных писем,
ведь существуют более современные средства связи? (Мнения учащихся).
А что думают по этому поводу ваши родители, бабушки и дедушки? (Вопрос 3 для
интервью).
Далее учитель приводит данные социологического опроса, проведённого среди учащихся
6 класса.
70% учся считает, что традиционные письма нужны в наше время.
30% учся считает, что не нужны.
74% учся написали письма от руки.
26% учся набрали текст на компьютере. Подведение итогов 1 этапа урока.
Так всётаки нужны современному человеку письма? (Нужны).
Этап целеполагания.
Вопросы учителя:
Вы к уроку писали письма. Какие трудности возникли у вас при написании письма?
Почему возникли эти трудности?
Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего
урока. (Научиться писать письма).
Этап планирования и уточнения цели.
Что для этого необходимо? (Необходимо выяснить, что такое письмо, какова структура
(или композиция) письма, языковые особенности ).
Какие письма в вашем небольшом жизненном опыте встречаются чаще? С какими вы
столкнулись, когда рассматривали семейные письма? (Личные).
Учитель сообщает, что именно личным письмам будет уделено внимание на уроке.
Каким будет наш конечный результат? (Письмо другу, или маме, или брату и т.п.)
Этап осмысления новых сведений и способов деятельности.
1. Определение жанра.
Задание учся: попробуйте сформулировать определение жанра письма. (Мнения
учащихся).
Далее предлагается задание (слайд):
Внимательно прочитайте текст греческого учёного Деметрия из книги « О стиле»:
«Письмо должно быть написано тем же слогом, что и диалоги. В письме, как и в диалоге,
проявляется человеческий характер. Почти каждый из нас запечатлевает в письмах образ
своей души».
Прав ли древнегреческий философ Деметрий, утверждая, что письмо похоже на диалог?
Аргументируйте свой ответ.
Чтобы зафиксировать то, что вы знаете о жанре письма, выберите подходящий для вас
вариант и поработайте в парах (группах).
Заполните схему, отражающую суть письма, поставив вместо вопросов «?» подходящие
слова. Модель схемы на доске. Результаты работы групп обсуждаются, фиксируются в тетрадях. (Лучшее определение +
схема). Примерный образец заполнения схемы учся:
2. Выявление структурных особенностей жанра.
Вы хорошо справились с определением жанра письма. А как вы думаете, существуют ли
какието правила построения письма (опирайтесь на письма, которые вы писали дома, и
письма, которые хранятся в вашем домашнем архиве).
Определение композиционных элементов жанра.
Фиксация на доске ответов учащихся, затем – слайд (На слайде дано название только
первой графы, вторая графа остаётся без названия, пока не дойдём до вывода детей о том,
что необходимо проанализировать ещё и языковые особенности):
Схема текста письма
1. Обращение приветствие.
2. Цель написания (причина,
побудившая написать письмо).
3. Основная часть.
4. Вопросы и пожелания адресату.
5. Заключение (прощание, подпись, дата и место написания).
Учащимся предлагается сравнить их наблюдения за композицией личного письма с
материалами слайда и перенести таблицу в тетрадь, заполнив первую часть.
3. Выявление языковых особенностей личного письма.
Учитель: Вы определили, что такое письмо, нашли общие композиционные части в
структуре личных писем. Наверное, можно садиться и писать. Теперь получится. Как
вы считаете? (Учащиеся высказывают разные мнения, ктото обязательно скажет, что
не анализировали слова и выражения, которые принято употреблять в письмах).
Учитель: Действительно, мы не проанализировали языковые особенности личного
письма. Поработайте с письмами, лежащими у вас на столах. Заполните вторую графу
нашей таблицы, запишите нужное напротив названия каждой композиционной части,
сделайте выводы. (Работа в группах). После выступления учащихся можно предложить на
слайде рекомендации специалистов по этому вопросу.
Схема текста письма
1. Обращение приветствие.
Языковые особенности каждой части, клише
Мои дорогие мама и папа!
2. Цель написания (причина,
побудившая написать письмо).
Дорогая бабуля!
Здравствуй, Денис!
Получил (а) ваше письмо…
Давно не было писем…
3. Основная часть.
Очень захотелось написать вам…
4. Вопросы и пожелания адресату.
Расскажу о нашей жизни…
5. Заключение (прощание,
подпись, дата и место
написания).
Какие у вас новости?
Как здоровье бабушки?
Пишите мне чаще.
До свидания!
До скорой встречи!
Обнимаю и целую.
Ваш сын Серёжа.
10 декабря 2010 года.
Г. Пермь.
Этап отработки способов деятельности с новыми теоретическими сведениями на
практике: Мы с вами, оказывается, теперь очень много знаем о письмах. Давайте попробуем это
друг другу рассказать, опираясь на наши записи и таблицы (рассказывают в парах).
Молодцы, я думаю, вы готовы выступить в качестве экспертовредакторов.
4. Редактирование писем.
Учащимся предлагаются разные тексты для редактирования. (Работа в группах). Ученики
редактируют тексты, делают выводы, указывая на типичные ошибки.
Текст 1.
Здравствуй, бабушка!
Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мы купили с мамой три золотые рыбки. В
воскресенье ездили в лес с соседями за клюквой и в лес за грибами. Я нашла три
подберёзовика и пятнадцать груздей.
До свидания, Лена.
Текст 2.
Привет, мой друг Денис!
Пишу тебе это письмо с целью узнать, как ты поживаешь? Чем в последнее время
занимаешься? Нравится ли твоя жизнь у бабушки? Надеюсь, ты скоро приедешь, потому
что все разъехались, а мне одному скучно.
С уважением от Вити, жду тебя.
Текст 3.
Здравствуйте, уважаемые конструкторы!
Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем
игрушечный. И чтоб бензина ему надо было поменьше, а ездил бы он побыстрее. И чтоб он
был веселый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей. Если у вас
останутся лишние, пришлите обратно.
С уважением –
Дядя Федор..
Текст 4.
Привет, С.
Пишу тебе из дома 24 февраля сего года. Вот решил написать тебе.
У нас все как всегда. А как у вас?
Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы
мы ездили на елку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.
Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего. Ну, пока.
Текст 5.
Уважаемый друг Артём!
Я надеюсь, что это письмо дойдёт до Вас, Довожу до Вашего сведения, что на прошлой
неделе я приехал с Чукотки .Там очень хорошо, много достопримечательностей. Больше не
знаю, о чём писать. Надеюсь, у Вас всё хорошо.
Ваш уважаемый друг Кирилл
5. Творческое задание.
Заканчивая знакомство с личными письмами, я хотела бы вместе с вами посмотреть, что
бывает, когда не соблюдают правила написания писем.
Далее ученикам предлагается посмотреть фрагмент из мультфильма «Каникулы в
Простоквашино» и ответить на вопросы:
Из какого мультфильма этот фрагмент? Почему родители Дяди Фёдора так
отреагировали на письмо? Кто ошибся и в чём?
6. Подведение итогов урока:
Какими словами вы бы закончили наш урок письма?
Должны ли современные средства вытеснять традиционные письма?
Каким должно быть домашнее задание, чтобы закрепить всё изученное на уроке?
7. Домашнее задание (совпадает с этапом контроля знаний и способов деятельности с
ними):
Используя новые знания, полученные на уроке, отредактируйте дома свои письма.
Приложение к уроку: Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно, было некогда. Теперь,
вероятно, ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что
того и гляди приеду к тебе… Пиши мне о своем здоровье и о здоровье детей, которых я
целую и благословляю. Кланяюсь Наталье Ивановне. Тебя целую. На днях получишь
письма с посыльным. Прощай, мой милый друг.
А.С.Пушкин
Санкт–Петербург
Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом
говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по
духу, и по уму…
Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю
тебя, то знай, что я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек,
чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я это сознаю.
(Письмо писателя Л.Андреева к матери).
«Уважаемый Дядя Федор!
Ты просил прислать тебе трактор не совсем настоящий и не совсем игрушечный и чтоб веселый
был. Посылаем тебе такой. Самый веселый на заводе.
Это опытная модель. Бензин ему не нужен. Работает на продуктах. Отзывы о тракторе просим
присылать к нам на завод.
С большим уважением –
инженер Тяпкин».
«Здравствуйте, родители дяди Федора!
Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика Дядю
Федора. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки
выключены, а его корова меня на дерево загнала. А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу
отрезал от курточки. Посмотрите, ваша ли это пуговица. Если пуговица ваша, и мальчик ваш.
С уважением –
Печкин».
«Дорогой кот!
Мы все тебя помним. Жалко, что ты у нас потерялся. Мы за тебя рады, что ты хорошо живешь. А
природу на дрова рубить не надо. Твой хозяин прав. Посылаем тебе солнце маленькое,
домашнее. Как с ним обращаться, ты знаешь. Видел у нас. Посылаем и регулятор – делать жарче
и холоднее. Если ты чтото забыл, напиши нам, мы все тебе объясним. Всего хорошего. Институт физики Солнца.
Курля
Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.