Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Оценка 4.8

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
28.11.2017
Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
На столах – письма из семейных архивов, письма, написанные учащимися, письма известных людей. Ученики до урока рассматривают эти письма. Вступительное слово учителя на уроке. Вопросы учителя: - Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу письма? Почем мы так ждём писем от родных и близких? - У кого из вас хранятся дома письма родных? Далее предоставляется слово ученикам, бравшим у близких интервью
Конкурс Лучший урок 1.docx
Мочалина Татьяна Николаевна МАОУ «Ключевская СОШ», учитель русского языка и литературы Урок русского языка по теме «Жанр письма. Личные письма», 5 класс. Опережающее домашнее задание: 1. Напишите письмо другу (близкому человеку). 2. Возьмите интервью у своих близких на тему «Письма в нашей жизни».  Вопросы для интервью: 1. Хранятся ли в вашем доме письма родных или близких? От кого эти письма? 2. Чем дороги эти письма? (Почему мы их храним?) 3. Нужны ли письма в наше время? (Мнение родителей, бабушек, дедушек). Этап мотивации. На столах – письма из семейных архивов, письма, написанные учащимися, письма  известных людей. Ученики до урока рассматривают эти письма.  Вступительное слово учителя на уроке. Вопросы  учителя: ­ Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу письма? Почем мы так ждём писем от  родных и близких? ­ У кого из вас хранятся дома письма родных?  Далее предоставляется слово ученикам, бравшим у близких интервью.  (См. вопросы  для  интервью 1­2). Обсуждение: ­ Почему люди пишут письма? (Это было  единственное средство связи между людьми).  ­ А в наше время нужны письма?  Может быть, стоит отказаться от традиционных писем,  ведь существуют более современные средства связи? (Мнения учащихся). ­ А что думают по этому поводу  ваши родители, бабушки и дедушки?  (Вопрос 3 для  интервью). Далее учитель приводит данные социологического опроса, проведённого среди учащихся 6 класса.  70% уч­ся считает, что традиционные письма нужны в наше время. 30% уч­ся считает, что не нужны. 74% уч­ся написали письма от руки.  26% уч­ся  набрали текст на компьютере. Подведение итогов 1 этапа урока.  ­ Так всё­таки нужны современному человеку письма? (Нужны). Этап целеполагания. Вопросы учителя: ­ Вы к уроку писали письма. Какие трудности возникли у вас при написании письма? ­ Почему возникли эти трудности? ­ Проанализировав свои затруднения, я думаю, вы сможете определить цель сегодняшнего  урока. (Научиться писать письма). Этап планирования и уточнения цели. ­ Что для этого необходимо?  (Необходимо выяснить, что такое письмо, какова структура  (или композиция)  письма, языковые особенности ). ­ Какие письма в вашем небольшом жизненном опыте встречаются чаще? С какими вы  столкнулись, когда рассматривали семейные письма? (Личные). Учитель сообщает, что именно  личным письмам будет уделено внимание на уроке. ­ Каким будет наш конечный результат? (Письмо другу, или маме, или брату и т.п.) Этап осмысления новых сведений и способов деятельности. 1. Определение жанра.  Задание уч­ся: попробуйте сформулировать определение жанра письма. (Мнения  учащихся). Далее предлагается задание (слайд): Внимательно прочитайте текст  греческого учёного Деметрия из книги « О стиле»:  «Письмо должно быть написано  тем же слогом, что и  диалоги. В письме, как и в диалоге,  проявляется человеческий характер. Почти каждый из нас запечатлевает в письмах образ  своей души». Прав ли  древнегреческий философ Деметрий, утверждая, что письмо похоже на диалог?  Аргументируйте свой ответ. Чтобы зафиксировать то, что вы знаете о жанре письма, выберите подходящий для вас  вариант и поработайте в парах (группах). Заполните схему, отражающую суть письма, поставив вместо вопросов «?» подходящие  слова.  Модель схемы на доске. Результаты работы групп обсуждаются, фиксируются в тетрадях. (Лучшее определение +  схема). Примерный образец заполнения схемы уч­ся: 2. Выявление структурных особенностей жанра.  ­ Вы хорошо справились с определением жанра письма. А как вы думаете, существуют ли  какие­то правила построения письма (опирайтесь на письма, которые вы писали дома, и  письма, которые хранятся в вашем домашнем архиве).  Определение композиционных элементов жанра.     Фиксация на доске ответов учащихся, затем – слайд (На слайде дано название только  первой графы, вторая графа остаётся без названия, пока не дойдём до вывода детей о том,  что необходимо проанализировать ещё и языковые особенности): Схема текста письма 1. Обращение  ­ приветствие. 2. Цель написания (причина,  побудившая написать письмо). 3. Основная часть. 4. Вопросы и пожелания адресату. 5. Заключение (прощание, подпись, дата и место написания). Учащимся предлагается сравнить их наблюдения за композицией личного письма с  материалами слайда и перенести таблицу в тетрадь, заполнив первую часть. 3. Выявление языковых особенностей личного письма. Учитель: ­ Вы определили, что такое письмо, нашли общие композиционные части в  структуре личных писем. Наверное, можно садиться и писать. Теперь получится. Как  вы считаете?  (Учащиеся высказывают разные мнения, кто­то обязательно скажет, что  не анализировали слова и выражения, которые принято употреблять в письмах). Учитель: ­Действительно, мы не проанализировали языковые особенности личного  письма. Поработайте с письмами, лежащими  у вас на столах. Заполните вторую графу  нашей таблицы, запишите нужное напротив названия каждой композиционной части,  сделайте выводы. (Работа в группах).  После выступления учащихся можно предложить на  слайде рекомендации специалистов по этому вопросу. Схема текста письма 1. Обращение  ­ приветствие. Языковые особенности каждой части, клише Мои дорогие мама и папа! 2. Цель написания (причина,  побудившая написать письмо). Дорогая бабуля! Здравствуй, Денис! Получил (а) ваше письмо… Давно не было писем… 3. Основная часть. Очень захотелось написать вам… 4. Вопросы и пожелания адресату. Расскажу  о нашей жизни… 5. Заключение (прощание,  подпись, дата и место  написания). Какие у вас новости? Как здоровье бабушки? Пишите  мне чаще. До свидания! До скорой встречи! Обнимаю и целую. Ваш сын Серёжа. 10 декабря 2010 года. Г. Пермь. Этап отработки способов деятельности с новыми теоретическими сведениями на  практике: ­ Мы с вами, оказывается, теперь очень много знаем о письмах. Давайте попробуем это  друг другу рассказать, опираясь на наши записи и таблицы (рассказывают в парах).  Молодцы, я думаю, вы готовы выступить в качестве экспертов­редакторов. 4. Редактирование писем. Учащимся предлагаются разные  тексты для редактирования. (Работа в группах). Ученики  редактируют тексты, делают выводы, указывая на типичные ошибки.  Текст 1. Здравствуй, бабушка! Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мы купили с мамой три золотые рыбки.  В  воскресенье ездили в лес с соседями за клюквой и в лес за грибами. Я нашла три  подберёзовика и пятнадцать груздей.                                                                                                                   До свидания, Лена. Текст 2. Привет, мой друг Денис! Пишу тебе это письмо с целью узнать, как ты поживаешь? Чем в последнее время  занимаешься? Нравится ли твоя жизнь у бабушки? Надеюсь, ты скоро приедешь, потому  что все разъехались,  а мне одному  скучно.                                                                                                С уважением от Вити, жду тебя.   Текст 3.  Здравствуйте, уважаемые конструкторы! Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем  игрушечный. И чтоб бензина ему надо было поменьше, а ездил бы он побыстрее. И чтоб он  был веселый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей. Если у вас  останутся лишние, пришлите обратно. С уважением – Дядя Федор.. Текст 4.  Привет, С. Пишу тебе из дома 24 февраля сего года. Вот решил написать тебе. У нас все как всегда. А как у вас? Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы мы ездили на елку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление. Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего. Ну, пока. Текст 5. Уважаемый друг Артём! Я надеюсь, что это письмо дойдёт до Вас, Довожу до Вашего сведения, что на прошлой  неделе я приехал с Чукотки .Там очень хорошо, много достопримечательностей. Больше не знаю, о чём писать. Надеюсь, у Вас  всё хорошо.                                                                                                  Ваш  уважаемый друг   Кирилл 5. Творческое задание. ­ Заканчивая знакомство с личными письмами, я хотела бы вместе с вами посмотреть, что  бывает, когда не соблюдают правила написания писем. Далее ученикам предлагается посмотреть фрагмент из мультфильма «Каникулы в  Простоквашино» и ответить на вопросы:   ­ Из какого мультфильма этот фрагмент? Почему родители Дяди Фёдора так  отреагировали на письмо? Кто ошибся и в чём? 6. Подведение итогов урока: ­ Какими  словами вы бы закончили наш урок письма? ­ Должны ли современные средства вытеснять традиционные письма? ­ Каким должно быть домашнее задание, чтобы закрепить всё изученное на уроке? 7. Домашнее задание (совпадает с этапом контроля знаний и способов деятельности с  ними): Используя новые знания, полученные на уроке, отредактируйте дома свои письма. Приложение к уроку: Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно, было некогда. Теперь,  вероятно, ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что  того и гляди приеду к тебе… Пиши мне о своем здоровье и о здоровье детей, которых я  целую и благословляю. Кланяюсь Наталье Ивановне. Тебя целую. На днях получишь  письма  с посыльным. Прощай, мой милый друг. А.С.Пушкин  Санкт–Петербург Милая моя мамочка! Ты всё думаешь, что это шутки, а я серьёзнейшим образом  говорю, что очень люблю твои письма и что  ты чрезвычайно близка мне в письмах и по  духу, и по уму… Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймёт меня, как ты. Если я огорчаю  тебя, то знай, что я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я  недостаточно хороший человек,  чтобы полностью отплатить тебе за всё твоё добро, и я  это сознаю.  (Письмо писателя Л.Андреева к матери). «Уважаемый Дядя Федор! Ты просил прислать тебе трактор не совсем настоящий и не совсем игрушечный и чтоб веселый  был. Посылаем тебе такой. Самый веселый на заводе. Это опытная модель. Бензин ему не нужен. Работает на продуктах. Отзывы о тракторе просим  присылать к нам на завод. С большим уважением – инженер Тяпкин». «Здравствуйте, родители дяди Федора! Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика Дядю  Федора. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки  выключены, а его корова меня на дерево загнала. А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу  отрезал от курточки. Посмотрите, ваша ли это пуговица. Если пуговица ваша, и мальчик ваш. С уважением – Печкин». «Дорогой кот! Мы все тебя помним. Жалко, что ты у нас потерялся. Мы за тебя рады, что ты хорошо живешь. А  природу на дрова рубить не надо. Твой хозяин прав. Посылаем тебе солнце маленькое,  домашнее. Как с ним обращаться, ты знаешь. Видел у нас. Посылаем и регулятор – делать жарче  и холоднее. Если ты что­то забыл, напиши нам, мы все тебе объясним. Всего хорошего. Институт физики Солнца. Курля

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык

Урок русского языка по теме "Жанр письма.Личные письма" 5 класс, русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017