Данная методическая разработка представляет собой подробный конспект урока на тему "НЕ с деепричастиями".Цель урока: познакомить учащихся с правилами написания НЕ с деепричастиями и сопоставить его с изученными правилами слитного и раздельного написания НЕ со словами разных частей речи.
Задачи:
- научить правописанию НЕ с деепричастиями,
- развить общепредметные и предметные умения и навыки ( целеполагание, анализ, синтез, умение делать вывод, умение находить и выделять изученную и уже известные орфограммы, выделять в тексте обособленные обстоятельства),
- воспитательные.
План-конспект урока по теме «НЕ с деепричастиями».
1.ФИО: Ганичева Наталья Алексеевна
2.Место работы: МОУ Гимназия №3 (г. Владимир)
3. Должность: учитель русского языка и литературы
4.Предмет: русский язык
5.Класс: 6-ой
6.Тема, № урока: урок №91 по теме «НЕ с деепричастиями»
7.Базовый учебник: С.И.Львова, В.В.Львов «Русский язык. 6 класс»
8.Цель урока: познакомить учащихся с правилами написания НЕ с
деепричастиями и сопоставить его с изученными правилами слитного и
раздельного написания НЕ со словами разных частей речи.
Задачи:
- научить правописанию НЕ с деепричастиями,
- развить общепредметные и предметные умения и навыки
( целеполагание, анализ, синтез, умение делать вывод, умение
находить и выделять изученную и уже известные орфограммы,
выделять в тексте обособленные обстоятельства),
- воспитательные.
9.Тип урока: изложение нового материала
10.Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа с
компьютерной моделью, тестирование.
11.Техническое оборудование: компьютер, мультимедиа, проектор.12.Структура и ход урока
№ Этап
1. Целеполага
ние
Назван
ие
использ
уемых
ОЭР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Давайте сформулируем
цель нашего урока,
исходя из его темы.
Мы должны:
- познакомиться…
Формулируют цель
урока.
Вре
мя
5
мин
.
- вспомнить…
- сопоставить…
с правилами написания
НЕ с деепричастиями
правила написания НЕ
с другими частями
речи
правила написания НЕ
с деепричастиями и
НЕ с другими частями
речи
Продолжают фразы,
заполняют таблицу
Вспомню
Узнаю2.
Сопоставле
ние
3. Объяснение
новой темы
Вспомните, о
написании НЕ с какими
частями речи мы уже
говорили?
Подумайте, как можно
сопоставить условия
написания НЕ с
существительными,
прилагательными и
глаголами?
Подумайте, почему я
именно так
сгруппировала части
речи в 1-ой колонке?
Приведите примеры.
А сейчас мы поговорим
о том, как НЕ пишется с
деепричастиями.
Кто хочет сразу
прочитать правило –
обратитесь к учебнику
(стр. 50),
А кто хочет
сформулировать
7
мин
.
Отвечают на вопрос
Мы говорили о
написании НЕ с
существительными,
прилагательными,
глаголами.
Слит
но
Раздель
но
Без
НЕ не
упот
р.
Рассматривают
таблицу,
перечерчивают её в
тетрадь
Част
и
речи
*сущ
.
*при
л.
*глаг
.
*сущ
.
*при
л.
*сущ
.
*при
л.
*глаг
.
сино
ним
противо
поставле
ние
Всегда,
кроме…
Делают вывод
Записывают примеры в
таблицу
3
мин
.не глядя
не
заметив
не думая
Недоум
евая
Негодуя
ненавид
я
правило сам – работает
со мной.
На доске:
Исходя из данных
примеров, попробуйте
сформулировать
правило правописания
НЕ с деепричастиями.
Какое место
деепричастия будут
занимать в нашей
таблице?
Рассматривают
таблицу
Формулируют правило
Делают вывод, что
правило написания НЕ
с деепричастиями
совпадает с условиями
написания НЕ с
глаголами. Объясняют
почему.Распределяют
материал по таблице
10
мин
.
4. Отработка
навыков
Правоп
исание
НЕ с
деепри
частия
ми.
Электр
онный
модуль
контро
льного
типа
для
углублё
нного
изучен
ия
предме
та по
теме
Правопи
сание НЕ
с
дееприча
стиями5. Лингвистич
еская игра
5
мин
.
Записывают
однокоренные слова:
невзгода
негодовать
недуг
нелепый
неприязнь
неряха
Посмотрите на
таблицу. В1-ой колонке
записаны слова,
вышедшие из
употребления. Ваша
задача – подумать, а в
каком значении они
употреблялись и в
соответствии с этим
подобрать
родственные, которые
употребляются в
современном языке.
Проверьте себя по
этимологическому
словарику (стр. 27).
значение
слово
мир
взгода
годовати
позволят
дуг
ь
здоровье
лепый
приязнь
красивы
ряха
й
дружба
щеголих
а6.
Тестировани
е
Записывают ответы:
1р, 2р, 3с, 4р, 5р, 6с,
7р, 8р, 9р, 10р.
(с – слитно, р –
раздельно)
Проверяем вместе.
3
мин
.
Проверим, как вы
усвоили изученное
правило. Я диктую
слова, ваша задача под
соответствующим
номером указать –
слитно или раздельно
пишется НЕ со словом.
Список слов: 1) не
поднимая, 2)не
встречаясь,
3)ненавидя, 4)не
предполагая, 5)не
работая,6)негодуя, 7)не
отведав, 8)не
умывшись, 9)не зная,
10)не рассуждая.7.
Работа с
текстом.
8. Подведение
итогов
урока.
Текст для работы
Но был огонь – не
угасая,
Светил в пристройке по
ночам,
И мать всю ночь ходила
там,
Глаз до рассвета не
смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой
заслонила
И, положив дитя к
плечу,
Всё напевала и
ходила…
И.А.Бунин
Соберите пазл.
Прочитайте отрывок из
стихотворения
И.А.Бунина.
Какая картина
предстаёт перед вами?
Какие образы в этом
стихотворении
являются ключевыми?
Почему?
В тексте стихотворения
найдите слова с
изученной
орфограммой.
Найдите обособленные
обстоятельства,
выделите их
графически.
Какие ещё орфограммы
вы увидели в тексте
этого стихотворения?
Возвращаемся к
таблице, в которой
сформулирована цель
урока. Сделайте вывод:
что узнали, что
повторили.
Что для вас сегодня на
10
мин
.
Собирают
пазл (текст
разрезан на
части).
Читают отрывок из
стихотворения
И.А.Бунина
«Мать».
Отвечают на
вопросы.
В тексте
стихотворения
находят слова с
изученной
орфограммой.
Ищут
обособленные
обстоятельства,
выделяют их
графически.
Находят другие
орфограммы.
Делают вывод.
2
мин
.
Отвечают на
вопрос.уроке было самым
главным?
9.
Записывают
домашнее
задание:
П.43, упр. 598.