Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"
Оценка 4.6

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Оценка 4.6
Лекции
doc
русский язык
10 кл
02.07.2017
Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"
Цель: дать понятие о сложном синтаксическом целом, как происходит строение ССЦ. Воспитать аккуратность и внимание к написанию и произношению предложений с ССЦ. План: Урок - лекция 1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока 2.Лекция учителя .3. Итоги, выводы. 4. Дома: выписать из литературных произведений 8 - 10 предложений с ССЦ.
Урок русского языка.doc
Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ" Цель: дать понятие о сложном синтаксическом целом, как происходит строение ССЦ. Воспитать аккуратность и  внимание к написанию и произношению предложений с ССЦ. План: Урок ­ лекция 1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока. 2. Слово учителя:  Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем предложение. Это  наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно ­ смысловое единство.  Сложное синтаксическое целое обнаруживается в связном тексте. Это сочетание нескольких предложений,  характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью  компонентов.  Отдельные предложения в составе сложного синтаксического целого объединяются межфразовыми связями,  которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальных синтаксических средств. От сложного предложения (в том числе и многочленного) сложное синтаксическое целое отличается менее тесной  связью между частями, их формально ­ синтаксической самостоятельностью. Однако эти качества не мешают  компонентам сложного синтаксического целого объединяться в смысловое и даже структурное единство, что и  позволяет выделять эту единицу в синтаксисе.  Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложного синтаксического целого  являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия;  обстоятельственные сочетания в роли детерминантов, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видовременных  форм глаголов и возможная неполнота отдельных предложений; существенную роль играет и общее интонационное  оформление. В смысловом отношении сложное синтаксическое целое характеризуется лексической преемственностью,  широтой охвата содержания излагаемой темы, вплоть до полного ее раскрытия (каждое из последующих звеньев  сложного синтаксического целого расширяет и развивает содержание предыдущих). Перечисленные здесь формально ­ грамматические средства межфразовой связи не обязательно должны  присутствовать в каждом сложном синтаксическом целом в полном объеме. Избираются то одни средства связи, то  другие; то строго и последовательно однотипные, то в различных комбинациях друг с другом, т е. «организация  сложного синтаксического целого не является стабильной». Но в каждом конкретном случае смысловая  объединенность частей абсолютно обязательна.  Вот пример сложного синтаксического целого: Итак, может быть, не полностью, а, как говорят, «в первом  приближении», мы все ­ таки разобрались, что такое робот. Во ­ первых, это искусственно созданная система (в  отличие от живых организмов, в том числе выращенных с тем или иным искусственным вмешательством). Во ­ вторых,  это система, способная достаточно самостоятельно выполнять те или иные полезные для человека функции. Наконец, в ­ третьих, ­ система, адекватно реагирующая на изменение окружающих обстоятельств, причем степень восприятия ею  внешнего мира (а следовательно, и диапазон возможных реакций) относительно велика (газ. ).  Прежде всего, это сложное целое отличается смысловой завершенностью (второе, третье и четвертое предложения  последовательно раскрывают явление, названное в первом предложении). Кроме смысловой объединенности,  предложения в составе этого целого имеют и другие показатели сочетаемости друг с другом: лексическая  преемственность с повтором (робот ­ это искусственно созданная система; это система, способная. . . , система,  адекватно реагирующая. . .), скрепляющие предложения вводные слова (во ­ первых, во ­ вторых, наконец, в ­ третьих);  параллелизм строения трех последних предложений, последовательно подключаемых к первому; интонационная  связанность и завершенность. В сложном синтаксическом целом: Послышалось около третьего корпуса: «так. . . так. . . так. . . ». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало эти звуки само  чудовище с багровыми глазами (Ч. ) ­ средствами организации предложений является синонимический повтор эти  звуки, присоединительный союз и, наречие так, формы прошедшего времени глаголов.  Предложения в составе сложного целого: Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь.  Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом  грянет и раскатится по горизонту, далеко ­ далеко замирая в чистом и чутком воздухе (Бун. ) ­ связаны обозначением  действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видо ­ временных форм глаголов ­  сказуемых и объединяющей интонацией.  Очень характерны для сложных синтаксических целых присоединительные связи, последовательно осуществляемые  при соединении отдельных конструкций, часто парцеллированных: Он один в своей комнате, но вместе с ним сейчас  люди, до боли знакомые, родные, близкие, хорошие и добрые. И другие люди, злые, ненавистные, бездушные. И еще  «тропинка, вдоль которой курчавилась мята, наливалась темными гроздьями ежевика, а позднее, когда наступает осень, выстроившиеся вдоль арыка орехи засыпали ее желтыми листьями». И маленькая деревушка на левом берегу Аракса, у  подножия невысокого холма. И трудные воспоминания суровых военных лет. Мир детства писателя. Мир, который  всегда с ним, где бы он ни был ­ в огромной Москве, в шумном Баку или в различных поездках по стране (газ. ).  Сложное синтаксическое целое может строиться и без специальных связующих элементов, лишь на основе лексической преемственности, синонимических и лексических повторов, общности временного плана. Например: Прислушайтесь  хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы  непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью ­ землею.  Будь это журчание весеннего ручейка или нахлест речных волн на береговой песок, пение птиц или гром отдаленной  грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зеленой листвы на деревьях или  треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки, взлет жаворонка и шум хлебных колосьев, тихое порхание  бабочек, ­ все это бесчисленные звуки земли, слышать которые люди городские, оглушенные шумом машин, отвыкли.  Тем радостнее такому человеку, еще не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил, которые, быть может, всего нам нужнее (С. ­ М. ).  Итак, формы организации отдельных предложений в сложные синтаксические целые различны, набор средств связи и  объединенности компонентов варьируется в зависимости от содержания, стиля изложения, авторской манеры и,  следовательно, в каждом конкретном случае выступает в определенных комбинациях. Однако, несмотря на отсутствие  стабильности в оформлении сложных синтаксических целых, все ­ таки имеются довольно четкие общие принципы их  организации, которые и позволяют выделить их классификационную основу. Выделение сложного синтаксического целого на основе семантико ­ структурной объединенности отдельных  предложений отнюдь не свидетельствует, что любой текст четко и последовательно членится на сложные целые и  потому представляет собой сумму таких единиц. Сложные целые могут сочетаться с отдельными предложениями,  простыми и сложными. Сочетание и различные комбинации этих единиц подчинены логико ­ смысловой структуре  текста. Семантико ­ структурная объединенность сложного целого как раз и проявляется в результате такого  сочетания, когда отдельные предложения, занимая в тексте самостоятельную позицию, не включаются ни в одно из  сложных целых. Проанализируем текст: (1) Идя по основным указанным Вами пунктам, я могу сказать о Салтыкове следующее. (2) Я начал знакомиться с его произведениями, будучи примерно в тринадцатилетнем возрасте. Причем, как хорошо  помню, они мне чрезвычайно понравились, несмотря на то, что я понял, конечно, мало из того, что им написано. (3) В дальнейшем я постоянно возвращался к перечитыванию салтыковских вещей. (4) Влияние Салтыков на меня оказал чрезвычайное, и, будучи в юном возрасте, я решил, что относиться к  окружающему надлежит с иронией. Сочиняя для собственного развлечения обличительные фельетоны, я подражал  приемам Салтыкова, причем немедленно добился результатов: мне не однажды приходилось ссориться с окружающими и выслушивать горькие укоризны. (5) Когда я стал взрослым, мне открылась ужасная истина. Атаманы ­ молодцы, беспутные клемантинки, рукосуи и  лапотники, майор Прыщ и бывалый прохвост Угрюм ­ Бурчеев пережили Салтыкова ­ Щедрина. Тогда мои взгляд на  окружающее стал траурным. (6) Каков Щедрин как художник? (7) Я полагаю, доказывать, что он перворазрядный художник, излишне. (8) Вы пишете об оценке Щедрина в связи с задачами создания советской сатиры? (9) Я уверен в том, что всякие попытки создать сатиру обречены на полнейшую неудачу. Ее нельзя создать. Она  создается сама собой, внезапно. Но каждому из советских сатириков, я полагаю, надлежит рекомендовать усиленное  изучение Щедрина (Булг. ).  Текст разбит на девять частей, каждая из которых составляет синтаксическую единицу ­ отдельные предложения (1, 3,  6, 7, 8) и сложные целые (2, 4, 5, 9). Как видим, синтаксическое членение не всегда совпадает с абзацным (см. об этом §  131). Логико ­ смысловая структура текста влияет на его синтаксическую организацию: первое предложение (1) стоит  особняком, предваряя рассуждение; оно не может быть подключено к следующей за ним синтаксической единице,  несмотря на логическую связанность с ней (обобщение и конкретизация), поскольку в логико ­ содержательном плане  подчиняет себе (как бы вмещает в себя) весь последующий текст целиком. Предложение (3) разрывает два  синтаксических целых (2), (4) и ни с одним из них не может слиться: в логико ­ смысловом отношении это мостик  между двумя частями текста, где даются сведения о знакомстве с произведениями Щедрина (2) и сведения о  результате этого знакомства (4). Следующая часть текста организуется в сложное целое (5), предложения которого  жестко сцеплены, поскольку с четкой последовательностью развертывают микротему, что закрепляется и в  структурных показателях: пояснительный характер связи между вторым предложением и первым (какая именно  ужасная истина?), связующий элемент тогда, проецирующий временной план первого предложения. Предложения (6),  (7), (8) строятся по вопросно ­ ответной системе. И, наконец, последнее звено текста ­ сложное целое (9), являющее  собой тесное сцепление предложений по типу цепной и параллельной синтаксической связи: лексические отсылки (ее,  она), противительный союз но. Немалую роль при объединении предложений в сложное целое играет порядок слов,  который подчиняется актуальному членению каждого предложения как структурного элемента сложного целого.  Существование сложного целого как семантико ­ синтаксической единицы более высокого в сравнении с  предложением синтаксического уровня особенно подчеркивается таким его свойством, как способность объединяться  в одно сложное предложение, например: Я уверен в том, что всякие попытки создать сатиру обречены на полнейшую  неудачу: ее нельзя создать ­ она создается сама собой, внезапно, но каждому из советских сатириков, я полагаю,  надлежит рекомендовать усиленное изучение Щедрина. Ср. невозможность объединения, например, предложений (8) и  (9).  Структурные особенности сложных синтаксических целых  Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. Между однородными  предложениями в составе единств обнаруживается параллельная связь, между неоднородными ­  цепная (последовательная). Параллельно связанные предложения автосемантичны (т. е. сами по себе знаменательны,  самостоятельно оформлены без лексико ­ грамматической связи с предшествующими предложениями); предложения,  последовательно связанные, синсемантичны (тесно спаянные предложения, которые, будучи изолированными,  лишаются способности самостоятельного употребления, поскольку в них есть лексико ­ грамматические показатели  связи с предшествующими предложениями). При параллельной связи в предложениях имеется перечисление,  сопоставление или противопоставление; в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких  сложных целых ­ описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Например: Буря бушевала над  Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась  через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет,  зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков (Пауст. ). Здесь  каждое предложение знаменательно, так как их лексическое наполнение вполне самостоятельно (нет ни слов ­  указателей; ни слов, вмещающих в себя и обобщающих собой значение целых конструкций; ни слов ­ «представителей»  другой конструкции и т. д. ). Объединяющим началом всех этих отдельных предложений является логико ­ смысловое  единство ­ соотношение общего (буря бушевала) и частного (Нева вспухала. . . ; Люди пробегали. . . ; Ветер хлопал. . . ;  Свет то убывал, то разгорался. . . ) в описании картины. Из структурных показателей объединения можно назвать лишь  параллелизм строения предложений (двусоставность, одинаковый порядок расположения членов предикативной  основы ­ подлежащего и сказуемого), а также совпадение видо ­ временных форм глаголов ­ сказуемых (бушевала,  хлестал, вспухала, пробегали, хлопал, убывал, разгорался, вздувал). По тому же типу построено и следующее сложное  целое: Зимой в Вильно гремели балы. Паркеты дрожали от танцев, сияли под потолками тяжелые люстры, звенели  шпоры. Ветер от шелковых шлейфов холодил ноги старикам, глядевшим на танцы из кресел. Крепостные музыканты  надрывались на хорах, выдувая из флейт и кларнетов бешеные темпы мазурки (Пауст. ). При цепной связи (наиболее распространенной) части предшествующих предложений повторяются в последующих или  используются их указатели ­ местоимения, местоименные наречия и т. д. Предложения как бы цепляются одно за  другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение.  Каждое отдельно взятое предложение (обычно кроме первого) синсемантично, так как не способно в  нетрансформированном виде к самостоятельному употреблению и свои коммуникативные качества получает лишь в  тесном контакте с другими предложениями. Например: Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях.  Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков (Пауст. ).  Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного целого, образуя смешанный  тип: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка  смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с  другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига (Пауст. ). Между первыми двумя ­ параллельная связь, далее предложения присоединяются по способу цепной связи.  Даже при наличии параллельной связи в сложном синтаксическом целом, при автосемантии его частей все ­ таки  обычно наибольшей степенью самостоятельности обладает лишь первое предложение, открывающее синтаксическое  целое. В примере: Днем рисовать было некогда. Помогали белые ночи. Их сумрак был светел. Он не скрывал  очертания статуй. Наоборот, в призрачном блеске ночей статуи казались особенно ясными на темной листве,  вычерченными более чистыми линиями, чем днем. Днем они были грубее (Пауст. ) ­ первые два предложения  обнаруживают параллельную связь, однако второе предложение ­ Помогали белые ночи ­ семантически полноценным  становится лишь на фоне первого предложения, которое намечает общую конситуацию. Что касается остальных  предложений, то все они синсемантичны, так как содержат анафорически употребленные местоимения и вводное  слово наоборот.  Таким образом, большую роль в структуре сложного синтаксического целого играет первое предложение ­ зачин. Оно  «дает» тему, которая раскрывается последующими компонентами единства. В структурном отношении первое  предложение строится свободно и вполне самостоятельно. Зато все последующие оказываются структурно связанными  (порядок слов, видо ­ временные формы глаголов, интонация и, отчасти, лексический состав подчинены предложению ­  зачину).  Примеры: 1) Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около  моря. В нихслышен шум прибоя (Пауст. ).  Зачин ­ первое предложение, основная тема сообщения. Назначение второго предложения ­ передать противительно ­  выделительные отношения (связь осуществляется посредством сочетания но особенно). Третье предложение  обосновывает второе (показатель связи ­ местоименный повтор в них, замещающий субстантивное  словосочетание горные леса около моря). Кроме лексико ­ синтаксических показателей связи (особенно хороши, в них), имеются и собственно синтаксические, в первую очередь ­ союз но и порядок слов: во втором и третьем предложениях  сказуемое предшествует подлежащему, что предопределено структурой первого предложения. Предложения  объединяются по способу цепной связи.  2) Погода мучила. С утра светило солнце, парило над дымящимися полями, над грязными дорогами, над хлебами,  насыщенными водою, легшими на землю. С утра Аверкий, порою покидавший свою телегу и добредавший до избы,  обещал старухе, что опогодится. Но к обедам опять заходили тучи, казавшиеся еще чернее от блеска солнца, меняли  облака свои необыкновенные цвета и очертания, поднимался холодный ветер, и бежал по полям косой радужный  дождь (Бун. ). Зачин ­ Погода мучила. Все содержание последующих предложений подчинено этой исходной теме: дается ее  подробное обоснование. Структурная связанность выявляется в следующем: основные глаголы имеют один временной  план (мучила, светило, парило, обещал, заходили, меняли, поднимался, бежал); параллелизм в построении поясняющих  предложений (второе и четвертое предложения); повторение обстоятельства времени в начале каждого предложения (с  утра; с утра; но к обедам); противительные отношения на стыке третьего и четвертого предложений; положение глагола ­ сказуемого перед подлежащим (второе и четвертое предложения).  Предложение ­ зачин может иметь и такую специфику: в нем есть слово (или слова), вмещающее все содержание  последовательно перечисляемых компонентов сложного синтаксического целого. Такое единство строится по схеме  предложения с однородными членами, при которых имеется обобщение: Отсюда все было видно вокруг. И самые  высокие снежные вершины, выше которых только небо. Они стояли позади гор, над всеми горами и над всей землей. И те же горы, что пониже снежных, ­ лесистые горы, поросшие понизу лиственными чащами, а поверху ­ темным  сосновым бором. И горы Кунгеи, обращенные к солнцу; на склонах Кунгеев ничего не росло, кроме травы. И горы еще  поменьше, в той стороне, где озеро, ­ просто голые каменистые увалы (Айтм. ). Таким образом построенное сложное  синтаксическое целое легко объединяется в одно предложение, причем с точным воспроизведением интонационного  рисунка: обобщающе ­ предупреждающая интонация первого предложения; постепенное нарастание интонации при  перечислении однотипно построенных частей, с логическим подчеркиванием при этом каждой из них (и самые высокие  снежные вершины. . . ; и те же горы. . . ; и горы. . . ; и горы. . . ), интонация вводности, сопровождающая части Они  стояли позади гор. . . ; на склонах Кунгеев. . . Ср. : Отсюда все было видно вокруг: и самые высокие снежные вершины,  выше которых только небо (они стояли позади гор, над всеми горами и над всей землей); и те же горы, что пониже  снежных, ­ лесистые горы, поросшие понизу лиственными чащами, а поверху ­ темным сосновым бором; и горы Кунгеи,  обращенные к солнцу (на склонах Кунгеев ничего не росло, кроме травы); и горы еще поменьше, в той стороне, где  озеро, ­ просто голые каменистые увалы. Предложение ­ зачин в сложном синтаксическом целом несет основную информацию. Будучи объединенными друг с  другом в связном тексте, зачины составляют его содержательную канву. 3. Итоги, выводы. 4. Дома: выписать из литературных произведений 8 ­ 10 предложений с ССЦ. Урок русского языка в 9 классе Тема: ССЦ и абзац Тема: ССЦ и абзац  Цели:  ­ Дать понятие о ССЦ;  ­ Учить находить разницу и сходство между ССЦ и абзацем;  Результат обучения:  ­ Сформируют понятие о ССЦ;  ­ Выяснят отличие ССЦ от абзаца через составление диаграммы Венна;  ­ Составят вопросы высокого порядка, используя критическое мышление;  Формы работы:  Мозговой штурм; критическое мышление; стратегия Светофор; исследование; групповая  работа на этапе составления кластера и диаграммы Венна.  Оценивание:  Формативное оценивание учителем на этапе наблюдения, итоговой оценки, листы  оценивания в группе, кластера и диаграммы.  Ресурсы: учебник, ИКТ, ватманы, фломастеры, раздаточный материал.  Ход урока:  1. Оргмомент. Сообщение темы.  2. Мозговой штурм.  ­ Перед вами тема нашего урока. Что вы можете сказать по тому, что обозначает слово  ССЦ?  Ответы учащихся учитель записывает на доске.  ­ Тема звучит так: «ССЦ и абзац». Как связан абзац и ССЦ?  ­ Что такое абзац? Каковы признаки абзаца?  ­ Может ли абзац быть текстом? Почему?  3. Работа с абзацем.  ­ Предлагаю вам прочитать эти предложения.  Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не  находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта  звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. //  Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину  готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое­где тачки,  плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, ­ весь этот ералаш,  выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую­то странную, дикую  физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всём, что лежало передо мной, было до  того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как­то  странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили  ансамбль картины и казались не от мира сего. // Было тихо, и только слышалось, как над  нашими головами, где­то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (Ч.).  Подумайте и ответьте на вопросы:  ­ Почему эти предложения являются абзацем?  ­Что связывает эти предложения?  ­ Можно ли выделить в этом абзаце предложения, которые говорят о разном?  Объедините эти предложения по темам. Сколько частей получилось?  Учитель подводит учащихся к понятию «ССЦ».  Под сложным синтаксическим целым понимается синтаксическая единица, большая, чем  предложение. Это наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно­смысловое единство. Сложное синтаксическое целое обнаруживается в  связном тексте. Это сочетание нескольких предложений, характеризующееся  относительной завершенностью темы (микротемы ), смысловой и синтаксической  спаянностью компонентов.  Абзац и сложное синтаксическое целое являются единицами разных уровней членения, так  как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического  оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы  перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют  семантико­стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое  могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например:  Дождь в течение всего лета шел некрупный и теплый. Сначала люди остерегались его,  сидели дома, а потом началась нормальная жизнь под дождём, как если бы его и не было.  Люди в этом случае действовали подобно курам, ибо существует точная примета  предсказания длительности дождя: если во время дождя куры прячутся в укрытие ­ значит  дождь скоро перестанет. Если куры, как ни в чем не бывало бродят по улице, по дороге, по  зеленым лужайкам ­ значит дождь зарядил надолго, по всей вероятности на несколько дней  (Сол.);  Границы абзаца и сложного синтаксического целого могут и не совпадать: в абзац может  быть вынесено одно предложение, а сложное синтаксическое целое ­ это, как минимум, два или более предложения; в одном абзаце может быть два и более сложных синтаксических  целых, когда отдельные микротемы связываются друг с другом.  4. Работа с текстом. Упр.441 по учебнику  ­ Спишите тот абзац, в котором объединен абзац с ССЦ. Докажите, что в нем присутствует  ССЦ.  5. Работа в группах. Составление кластера «ССЦ», «Абзац».  ­ Составьте диаграмму Венна. Найдите общие и отличительные черты абзаца и ССЦ.  Выступление групп.  6. Рефлексия. «Скажи три вещи»  Ø Мы изучили сегодня  Ø Мы справились хорошо  Ø Группа справилась хорошо  Ø Вы хотите узнать больше о  7. Домашняя работа.  Тема: Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) Цели: повторить и обобщить известные учащимся сведения о тексте, его строении,  совершенствовать умение проводить языковой анализ текста, работать над развитием  коммуникативных способностей учащихся, над совершенствованием их языковых навыков,  ознакомить с понятием ССЦ (микротекст) на примере текстов­отрывков из произведений  А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя; используя элементы креативного чтения,  воспитывать в учащихся внимательного, вдумчивого читателя, способного улавливать,  воспринимать особенности стиля писателя; продолжить работу над культурой речи  учащихся.  Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения»  записи на доске, таблицы «Язык и речь», «Текст», «Структурные средства ССЦ».  Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся с элементами  обобщающего повторения.  Язык словесного искусства – это своеобразная сис­тема словесно­художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной  литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции  литературного и народно­разговорного языка с функцией выразительной и  изобразительной.  В. В. Виноградов  Ход урока:  I. Организационный момент.  II. Вступительное слово учителя.  Сегодня на уроке, с одной стороны, мы подводим итоги долгому, длиною в два года,  разговору о синтаксисе русского языка. С другой стороны, постараемся взойти на более  высокую ступеньку вашего интеллектуального развития. Познакомимся с новым  обобщающим понятием ­ сложное синтаксическое целое, введем его в ваш обиход.  /Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь/  Первым шагом к этому будет словарно­семантическая работа.  III. Словарно­семантическая работа  Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ),  последо­вательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые  средства.  IV. Сообщение темы, целей урока.  Для чего нам надо расширять знания в этой области? Какова практическая значимость  предложенного вам на сегодняшнем уроке материала? Попробуем дать ответы на эти  вопросы по завершении урока. А пока подумаем, как же мы общаемся друг с другом.  Звуками? Словами? Словосочетаниями? Нет. И даже не предложениями.  /Обращение к III части таблицы «Язык и речь»/  Люди создают высказывания и общаются текстами (микро­ и макротекстами, монологами,  диалогами и полилогами). А новое для вас понятие ССЦ – это не что иное, как микротекст. Высказывание, микротекст – это маленькая, ёмкая информация.  Вы получаете информацию в разных областях знаний благодаря текстам. Объем и  направленность их постоянно варьируются. Вы выйдите из школы во взрослую жизнь не  только с определенной суммой знаний, но и с умением работать с книгой, текстом. Этому  умению мы и продолжим учиться.  V. Текст. Повторение.  1. Давайте вспомним, что такое текст.  /Ответы учащихся./  Сверим ваши представления о тексте с научным толкованием этого термина.  2. Работа с таблицей «Текст».  /Работа учащихся в группах: составление монологического высказывания каждой учебной  группой; выступление 1 ­2 групп учащихся; дополнения остальных групп/  3. Обобщение учителя.  Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица,  основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом  говорит и ССЦ.  VI. Сложное синтаксическое целое. Определение понятия.  Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно  взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст.  Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля,  авторской манеры.  Значит, чтобы о вас говорили как о знающем, приятном собеседнике, чтобы вы владели  пра­вильной письменной речью, надо научиться стоить свои высказывания, надо научиться логически правильно читать тексты. И легче это начать делать со ССЦ.  VII. Работа с деформированным текстом.  1. Послушайте пример. Попробуйте определить, что вы услышите: текст или набор  предложений.  /Чтение учителем деформированного текста (Теплинский. «Литература. 9 класс»/  А теперь, в 9­м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкин­ ских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с  раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто­ то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у  него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами,  потому что он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни  появляются чудесные пушкинские строки о природе, начинают интересовать и волновать  его стихи о любви...  2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь.  /Работа учащихся по восстановлению текста. Запись текста в тетрадь.  Индивидуальное задание. Пересказ восстановленного текста. /1 – 2 учащихся/  3. Узнали ли текст? А откуда он взят?  Имя Пушкина хорошо знакомо каждому человеку, говорящему на русском языке. Знакомо  и вам по прочитанной к уроку литературы биографии Пушкина, по прочитанным в средней  школе прозе и поэзии. Какие пушкинские произведения вам знакомы? А какие строчки  пушкинской поэзии стали любимыми? Можете их прочитать наизусть?  /Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина,  оценивание учителем выразительного чтения учащихся/  Разговор о Пушкине, его творчестве продолжим на уроках литературы. А сейчас вновь  вернемся к тексту. Мы восстановили текст, его и проанализируем.  VIII. Целостный анализ текста.  А. Ознакомление с планом целостного анализа текста.  План целостного анализа текста  1.Тема, основная мысль микротекста.  2.Стиль и тип речи.  3.Смысловая связь предложений в ССЦ.  4.Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.  5.Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).  6.Синтаксический анализ микротекста.  7.Интонация высказывания.  Б. Распределение заданий между учебными группами учащихся.  Время наше ограничено, поэтому мы попробуем рисунок текста в его целостном анализе  представить по фрагментам:  Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста.  Фрагмент 2. Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. /Воспользуйтесь таблицами­ подсказками учебника «Русский язык: Учебник для 9 кл. с русским языком обучения»  /Е.П. Голобородько и др./  Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих  мыслей; морфологические средства связи в ССЦ.  Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста.  Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из  восста­новленного текста.  Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обратить внимание на орфограммы,  составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы). Пример словарной работы:  Сознание, с раннего детства, (не)задумываясь, кто­то, чудесные пушкинские строки;  Пушкин, интересовать, класс, хотелось бы, навсегда, (не)исчерпаем, жизнь.  В. Коллективная работа в группах – коллективное составление целостного анализа текста.  Г. Беседа ­ анализ текста.  /Каждая группа отчитывается о проделанной работе./  IХ. Самостоятельная работа по анализу текста.  Одну часть работы на уроке вы уже выполнили. И мне кажется, что можно попробовать  сделать самостоятельные шаги в исследовательской работе по анализу текста.  Воспользуйтесь при этом таблицей «Структурные средства ССЦ».  «Структурные средства ССЦ»  Лексические: повторение отдельных слов; синонимы, в том числе контекстуальные; личные и указательные местоимения; местоименные наречия и др.  Морфологические:­ соотнесенность видо­временных форм глаголов­сказуемых.  Синтаксические: порядок слов и предложений; союзы в присоединительном значении;  частицы;  употребление обстоятельств (преимущественно места и времени); вводные слова и  предложения; параллелизм построения предложений; неполнота отдельных предложений.  Ритмо­мелодические /интонация/  1. Работа с микротекстом.  Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька.  Русский посланник в Константинополе как­то достал его из сераля, где содержался он  амана­том, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь  крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою  Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.  /Каждая группа представляет свой анализ текста/  Индивидуальная работа.  ● /Задание выполняют 2 – 3 учащихся начальной и среднего уровней компетентности/  ● этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/  2. Проверка выполнения индивидуального задания:  ­ чтение составленных вопросов по тексту /1 – 2 учащихся зачитывают вопросы, остальные  показывают выполнение задания в тетради/;  ­ целостный анализ текста /комментарий дают 1 – 2 учебные группы, другие группы  дополняют/;  ­ чтение, разыгрывание диалогов /1 – 2 пары/.  Х. Обобщение изученного.  ­ Как вы поняли, что такое ССЦ?  ­ Микротекст и ССЦ – это одно и то же?  ­ Поможет ли вам сегодняшний урок узнать произведения Пушкина, даже в отдельных  отрывках, по их стилю, строению? Попробуйте узнать.  2. Работа с отрывками текстов А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.  ● дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз  сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он  вздрогнет и побледне­ет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам  слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со  смеха... Да­с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у  него было разных дорогих вещиц!..   Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что   Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в   Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них. Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было  ● около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед  нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой  язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая­то таинственность окружала его  судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном  черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.  ●  В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем  особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы,  сделали кое­какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.  ­ Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в  прочитанном тексте? Проверим это на уроках литературы.  ХI. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся.  Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из  стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный  синтаксический разбор выписанного предложения.

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"

Урок русского языка "Сложное синтаксическое целое (ССЦ). ССЦ и абзац. Строение ССЦ. Средства связи в ССЦ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017