Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)
Оценка 4.9

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
07.04.2017
Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)
Данный материал разработан специально для урока русского языка в 6 классе. УМК Рыбченковой. Собрала и обобщила материал для написания сочинения-рассуждения. В данной разработке дается алгоритм написания сочинения, также определения- тезис,аргумент. Здесь же есть приложение с необходимым материалом. С помощью данного конспекта смогла подготовить учеников к написанию сочинения- рассуждения. Все ребята успешно справились с данным заданием и получили хорошие отметки.
6 кл.Сочинение-рассуждение.docx
Открытый урок Рассуждение как тип текста,  его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Цели:  обучающие: • развивать   навык   написания   сочинения­рассуждения   на   лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи»; • выяснить роль имени прилагательного в художественной речи; • добиться   понимания   учащимися   роли   прилагательных   и   эпитетов, выраженных именами прилагательными; • обогатить   память   шестиклассников   готовыми   образцами   для   выражения своих впечатлений; развивающие: •   развивать такие качества, как  художественная зоркость, эмоциональность;   •   расширение и углубление знаний по культуре речи; формирование навыков правильного написания;  •   предупреждение речевых ошибок при составлении предложений; •   развитие   творческой,   речевой   и   мыслительной   активности,   интереса   к предмету на основе языковых впечатлений. воспитывающие:  •   формирование нравственных качеств учащихся;  •   воспитание любви к природе. Задачи  Вспомнить компоненты сочинения­рассуждения.  Учиться работать по алгоритму написания рассуждения.  Устанавливать   причинно­следственные   связи,   приводя   доказательства   и делая выводы.  Обсудить   языковые особенности  текста­рассуждения.     Применять клише (скрепы) для написания рассуждения. Ход урока Организационный момент. 1 (Проверка готовности к уроку, приветствие учащихся, отметка отсутствующих.) ­ Здравствуйте, ребята!            ­ Садитесь. Это урок развития речи. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место:   все   ли   готово   к   уроку?   Обратите   внимание:     я   раздала   вам   файлы   с рабочими материалами для урока. 2. Сообщение темы и цели урока.         ­   В   жизни   нередко   возникают   спорные   ситуации,   когда   каждый   считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого  существует особый тип речи – рассуждение. Сегодня   мы   будем учиться   рассуждать,   доказывать свою мысль, т.е.   будем   работать   в   паре.   Попытаемся   разобраться,   по   какой   схеме   строится рассуждение.   Будем   учиться   доказывать,   убедительно   отстаивать   свою   точку зрения, быть может, спорить на примере теста, содержащего прилагательные. В связи с этим  выясним роль имени прилагательного в художественной речи.    И к концу   урока   мы  должны   научиться     писать   сочинение­рассуждение.   Откроем тетради и запишем число, кл.работа,тема урока (тему сочинения)  .  (слайд 2)   3. Формулирование задач урока.  (работа со слайдами 3­4)  4. Работа по теме урока       Беседа. * Какие вы знаете типы речи?  * В чем особенность каждого типа речи? (слайд 5) * Рассуждение  –  словесное   изложение,   разъяснение,   подтверждение   или опровержение какой­либо мысли. (слайд 6) (слайд 7)  Объяснение учителя. Углубление знаний.  СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ­РАССУЖДЕНИЯ (тезис, оказательства,  вывод.)  Слайд 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ *  Что такое тезис? (Тезис – высказывание какой­то мысли.)  *  Что такое аргументы? (Аргументы – доказательства (или опровержения) этой мысли: а)…б)…в)… т.д., сопровождаемые примерами.  *   Вывод, или заключение. *   От чего зависит степень убедительности сообщения?  (cid:216)  От количества и качества аргументов; (cid:216)  от порядка изложения аргументов; (cid:216)  от формы их изложения.  СООБЩЕНИЕ:(Фильков Н.) Лингвистика?  (Лингвиистика  (языкознаание,  языковеедение;   от   лат.  lingua  — Слайд 9. язык) — наука, изучающая языки.) Лингвистическое   сочинение?  (основным   содержанием   такого   сочинения будет именно лингвистический материал)  ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ­РАССУЖДЕНИЮ Слайд 10. НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ «РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ»   Анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала. У.: Обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные   пропали,   и   «цветной   рисунок»   превратился   в   «карандашный набросок».  Ваша   задача:   разукрасить   текст,   вернув   в   него   пропавшие   имена прилагательные     (Слайд 11) (1)…, …  день. (2)…  лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно … осень. (3)Удивительно … тишина. (4)Сижу над … прудком в парке. (5)… дно засыпано … листьями. (6)И они блестят   в   воде,   как  …  блёсны.   (7)А   поверху   бежит   стайка   рыбешек. (8)Наверно,   рыбешки   воображают   себя  …  смельчаками.   (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.            У.:   Какую же картину природы вы себе представили?   получилось.   Проверим, что у вас   У.: Неплохо. А теперь давайте сравним, насколько мы близки к оригиналу:  (Слайд 12) (1)Теплый, солнечный день. (2)Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень. (3)Удивительно целебная тишина. (4)Сижу   над  маленьким  прудком   в   парке.   (5)Замшелое  дно   засыпано дубовыми  листьями.   (6)И   они   блестят   в   воде,   как  медные  блёсны.   (7)А поверху   бежит   стайка   рыбешек.   (8)Наверно,   рыбешки   воображают   себя невероятными  смельчаками.   (9)Подплывут,   остановятся,   осмотрятся   – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.  У.: Почему у писателя текст интереснее, образнее, красивее, чем у нас? У.:  С   помощью   чего   автор   добился   такого   точного   описания   природы? (ЗАПИСЬ   В   ТЕТРАДИ)   (Обилие   прилагательных   создает   образную, живописную   картину   теплого,   солнечного   дня.   Позволяет   читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.)  (слайд 13) У.:  Использование какого  художественного  средства  выразительности  помогает автору создать яркую, образную картину? (Эпитет) У.:  Что   мы   знаем   об   эпитете?   (Доценко   Д.)(Эпитет   –   это   образное определение)  Для учителя: Эпитет (образное определение)  ­ слово, определяющее предмет и подсказывающее его свойства. В   художественном   произведении   эпитет   помогает   живо  представить  себе  предмет, отношение автора к нему.   почувствовать У.:  Найдите в данной пейзажной зарисовке   эпитеты, выраженные именами  (Теплый  (день),  Бабье  (лето),    сырую  (осень),  целебная прилагательными     (тишина), невероятными (смельчаками) ) У.: Какова их роль в данном произведении? Эпитеты делают описание более наглядным, ощутимым, придают ему  образность и яркость (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ). У.: Какое словосочетание, содержащее в себе эпитет, обратило на себя ваше внимание своей необычностью? (Целебная тишина.)        У.:  Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)  У.: Обобщим сказанное вами о роли прилагательных в речи:  1. Писатели используют имена прилагательные, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, то есть  прилагательные украшают нашу речь. 2. Прилагательные помогают автору выразить своё отношение к тому, о чём он пишет. 3.   С   помощью   прилагательных­эпитетов  описываемые   явления становятся точными, меткими, выразительными. 4. Прилагательные помогают нам представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники. Слайд 14. Слайд 15.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Упражнение. Если я называю эпитет, вы вытягиваете руки вперед и два раза хлопаете в ладоши перед собой. Если прилагательное употреблено в прямом значении, то поднимаете руки вверх и потягиваетесь.  Золотое кольцо  (руки вверх),  золотая осень  (два раза хлопаем), бабье лето (два раза хлопаем), бабье платье (руки вверх), целебное питьё (руки вверх), целебная тишина (два раза хлопаем).  РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ  У.:   Ребята,  а  какие   вопросы   встают   перед   нами,   когда   нам   надо   написать сочинение? (С чего начать? Что писать в основной части? Как закончить?)                    У.: Давайте посмотрим на экран работы:       и выясним, правильно ли мы определили этапы   Этапы работы (СЛАЙДЫ  16,17,18) 1. Продумать вступление. В нём должны содержаться ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 2. о ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ и ЕГО РОЛИ В РЕЧИ  Аргументы.  Их должно быть не менее двух аргументов Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса 3. Вывод   должен   содержать   ИТОГ   всего,   что   сказано   в   сочинении,   и   не противоречить тезису   СБОР МАТЕРИАЛА НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (СЛАЙД 19) ЧЕРНОВИК (слайд 20) – кол­во обзацев. 1) ВСТУПЛЕНИЕ. (слайд 21) У.: Мы с вами только учимся писать сочинение на лингвистическую тему, поэтому в этот раз я подготовила вам  вступление сама. Давайте попробуем выявить из него тезис. Но теперь  следует вступительную часть закончить, т.е. сделать переход к основной части и записать это в черновик. (Можно пользоваться памятками)    У.: Так ли это важно – связывать части?    2) АРГУМЕНТЫ (слайд 22­24) У.: Не забыли, в сочинении должны быть аргументы. Посмотрите еще раз на текст Федора Александровича Абрамова. Выберите два прилагательных, которые, на ваш  (Да, связки должны быть обязательно) взгляд помогут нам доказать, что они очень важны для раскрытия основной мысли текста? (бабье, целебная) У.:  Как  прилагательное «  бабье»  ,  входящий в  состав фразеологизма,       нам понять, что описывается ранняя осень   У.: Сообщение Леонова А.,  когда приходит бабье лето. Что характерно для этого времени года?  У.: Какова роль прилагательного «бабье» в данном тексте? Запись ответов в черновиках: Аргумент 1  позволяет    ?    (  Бабье   лето) Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору подчеркнуть   характерные   признаки   ранней   осени,   зарядить   читателя хорошим   настроением,   передать   психологическую   атмосферу   тишины, душевного покоя. У.:  Продолжаем   подбирать   аргументы.  Какое   прилагательное­эпитет,   на   ваш  выражает   авторское   отношение,   описывая   то   состояние   природы,   взгляд,     (Прилагательное целебная ) которое благоприятно воздействует на человека?   Давайте запишем слово, объясняя его роль в речи. Запись ответов в черновиках: Аргумент 2 Кроме этого, с помощью эпитета «целебная» (предложение 3) Ф.Абрамов передает   своё   впечатление   от   увиденного,   выражает   своё   внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу.  3) ЗАКЛЮЧЕНИЕ (слайд 25­27) У.:  Аргументы   мы   подобрали.   Теперь   нам   надо   завершить   работу.   И   вновь обратимся   к   презентации.   На   слайде   и   на   листках,   лежащих   на   партах,   вам предложены   варианты   заключений.   Прочитайте   их   и   выберите    тот   вариант,   который, на ваш взгляд, больше всего связан с тезисом и вашими аргументами.  «ОЗВУЧКА» написанного совместно  СОЧИНЕНИЯ.(слайд 28) У.:  Итак, мы все вместе написали сочинение, Давайте прочитаем, что же у нас получилось. Наша   речь   без   прилагательных   была   бы   похожа   на   картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие   окружающего   мира.   Чтобы   доказать   данный   тезис, обратимся к тексту Федора Абрамова. Например, прилагательное «бабье» (предложение 2) позволяет автору подчеркнуть   характерные   признаки   ранней   осени,   зарядить   читателя хорошим   настроением,   передать   психологическую   атмосферу   тишины, душевного покоя. Кроме   этого,   с   помощью   эпитета   «целебная»   (предложение   3) Ф.Абрамов   передает   своё   впечатление   от   увиденного,   выражает   своё внутреннее состояние. Мы понимаем: эта тишина исцеляет душу. Таким образом, мы убедились, что обилие прилагательных создает образную,   живописную   картину   теплого,   солнечного   дня,   позволяет читателю   увидеть   природу   в   разнообразии   осенних   красок,   помогает понять авторское отношение к описываемому. 5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (слайд 29) ­   С   чего   начинается   написание   сочинения­рассуждения?  (Начинается сочинение со вступления­тезиса).  ­   Что   сообщается   во   вступлении?  (Во   вступлении     сообщаются     общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи). ­ Из скольких предложений может состоять тезис? (Тезис может состоять из 2­х предложений минимум и более).  ­ Что вы знаете о написании аргументов.     ­ Что нужно помнить о выводе? (Вывод должен содержать     итог всего, что сказано в сочинении, и не противоречить тезису).     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи» на основе текста С. Аксакова о лебеде. При работе над сочинением пользуйтесь раздаточным материалом. (слайд 30)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)

Урок русского языка. Сочинение-рассуждение. ФГОС (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017