Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение. Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края
Урок - конспект.docx
У р о к р у с с к о г о я з ы к а в 1 к л а с с е
Тема
Педагогическая цель
Звуки речи: гласные и согласные
Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии
согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить
ударение
Комбинированный
Знают основные различия гласных и согласных звуков; умеют различать в устной речи гласные и согласные
звуки; осуществляют звуковой анализ слова; составляют небольшие рассказы повествовательного характера
по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений
Тип урока
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные результаты Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности,
Универсальные учебные
действия
(метапредметные)
Основное содержание
темы, понятия и
термины
Образовательные
ресурсы
природе родного края
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) трудовой
деятельности; контролируют свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.
Познавательные: общеучебные – познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным
наблюдениям; логические – выделяют частное в гласных и согласных звуках.
Коммуникативные: описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка
Гласные и согласные звуки, звуковой состав слова
Картинка с изображением аиста Сценарий урока
Деятельность учащихся
Формы, методы,
методические
приёмы
2
Фронтальная.
Словесный.
Чтение
стихотворения
учителем
Этапы урока
1
I. Организация
начала урока.
Проверка
готовности класса
и оборудования;
эмоциональный
настрой на урок
II. Актуализация
опорных знаний.
1. Составление
рассказа по
сюжетному рисунку
(учебник,
с. 14–15)
Парная.
Словесный.
Беседа и
рассказ по
рисунку
Деятельность учителя
Осуществляемые
3
Приветствие учащихся.
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся!
– Проверим готовность к
уроку
– Из чего состоит наша речь?
– Рассмотрите рисунок.
Задайте вопросы друг другу
по рисунку.
– Придумайте рассказ «Лето
в деревне»
действия
4
Приветствуют
учителя. Организуют
свое рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе
Задают в паре друг
другу вопросы по
рисунку. Составляют
рассказ по картинке
Формируемые
умения
5
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость на слова
учителя
Вид и форма
контроля
6
Фронтальный.
Наблюдение
учителя
Парный.
Вопросы и
ответы учеников
к рисунку,
рассказ
Работают в паре:
задают друг другу
вопросы по рисунку,
внимательно слушают
ответы товарищей,
совместно строят
высказывания на
заданную тему,
составляют из них
рассказ
По сюжетной
картинке составляют
предложение согласно
схеме
Индивидуальный
.
Составление
предложения
2. Составление
предложений по
схемам (учебник, с.
14–15)
Индивидуальна
я.
Практический.
Дидактическое
упражнение
Дополните предложение.
Человек ухаживает за…
Дополняют
предложение 1
Физкультминутка
2
Коллективная.
Практический
III. Постановка
учебной задачи.
Обеспечение
мотивации и
принятие
учащимися цели
Фронтальная.
Словесный.
Вводная беседа,
пояснение
учителя
3
К речке быстрой мы
спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один,
Плывем, как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят
предложения?
– Из чего состоят слова?
– Сегодня мы узнаем, какие
бывают звуки
Продолжение табл.
6
Коллективный.
Правильное
выполнение
упражнений
4
Декламируют
стихотворение,
выполняют движения
по тексту
5
Осуществляют
профилактику
утомления.
Ориентируются на
здоровый образ
жизни,
придерживаются
здорового режима
дня, активно
участвуют в
физкультминутке
– Из предложений.
– Из слов.
– Из звуков
Принимают учебную
задачу урока
Фронтальный.
Устные ответы
IV. Усвоение новых
знаний и способов
деятельности.
Обеспечение
восприятия
осмысления и
первичного
запоминания
Фронтальная.
Наглядный,
практический,
словесный.
Беседа,
составление
схемы
На доске рисунок с
изображением аиста.
– Давайте произнесем слово
аист хором.
– Запишем с х е м у этого
слова:
– Сколько слогов в этом
Произносят хором
слова аист.
Записывают схему.
– Два.
Протяжно
Фронтальный.
Звуко
буквенный
анализ слова
аист
Воспринимают слово
как объект изучения,
материал для анализа.
Воспроизводят
заданный учителем
образец
интонационного
выделения звука в
слове.
Анализируют слово с слове?
– Произнесите первый слог
произносят первый
слог.
опорой на его модель:
2
3
знаний и способов
действий, связей и
отношений в
объекте изучения
1
1. Звуко
буквенный
анализ слова
аист
– Сколько звуков вы
слышите?
– Произнесите второй слог.
– Сколько в нем звуков?
– Произнесем этот слог
протяжно, замедленно.
– Какой первый звук?
– Какой второй?
– Какой третий?
– Сколько же всего звуков
в слове?
– Сколько в первом слоге?
– Сколько во втором?
Каждый звук обозначаем
клеточкой. Клеточки
располагаются одна за другой
слева направо. Длинной
поперечной чертой отделяем
один слог от другого.
– Какой слог ударный?
– Произнесите слово аист.
– Как вы думаете, чем
отличается первый звук слова
от последнего?
– При произнесении звука [a]
выдыхаемый воздух во рту не
встречает никаких преград,
4
– Один звук.
– ист.
– Три
– иииссст.
– [иии].
– [ссс].
– [т].
– Четыре.
– Один.
– Три.
Первый
Произносят слово
аист.
Высказывают свои
предположения
6
5
определяют
количество слогов,
называют ударный
слог, определяют
количество и
последовательность
звуков в слове,
количество звуков в
каждом слоге,
выделяют и называют
звуки в слове по
порядку.
Наблюдают за
артикуляцией гласных
и согласных звуков,
выявляют различия.
Называют
особенности гласных
и согласных звуков
Фронтальный.
Устные ответы,
произнесение
гласных и
согласных
звуков
2. Представление
о гласных и
согласных звуках
Фронтальная.
Словесный.
Беседа при произнесении же звука 1
2
3
4
5
6
2. Работа со
звуковой
схемой
Фронтальная.
Словесный,
практический.
Рассказ учителя,
работа со
схемой
Физкультминутка
Коллективная,
индивидуальна
я.
Практический
[т] преграда есть – язык и
зубы плотно сомкнуты. Те
звуки, которые произносятся
без преград, поются, –
называются гласными.
Те звуки, которые
произносятся с затруднением,
как бы через преграду,
называются согласными
Для того чтобы различать
гласные звуки на схемах,
обозначим их красным
цветом.
На наборном полотне
выставляются два красных
квадратика – обозначение
гласных звуков [a] и [и] – и
добавляются к ним два
белых квадратика –
обозначение согласных
звуков [с] и [т]
Ветер дует нам в лицо
(Руками машем себе в лицо),
Закачалось деревцо
(Руки вверх и качаемся),
Ветерок все тише, тише
(Медленно приседаем),
Деревцо все выше, выше
(медленно встаем,
поднимаемся на носочки,
руки вверх).
Слушают объяснение
учителя, работают со
звуковой схемой
Различают
графические
обозначения гласных
и согласных звуков,
используют их при
моделировании слов
Фронтальный.
Различение
графических
обозначений
гласных
и согласных
звуков
Выполняют
движения согласно
тексту и показу
учителя
Осуществляют
профилактику
утомления
Коллективный.
Правильное
выполнение
упражнений 6
Коллективный.
Слияние
согласного звука
с гласным.
Слогозвуковой
разбор слов ива,
осы
4
– Ива.
– [и].
– Он гласный.
– Два.
– ва.
– Два.
– Звук [a].
Слушают объяснение
учителя
5
Внимательно слушают
вопросы учителя,
осмысленно отвечают
на них. Учатся
работать со знаково
символическими
средствами.
Наблюдают, как
гласный образует
слог. Делают вывод
(под руководством
учителя) о том, что
гласные образуют
слоги. Учатся
выполнять слого
звуковой анализ слова
2
Коллективная.
Словесный,
практический.
Дидактическое
упражнение
1
3. Введение
понятия о
слиянии
согласного
звука с
гласным
(учебник, с.
15)
3
– Какое дерево склонилось
над прудом?
– Произнесите первый звук.
– Что можете о нем сказать?
– Посчитайте, сколько слогов
в слове ива?
– Произнесите второй слог.
– Сколько звуков вы слышите
в этом слоге?
– Какой гласный?
– В слоге ва два звука тесно
между собой связаны, они
слились вместе и поэтому
произносятся за один раз, без
всяких, даже мельчайших,
остановок, неразрывно друг
от друга. Обозначать такое
слияние согласного с гласным
мы будем не двумя
клеточками, а так:
При таком изображении
видно, что в слоге ва два
звука, слог начинается
согласным звуком, а
заканчивается гласным, они
слиты друг с другом. Вот
почему согласный вместе с
гласным будем называть
слиянием.
Аналогичная работа
проводится со словом осы 6
Коллективный.
Анализ слов
куры, гуси;
устные ответы
5
Анализируют слово
куры. Соотносят
рисунки и схемы:
называют, что
изображено на
предметной
картинке, соотносят
звуковую форму слова
и его модель
1
V. Закрепление
знаний и способов
действий.
Формирование
целостной
системы
ведущих знаний по
теме.
1. Анализ слов
куры, гуси
2
Фронтальная.
Словесный,
практический.
Беседа,
дидактическое
упражнение
(учебник,
с. 15)
3
4
Учитель показывает
картинку с изображением
кур.
– Кто это?
– Сколько слогов в слове
куры?
– Произнесем каждый слог
протяжно. Сколько гласных
звуков услышали? Назовите
их.
– Произнесите первый слог.
– Что можете о нем сказать?
– Произнесите второй слог.
– Что можете сказать о нем?
– Составим схему данного
слова:
– Поставьте ударение.
– Произнесите слово целиком
с ударением на первом слоге.
Аналогичная работа
– Куры.
– Два.
Произносят слоги
протяжно.
– Два.
– ку.
– Два звука, которые
образовали слияние
согласного с
гласным.
– ры.
– Два звука, которые
образовали слияние
согласного с
гласным.
– Ударение падает
на первый слог.
Выполняют задание
учителя, отвечают
на вопросы проводится со словом гуси 1
2
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
3
– Почему у слов куры и гуси
одинаковые схемы?
2. Слогозуковой
разбор слова голуби
Индивидуальна
я.
Практический.
Дидактическое
упражнение
– Сравните схему слова
голуби со схемами
предыдущих слов. Укажите
их сходство и различие
VI. Рефлексивно
оценочный.
Усвоение принципов
саморегуляции и
сотрудничества
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось?
Почему?
– Что вызвало затруднение?
Почему?
Спасибо за урок
4
– Оба слова состоят
из двух слогов
слияний, ударение
падает на первый
слог
– С х о д с т в о : все
слогислияния;
ударение падает на
первый слог.
Р а з л ич ие : в словах
куры и гуси два
слога, а в слове
голуби – три слога
Отвечают на
вопросы учителя
5
Анализируют,
сравнивают, делают
выводы
6
Фронтальный.
Устные ответы
Сравнивают схемы
слов, устанавливают
черты сходства и
различия
Индивидуальный
.
Сравнение схем
слов
Отвечают на итоговые
вопросы урока и
оценивают свою
работу на уроке
Фронтальный.
Устные ответы
Использованная литература:
А. И. Зарецкий Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1961.
Учебник: Т. Г. Рамзаева Русский язык. 1 класс
Картинки с изображением аиста
http
/1166
elektronnye
/ obschestvoznanie
fizkultminutki
:// prezentacii
. com
dlya
glaz
. html физминутка для глаз
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Урок русского языка в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.