Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение. Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края
            
        
        
        
                    
                
                    У р о к   р у с с к о г о   я з ы к а   в   1   к л а с с е  
Тема
Педагогическая цель
Звуки речи: гласные и согласные
Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии 
согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить 
ударение
Комбинированный
Знают основные различия гласных и согласных звуков; умеют различать в устной речи гласные и согласные
звуки; осуществляют звуковой анализ слова; составляют небольшие рассказы повествовательного характера
по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений
Тип урока
Планируемые 
результаты 
(предметные)
Личностные результаты Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявляют интерес к трудовой деятельности, 
Универсальные учебные 
действия 
(метапредметные)
Основное содержание 
темы, понятия и 
термины
Образовательные
ресурсы
природе родного края
Регулятивные:  анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) трудовой
деятельности; контролируют свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.
Познавательные: общеучебные – познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным 
наблюдениям; логические – выделяют частное в гласных и согласных звуках.
Коммуникативные: описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка
Гласные и согласные звуки, звуковой состав слова
Картинка с изображением аистаСценарий урока
Деятельность учащихся
Формы, методы,
методические
приёмы
2
Фронтальная.
Словесный.
Чтение 
стихотворения 
учителем
Этапы урока
1
I. Организация 
начала урока.
Проверка 
готовности класса 
и оборудования; 
эмоциональный 
настрой на урок
II. Актуализация 
опорных знаний.
1. Составление 
рассказа по 
сюжетному рисунку 
(учебник, 
с. 14–15)
Парная.
Словесный.
Беседа и 
рассказ по 
рисунку
Деятельность учителя
Осуществляемые 
3
Приветствие учащихся.
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся!
– Проверим готовность к 
уроку
– Из чего состоит наша речь?
– Рассмотрите рисунок. 
Задайте вопросы друг другу 
по рисунку.
– Придумайте рассказ «Лето 
в деревне»
действия
4
Приветствуют 
учителя. Организуют
свое рабочее место, 
проверяют наличие 
индивидуальных 
учебных 
принадлежностей на 
столе
Задают в паре друг 
другу вопросы по 
рисунку. Составляют
рассказ по картинке
Формируемые 
умения
5
Проявляют 
эмоциональную 
отзывчивость на слова
учителя
Вид и форма
контроля
6
Фронтальный.
Наблюдение 
учителя
Парный. 
Вопросы и 
ответы учеников 
к рисунку, 
рассказ
Работают в паре: 
задают друг другу 
вопросы по рисунку, 
внимательно слушают 
ответы товарищей, 
совместно строят 
высказывания на 
заданную тему, 
составляют из них 
рассказ
По сюжетной 
картинке составляют 
предложение согласно
схеме
Индивидуальный
.
Составление 
предложения
2. Составление 
предложений по 
схемам (учебник, с. 
14–15)
Индивидуальна
я.
Практический.
Дидактическое 
упражнение
Дополните предложение. 
Человек ухаживает за…
Дополняют 
предложение1
Физкультминутка
2
Коллективная.
Практический
III. Постановка 
учебной задачи.
Обеспечение 
мотивации и 
принятие 
учащимися цели
Фронтальная.
Словесный.
Вводная беседа,
пояснение 
учителя
3
К речке быстрой мы 
спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе –  раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, 
Плывем, как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят 
предложения?
– Из чего состоят слова?
– Сегодня мы узнаем, какие 
бывают звуки
Продолжение табл.
6
Коллективный. 
Правильное 
выполнение 
упражнений
4
Декламируют 
стихотворение, 
выполняют движения
по тексту
5
Осуществляют 
профилактику 
утомления. 
Ориентируются на 
здоровый образ 
жизни, 
придерживаются 
здорового режима 
дня, активно 
участвуют в 
физкультминутке
– Из предложений.
– Из слов.
– Из звуков
Принимают учебную 
задачу урока
Фронтальный.
Устные ответы
IV. Усвоение новых
знаний и способов 
деятельности.
Обеспечение 
восприятия 
осмысления и 
первичного 
запоминания 
Фронтальная.
Наглядный, 
практический, 
словесный.
Беседа, 
составление 
схемы
На доске рисунок с 
изображением аиста.
– Давайте произнесем слово 
аист хором.
– Запишем с х е м у  этого 
слова:
– Сколько слогов в этом 
Произносят хором 
слова аист.
Записывают схему.
– Два.
Протяжно 
Фронтальный.
Звуко
буквенный 
анализ слова 
аист
Воспринимают слово 
как объект изучения, 
материал для анализа. 
Воспроизводят 
заданный учителем 
образец 
интонационного 
выделения звука в 
слове.
Анализируют слово сслове?
– Произнесите первый слог
произносят первый 
слог.
опорой на его модель: 
2
3
знаний и способов 
действий, связей и 
отношений в 
объекте изучения
1
1. Звуко
буквенный 
анализ слова 
аист
– Сколько звуков вы 
слышите?
– Произнесите второй слог.
– Сколько в нем звуков?
– Произнесем этот слог 
протяжно, замедленно.
– Какой первый звук?
– Какой второй?
– Какой третий?
– Сколько же всего звуков 
в слове?
– Сколько в первом слоге?
– Сколько во втором?
Каждый звук обозначаем 
клеточкой. Клеточки 
располагаются одна за другой 
слева направо. Длинной 
поперечной чертой отделяем 
один слог от другого.
– Какой слог ударный?
– Произнесите слово аист.
– Как вы думаете, чем 
отличается первый звук слова
от последнего? 
– При произнесении звука [a] 
выдыхаемый воздух во рту не 
встречает никаких преград, 
4
– Один звук.
– ист.
– Три
– иииссст.
– [иии].
– [ссс].
– [т].
– Четыре.
– Один.
– Три.
Первый
Произносят слово 
аист.
Высказывают свои 
предположения
6
5
определяют 
количество слогов, 
называют ударный 
слог, определяют 
количество и 
последовательность 
звуков в слове, 
количество звуков в 
каждом слоге, 
выделяют и называют 
звуки в слове по 
порядку.
Наблюдают за 
артикуляцией гласных
и согласных звуков, 
выявляют различия. 
Называют 
особенности гласных 
и согласных звуков
Фронтальный.
Устные ответы, 
произнесение 
гласных и 
согласных 
звуков
2. Представление 
о гласных и 
согласных звуках
Фронтальная.
Словесный.
Беседапри произнесении же звука1
2
3
4
5
6
2. Работа со 
звуковой 
схемой
Фронтальная.
Словесный, 
практический.
Рассказ учителя,
работа со 
схемой
Физкультминутка
Коллективная, 
индивидуальна
я. 
Практический
[т] преграда есть – язык и 
зубы плотно сомкнуты. Те 
звуки, которые произносятся 
без преград, поются, – 
называются гласными.
Те звуки, которые 
произносятся с затруднением,
как бы через преграду, 
называются согласными
Для того чтобы различать 
гласные звуки на схемах, 
обозначим их красным 
цветом.
На наборном полотне 
выставляются два красных 
квадратика – обозначение 
гласных звуков [a] и [и] – и 
добавляются к ним два 
белых квадратика – 
обозначение согласных 
звуков [с] и [т]
Ветер дует нам в лицо 
(Руками машем себе в лицо),
Закачалось деревцо 
(Руки вверх и качаемся),
Ветерок все тише, тише 
(Медленно приседаем),
Деревцо все выше, выше 
(медленно встаем, 
поднимаемся на носочки, 
руки вверх).
Слушают объяснение
учителя, работают со
звуковой схемой
Различают 
графические 
обозначения гласных 
и согласных звуков, 
используют их при 
моделировании слов
Фронтальный.
Различение 
графических 
обозначений 
гласных 
и согласных 
звуков
Выполняют 
движения согласно 
тексту и показу 
учителя
Осуществляют 
профилактику 
утомления
Коллективный. 
Правильное 
выполнение 
упражнений6
Коллективный.
Слияние 
согласного звука
с гласным. 
Слогозвуковой 
разбор слов ива, 
осы
4
– Ива.
– [и].
– Он гласный.
– Два.
– ва.
– Два.
– Звук [a].
Слушают объяснение
учителя
5
Внимательно слушают
вопросы учителя, 
осмысленно отвечают 
на них. Учатся 
работать со знаково
символическими 
средствами.
Наблюдают, как 
гласный образует 
слог. Делают вывод 
(под руководством 
учителя) о том, что 
гласные образуют 
слоги. Учатся 
выполнять слого
звуковой анализ слова
2
Коллективная.
Словесный, 
практический. 
Дидактическое 
упражнение
1
3. Введение 
понятия о 
слиянии 
согласного 
звука с 
гласным 
(учебник, с. 
15)
3
– Какое дерево склонилось 
над прудом?
– Произнесите первый звук.
– Что можете о нем сказать?
– Посчитайте, сколько слогов
в слове ива?
– Произнесите второй слог.
– Сколько звуков вы слышите 
в этом слоге?
– Какой гласный?
– В слоге ва два звука тесно 
между собой связаны, они 
слились вместе и поэтому 
произносятся за один раз, без 
всяких, даже мельчайших, 
остановок, неразрывно друг 
от друга. Обозначать такое 
слияние согласного с гласным
мы будем не двумя 
клеточками, а так:
При таком изображении 
видно, что в слоге ва два 
звука, слог начинается 
согласным звуком, а 
заканчивается гласным, они 
слиты друг с другом. Вот 
почему согласный вместе с 
гласным будем называть 
слиянием.
Аналогичная работа 
проводится со словом осы6
Коллективный.
Анализ слов 
куры, гуси; 
устные ответы
5
Анализируют слово 
куры. Соотносят 
рисунки и схемы: 
называют, что 
изображено на 
предметной
картинке, соотносят 
звуковую форму слова
и его модель
1
V. Закрепление 
знаний и способов 
действий.
Формирование 
целостной 
системы
ведущих знаний по 
теме.
1. Анализ слов 
куры, гуси
2
Фронтальная.
Словесный, 
практический. 
Беседа, 
дидактическое 
упражнение 
(учебник, 
с. 15)
3
4
Учитель показывает 
картинку с изображением 
кур. 
– Кто это?
– Сколько слогов в слове 
куры?
– Произнесем каждый слог 
протяжно. Сколько гласных 
звуков услышали? Назовите 
их.
– Произнесите первый слог.
– Что можете о нем сказать?
– Произнесите второй слог.
– Что можете сказать о нем?
– Составим схему данного 
слова:
– Поставьте ударение.
– Произнесите слово целиком 
с ударением на первом слоге.
Аналогичная работа 
– Куры.
– Два.
Произносят слоги 
протяжно.
– Два.
– ку.
– Два звука, которые
образовали слияние 
согласного с 
гласным.
– ры.
– Два звука, которые
образовали слияние 
согласного с 
гласным.
– Ударение падает 
на первый слог.
Выполняют задание 
учителя, отвечают 
на вопросыпроводится со словом гуси1
2
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
3
– Почему у слов куры и гуси 
одинаковые схемы?
2. Слогозуковой 
разбор слова голуби
Индивидуальна
я.
Практический. 
Дидактическое 
упражнение
– Сравните схему слова 
голуби со схемами 
предыдущих слов. Укажите 
их сходство и различие
VI. Рефлексивно
оценочный.
Усвоение принципов
саморегуляции и 
сотрудничества
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? 
Почему?
– Что вызвало затруднение? 
Почему?
Спасибо за урок
4
– Оба слова состоят 
из двух слогов
слияний, ударение 
падает на первый 
слог
– С х о д с т в о : все 
слогислияния; 
ударение падает на 
первый слог. 
Р а з л ич ие : в словах
куры и гуси два 
слога, а в слове 
голуби – три слога
Отвечают на 
вопросы учителя
5
Анализируют, 
сравнивают, делают 
выводы
6
Фронтальный. 
Устные ответы
Сравнивают схемы 
слов, устанавливают 
черты сходства и 
различия
Индивидуальный
.
Сравнение схем 
слов
Отвечают на итоговые
вопросы урока и 
оценивают свою 
работу на уроке
Фронтальный.
Устные ответы
Использованная литература:
А. И. Зарецкий Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., 1961.
Учебник: Т. Г. Рамзаева  Русский язык. 1 класс 
Картинки с изображением аиста 
http 
 /1166
 elektronnye
 
 /  obschestvoznanie
 
 
   fizkultminutki
 
 ://   prezentacii
 .  com 
 
   dlya
 
   glaz
 
 .  html физминутка для глаз