Урок русского языка в 3 кл. "Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
22.02.2017
На уроке дети пишут изложение по тексту "Знакомые следы" Е.Пермяка. Ребятам предлагается краткая биография автора текста, затем идет разбор каждой части текста по вопросам учителя, составляется план. На уроке так же присутствует лексико-орфографическая работа, в ходе которой разбираются слова на изученные орфограммы.
uroc_Kupzova.docx
Урок развития речи.
Учебник Т. Г. Рамзаевой « Русский язык», 3 класс.
Тема: Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения.
Цель: Обучение написанию изложения повествовательного текста с
элементами рассуждения.
Задачи: формировать умение определять тип текста;
составлять план по данному тексту;
развивать умение анализировать прочитанный текст;
записывать текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными
правилами.
Знакомые следы.
Никишин дедушка учил своего внука следы зверей читать.
Однажды ребята шли в своё село через лес. Хорошо бежать по первому
снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и
заблудились. Испугались ребята.
Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они и вывели ребят к сторожке
лесника. Собачьи следы всегда к жилью выводят.
Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый.
( По Е. Пермяку.)
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Постановка цели урока. Сегодня мы будем писать изложение. Как вы думаете, почему важно
уметь писать изложения? (Нужно уметь передавать прочитанное, развивать
письменную речь, учиться правильно строить предложения.)
Прочитайте текст, кто его автор? ( Е. Пермяк)
Знакомы ли вы с другими произведениями этого автора? (Да, мы читали
его рассказы.)
Познакомьтесь с некоторыми фактами из биографии Е. Пермяка.
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми.
Будущий писатель учился в церковноприходской школе, прогимназии и
гимназии, где наряду с образовательными дисциплинами велось и
производственное обучение. Е. Пермяк освоил пять ремёсел: столярное,
слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Вполне возможно, что тогда
юноша совсем не думал, что ему придётся овладеть ещё одним важным
ремеслом писательским. В 1930 году Евгений Пермяк окончил
педагогический факультет Пермского университета. Вскоре он переехал в
Москву, начав писательскую карьеру в качестве драматурга. Его пьесы
шли практически во всех театрах страны.
Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих
романах, повестях, сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил
поискам « тайны цены» человеческого труда. Почти все книги писателя о
людях тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом
поиске, духовном богатстве.
О чём писал Е. Пермяк? (В своих рассказах он говорит, как важно
трудиться и о том, что необходимо получать новые знания).
Какие же знания получил Никишка в этом рассказе? ( Он научился
различать следы зверей).
3. Беседа по тексту.
О чём этот текст? Какова его тема? ( Текст о том, как ребята заблудились
в лесу и смогли найти дорогу по следам).
Отражена ли она в заголовке? (Да) К какому типу текста относится этот рассказ? ( Это текст –
повествование, происходящие события нельзя увидеть на одном снимке.)
Когда происходят события? (Зимой)
Чему научил дедушка внука? ( Он научил внука читать следы)
Как понимаете это выражение « читать следы»? (Это значит различать,
узнавать следы зверей)
Что случилось с ребятами, когда они шли в село? ( Они заблудились.)
Почему это произошло? ( Дети побежали смотреть разные следы.)
Что испытали дети, оставшись в лесу? ( Они испугались.)
Как вышли к сторожке? (Никиша увидел знакомые следы.)
Как закончилось приключение ребят? ( Они вернулись домой.)
4. Чтение и разбор первой части.
Никишин дедушка учил своего внука следы зверей читать.
Что мы узнаём из этого предложения? (Мы узнаём, кто учил Никишу)
Как можно заменить фразу « учил читать следы»? ( Учил разбирать
следы, отличать следы.)
Как можно озаглавить первую часть? («Дедушкина наука», «Уроки
дедушки»)
5.Чтение и разбор второй части.
Однажды ребята шли в своё село через лес. Хорошо бежать по первому
снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и
заблудились. Испугались ребята.
Как начинается вторая часть? (Однажды ребята шли в своё село.)
Как думаете, они первый раз шли этой дорогой? ( Нет, автор не говорит об
этом.)
Как чувствовали себя ребята? ( Им было весело, они бежали по первому
снегу.) Что привлекло внимание детей? (Звериные следы.)
Что случилось с детьми потом. (Они заблудились и испугались)
Какой вопрос можно поставить к двум последним предложениям?
(Почему?)
Какой вывод можно сделать о типе текста во второй части? ( Здесь
встречается рассуждение)
О чём рассуждает автор? ( Он рассуждает, почему мальчики заблудились)
Как можно в тексте заменить слово «заблудились»? (Потеряли дорогу,
сбились с пути.)
Озаглавьте эту часть. ( «Заблудились», « Сбились с пути».)
6. Чтение и разбор третьей части.
Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они и вывели ребят к сторожке
лесника. Собачьи следы всегда к жилью выводят.
Что увидел Никиша? (Знакомые следы.)
Понимаем ли мы сразу, чьи следы помогли детям? (Нет.)
Из какого предложения нам стало понятно чьи это следы? (Собачьи следы
всегда к жилью приводят.)
Можно ли сказать, что здесь есть рассуждение? (Да. Можно связать два
предложения словами « почему» и «потому что»: Почему следы вывели
ребят к сторожке лесника? Потому что собачьи следы всегда к жилью
выводят.)
Придумайте заголовок к третьей части. ( «Спасение ребят», «Вышли к
сторожке».)
7.Чтение и разбор четвёртой части.
Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый.
Чем закончился рассказ? ( Никиша вернулся домой.)
Какое чувство испытывал мальчик? ( Счастье.) Почему он был счастлив? ( Он радовался, что благодаря своим знаниям
смог найти дорогу и спасти друзей.)
Озаглавьте четвёртую часть. ( « Возвращение», « Пришёл домой»)
План
1.Дедушкины уроки.
2.Заблудились.
3.Вышли к сторожке.
4.Возвращение.
Сколько частей в тексте? Прочитайте, какая из них относится к началу
(завязке), к основной части, к кульминации, к развязке?
Сделайте вывод, к какому типу относится текст? (Это текст
повествование с элементами рассуждения.)
8. Лексико орфографическая работа.
Найдите слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные
слова.
В написании каких слов встречается разделительный мягкий знак?
Назовите слова с парной согласной, с непроизносимой согласной,
подберите проверочные слова.
Прочитайте слова написание которых надо запомнить. ( Слова написаны
на доске: своего, увидел, пришёл.)
Подберите слова синонимы к слову « ребята». ( Мальчики, дети, друзья,
они.)
Как можно заменить имя Никиша? ( Мальчик, он.)
Выделите в тексте опорные слова глаголы. ( Учил читать, шли, бежать,
побежали, заблудились, испугались, увидел, вывели, выводят, пришёл.)
Перечитайте текст, мысленно перескажите его с опорой на глаголы.
9. Самостоятельное написание изложения. Возникли у вас вопросы связанные с написанием текста? (Если возникают
вопросы, учитель отвечает на них)
Вспомните, как надо писать каждую часть текста? ( Каждая часть
пишется с красной строки.)
Далее дети самостоятельно пишут изложение.
Литература.
1. Русский язык 3 класс. Т. Г. Рамзаева.
2.Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных
текстов различных типов ( повествование, описание, рассуждение). Л. С.
Саломатина.
Урок русского языка в 3 кл. "Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения"
Урок русского языка в 3 кл. "Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения"
Урок русского языка в 3 кл. "Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения"
Урок русского языка в 3 кл. "Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения"
Урок русского языка в 3 кл. "Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения"
Урок русского языка в 3 кл. "Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.