ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных 1,2 и 3 склонений».
Цели урока:
1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа 1-го, 2-го и 3-его склонений.
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать уважение к близким, друг к другу.
Урок содержит элементы критического мышленияЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных 1,2 и 3 склонений».
Цели урока:
1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа 1-го, 2-го и 3-его склонений.
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать уважение к близким, друг к другу.
Урок содержит элементы критического мышления
Урок русского языка в 3классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
ТЕМА УРОКА: «Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных 1,2 и 3 склонений».
Цели урока:
1.Совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний
имён существительных единственного числа 1го, 2го и 3его склонений.
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать уважение к близким, друг к другу.
Оборудование для учителя: карточки с названием падежей и слов для игры,
конверты с заданиями для дифференцированной работы (по количеству
детей), тесты, карточки с заданиями, карточки самоанализа и самоконтроля
(по числу учеников в классе), цветовой «веер», презентация урока, проектор,
компьютер.
Оборудование для учеников: учебник, рабочая тетрадь, цветовой «веер».
Ход урока.
I. Организационный этап.
Начинаю я урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать.
Ребята, вы готовы начать урок? Я тоже готова . И думаю, что сегодняшний
урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Улыбнитесь и
подарите друг другу хорошее настроение. Успехов вам и удачи!
Ребята, а чего вы ждёте от сегодняшнего урока?
А я жду от вас грамотных ответов и активности на уроке.
У вас на партах лежат карточки самоанализа и самоконтроля .Поэтому в
течение урока не забывайте оценивать свою деятельность.
II. Проверка домашнего задания.
Обучаясь в 3классе, вы изучаете не только свой родной русский язык, а еще и
английский язык.
Надеюсь, что вы хорошо усвоили буквы этих языков и успешно справитесь с
заданием, которое я вам предлагаю.Cреди этих букв, найди буквы русского алфавита, обведи их в кружок и
прочти спрятанные слова.( Индивидуальная работа по карточкам)
L У F N J Р Q О S D К Z I W
R W К G R Н U И G S Г F А Q
Y М L Q D О Z N L Р N U Е N
W R Y У I R Л J V И G Ц Y А
W Y Н U J О G F Ч N Z Ь R V
Проверка:(урок, книга, море, улица, ночь)
Что объединяет все эти слова?
Что такое имя существительное?
Какое домашнее задание вы выполняли, связанное с именем
существительным? (Творческое задание сказки об имени существительном)
Давайте послушаем одну сказку, а из всех сказок, которые вы сочинили,
изготовим книжкураскладушку на уроке технологи .Согласны, ребята?
III. Интеллектуальная разминка.
Отвечаем очень быстро!
1. К I склонению относятся существительные …
2. Вопросы родительного падежа…
3. Предлоги к, по относятся …
4. Что значит поставить существительное в начальную форму?
5. О ком? о чём? – это вопросы …
6. У существительных какого склонения не бывает падежного
окончания –е?
7. Какой падеж не употребляется без предлогов …
8. Чему равна сумма склонений существительных зима и снег?
9. В каком склонении не бывает падежного окончания –и?
10.Чтобы выделить окончание, нужно …
11.Назовите зимние месяцы …
12. Что общего в этих словах?
13.А, что ещё общего вы заметили в этих словах?
14.В каком слове количество букв и звуков совпадает?
IV .Постановка проблемы.
Какой праздник отмечает наша страна в феврале?
Правильно, День защитника Отечества.(День защитника Отечества считается
праздником воинов – настоящих, нынешних и будущих. Наша армия имеет
древнюю и славную историю. Почетным долгом мужчин в разные времена и в
разных странах была обязанность при необходимости защищать Отечество соружием в руках. Сегодня большинство граждан России склонны
рассматривать День защитника Отечества не столько как день армии, сколько
как день настоящих мужчин – защитников в широком смысле этого слова).
Ваши папы и дедушки тоже бывшие воины, поэтому не забудьте поздравить их
с этим праздником.
Вот и Миша сделал к празднику открытку своему любимому дедушке , но
когда стал её подписывать у него возникли затруднения. Он сомневался в
написании некоторых орфограмм.
Дорогому дедушк… Ван…
от любимого внука Миш… .
Какие орфограммы Миша написал правильно?
А какие орфограммы он пропустил?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно выбрать окончание
существительного?
(Нужно уметь определять склонение и падеж имён существительных).
V. Сообщение темы.
Сегодня на уроке будем с вами отрабатывать умения правильно писать
падежные окончания имён существительных трёх склонений.
Поэтому настроимся все на серьёзную и важную работу.
Откройте тетради и запишите число.
16 февраля.
Классная работа. (Напоминаю о правильной посадке)
VI. Этап воспроизведения знаний и способов деятельности в новых
ситуациях.
На уроках математики мы учимся выполнять арифметические действия и
находить значения выражений.
Для выполнения следующего задания нам пригодятся эти знания.
1.Выполни действия и запиши полученные слова.
СОК – ОК + АМ + О +ЛЁТ=
ШП + КО – П + ЛАМ –М =
МАТ – АТ + О + РЕ =
СИК – К + Р + ЕНИ –И + Ь =ВО + РОК – К + БЕЙ =
КРО – РО + ОМ + ПОТ =
ЗИ – И + ЕМАГ –А Г + ЛЯ =
СМО – МО + КА +ТЕРП – П + ТЬ =
У полученных слов определите склонение.
Некоторые ребята выполняют задание по карточкам:
записать слова в три столбика 1скл., 2скл., 3скл.
Земля, скатерть, компот, воробей, сирень, море, школа, самолёт.
Проверка.
Обобщение: как же определить 1 (2, 3) склонение существительных?
2. Определение падежа. Игра «Собери падеж».
Друг за другом по цепочке, выходя к доске, прикрепите карточки к нужному
падежу.
Родительный:
Дательный:
Предложный:
по котлете
на травке
о пекаре
в задаче
на опушке
о сигнале
в тетради
из кружки
без ручки
с ёлки
для жизни
к девочке
по обочине
к кошке
около беседки
к печке
от нитки
Проверим:
по области
Как вы определили существительные родительного падежа? (по вопросу и
предлогу) и т.д.
Почему в дательном и предложном падежах встретилось окончание и ?
( сущ.3скл.)
3.Повторение алгоритма.Чтобы правильно написать безударное падежное окончание
существительного, надо:
1.Поставить слово в начальную форму (И.п. ед.ч).
2. Определить к какому склонению относится.
3.Определить, в каком падеже употреблено существительное.
4.Вспомнить или посмотреть в таблице окончание существительных
данного склонения в этом падеже, или подобрать ОПОРНОЕ СЛОВО, того же
склонения в той же форме, но с ударным окончанием.
5.Записать нужное окончание.
Примеры: без щедрост…, на вертолёт…, к бабушк… .
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли в рощу погулять.
Прыгать я всегда горазд
И подпрыгну я 5 раз.
Мы у кустика присели,
Вправо, влево посмотрели,
А потом все дружно встали
И руками помахали.
Словно белые метели
К нам в окошко залетели.
4. Вставить пропущенные окончания в некоторых словах данных
поговорок.
Собирай по ягодк_ – наберёшь кузовок. Без букваря и грамматик_ не
учатся и математик_ . Капля по капл_ и камень точит. Букварь – к
мудрост_ ступенька.
В это время один ученик работает у доски.
На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите
орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена.
На ветк_ сирен_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около
грядк_, по тропинк_ к дач_.
Проверка.А, что нас выручит, если мы забудем падежное окончание? (Опорные слова ,
т.е слова с ударным окончанием.)
Напомните эти опорные слова(1скл. земля, стена, 2скл. стол, конь,3скл.
степь )
Работа в парах.
Исправьте ошибки. Работа по применению алгоритма решения
орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен
существительных.
Миша часто бывает невнимательным на уроках, не всегда пользуется
алгоритмом и поэтому допустил ошибку в рассуждениях, что привело к
неверному написанию:
Подошли куда? к чему? ( к степи ) к рощи ; снежный бугор быстро
образовался где? на чем? ( на стене) на крыше сторожке; шли где? по
чему? ( по земле) по краю дороге;
Вы согласны с такой проверкой?
Какое различие между проверочным словом и проверяемым он не учёл?
Работа по учебнику. Стр. 48, упр.49
VI. Этап обобщения знаний.
Тест. – Проверим себя: как усвоили тему. Прочитай внимательно. Если
соглашаешься с высказыванием, поставь +, а если нет поставь – .
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
У имён существительных третьего склонения во всех
падежах пишется окончание – и.
У имён существительных третьего склонения окончание
и пишется в родительном, дательном и предложном
падежах.
Словомподсказкой для имён существительных первого
склонения с безударными окончаниями может быть слово
книга
У имён существительных первого склонения в предложном
падеже пишется окончание и .
У имён существительных первого склонения в предложном
падеже пишется окончание е .
У имён существительных второго склонения никогда не
пишется окончание и.
Словомподсказкой для имён существительных третьего
склонения с безударными окончаниями может быть словостепь
Вставьте нужные окончания:
8.
Дорогому дедушк… Ван …
от любимого внука Миш…
VII.Домашнее задание
Я думаю, что домашнее задание вы будете выполнять с
удовольствием, потому что каждый из вас может выбрать сам себе задание,
из тех, что я вам предложу:
1) упр. 50, стр.48;
2) подобрать 3 пословицы или поговорки, в которых есть
существительные с безударными падежными окончаниями;.
3)сочинить четверостишие о зиме, в котором встретились бы
существительные с безударными падежными окончаниями .
VIII. Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок!
И мне напоследок очень бы хотелось узнать ваше мнение об этом уроке.
Покажите «цветом», что вам больше всего понравилось? Если ответ
неоднозначный, можно «зажечь» сразу несколько огоньков (веер – «Цветик
семицветик»
( с обратной стороны лепестков сделаны надписи)
Красный – всё
Синий – ничего
Сиреневый – разгадывать слова
Жёлтый – работать самостоятельно
Голубой – работать в паре
Оранжевый – выбирать домашнее задание
Розовый – оценивать свою деятельность