Урок русского языка в 3 классе на тему "Правописание приставок и предлогов"("Школа России")

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта по русскому языку.doc

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Тема урока:   Правописание приставок и предлогов

Дата проведения урока:12 декабря 2016 г.

Учитель: Васильева Римма Витальевна                                                                                                                                                                                                                                 Должность и место работы: учитель начальных классов  МБОУ « Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Пушкина»"                                                                                                                                                                                                                                              Предметная область: русский язык                                                                                                                                                                                                                                                                        Класс: 3А                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Учебник: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/В.П. Канакина , В.Г.Горецкий.-5-е изд.-М.: Просвещение, 2015.                                                                                                                                                                                                Тип урока: урок открытия нового знания

Цель

Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления.

Задачи

 

Образовательные:  формирование умения  различать приставки и предлоги на письме, расширение словарного запаса,  развивать умение анализировать и выделять главное.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения в учебном диалоге.

Развивать связную речь, орфографическую зоркость,  мышление, память, внимание.

Формировать УУД:                                                                                                                                                                                                                        -  Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать свою работу.                                   

  - Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в парах и группах,  выражать свои мысли.                                                                                                                                                                                                        - Познавательные УУД: формулировка проблемы; моделирование;  анализ объектов; поиск и анализ информации в разных источниках, составление устных и письменных высказываний, обобщать свои знания по теме.                                

 -  Личностные: способность к оценке своих учебных достижений.

Технология обучения

Технология системно - деятельностного подхода.

Методы обучения

Проблемное изложение, частично - поисковый метод,  самостоятельная работа, письменное упражнение.

Оборудование                                             

 

                                                                                                                                                                                                                                                          Доска, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки , толковый словарь, , листочки для рефлексии.

 

  

Информационные источники

Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока, цели

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности                   (1 мин)         

Цель:                       организовать начало урока,  мотивировать детей на работу.

Проверяет готовность класса к уроку

Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите голову, подарите мне свою улыбку.

Желаю вам хорошей  плодотворной работы на уроке.

Садитесь.

Чтобы урок прошёл интересно и мы многому научились,  мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

- Кто пришел с хорошим настроением,  улыбнитесь гостям.

- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

- Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.

-  Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок русского языка.

 

Проверяют свою готовность к уроку, вступают в диалог с учителем. 

 

Познавательные УУД:

умение организовать рабочее место и воспринимать устную информацию.

 Личностные УУД:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

II. Самоопределение к деятельности

(2 мин)         

Цель:   обеспечить мотивацию учения школьников

                   

Организует начало работы в тетрадях.

-Давайте поработаем так, чтобы урок всем запомнился и в дальнейшем знания, полученные на уроке, пригодились в жизни.

- Откройте  тетради , запишите  число, классная работа.

-Я попросила узнать, что значит эта дата для нашей страны?

 

А лично для вас?

Записывают число, классная работа.

 

 

Ребята рассказывают, что узнали.

Умение ориентироваться в тетради.

Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности, целеполагание.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:  самоопределение.

III. Актуализация знаний (5 мин)

Цели:

создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу, создать проблемную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 Запишите в тетради.

12декабря  в нашей стране отмечают День Конституции.

Чистописание.

 

вы по через под к по про пере от для об

-Как вы думаете, что записано?

 

-Так что же это приставки или предлоги?

 

-Почему у вас возникло затруднение?

 

--  Назовите те из них, которые бывают только приставками. (вы пере)
- Назовите те их них, которые бывают только предлогами.(через, к, для)
- А какие из них бывают как приставками, так и предлогами? (по, под, про, об)
- Выпишите те, которые бывают и приставками и предлогами

 

 

 

 

 

 

 

-Приставки.

-Предлоги.

Есть такие приставки. Есть такие предлоги.

Произносятся и пишутся одинаково.

 

 

-Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом.

Графический навык.

Познавательные УУД:умение воспринимать  и строить устное высказывание

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: смыслообразование  границы собственного знания  и незнания).

 

IV.Постановка  учебной задачи(1 мин)

Цель:                       организовать постановку темы урока.

Подвести детей  к  теме  урока.

Организует постановку цели и планирование работы.

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Цель рока?

 

А чтобы урок наш прошел интересно и полезно, мы должны  дополнить девиз нашего  урока   действиями

СЛАЙД№1

Урок мы будем ……..,изучать

Информацию  из  урока …извлекать

Точку  зрения…             высказывать

 На вопросы ……………, отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!   развивать

(Слова-подсказки:  изучать,  отвечать,  извлекать, высказывать, развивать.)

 

Определяют тему урока.

 

Правописание приставок и предлогов

 

Ставят перед собой цели.

 

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, умение высказывать своё предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

 

 V. Решение учебной задачи и усвоение новых знаний и способов действий. (12мин)

Цель:  

актуализировать знания по теме,

организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью проблемной ситуации  и частично - поискового метода подводит учащихся  к формулировке  правила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Словарно – орфографическая работа

 

На доске записаны словосочетания:

 (до)ехал                    (до)деревни

(по)бежал                 (по)дороге

(про)читал                 (про)завод

(под)полз                   (под)машину

(на)кричал                  (на)собаку

 

- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?

1 Можно разделить на словарные слова и не словарные

2 На глаголы и существительные

3 На слова с приставками и слова с предлогами

 

Беседа:

- Назовите слова с приставками? ((до)ехал,  (по)бежал,  (про)читал ,    (про)читал,       (под)полз,   (на)кричал  )

- Докажите  (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)

-Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно)

- Как найти приставку  в слове?  (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

 

-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку)

- Обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом и существительным можно вставить вопрос или другое слово)

- Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов  в предложении)

- Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно)

-Спишите 3 любых словосочетания, раскрывая скобки.

-Подчеркните предлог и выделите приставку. (Самопроверка по  слайду)

- Что вы теперь можете сказать о правописании предлогов и приставок?

 

Читают словосочетания,

Предлагают варианты деления на группы.

Вспоминают правила раздельного написания предлогов           ( между предлогом и словом можно поставить вопрос)

 

 

Комментируют выполнение задания. Обнаруживают незнание правила правописания предлогов и приставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 С помощью учителя  находят отличия, выводят правило

 

Познавательные УУД: выявлять сходство и различие объектов, на основе анализа объектов делать выводы, умение ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные УУД: развивать умение высказывать своё предположение, умение определять и формулировать учебную задачу

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, развивать умение слушать и понимать других.

 

 

 

 

 

 

 

VI. Моделирование.  (3 мин)

Цель:                       составить  схему к  правилу.

Организует работу в парах.

Работа по учебникус.132

-Сравниваем наш вывод  и правило по учебнику.

Прочитайте про себя. Вслух.

Попробуйте вместе с соседом по парте составить  схему правописания предлогов и приставок.

 

 

В  парах составляют схему для правила  и записывают на карточке

 

Познавательные УУД:

моделирование Познавательные УУД :умение осуществлять анализ объектов

Регулятивные УУД :умение оценивать свою и чужую работу

VII.Физкультминутка (2 мин)         

Цель: повысить уровень энергии в классе.

 

 

Предлагаю вам сначала немного отдохнуть, а потом послушать одноклассников.

 

 

 

Регулятивные УУД: контроль за правильным выполнением упражнений

VIII. Первичное закрепление                        (5 мин)

Цель: -организовать работу по применению правила на письме. Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий в рамках изученной темы.

Организует работу в парах, коллективный анализ работ.

Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов.

 

 

 (Распределяются роли: Предлог и Приставка)

Предлог: -О! Привет, Приставка-тёзка!

Приставка: -И тебе привет, Предлог!

Расскажи, зачем пожаловал

Ты к ребятам на урок?

Предлог: -Знаешь, очень огорчает,

Что нас путают с тобой.

Я-часть речи, понимаешь?

Слово-я! Горжусь собой!

Приставка:- Я, конечно, не часть речи,

А всего лишь слова часть.

Но со мной любое слово

Можешь точно ты назвать:

Ты приходишь, или входишь,

Или речку переходишь.

Я- часть слова, посмотри!

Меня в помощники бери.

Я дружна со словом очень,

Вместе пишут нас всегда.

Предлог: А Предлог раздельно пишут,

И это, право, не беда!

Между словом и предлогом

Можем ставить мы вопрос:

На (какой?) на снежной горке

Отморозил Коля нос!

-Скажите, чем был огорчён предлог?

(Тем, что его путают с приставкой)

-А вы теперь сможете отличить приставку от предлога?

-Ребята, сейчас зима. Вы наслаждаетесь зимними забавами, будьте осторожны, не перемерзайте, не отморозьте, как Коля нос.

А если всё же отморозили, что будете делать?  не трите варежкой и снегом, а бегите домой и приложите что-нибудь тёплое.

 

-А если вдруг начали мерзнуть ноги, что надо делать? (потопаем)

-Если замерзают руки, что сделаем? (потрем руки)

-Если у друга во время игры съехала шапка или шарф раскрыл грудь, что надо сделать?

 

Упражнение в правописании приставок и предлогов.

1 вариант работает с карточкой № 1, 2-ой- с карточкой № 2.

Отрывок из какой сказки?

А почему гуси-лебеди унесли братца?

Что надо было делать?

- Оцени своё выполнение работы. Поставь в левое окошечко себе оценку.

- Поменяйтесь листочками . Проверка по слайду. Поставь оценку своему товарищу в окошко посередине.

- Сдайте работы

 

Дифференцированная работа.

Даны задания разного уровня сложности на листах, каждому ребёнку

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в паре и исправляют допущенные ошибки в тексте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение письменно. Индивидуальная работа учащихся

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;

логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении поставленных задач.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие.

 

 

 

 

 

IX. Организация контроля самоконтроля  знаний(5мин)         

 

Организует работу по выполнению теста в группах

Тест «Приставки и предлоги».

 Выписать буквы, которые стоят рядом с правильными ответами прямо внизу листочка.
1. М – Приставки со словами пишутся слитно.
К – Приставки со словами пишутся раздельно.
2. Е –Предлоги пишутся слитно.
Ц – Предлоги пишутся раздельно.
3. У – покрыше, от рубит.
О – под елью, закружил.
4. Р – гулял влесу.
О – скатился с горы.
5. Д – Приставка пишется перед корнем.
Т – Приставка пишется перед суффиксом.
6. Ы – Предлог часть речи.
О – Предлог часть слова.
7. Л – Приставки служат для образования новых слов.
Ц – Приставки служат для связи слов в предложении.
М, Ц, О, О, Д, Ы, Л
- Из выписанных букв составьте слово. 
- Какое слово получилось? У кого получилось слово «Молодцы», тот выполнил все правильно.

 

Самостоятельно работают с тестом.

 

Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

X. Итог урока.       (2 мин)

Цель:                      обобщить знания, полученные на уроке.

Организует обобщение знаний.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

   -Понравился ли вам урок.


1.Что удалось на уроке?

2. Что больше всего понравилось?

3. Чьим успехам смогли бы порадоваться?

4. За что можете себя похвалить?

 

 

 

Составляют устные высказывания о том, что узнали на уроке. 

Подводят итоги учебного занятия.

Правописание предлогов и приставок. 

Регулятивные УУД:

умение оценивать и корректировать свою работу.

Личностные УУД:          умение оценивать свои учебные достижения

Коммуникативные УУД:  умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

X. Рефлексия. Домашнее задание.                  (2 мин)

Цель:                        создать условия для рефлексии, выбора домашнего задания.

Организует самоконтроль и самооценку

Возьмите в руки листочки , которые лежат на ваших столах

- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием

- нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.

- Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение

Домашнее задание: правило , упр. 262 или задание на карточке

Но вот и всё, урок к концу подходит.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание. 

 

Личностные  УУД: самооценка.