Тема урока: Правописание приставок и предлогов
Дата проведения урока:12 декабря 2016 г.
Учитель: Васильева Римма Витальевна Должность и место работы: учитель начальных классов МБОУ « Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Пушкина»" Предметная область: русский язык Класс: 3А Учебник: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1/В.П. Канакина , В.Г.Горецкий.-5-е изд.-М.: Просвещение, 2015. Тип урока: урок открытия нового знания
Цель |
Создание условий для изучения новой темы и первичного закрепления. |
Задачи
|
Образовательные: формирование умения различать приставки и предлоги на письме, расширение словарного запаса, развивать умение анализировать и выделять главное. Воспитательные: воспитывать культуру поведения в учебном диалоге. Развивать связную речь, орфографическую зоркость, мышление, память, внимание. Формировать УУД: - Регулятивные УУД: определять и формулировать учебную задачу, корректировать, оценивать свою работу. - Коммуникативные УУД: вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать в парах и группах, выражать свои мысли. - Познавательные УУД: формулировка проблемы; моделирование; анализ объектов; поиск и анализ информации в разных источниках, составление устных и письменных высказываний, обобщать свои знания по теме. - Личностные: способность к оценке своих учебных достижений. |
Технология обучения |
Технология системно - деятельностного подхода. |
Методы обучения |
Проблемное изложение, частично - поисковый метод, самостоятельная работа, письменное упражнение. |
Оборудование
|
Доска, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, карточки , толковый словарь, , листочки для рефлексии.
|
Информационные источники |
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. |
|
|
Технологическая карта урока
Этапы урока, цели |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цель: организовать начало урока, мотивировать детей на работу. |
Проверяет готовность класса к уроку |
Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите голову, подарите мне свою улыбку. Желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке. Садитесь. Чтобы урок прошёл интересно и мы многому научились, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок. - Кто пришел с хорошим настроением, улыбнитесь гостям. - Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки! - Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши! - Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки. - Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок русского языка.
|
Проверяют свою готовность к уроку, вступают в диалог с учителем. |
|
Познавательные УУД: умение организовать рабочее место и воспринимать устную информацию. Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
II. Самоопределение к деятельности (2 мин) Цель: обеспечить мотивацию учения школьников
|
Организует начало работы в тетрадях. |
-Давайте поработаем так, чтобы урок всем запомнился и в дальнейшем знания, полученные на уроке, пригодились в жизни. - Откройте тетради , запишите число, классная работа. -Я попросила узнать, что значит эта дата для нашей страны?
А лично для вас? |
Записывают число, классная работа.
Ребята рассказывают, что узнали. |
Умение ориентироваться в тетради. |
Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности, целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: самоопределение. |
III. Актуализация знаний (5 мин) Цели: создать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу, создать проблемную ситуацию.
|
|
Запишите в тетради. 12декабря в нашей стране отмечают День Конституции. Чистописание.
вы по через под к по про пере от для об -Как вы думаете, что записано?
-Так что же это приставки или предлоги?
-Почему у вас возникло затруднение?
-- Назовите те из них,
которые бывают только приставками. (вы пере)
|
-Приставки. -Предлоги. Есть такие приставки. Есть такие предлоги. Произносятся и пишутся одинаково.
-Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом. |
Графический навык. |
Познавательные УУД:умение воспринимать и строить устное высказывание Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: смыслообразование границы собственного знания и незнания).
|
IV.Постановка учебной задачи(1 мин) Цель: организовать постановку темы урока. |
Подвести детей к теме урока. Организует постановку цели и планирование работы. |
-Попробуйте сформулировать тему урока. -Цель рока?
А чтобы урок наш прошел интересно и полезно, мы должны дополнить девиз нашего урока действиями СЛАЙД№1 Урок мы будем ……..,изучать Информацию из урока …извлекать Точку зрения… высказывать На вопросы ……………, отвечать И, конечно, без сомненья, Речь при этом …………..! развивать (Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)
|
Определяют тему урока.
Правописание приставок и предлогов
Ставят перед собой цели. |
|
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока, умение высказывать своё предположение. Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
|
V. Решение учебной задачи и усвоение новых знаний и способов действий. (12мин) Цель: актуализировать знания по теме, организовать проблемный диалог и подвести к формулировке правила.
|
С помощью проблемной ситуации и частично - поискового метода подводит учащихся к формулировке правила.
|
Словарно – орфографическая работа
На доске записаны словосочетания: (до)ехал (до)деревни (по)бежал (по)дороге (про)читал (про)завод (под)полз (под)машину (на)кричал (на)собаку
- Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? 1 Можно разделить на словарные слова и не словарные 2 На глаголы и существительные 3 На слова с приставками и слова с предлогами
Беседа: - Назовите слова с приставками? ((до)ехал, (по)бежал, (про)читал , (про)читал, (под)полз, (на)кричал ) - Докажите (Это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово) -Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов) - Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно) - Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (до деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку) - Обоснуйте свой ответ (Это существительные, между предлогом и существительным можно вставить вопрос или другое слово) - Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении) - Как пишутся предлоги с другими словами (Предлог с другими словами пишется отдельно) -Спишите 3 любых словосочетания, раскрывая скобки. -Подчеркните предлог и выделите приставку. (Самопроверка по слайду) - Что вы теперь можете сказать о правописании предлогов и приставок? |
Читают словосочетания, Предлагают варианты деления на группы. Вспоминают правила раздельного написания предлогов ( между предлогом и словом можно поставить вопрос)
Комментируют выполнение задания. Обнаруживают незнание правила правописания предлогов и приставок.
С помощью учителя находят отличия, выводят правило |
|
Познавательные УУД: выявлять сходство и различие объектов, на основе анализа объектов делать выводы, умение ориентироваться в своей системе знаний; Регулятивные УУД: развивать умение высказывать своё предположение, умение определять и формулировать учебную задачу Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, развивать умение слушать и понимать других.
|
VI. Моделирование. (3 мин) Цель: составить схему к правилу. |
Организует работу в парах. |
Работа по учебникус.132 -Сравниваем наш вывод и правило по учебнику. Прочитайте про себя. Вслух. Попробуйте вместе с соседом по парте составить схему правописания предлогов и приставок.
|
В парах составляют схему для правила и записывают на карточке |
|
Познавательные УУД: моделирование Познавательные УУД :умение осуществлять анализ объектов Регулятивные УУД :умение оценивать свою и чужую работу |
VII.Физкультминутка (2 мин) Цель: повысить уровень энергии в классе.
|
|
Предлагаю вам сначала немного отдохнуть, а потом послушать одноклассников.
|
|
|
Регулятивные УУД: контроль за правильным выполнением упражнений |
VIII. Первичное закрепление (5 мин) Цель: -организовать работу по применению правила на письме. Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий в рамках изученной темы. |
Организует работу в парах, коллективный анализ работ. Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов.
|
(Распределяются роли: Предлог и Приставка) Предлог: -О! Привет, Приставка-тёзка! Приставка: -И тебе привет, Предлог! Расскажи, зачем пожаловал Ты к ребятам на урок? Предлог: -Знаешь, очень огорчает, Что нас путают с тобой. Я-часть речи, понимаешь? Слово-я! Горжусь собой! Приставка:- Я, конечно, не часть речи, А всего лишь слова часть. Но со мной любое слово Можешь точно ты назвать: Ты приходишь, или входишь, Или речку переходишь. Я- часть слова, посмотри! Меня в помощники бери. Я дружна со словом очень, Вместе пишут нас всегда. Предлог: А Предлог раздельно пишут, И это, право, не беда! Между словом и предлогом Можем ставить мы вопрос: На (какой?) на снежной горке Отморозил Коля нос! -Скажите, чем был огорчён предлог? (Тем, что его путают с приставкой) -А вы теперь сможете отличить приставку от предлога? -Ребята, сейчас зима. Вы наслаждаетесь зимними забавами, будьте осторожны, не перемерзайте, не отморозьте, как Коля нос. А если всё же отморозили, что будете делать? не трите варежкой и снегом, а бегите домой и приложите что-нибудь тёплое.
-А если вдруг начали мерзнуть ноги, что надо делать? (потопаем) -Если замерзают руки, что сделаем? (потрем руки) -Если у друга во время игры съехала шапка или шарф раскрыл грудь, что надо сделать?
Упражнение в правописании приставок и предлогов. 1 вариант работает с карточкой № 1, 2-ой- с карточкой № 2. Отрывок из какой сказки? А почему гуси-лебеди унесли братца? Что надо было делать? - Оцени своё выполнение работы. Поставь в левое окошечко себе оценку. - Поменяйтесь листочками . Проверка по слайду. Поставь оценку своему товарищу в окошко посередине. - Сдайте работы
Дифференцированная работа. Даны задания разного уровня сложности на листах, каждому ребёнку
|
Учащиеся работают в паре и исправляют допущенные ошибки в тексте
Выполняют упражнение письменно. Индивидуальная работа учащихся
|
|
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные УУД: демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении поставленных задач. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие.
|
IX. Организация контроля самоконтроля знаний(5мин) |
|
Организует работу по выполнению теста в группах Тест «Приставки и предлоги». Выписать буквы, которые стоят рядом с
правильными ответами прямо внизу листочка.
|
Самостоятельно работают с тестом. |
|
Регулятивные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
X. Итог урока. (2 мин) Цель: обобщить знания, полученные на уроке. |
Организует обобщение знаний. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. |
-Понравился ли вам урок.
2. Что больше всего понравилось? 3. Чьим успехам смогли бы порадоваться? 4. За что можете себя похвалить?
|
Составляют устные высказывания о том, что узнали на уроке. Подводят итоги учебного занятия. |
Правописание предлогов и приставок. |
Регулятивные УУД: умение оценивать и корректировать свою работу. Личностные УУД: умение оценивать свои учебные достижения Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
X. Рефлексия. Домашнее задание. (2 мин) Цель: создать условия для рефлексии, выбора домашнего задания. |
Организует самоконтроль и самооценку |
Возьмите в руки листочки , которые лежат на ваших столах - нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием - нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы. - Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение Домашнее задание: правило , упр. 262 или задание на карточке Но вот и всё, урок к концу подходит.
|
Записывают домашнее задание. |
|
Личностные УУД: самооценка.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.