УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .
Оценка 4.8

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
29.03.2018
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .
ТЕМА: «СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ «-О-», «-Е-» В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ» Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах Задачи: •Образовательные: систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах; совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов. • Развивающие: развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами; развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся; • Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества; формировать навыки самостоятельной и групповой работы; воспитывать интерес к предметуУРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .
урок русск.языка в 4 классе.docx
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ: ТЕМА: «СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ «­О­», «­Е­» В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ» Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах Задачи: o систематизировать знания о правописании  соединительных гласных «о», «е» в сложных словах; o совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.  Образовательные:   Развивающие: o развивать  интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;  Воспитательные: o развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся; o воспитывать навыки сотрудничества; o формировать навыки самостоятельной и групповой работы; o воспитывать интерес к предмету. Личностные результаты:  осознание значимости отобранного материала;  формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;  формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности. 1 Метапредметные результаты Регулятивные УУД:  формировать   навыки   самоконтроля   и   взаимопроверки   (умение   взаимодействовать   со   сверстниками)   в   учебной деятельности;   целеустремленность и настойчивость в достижении цели;   готовность к преодолению трудностей;  Познавательные УУД:  развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;   устанавливать аналогии;    решать языковые задачи моделированием;   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;    Коммуникативные УУД:  формировать умение  находить общее решение;   умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;   способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу Предметные результаты формирование умений правильно писать соединительные гласные ­о­ и ­е­ в сложных словах, используя алгоритм.  создание условий для исследовательской деятельности учащихся;  выведение алгоритма действий; формулирование общего вывода. Тип урока: урок изучения нового материала. Используемые   методы   обучения:   системно­деятельностный   метод   обучения  (работа   в   группах,   парах,   проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично­поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа) Способы контроля:  в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий. 2 Оборудование:  учебник «Русский язык», часть 1, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013    рабочая   тетрадь   на   печатной   основе   «Русский   язык»   4   класс,   часть   1,   Л.   Ф.   Климанова,   Т.   В.   Бабушкина,   Москва, «Просвещение», 2013;    рабочая тетрадь;  карточки с заданиями для групповой работы;  ИКТ (презентация к уроку) Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика Ход урока: 1. Мотивация деятельности Цель: включение   обучающихся в учебную  деятельность Слайд 2   ребята!   Здравствуйте,  Доброе   утро, ­ уважаемые коллеги! Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок   русского   языка.   Я   желаю   вам плодотворной работы на уроке. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова,  Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов! Приветствие учителя. 3 II. Актуализация знаний. Постановка темы урока.  Цель: осознание потребности  к новым действиям На доске слова: Слайд 3 мышь                          мышь мыши                          мышка мышью                       мышонок                                     мышеловка                                     мышиный                                     мышковать ­ Что вы можете сказать о словах первого  столбика? ­ Докажите. ­ Что можете сказать о словах второго  столбика? ­ Докажите. ­ Что такое корень? ­ Давайте сделаем транскрипцию слова мышь ­ Что заметили? ­ Почему? ­ Зачем пишем «Ь»? ­ Назовите все шипящие звуки  русского  языка. ­ Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]? ­   Это   разные   формы   одного   и   того   же слова. ­ Отличаются только окончанием. ­ Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов. ­   Все   слова   имеют   одинаковый   корень (мыш­) и общее лексическое значение. ­   Корень   –   это   общая   часть   всех однокоренных слов, в котором заключено общее   лексическое   значение   всех однокоренных слов. ­ Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука ­ Звуков меньше, чем букв. ­ Мягкий знак звука не обозначает? ­Мягкий   знак   указывает, существительное с шипящим на конце. ­ [ж], [ш], [ч’], [щ’]. ­   Они   всегда   мягкие   и   не   «поддаются» командам гласных букв.   что   это ­ е, ё, и, я, ю ­ [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые.  ­ Мышеловка.   ­ Имеет два корня (мыш­ и ­лов­)­ ­   Слова,   имеющие   2   корня,   называются 4 «сложными». ­ «Сложные слова». (Слайд 3) ­ А какие гласные указывают на мягкость  согласных звуков? ­ Какие  согласные звуки не поддаются  командирам мягкости? ­ Прочитайте ещё раз слова второго столбика  и скажите, какое слово «лишнее»? ­ Почему? ­ Как называются  слова, имеющие 2 корня? Вы догадались, какая тема урока? III.   Выявление   места   и причины затруднения.  Цель: выполнение пробных  действий и фиксация  затруднения, постановка  проблемы ­ Ребята, замените предложение сложным  словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц? ­ В каком месте возникла трудность при  написании данного слова? ­ Что такое соединительная гласная? ­ Почему возникла трудность? ­ Кто написал с буквой «о»? ­ Кто написал с буквой «и»? ­ Кто написал с буквой «е»? ­ Кто написал с буквой «ы»? ­ Кто написал с другой буквой? ­ Почему выбрали именно эту букву? ­Можете ли вы обосновать свой выбор: «о»  или «е»?  Дети записывают слово «птиц?ферма». ­ В написании соединительной гласной. ­ Это буква, соединяющая два корня  сложного слова. ­ Буква, обозначающая гласный звук  между двумя корнями, находится в  безударном положении (в слабой  позиции). Дети поднимают руки. ­ Мы знаем, что в сложных словах  соединительными гласными могут быть  только гласные «о» или «е». ­ Нет. 5 ­ Почему? В чём проблема возникла? ­ Какую задачу мы должны с вами решить? Слайд 5 ­ Не знаем правила написания  соединительных гласных. ­ Мы должны определить, когда пишется  соединительная  гласная «о», а когда ­  соединительная  гласная «е»?  ­ Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в  ходе которой вы определите порядок  собственных действий по решению данной  проблемы и попытаетесь вывести правило  написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.) ­ Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы,  выберите ответственного и повторите правила  работы в группах. ­ Какие правила мы обязаны соблюдать? (Учитель раздаёт карточки с заданиями для  групповой работы)  Ребята, в ходе работы вы составите план  действий, расставив пункты алгоритма в  нужном порядке и, пользуясь данным  алгоритмом, попытаетесь сделать вывод. ­ Не перебивать друг друга. ­ Выслушивать мнение каждого члена  группы. ­ Принимать общее решение. (Учитель выполняет направляющую роль при  необходимости)  Дети строят алгоритм наблюдения над  словами: 1. Прочитай (произнеси) слово. 2. Убедись,   что   оно   сложное:   найди корни и устно подбери к каждому 6 IV. Построение проекта  выхода из затруднения. Цель: определение средств  решения проблемы   (построение алгоритма  действий по достижению  поставленной задачи) V. Поиск и решение  проблемы.  Работа в  группах. Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму. ­ Если в группе готов алгоритм наблюдения  над словами, то вы приступаете к  практической части работы – наблюдением  над словами, затем формулируете правило  написания  соединительных гласных. После окончания работы в группах  ответственные вывешивают составленный  алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6) ­ Какой вывод вы сделали? (Учитель выслушивает ответственных каждой  группы). однокоренные слова. 3. Если слово сложное, посмотри, на  какой согласный звук оканчивается  первый корень.  4. Сделай вывод: ­ соединительная буква «е»  пишется: 1) после… 2) … 3) … ­ соединительная буква «о»  пишется после… После построения алгоритма дети  работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод,  пищевод и наблюдают над последним  гласным первого  корня, в результате чего делают вывод. ­  Проверьте свои предположения с правилом  на доске. (Слайд 7) А теперь вернёмся к пробному слову и  исправим ошибки. Какую соединительную  гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»?  (Слайд 8) Вывод детей: ­ соединительная буква «е» пишется 1) после мягких согласных (пылесос,  корнеплод); 2) после шипящих (пешеход, пищевод); 3) после «ц» (овцебык); ­ соединительная буква «о» пишется:   после твёрдых согласных (пчеловод,  самокат). 7 ­ Почему? ­ Молодцы! А  помнить всегда это правило вам поможет стихотворение – «запоминалка»:                       (Слайд 9) После мягких, шипящих и Ц В сложных словах пишется «Е». А после твёрдых пишется «О» – Не перепутает буквы никто! ­ Соединительную гласную «е». ­ После «ц» в сложных словах пишется  «е». Сначала  стихотворение читает один  ученик, а затем все хором. VI. Первичное закрепление с  проговариванием во  внешней речи. Цель:  фиксация   нового способа   действия   в   речи, знаках (эталон). 1. Работа у доски. ­ Ребята, а сейчас мы закрепим правописание  соединительных гласных в сложных словах,  выполнив следующее задание:  ­ Отгадайте название животного, о котором  идёт речь, запишите слово и, пользуясь  алгоритмом, объясните орфограмму. (Слайд 10) ­ Маленькое насекомоядное  млекопитающее, родственник крота  ­ Молодцы!  (Появляется   картинка   с   изображением землеройки.) (Описание животного читает вслух кто­то из детей.) ­ Землеройка! Один   ученик   записывает   на   доске,   а остальные в тетрадях. Пример объяснения: В слове землеройка два корня:  ­земл­  и –рой­, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой. 8 Млекопитающее   с   панцирем, обитающее в Америке.  ­  Конечно, это броненосец! (Появляется  картинка.)   окаменелым (Слайд 11)   (Слайд 12) 2. Работа в парах 3. Самопроверка.  Небольшая птица отряда воробьиных,  которая ловит на лету насекомых (чаще  всего мух). ­  Верно! (Появляется картинка.) ­ А сейчас я буду читать описание животного,  а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете  записывать отгаданное слово и объяснять  орфограмму друг другу по очереди. (Слайд 13) Австралийское животное с клювом  наподобие утиного носа. (Слайд 14) Живородящая рыба, обитающая в  водоёмах Мексики, одна из популярных  аквариумных рыбок. (Слайд 15)   Крупное   животное   южных   стран   с одним рогом на передней части головы. ­ Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске: Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий   согласный,   значит,   надо   писать соединительную гласную  е.  Пишу слово, выделяю корни,                                                  подчеркиваю орфограмму: землеройка.   (Читает ученик.) ­ Броненосец! ( К доске выходит следующий ученик и  объясняет написание данного слова по  алгоритму.) (Читает ученик.) ­ Мухоловка! (Дети совещаются в парах, записывают  слово «утконос» и объясняют  орфограмму.) (Меченосец.)   (Носорог.) 9 VII. Включение в систему  знаний. Цель: выполнение задания  на новый способ действия. (Слайд 16) утконос меченосец носорог А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3  словосочетания, где в сложном  слове пишется  соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о». Самостоятельная работа с последующей  проверкой. VIII. Рефлексия учебной  деятельности. Цель:  соотнесение   урока самооценка деятельности.    цели результата,     и (Слайд 17) ­ Дети, а сейчас  закончите предложения: (Дети оценивают свою работу на уроке) Сегодня на уроке я узнал… я научился… я затруднялся… я открыл для себя … мне показалось важным… ­ Вспомните, чего желала я вам в начале урока? ­ Как вы считаете: вы плодотворно поработали? ­ Вы ничего не заметили? ­ Какое? ­ Молодцы!  (Слайд 18) ­ Я бы хотела закончить наш урок такими  словами: (Слайд 19) Учите русский – годы к ряду, ­ Плодотворной работы. ­ Да. В предложении «Желаю плодотворной  работы!» есть сложное слово.  ­  Плодотворной. 10 С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда,  И та награда – в нём самом! ­ Воспользуйтесь мудрым советом узбекского  народного поэта Сабира Абдуллы, и пусть  изучение русского языка приносит вам  огромную радость!  Спасибо за урок!  ­  Ребята, дома выполните упр. 194 на с.109  или  в печатной тетради на с. 67 упр. 109  (одно по  выбору), выучить правило. (Учитель раздаёт стихи­запоминалки). IХ. Домашнее задание. 11

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018