Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы». УМК «Школа России»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке использованы: технология развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения и здоровьесберегающая технология. На уроке изучается новое словарное слово - библиотека. Понятия "синонимы", "антонимы", "омонимы" рассматриваются на примере стихотворений. Закрепление проводится на упражнениях учебника. На уроке проводится физминутка.
Иконка файла материала Урок русского языка в 4 классе.doc
Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Синонимы, антонимы, омонимы».  УМК «Школа России» Цель деятельности учителя актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и  антонимы, объяснять значение слов­ омонимов. Тип урока Комплексное применение знаний и способов действий Планируемые  образовательные  результаты Методы и формы  обучения Образовательные технологии Образовательные  ресурсы Познавательные: самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение ,  классификация объектов по выделенным признакам, синтез, подведение под понятие; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками, контроль, коррекция, оценка действий  партнера; Регулятивные: постановка учебной задачи, сравнение способа действия и его результат с эталоном, оценивание  качества усвоения материала; Личностные: нравственно­этическое оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на  основе социальных и личностных ценностей. Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический Технология развивающего обучения,  Технология поэтапного формирования умственных действий Технология полного усвоения  Здоровьесберегающая технология 1.Русский языке. 4 класс ; поурочные разработки  по русскому языку – Москва: «ВАКО», 2014.  Оборудование  Экран, компьютер, проектор Основные понятия и Синонимы, антонимы, омонимытерминыI. Оргмомен т II.  Актуализац ия знаний Эмоциональна я,  психологичес кая и  мотивационна я подготовка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала Словарная  работа  Приветствует учащихся, проверяет  готовность класса и оборудования,  эмоционально настраивает на учебную  деятельность. Запись числа, классной работы. 4 Слушают учителя. Демонстрируют  готовность к уроку,  готовят рабочее  место к уроку ­Как называется место, куда люди приходят  читать книги или взять книгу для чтения на  дом? ­ Это новое словарное слово, запишите его в  тетрадь. ­Подберите к слову однокоренные слова. ­ Составьте со словом предложение.  Библиотека Дети записывают  слово в тетрадь. Библиотекарь,  библиотечный. Составляют  предложение. О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этапы  урока Обучающие  и развивающие  компоненты,  задания  и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 2 3 Формы органи­ зации взаимо­ действия на уроке 5 Фронталь ная,  индивиду альная Фронталь ная,  индивиду альная Формируемые умения (универсальные  учебные действия) Промежут очный контроль 7 Наблюден ие  учителя  за  организац ией  учащимис я  рабочего  места Устные  ответы  наблюден а учителя 6 К – планируют учебное  сотрудничество с  учителем и сверстниками. Л – понимают и  принимают значение  знаний для человека;  имеют желание учиться;  проявляют интерес к  изучаемому предмету,  понимают его важность П ­ самостоятельное   выделение и  формулирование  познавательной цели,  анализ, сравнение ,  классификация  объектов по  выделенным признакам, синтез, подведение под  понятие; Р – принимают и  сохраняют цели и задачи  учебной деятельности;  находят способ решения  учебной задачи и  выполняют учебныедействия в устной и  письменной форме;  планируют и  контролируют учебные  действия. К – строят речевое  высказывание в устной  форме; могут работать  в коллективе, уважают  мнения других  участников  образовательного  процесса; умеют слушать  собеседника;  формулируют и  аргументируют свою  позицию по обсуждаемой  проблеме; признают  возможность существова  ния различных точек зрения по обсуждаемой  проблеме. Л – осознают свои  возможности в учении;  способны адекватно  рассуждать о причинах  своего  успеха или неуспеха в  учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;  проявляют  познавательный интерес к изучению предметного  курса III.Самоо ­ Послушайте стихотворение Фронтальпредлелен ие к деятельно сти. Б. Бобылевой. Гиппопотама бегемот Однажды повстречал:  спросил.  Вы кто?   Я бегемот, Гиппопотам сказал. Тут возмутился бегемот:  Кто ж я тогда такой?!  А вы,   ему ответил тот,  Гиппопотам простой. Гиппопотаму бегемот Сказал: «Вы просто лжец!» С гиппопотамом бегемот Рассорился вконец. Они уже который год И здесь шумят, и там  Все не решат:  Кто  А кто  ­ Как вы думаете, что привело к ссоре  этих двух персонажей?  гиппопотам.  бегемот, ­ Был ли смысл им ссориться и почему?  ­ Что такое синонимы?  ­ Отгадайте загадку. Бывает он в холод, Бывает он в зной,  Бывает он добрый, Бывает он злой. ­ Назовите слова, противоположные по  значению.  ­ Как называются слова, противоположные ная, индивиду альная Устные ответы наблюден а учителя Они говорили об  одном и том же, но не  поняли друг друга. Нет, потому что слова гиппопотам и бегемот  – синонимы. Слова, близкие по  значению, но разные  по написанию. Отгадывают загадку. Ветер. Холод – зной, добрый  – злой. Антонимы    оп значению?  ­ Отгадайте следующую загадку. Из меня берут порою Реки свой исток, А в руках твоих открою Я любой замок.  ­ Какую особенность слова  ключ  раскрывает загадка?  ­ Как называются слова, которые  произносятся одинаково, но имеют разные  значения? ­ Сформулируйте задачу урока. IVФизкуль тминутка Предлагает выполнить движения согласно  физкультминутке Ключ Оно имеет два  значения Омонимы Повторить понятия  синонимы, антонимы,  омонимы, научиться  распознавать такие  слова и употреблять  их в речи, подбирать к словам синонимы и  антонимы Выполняют  физкультминутку V. Работа  по теме  урока. 1. Работа  по учебнику ­ Откройте упр.69 (устно) Упр. 70  ­ Прочитайте материал рубрики  «Обратите внимание!» на с.48 Упр.71 (письменно) Фронталь ная. Работа в парах.  Коллективная  проверка. Дети читают сведения  в учебнике. . Устные  ответы  наблюден а учителя К – проявляют  готовность слушать. Л – имеют установку на  здоровый образ жизни П – владеют способами  выполнения заданий  поискового характера,  логическими действиями,  базовыми предметными  понятиями. Р – принимают и  сохраняют учебную  задачу. К­сотрудничество с  учителем и со  сверстниками,VI. Итоги  урока. Рефлексия Обобщение  полученных на  уроке сведений. Заключитель ная беседа. Выставление  оценок ­ Какие слова называются синонимами?  антонимами? омонимами? Приведите  примеры. ­ Какую роль они играют в речи? Отвечают на вопросы Фронталь Устные  ответы контроль, коррекция,  оценка действий  партнера; П – ориентируются  в своей системе знаний –  отличают новое от уже  известного. Р – оценивают  собственную  деятельность на уроке. Л – проявляют интерес  к предмету Р – принимают и  сохраняют учебную  задачу, осуществляют  поиск средств для ее  выполнения ная,  индивиду альная Фронталь ная,  индивиду альная VII.  Домашнее  задание Инструктаж  по выполнению домашнего  задания Упр 73 Задают уточняющие  вопросы