Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
25.09.2019
Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"
Учить различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Совершенствовать навык постановки запятой в простых и сложных предложениях с союзами А, НО, И. Закрепить умение строить схемы простых и сложных предложений, графически объяснять пунктограммы. Развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную речь , логическое мышление, пространственное воображение, память. Развивать орфографическую зоркость учащихся, умение различать виды орфограмм. Способствовать развитию положительного эмоционального настроя к учёбе, а также мотивов бережного отношения к своему здоровью посредством физминуток, частой смены видов деятельности, релаксации, упражнений, минимизации стресса при проверке знаний учащихся, работы каждого ребёнка в своём темпе, возможности выбрать задание по уровню своей подготовленности.
рус яз запятая в сложном предложении.doc
« Запятая в сложном предложении с  союзами  И, А, НО и в простом предложении с однородными членами,   соединёнными союзами И, А, НО» ( урок – закрепление материала)  4 класс Цели:  Учить различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.  Совершенствовать навык постановки запятой в простых и  сложных предложениях с союзами А, НО, И.  Закрепить умение строить схемы простых и сложных  предложений, графически объяснять пунктограммы.  Развивать грамотную речь детей, как устную, так и письменную речь , логическое мышление, пространственное воображение,  память.  Развивать орфографическую зоркость учащихся, умение  различать виды орфограмм.  Способствовать развитию положительного эмоционального  настроя к учёбе, а также мотивов бережного отношения к  своему здоровью посредством физминуток, частой смены  видов деятельности, релаксации, упражнений, минимизации  стресса при проверке знаний учащихся, работы каждого  ребёнка в своём темпе, возможности выбрать задание по  уровню своей подготовленности. Оборудование: напечатанный текст стихотворения для каждого                                              ребёнка, цветные ручки, вопросы теста,                                             напечатанные на отдельных листах, иллюстрации с                                             осенними пейзажами, карточки с напечатанными                                            предложениями для каждого ученика, рисунки­лица                                             для эмоциональной оценки работы на уроке.                                  План урока.  1. Минутка чистописания – 5 мин. 2. Орфографическая пятиминутка – 8мин. 1 Повторение (тестовая работа) – 5 мин. 3. Постановка учебных задач – 3 мин. 4. 5. Физминутка – 2 мин. 6. Тренировочные упражнения: a) Запись предложений в тетради с заданием вставить союзы, построить схемы  предложений, расставить в них недостающие запятые – 7 мин. b) Графический диктант – 3 мин. c) Составление текста по опоре на схемы предложений – 7мин. 7. Домашнее задание – 1 мин. 8. Итог урока – 3 мин.                                          Ход занятия. 1. Минутка чистописания (5 мин). ­ Откройте тетрадь по чистописанию на странице 13. Из каких элементов состоит  буква е строчная? (учитель показывает элементы буквы, дети прописывают их в  воздухе, затем прописывается в воздухе буква полностью) ­ Пропишите эту букву в тетради три раза. ­ Рассмотрите образцы соединений этой буквы с другими. Что можете сказать?    ( ел – нижнее соединение, еж – верхнее) ­ Пропишите эти соединения по одному разу. ­ Приведите свои примеры нижнего соединения этой буквы с другими. ­ Запишите один раз на пустой строке. ­ Приведите примеры верхнего соединения буквы е. ­ Пропишите 2­3 соединения на пустой строке. ­ Запишите красиво и правильно слова с этой буквой:        ель        ежиха        ежевика ( слова – образцы записаны на доске) 2. Орфографическая пятиминутка (5 мин.)  ­ Сейчас повторим орфограммы корней и поучимся различать виды орфограмм. Для  работы вам потребуются цветные ручки зелёного и чёрного цветов и простой  карандаш. Возьмите листок с напечатанным стихотворением, прочитайте его про себя. ­  Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением, будем обозначать  зелёным цветом, непроверяемые ударением – простым карандашом, парные согласные  – чёрным цветом.                             Меж редеющих верхушек                             Показалась синева, 2 Зашумела у опушек                             Ярко­жёлтая листва.                            Птиц не слышно. Треснет мелкий                            Обломившийся сучок,                            И, хвостом мелькая, белка                            Лёгкий делает прыжок.                           Стала ель в лесу заметней –                            Бережёт густую тень.                           Подосиновик последний                           Сдвинул шапку набекрень. ­ Вы неплохо справились с заданием, многие из вас хорошо видят орфограммы, умеют  их различать и обозначать. А сейчас немного отдохнём. Я прочитаю вам это  стихотворение ещё раз, а вы, закрыв глаза, попробуете представить картину природы,  нарисованную автором этих строк – А. Твардовским. (Учитель под негромкое пение птиц выразительно читает стихотворение) ­ Что вы представили, слушая это красивое стихотворение? (выслушиваются ответы 2­3 детей) ­ Очень приятно в один из таких тёплых осенних денёчков совершить семейную пешую  или велосипедную прогулку в лес, полюбоваться красотой природы, понаблюдать за  животными, а можно и поиграть в подвижные игры. Это «наполнит» вас  положительной энергией. Тем более, что такая прогулка, а также занятия спортом  очень полезны  для здоровья. 3. Постановка учебных задач (3 мин). ­ А сейчас вернёмся к работе с текстом стихотворения. Просмотрите первую строфу.  Из скольких предложений она состоит? ­ Что вы можете сказать об этом предложении? ­ Докажите, что оно  ­ сложное. ­ Постройте его схему. ­ Есть ли ещё в тексте этого стихотворения сложные предложения? ­ Чем это предложение отличается от предыдущего? ­ Постройте схему этого предложения. ­ Какова роль союзов в предложениях? ­ Какие ещё союзы вы знаете? ­ Соедините вид предложения с нужным союзом: 3 Простое пред­ ложение с  однородными  членами  Сложное  предложение ­ Сформулируйте тему урока и его цели.                            Запятая.        На крохотное ушко похожа завитушка.        Велит нам постоять чуть­чуть        И отправляться дальше в путь.        Выйдет на дорожку –         Всем подставит ножку! ­ Вот этот знак и будет являться главным на сегодняшнем нашем уроке. 4. Повторение (5мин). ­ Повторим ранее изученный материал и проведём мини­тест, отвечая на вопросы  которого вы все получите отметки. ­ Возьмите маркеры и альбомные листы. 1. Сложное предложение состоит из… 2. Однородные члены предложения и части сложного предложения соединяются с  помощью союзов… 3. Между частями сложного предложения на письме… 4. В предложении, где однородные соединены при помощи союзов А, НО… 5. В предложении, где однородные соединены союзом И запятая между ними ставится,  если… 6. В схемах каких предложений недостаёт запятых (перечислить буквы)… 7. Схемы простых предложений под буквами… 8. Схемы сложных предложений под буквами… А)  [  _      ] и [ _       ]. Б)  [   _   ]    но         ]. В)  [  _       ], но [  _       ]. Г)  [  _         , а        ]. Д) [ _        ]  а  [  _        ]. Е)  [   _  и        и         и         ]. 4 ( Далее проводится самопроверка учащимися работ, учитель подводит итог). 5. Физминутка.                                      Олень.                 Один олень в осенний день                 Отлично отдыхал.                 У озера в осиннике                 Резвился и скакал.                 А мимо ослик проходил,                 Он тоже отдыхать любил,                 Но очень занят был.                 Сказал он, глядя на оленя:                 «Я подожду до воскресенья». 6. Тренировочные упражнения. а). Упражнение для работы каждого ученика в своём темпе.  ( 7 мин.)     ( Каждому ребёнку выдаётся карточка с напечатанными предложениями, за       фиксированное время (5 мин.) дети выполняют задание). ­ У каждого из вас на столе имеется лист с заданием. В течение 5 минут вы работаете  самостоятельно. Задание: списать предложения, вставить подходящие по смыслу союзы,  поставить недостающие знаки препинания. После этого переходите ко второму  предложению и т. д. 1. Улетают журавли ______  низкие осенние облака заволакивают небо. 2. Над лесом торопливо бежали бесформенные облака _____   ветер неистово  раскачивал деревья и ломал ветки. 3. Листья на деревьях уже пожелтели ________  осень ещё не вступила в полную силу. 4. Солнце иногда показывалось из­за туч _________ тут же скрывалось. 5. Последние осенние цветы издавали резкий _____ приятный запах. 6. Сады почти осыпались ______  кое­где ещё висели на яблонях сухие розовые  листья. ­ Осень ­ «плаксивое» время года. Действительно, очень часто идут дожди, у многих  людей портится настроение, накапливаются усталость и раздражительность. А это ведёт к ухудшению самочувствия. ­ Ребята, а какие приёмы вы бы могли предложить для повышения настроения?  (упражнения «Арбуз», «Пушистый котёнок», в помещениях должно быть много света, т.к. 5 в это время года не хватает солнечного света, кушать больше фруктов – «витаминов  радости», любимые занятия, весёлая музыка, танцы, …) ­ Так же для того, чтобы у вас не портилось настроение по пустякам необходимо  соблюдать режим дня: чередовать время занятий и отдыха, следить за своей нагрузкой –  не переутомляться, вовремя ложиться спать, находить время для прогулок, давая таким  образом возможность отдыхать организму, глазам (не сидеть у компьютера часами за  играми в качестве отдыха или у телевизора),голове. ­ Разберите по составу слово ПОЖЕЛТЕЛИ. ­ Выполним частично фонетический разбор слова – напишем транскрипцию слова  ПРИЯТНЫЙ. ­ Кто успел выполнить всё задание? ­ Кто сделал 4­5 предложений? ­ А кто сделал 2­3 предложения? ­ Проверим: прочитайте предложение, назовите его вид (простое или сложное), объясните  знаки препинания, если вы их поставили. ­ Сделаем зарядку для глаз. Сядьте ровно, руки положите на колени. 1. Быстро­быстро поморгайте, считая про себя до 15. 2. Не двигая головой, смотрите на кончик ручки, которой я двигаю вверх­вниз­вправо­ влево. 3. Приложите кончик указательного пальца к кончику носа, посмотрите на него.  Медленно вытягивайте руку прямо перед собой, не отводя взгляда от кончика пальца. 4. Прикройте ладошками глаза и посидите так, считая про себя до 10. Б) Графический диктант. (3 мин.) Цель данного вида работы – совершенствование умений отличать вами простое  предложение от сложного и правильно расставлять в зависимости от этого знаки  препинания. Если вы хорошо различаете разные виды предложений на слух и умеете  строить их схемы – значит вы будете пунктуационно грамотны.  ( Один ученик для проверки выполняет этот вид работы с обратной стороны доски) Запах влаги, прели, дождя и травы наполнял осенний воздух. Желтеют все опушки, желтеет пруд, а зелёные лягушки всё ещё песенку поют. На траве, на былинах и на соломинах блестели бесчисленные нити осенней паутины. Ветер дул из степей и вертел по лужам сухие листья орешника. 6 ­ Проверим работу. Какие у вас будут замечания к ученику, который строил схемы у  доски? ­ Кто в этой работе не допустил ошибок? ­ Молодцы, вы уже хорошо на слух воспринимаете простые и сложные предложения. ­ Действительно, в такую  погоду легко можно простудиться. Дождь, ветер, слякоть – не  лучшие наши друзья. ­ Как избежать простудных заболеваний? (+ закаливание, занятия спортом) В) Упражнение на развитие речи учащихся.       Коллективное составление текста по опорным схемам  (5 мин). (запись на доске)                               Краски осени.    На прощание дарит осень деревьям яркие краски. [     _  ], [     _  ], а [     _  ].  Скупое  осеннее солнышко выглядывает редко. [  _    ], но [  _     ]. А в садах разноцветьем радуют  нас последние цветы. [  _     ], и [  _          ,        и        ]. ­ А теперь прочитаем текст выразительно и посмотрим, что у нас получилось… ­ Вам понравился составленный нами рассказик? 7. Домашнее задание ( 1 мин.) ­ стр. 49 № 75 – устно ( подготовить рассказ о предложениях по плану) ­ стр. 24­25 «Дидактический материал» одно из упражнений по выбору  № 43, № 44, № 45 (посложнее) 8. Подведение итогов урока (2 мин.) ­ Когда в предложении перед союзом И запятая не ставится, а когда её необходимо  поставить? ­ Составьте предложение два раза: сначала простое, а затем сложное Всем людям необходимо следить за своим здоровьем и … ­ Оцените эффективность урока для себя по пятибалльной шкале, полезен ли он был  для вас, научились ли вы чему­либо, закрепили ли свои знания и т. д.. Рядом поставьте  ещё одну отметку – ту, на которую  считаете вы работали на уроке. ­ На обратной стороне листка нарисуйте себя и своё настроение после этого урока,  используйте цвета красный, зелёный, чёрный, синий.                                         7 ­ А у меня после урока хорошее настроение, потому что вы работали хорошо и  порадовали меня своими знаниями, и я поставлю такие отметки…. 8

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"

Урок русского языка в 4 классе "Запятая в сложном предложении"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2019