Урок русского языка в 5 классе. ФГОС. Синонимы. Употребление синонимов в речи.
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.04.2017
Данный материал разработан специально для урока русского языка в 5 классе. УМК Рыбченковой. Собрала и обобщила материал для того, чтобы доступно дать ученикам определение- синонимы. В данной разработке дается много практического материала. Здесь же есть приложение с необходимым материалом.я. Все ребята успешно справились с данным заданием и получили хорошие отметки.
5кл. Синонимы.Употребление синонимов в речи..docx
Синонимы. Употребление
синонимов в речи.
Цели
1. Научить находить синонимы в тексте.
2. Уметь видеть в тексте синонимический ряд.
3. Уметь употреблять синонимы в речи.
4. Развитие памяти и обзорного мышления.
5. Уметь проводить сопоставительный анализ текста.
6. Повысить интерес к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент:
« Здравствуйте! Все готовы к уроку?
-Сядьте те, кто доволен своей домашней работой ( а что
огорчило? чем не доволен?)
-Поднимите правую руку те, кто хочет писать сегодня без
ошибок.
-Поднимите левую руку те, кто хочет отвечать у доски.
-Ребята, давайте повторим…
1.-что такое лексикология?
2.-что такое лексика?
3.-что такое лексическое значение слова?( главный смысл
слова, то, что мы думаем, когда произносим слово)
4. -сколько лексических значений может иметь слово
5.-какие слова называются однозначными? (примеры)
6. -какие слова называются многозначными? (примеры)
7.-что такое тематические группы слов? (стр.78) 8.-конечно же, что такое синонимы? Синонимы- это слова
одной и той же части речи, которые обозначают одно и
то же, но могут отличаться друг от друга оттенками
лексического значения, стилистической окраской
(употреблением в речи) или и тем, и другим. ( красивый-
прекрасный, высокий (человек)- длинный
(человек),правописание-орфография).
-Сегодня продолжим тему « Синонимы»
- Сейчас я проведу воображаемую беседу с девочкой из
параллельного класса…
-Танечка, каким тебе запомнился Герасим?
-Хорошим.
-Что ты можешь сказать о его собачке?
-Она тоже хорошая.
-А повесть в целом тебе понравилась?
-Да, хорошая.
-Таня, в каком доме ты живешь?
-Большом.
-А семья у вас какая?
-Большая.
-О чем ты мечтаешь?
-Стать большой.
-Понравились вам ответы Тани? ( нет, ответы
однообразны, речь бедна, похоже, что у девочки не
развита речь. Надо больше читать книг!!!)
Давайте рассмотрим еще один текст (заранее выписать на
доску или распечатать)
Я просыпаюсь и подхожу к окну. Серебром блестят в синеве
неба стволы берез, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов,
блестят железные крыши.
-Как вам текст? Все ли в нем нас устраивает?
-Что вам не нравится в тексте? (повторяется слово
«блестят»)
-Это речевой недочет. Его можно исправить?(Можно!)
-Как? (использовать синонимы- сиять, сверкать, светиться,
лучиться)
-Так какую же роль в нашей жизни играют синонимы?
(делают речь богаче и образней)
- Чтобы написать хороший текст нужно использовать
синонимы.
-Перепишите исправленный текст в тетрадь.
Физкультминутка
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: 1,2,3
Ручками похлопали: 1,2,3
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем
Руки выше, шире плечи
1,2,3 дыши ровней
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
Сейчас некоторые ребята поработают самостоятельно
(карточки) Ученик у доски, остальные в тетради ( подобрать синонимы к
словам)
Грустный- печальный,
Большой- огромный,
Радостный- веселый,
Засмеялся- захохотал,
Характер- нрав,
Врать- лгать,
Скучный- нудный,
Финал- конец,
Глаза- очи. (спросить правило)
-Ребята, бывают такие слова, к которым очень трудно
подобрать синонимы. За помощью мы можем обратиться к
словарю синонимов.
Давайте на стр.84 посмотрим , как в словарях даются
толкования слов.
Синонимический ряд- группа синонимов, состоящая из
двух и более слов, объединенных общим значением,
различаются оттенками, взаимно дополняя друг друга.
-Давайте попробуем с вами выстроить синонимический ряд :
1.громоздкий,громадный, огромный, большущий (прил.)
2.работа, труд, дело, занятие (сущ.)
3.влажный, мокрый, сырой (прил.)
4.бежать,спешить,торопиться (гл.)
5.здание, строение, жилище, особняк (сущ.).
Упражнение 177.
Словарный диктант. Рефлексия
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какие слова называются синонимами?
-Что такое синонимический ряд?
-Что понравилось сегодня на уроке?
-Что не понравилось?
Домашнее задание- параграф 24, упражнение 181.
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС. Синонимы. Употребление синонимов в речи.
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС. Синонимы. Употребление синонимов в речи.
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС. Синонимы. Употребление синонимов в речи.
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС. Синонимы. Употребление синонимов в речи.
Урок русского языка в 5 классе. ФГОС. Синонимы. Употребление синонимов в речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.