Предметные: Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся. Умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Метапредметные цели урока:
Познавательные: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации ,владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Урок 13. Гласные звуки и обозначающие их буквы.
Предметные: Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут
обозначать один и два звука. Отработка первичных умений и навыков учащихся. Умение различать
позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
5 класс, 24.09.18.
Метапредметные цели урока:
Познавательные: умение работы со справочной литературой, постановка и решение
проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации
,владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения
оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка,
любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать
и делать выводы.
Оборудование: учебник.
1. Актуализация опорных знаний.
Блицопрос.
Ход урока.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Что такое фонетика?
Из чего состоят слова, которые мы слышим?
Звуки делятся на …
Гласные бывают …
На какие звуки делятся согласные?
Из чего состоят слова, которые мы пишем?
Сколько букв в русском алфавите?
Сколько гласных звуков в русском языке?
А почему гласных букв 10, а гласных звуков 6?
2. Работа у доски
Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их.
К доске.
Мера[м`эра]
Полёт[пал`от]
Клюв [кл`уф]
Сяду [с`аду]
Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)
Сколько звуков они обозначают? (1)
После каких согласных они стоят? (После мягких)
Решите эту пропорцию, записав её в тетради.
Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )
`А `У `О `Э
Почему?
Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?
(обозначают 1 звук , когда стоят после мягких согласных)
Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.
Работаем со следующим столбиком. К доске:
Ем [й`эм]Ёлка [й`олка ]
Юг [й`ук ]
Ясный [й`асный` ]
Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)
Сколько звуков они обозначают? (2)
Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)
С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)
Подходит оно под наше правило (Да)
Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)
Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.
Записываем следующий столбик:
Боец [бай`эц ]
Приём [пр`ий`ом ]
Каюта [ кай`ута ]
Стоят [стай`ат ]
Где стоят в словах этого столбика буквы Е, Ё, Ю, Я? (После гласной)
Сколько звуков обозначают? (2)
Подведём итог этой работе: если буквы Е, Ё, Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.
Записываем следующий столбик:
отъезд [атй`эст ]
съёмка [сй`омка ]
вьюга [в `й`уга ]
обезьяна [аб`из`й`ана ]
Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)
Сколько звуков они обозначают? (2)
Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они
обозначают 2 звука.
3. Объявление темы и цели урока.
Чтение теоретического материала на с. 28
Упражнение 55 (работа со схемой).
4.Закрепление материала.
Выборочный диктант.
Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука
ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ.
5. Физкультминутка
Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука.
ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён.
6. Работа с учебником.
Упражнение 56, 59.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Упражнение 58