Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
02.09.2017
УМК: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5 класс
Урок общей методологической направленности (формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)
Цели урока:
личностные: формирование ценностного отношения к слову;
метапредметные: развитие умений
познавательные: выстраивать простейшую логическую цепочку рассуждения;
регулятивные: создать алгоритм на основе анализа орфографически правильного написания;
коммуникативные: аргументировать свою точку зрения;
предметные: сформировать умения различать корни с чередованием и корни с проверяемой безударной гласной, определять условия выбора букв е - и при написании слов с чередованием гласных в корне, орфографически правильно писать корни с безударными чередующимися гласными е – и.Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос и др. Предметная цель урока: сформировать умения определять условия выбора букв е - и при написании слов с чередованием гласных в корне, орфографически правильно писать корни с безударными чередующимися гласными е – и
Русский язык. 5 класс. Е, И в корнях с чередованием.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ключевская средняя общеобразовательная школа
Омского муниципального района Омской области"
Урок русского языка в 5 классе по теме
«Корни с чередованием букв е — и»
Автор:
Баринова Е.В., учитель русского языка и
литературы
2016 Тема урока «Корни с чередованием букв е — и»
УМК: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5 класс
Урок общей методологической направленности (формирование способности учащихся к новому способу действия,
связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов)
Цели урока:
личностные: формирование ценностного отношения к слову;
метапредметные: развитие умений
познавательные: выстраивать простейшую логическую цепочку рассуждения;
регулятивные: создать алгоритм на основе анализа орфографически правильного написания;
коммуникативные: аргументировать свою точку зрения;
предметные: сформировать умения различать корни с чередованием и корни с проверяемой безударной гласной,
определять условия выбора букв е и при написании слов с чередованием гласных в корне, орфографически правильно
писать корни с безударными чередующимися гласными е – и.
2
Баринова Е.В. Этапы урока
Организационн
ый момент
Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности
Постановка
учебной
проблемы,
целеполагание
Результаты
Взаимодействие в образовательном процессе
Формирование
умения осознавать
информацию
Личностные Метапредметные Предметные
Развитие
готовности и
способности к
выполнению
норм и
требований
школьной
жизни, прав и
обязанностей
ученика
Формирова
ние мотивации
к анализу
слова
Сформиро
вать умения
различать
корни с
чередованием
и корни с
проверяемой
безударной
гласной,
научиться
видеть
затруднения
развивать умения
(П)познавательны
е: выстраивать
логическую
цепочку
рассуждений,
сопоставлять,
делать выводы
(Р)регулятивные:
ставить цель,
планировать пути
достижения цели
(К)коммуникатив
ные:
формулировать
вопросы
Деятельность педагога
Приветствует обучающихся.
Проверяет готовность
обучающихся к уроку
Деятельность обучающегося
Проверяют свою готовность к учебному
занятию.
Выявляет уровень знаний,
определяет типичные недостатки
«Соберите» по классу слова с
пропущенными буквами, запишите
их, вставляя буквы, графически
объясняя написание: удИвлять,
кАтаться, брОдить,
взмАхнуть, предлАгать,
излОжить, полАгать, рАсти,
рОсли, вырАщивать, вытИрать,
вытЕреть, замИрать,
замЕреть.
Активизирует знания учащихся,
создает проблемную ситуацию:
Выполняют задание, направленное на
актуализацию знаний о ранее изученных
орфограммах «Буквы о – а в корнях с
чередованием», «Безударная гласная в корне
слова».
Дети записывают слова, вставляя
пропущенные буквы.
Вспоминают алгоритмы написания букв ао в
корнях лаг/лож, раст/ращ/рос
Сверяют с эталоном.
Определяют затруднения и пути решения
проблемы. (Приходят к выводу, что им не
хватает знаний)
При побуждении к осознанию затруднений
3
Баринова Е.В. разберу
отпереть
задеру
вытереть
замереть
блестеть
расстелить
В написании каких слов возникли
вопросы?
Почему? Объясните.
(Побуждение к осознанию
затруднения).
Предлагает проанализировать
написание слов:
Прочитайте записанные на доске
слова:
Разбирать
Отпирать
Задирать
Вытирать
Замирать
Блистать
Расстилать
Что вы заметили? (Пары
однокоренных слов)
Что общего в этих словах? (В
корнях слов чередуются
безударные гласные еи)
А чем эти слова отличаются? (В
словах левого столбика в корнях
пишется буква и, а в правом
столбике –е.)?
Побуждение к формулировке
проблемного вопроса:
Что нам с вами предстоит сегодня
4
Баринова Е.В.
дети проводят ряд логических операций
(актуализируют ранее полученные знания и
приходят к выводу, что им не хватает
новых), что приводит к формулированию
проблемного вопроса. Это самый важный
этап урока, так как дети ставят сами
цель, не навязанную извне, а внутренне
мотивированную потребностью открыть
новые знания.
Формулируют тему урока. Ставят цель
Выстраивают логическую цепочку
рассуждения
На основе рефлексии результатов анализа
планируют свою дальнейшую деятельность.
Они способны поставить задачи для
реализации этой цели, то есть могут
самостоятельно организовать свою узнать?
Формулировка темы урока и запись
на доске и в тетради:
«Буквы е и в корнях с
чередованием».
Какой вопрос возникает при
написании данных слов? (При
каких условиях в корнях с
чередованием пишется буква и, а
при каких – е?)
Каким способом можно решить
эту проблему?
Организует учащихся по
исследованию проблемной
ситуации:
Спишите. Выделите корни и
подчеркните чередующиеся
гласные в них. Постарайтесь найти
закономерность в написании букв е
– и в корнях. (Побуждение к
выдвижению гипотез, принятие и
проверка каждой гипотезы)
Учитель принимает все
гипотезы, проявляя тактичность
и доброжелательность. Ребёнок
сам поймет свои ошибки при
проверке. Это способствует
овладению учащимися приёмами
объективной оценки и самооценки.
Та гипотеза, которая
деятельность для их достижения.
Составляют план достижения цели и
определяют средства
Дети записывают слова, графически выделяют
корень и чередующиеся гласные
Проверяется каждая гипотеза, пока не
появится верная. (Если после корня есть
суффикс а, то нужно в корне писать букву и,
а если суффикса нет, то – е.)
(Предлагают различные версии: 1) гласную в
корне можно проверить ударением; 2)
гласная в корне зависит от суффикса а; 3)
правописание зависит от вида глагола.)
Графически выделяют данное условие.
На этапе поиска решения учебной проблемы
учащиеся делают предположения, которые
обязательно должны быть проверены.
Открытие
новых знаний
Формирование
мотивации к
исследователь
ской
деятельности
развивать умения
(П): выдвигать
гипотезы и
обосновывать их
(К): устанавливать
и сравнивать
разные точки
зрения до принятия
решения и делать
выбор.
Научиться
определять
условия
выбора букв е
и при
написании
слов с
чередованием
гласных в
корне и
графически
обозначать
орфограмму.
5
Баринова Е.В. Первичное
закрепление
нового знания
Развитие
чувства
товариществ
а,
взаимопомо
щи
развивать умения
(П): делать выводы,
создать алгоритм
(Р):
самостоятельно
контролировать
свое время
(К): учитывать
разные мнения,
строить речевое
высказывание
выдерживает проверку,
становится искомым знанием.
Ребята, как настоящие
исследователи, могут испытать
радость открытия, что
способствует формированию
положительной мотивации
Устанавливает осознанность
восприятия:
Сверим вывод с правилом в
учебнике на с.217. Прочитайте.
Назовите опознавательный
признак орфограммы.
Расскажите о правописании корней
с чередованием гласных е – и.
Координирует работу в группах
Составление алгоритма.
Ребята, как вы будете
действовать, чтобы без ошибок
писать слова с безударными
чередующимися еи в корнях?
Давайте выработаем алгоритм
наших действий.
Работаем в группах 5 мин.: все
члены группы высказываются,
оформитель делает записи,
оратор представляет ответ и
аргументирует, контролер вносит
поправки в ответ, наблюдатель
сверяет ответ своей группы с
ответами товарищей: какой
6
Баринова Е.В.
Этот этап помогает организовать
добровольное движение к новым знаниям на
максимальном уровне успешности для
каждого ребенка. Проверяя свою гипотезу,
ученик строит ответ в форме
рассуждения, что развивает речь и
логическое мышление.
Работа с учебником. Чтение правила.
Работа в группах
(Между членами группы распределяются
обязанности: оформитель, оратор, контролер,
наблюдатель)
Группы составляют алгоритм.
1. Найти орфограмму по
опознавательному признаку –
безударному положению гласного в
корне. Выделить корень. Поставить
ударение.
2. Вспомнить корни с чередованием и их
значения.
3. Проверить наличие или отсутствие
суффикса а после корня. Графически
выделить условие орфограммы.
4. Если суффикс а есть после корня,
пишется буква и, а если нет– е. вариант точнее.
Организует обсуждение
представленных ответов,
корректировку.
Организует первичное закрепление
Задание:
От слов, записанных на доске,
образуйте однокоренные глаголы
несовершенного вида с буквой и в
корне. Запишите, графически
объясните условия выбора
орфограммы.
Протер, заберу, вымерли,
придерется, подстелить, отпер,
блестел, сжег.
Упражнение 611 в учебнике:
Запишите слова. Пользуюсь
алгоритмом, вставьте
пропущенные буквы, графически
выделите изученную орфограмму.
Организует деятельность по
применению новых знаний
Спишите, вставляя пропущенные
буквы.
Проверка в парах по эталону
Каждая группа озвучивает по одному пункту.
Первичное закрепление.
У доски работают два ученика, пользуясь
алгоритмом.
Проверка коллективная.
Самооценка (5 баллов – выполнено все
задание верно, 4 балла – допущены 12
ошибки), 3 балла – допущено 34 ошибки, 2
балла – более 4 ошибок)
Решают типовые здания с проговариванием
алгоритма вслух.
а) упр.611, распределительная работа, 2
человека у доски, остальные самостоятельно.
Коллективная проверка. Самооценка.
Самостоятельная работа.
Сердце зам..рает от восторга при виде
чудесной картины природы. За селом
расст..лается гладкое зеркало большого озера,
и низко от него ст..лется туман. Трудно
проб..раться сквозь густые заросли кустов. Но
вот только забл..стит солнце на небе, исчезнет
туман.
Проверка в парах по эталону
Оценка (5 баллов – выполнено все задание
верно, 4 балла – допущены 1 ошибка), 3 балла
Рефлексия
развивать умения
(Р): адекватно
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действий,
осознание качества
и уровня усвоения
нового знания
орфографичес
ки правильно
писать корни
с
безударными
чередующими
ся гласными
е – и.
7
Баринова Е.В. Итог урока
Инструктаж по
выполнению
домашнего
задания
Развитие
способности к
самооценке на
основе
наблюдения за
собственными
результатами
развивать умения
развивать умения
(П): делать выводы
(Р): оценка
достижения цели
(К): строить
монологическое
высказывание
развивать умения
(Р): самостоятельно
планировать свои
действия
Организует выполнение теста
(Приложение), проводит
инструктаж.
Оценивает учитель, результаты на
следующем уроке
Организует деятельность по
формулировке выводов:
какую цель мы поставили в начале
урока? К какому результату мы
пришли? При каком условии
пишется в корнях с чередованием
буква и, а при каком – е?
– допущено 23 ошибки, 2 балла – более 3
ошибок)
Проверочная работа
Выполнение теста
Формулируют выводы:
научились определять условия выбора букв е
и при написании слов с чередованием
гласных в корне, орфографически правильно
писать корни с безударными чередующимися
гласными е – и
Оценка собственной деятельности на уроке
1. Выучите алгоритм « Буквы еи в
корнях с чередованием»
Запись в дневники.
Задают вопросы.
Делают выводы, что при выполнении задания
2 нужно не только знать условия написания
изученной орфограммы, но и можно
обратиться к Толковому или
Этимологическому словарям; а при
выполнении задания 3 нужно пользоваться
алгоритмом.
2. Подготовьте письменный ответ
на вопрос упражнения 615.
Представьте, что ваш ответ
поможет тем, кто не понял тему
урока.
Или упражнения 612(К данным
словам подобрать однокоренные
слова с суффиксом – а. Записать,
выделить орфограмму) и
613(Вставить в предложения слова
на изученную орфограмму.
Записать предложения, выделить
орфограмму)
8
Баринова Е.В. 5 класс. ТЕСТ. Корни с чередованием букв е — и
Задание 1. Укажите группу слов, в которых пишется буква а
А) р..стение, зар..сли, выр..щенный
Б) прил..гательное, сл..гать, возр..ст
В) р..сток, Р..стислав, пол..г
Задание 2. Укажите группу слов, в которых пишется одинаковая буква
А) б..рёт, заст..лить, выт..реть
Б) зам..реть, отт..реть, наст..лать
В) выж..гать, уд..рать, бл..стеть
Задание 3. Укажите группу слов с чередующимися безударными гласными в корнях
А) подл..жить, водор..сли, разд..рать
Б) насл..ждаться, зал..жить, наб..рать
В) т..рпеть, д..ржать, нач..нать
Задание 4. Укажите предложения, в которых допущены орфографические ошибки
А) Чего не положил – не бери.
Б) За всё бирётся, да не всё удаётся
В) Без заботы и репу не выростишь.
Приложение
Критерии оценки
За правильный ответ – 1 балл
Максимальное количество баллов – 5
Задание 4 оценивается 2 баллами, если указаны 2 верных
ответа; 1 балл – за один верный ответ.
Отметки
Не допущено ни одной ошибки – «5»
12 ошибки – «4»
3 ошибки «3»
более – «2»
9
Баринова Е.В.
Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Урок русского языка в 5 классе «Корни с чередованием букв е — и»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.