Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русский язык
5 кл
28.06.2018
Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление. В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы технологии развития критического мышления:  прием «Составление кластера» - учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение  творческий прием «Поисковая работа» - развивает умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение  прием «Лесенка успеха» - организует самооценочную деятельность учащихся.  прием «Закончи предложение» - позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные". Урок-открытия новых знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Урок одуш -неодуш 11.doc
СЛАЙД 1    . ­ Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки  станет  всем   теплей»,  как   пел   Крошка   Енот.  Я   рада,  что   у  вас  хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. На наших уроках мы не только учимся грамотно писать, но и открываем для себя тайны русской грамматики. Именно этим мы сегодня будем заниматься. А сначала давайте запишем сегодняшнее число (Двадцать шестое февраля), классная работа. Запись числа, классной работы. А для начала ответьте, о чём пойдёт сегодня речь?   1. СЛАЙД 2. Стихотворение об имени существительном. Всему название дано­ И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным­ полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз,­ Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас,­ Означено словами.   (А.Шибаев) (об имени существительном) СЛАЙД 3 2.   Посмотрите   на   экран.  Перед   вами   изображён     «Домик   лингвистики». Ответьте мне, на каком этаже живет Имя существительное?  ­ Правильно, на этаже МОРФОЛОГИЯ. ­ Что изучает морфология? (ЧАСТИ РЕЧИ)   ­ Мы с вами, изучая морфологию, на прошлых уроках говорили об имени 1 существительном.  Сейчас я хочу проверить, что вы знаете об этой части речи.  3.Работа в парах (Кроссворд)   2 П О Р Е Д Л О Ж Н Ы Й Л 5 П 1 С У Щ Е С Т Ж А Щ И 3 М В И Т Е Л 7 С 6 Р У Ж С К О Р е Й Д 4 С К Л О Н Е Н И Е Ь Д О И Е Й По горизонтали: 1)Часть  речи, которая обозначает предмет? 3) Какого рода имена существительные, к которым можно поставить слова “ он  мой?”  5 ) Падеж, который не употребляется без предлога?  7) У имен существительных какого рода окончание – о(е)?  По вертикали: 2)  Если имя существительное отвечает на вопросы кто? что? в предложении оно  является…? 4)  Как называется изменение имен существительных по падежам?  6)  Один из постоянных признаков имени существительного Молодцы! ПРОВЕРЬТЕ СЛАЙД 4 Первую   часть   темы   мы   с  вами   сформулировали   ­   мы   будем   говорить   об   имени существительном, а для того, чтобы определить вторую часть темы, мы должны выполнить орфографический диктант.  СЛАЙД 5 На экране напечатаны слова с пропущенными орфограммами. Почитайте эти слова про себя.  ­ Какую часть речи представляют эти слова? (имя существительное)  ­ Давайте в начале поработаем с орфограммами, объясняя их написание.  2 СЛАЙД 6 ВЗАИМОПРОВЕРКА Работа с текстом на экране.  СЛАЙД 7  Далее открыть презентацию и вывести        со словами  на экран. ­ А теперь наше задание разделить слова на две группы, записать их.   ­   Как   вы   думаете,   на   какие   две   группы   мы   разделим   данные   слова?  (на одушевлённые и неодушевлённые) ­ Верно.  Мы   уже   знакомы   с   одушевлёнными   и   неодушевлёнными   именами существительными. ­ Что вы о них знаете? ­ Верно. Одушевлённые отвечают на вопрос кто? Неодушевлённые на вопрос что? ­ Далее визуально разделите страницу пополам. В первый столбик мы запишем слова одушевлённые, которые отвечают на вопрос – КТО?,  а во второй – неодушевлённые, которые отвечают на вопрос – ЧТО? Прокрутка колёсика. Запись в тетрадь.  КТО? ЕжИ МастерицЫ              ПчЁлка   МедведЬ ЧТО? зАкат     рОсток                       цИфра жЁлудь СтороЖ ЦЫплёнок                                    ДеревЬя                                                  Учащиеся записывают слова в два столбика, разделяя их на одушевлённые  и неодушевлённые. ­ Пожалуйста, кто готов зачитать записанные слова? Проверьте написание слов по эталону.    Прокрутка   СЛАЙДА 7. 3 Вывод:  ­   Итак,   назовите   ещё   раз,   какие   слова   первой   группы:   одушевлённые   или неодушевлённые? Слова первой группы отвечают на вопрос кто? Значит, они одушевлённые. ­ А второй? Слова второй группы отвечают на вопрос что? Значит, они неодушевленные. ­ Кажется, всё просто: одушевлённые отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что? ­   Как   вы   думаете,   КУКЛА   (мягкая   игрушка   МИШКА)   ­   одушевлённое   или неодушевлённое имя существительное? (одуш.) ­ А туз, валет, козырь? (одуш.) ­ Одушевлённое или нет существительное  толпа?   Ведь толпа состоит из людей. Оказывается,   существительное   толпа   неодушевлённое,   отвечает   на   вопрос что?  В   русском   языке   есть   слова,   которые   обозначают   живое,   но   отвечают   на вопрос  что?  и   имеют   показатель   неодушевленности.   Так,   все   существительные, называющие растения  (тюльпан, береза)  или части живого организма (рука, мозг, сердце), считаются неодушевленными. И наоборот. ­  Но почему,  вы спросите меня. Ведь это живая природа?! Как вы думаете, где кроется ответ?  (если ответят ­ хорошо, если нет ­ то самой сказать).  Предполагаемый ответ учащихся ­ Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали   только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что­то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой­ с точки зрения биологии) оказался в 4 языке неодушевленным. ­   Ребята,   сформулируйте   тему   нашего   урока.   (Имена   существительные одушевлённые и неодушевлённые) СЛАЙД 8.  ­ Какие цели мы поставим перед собой?  Прокрутка СЛАЙДА 8. А   цель   нашего   урока   –   учиться   грамотно   делить   имена   существительные   на одушевлённые и неодушевлённые. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Итак, определив тему и цель нашего урока,... ... мы сегодня продолжим учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.  СЛАЙД 9. Проведём «Лингвистический эксперимент» –  Подумаем   и   поразмышляем   вслух!   Посмотрим   на   наши   слова,   например, "росток", "деревья" и "ежи" и выясним: совпадает ли мнение лингвистов и биологов о живом? Докажем.  СЛАЙД 10.  С точки зрения биологов, и ежи, и росток, и деревья – живые организмы. Почему? (Потому что они живут, дышат, растут.  Мы же считаем сейчас одушевлёнными людей, зверей, насекомых).  Вывод: Лингвисты считают сейчас одушевлёнными только тех, кто…(продолжите  мою мысль дальше) умеет  двигаться: людей, насекомых, зверей. – А что значит живой, одушевлённый? (Тот, кто   живёт, дышит, имеет дух, дыхание, способность к движению). СЛАЙД 11 ­ Выделим корень в слове одушевлённый – ­душ­   5 Прокрутка СЛАЙДА 11. – А что обозначают неодушевлённые существительные? (Они изображают  «неживой мир»:растительный мир,  предметный мир. Т.е. означают неживую  материю). Таким образом: Одушевленность – неодушевленность существительных определяется по нескольким показателям.  Первые два мы знаем (СЛАЙД № 12): 1) отвечают на вопросы  (кто? что?); 2) значение слова: одушевленные существительные чаще называют живой предмет, а неодушевленные – неживой; ­   Но   есть   и   еще   один   показатель,   который   поможет   нам   в   определении одушевленности – неодушевленности имен существительных. Который вы выведите сами! Казалось бы, нет ничего проще – поставил вопрос и определил – одушевлённое или   неодушевлённое   имя   существительное.   Но   не   всегда   бывает   так   просто определить одушевлённый или неодушевлённый это предмет. Продолжим   разграничивать   одушевлённые   и   неодушевлённые   имена существительные? (продолжаем записывать в столбики). Дитя (ср.р., одуш.),  ручьи (неодуш.), чудище (одуш.), лисички?  Определение категории одушевлённости.  ­ Легко ли определить категорию у существительного лисички? Что нужно для начала определить? (лексическое значение). Слайд 13 (ПРОВЕРКА) Учитель  Кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых     существительных.   Этот   способ   должны   открыть   вы   сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь? (СЛАЙД  14) В нашем питомнике нет лисичек. (кого? – звери) 6 Набрал корзину лисичек. (чего? – грибы) Проведите самостоятельные наблюдения: просклоняйте имена существительные ­ 1 вариант сущ. лисички одуш., 2 вариант ­ неодуш. Выделите окончания. Потом в парах, как вы сидите за партами, обсудите, понаблюдайте и сделайте вывод. Для работы у вас 3 минуты. ­ Просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам) 1 вариант 2 вариант И.п. (кто?)лисички     (что?)   лисички Р.п. (кого?)лисичек      (чего?)  лисичек Д.п. кому?) лисичкам  (чему?) лисичкам В.п. (кого?) лисичек        (что?)  лисички  Т.п.(кем?) лисичками (чем?) лисичками П.п.(о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках ­ Какую разницу вы заметили при склонении?  Прокрутка СЛАЙДА 14. Сделайте ВЫВОД. После ответов детей прокрутка СЛАЙДА 14.   Во   мн.   числе   у  одушевленных  существительных   Вывод:   В.п.   совпадает   с Р.падежом,   а   у  неодушевлённых  существительных  В.падеж   совпадает   с   И. падежом.  Теперь   вы   можете   с   лёгкостью   определить   вышеназванные   существительные одушевленные или нет. СЛАЙД 15. Задание.  Одушевлёнными   или   неодушевлёнными   являются   следующие     имена существительные?          Ученый наблюдал  зародыш  рыбы (неодуш.) в его развитии.  Алексей пошёл 7 Одушевленные Неодушевленн  (мн.ч.) В.п. = Р.п. ые (мн.ч.) В.п. = И.п. ферзём  (одуш.).  Леший   (одуш.) напугал прохожих. ­ Вывод. Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе., т.е. не всегда совпадает  с научным представлением о живой природе. Предметы лишены жизни, но категория определяется по­разному. СЛАЙД 15 ПРОКРУТКА СЛАЙД 16. Итак: К  одушевлённым  существительным   относятся   как   названия   людей,   животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак и пр.), наименования микроорганизмов в профессиональной речи (инфузория­туфелька,  микроб),  обозначения  (характеристики)  людей  через названия   предметов   (тряпка,   тюфяк,   пенёк и   др.);   обозначения   мёртвых  (покойник,   мертвец,   кроме   слова   труп);   названия   детских   игрушек  (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей и пр.) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет и пр.), что связано с олицетворением этих предметов в игре. К   неодушевлённым   относят   и   собирательные   названия   множеств   живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун. К  неодушевлённым  существительным   относятся   названия   предметов   и 8 явлений   реальной   действительности,   не   относимых   к   живой   природе,   а   также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых   существ   ­   они   "рождаются",   "дышат",   "развиваются",   "цветут", "размножаются" и "умирают", но не способны передвигаться).  ­ Как вы считаете, признак одушевлённости и неодушевлённости постоянный признак имён существительных или нет?  Одушевлённость и неодушевлённость ­ постоянный признак каждого имени существительного. СЛАЙД 17. Проблемный вопрос 1:   существительные?  Одушевлёнными   или   неодушевлёнными   являются   следующие     имена Орёл и дворник...  ­ Что нужно сделать, чтобы определить одуш./неодуш.? (лексич.значение). Одно или нет лексич.значение у этих слов?            Вижу орла – вижу Орёл            Позвать дворника – включить дворники СЛАЙД 18 Вывод: разграничение одушевлённых и неодушевлённых  существительных зависит от их лексического значения. ­ Кто может обобщить всё, что мы до этого говорили, все наши выводы? СЛАЙД 19, 20 (примеры) Вывод: ученики           Грамматический   способ   разделения   существительных   на   одушевлённые   и неодушевлённые   –   это   совпадение   форм   родительного   и   винительного   падежей 9 множественного   числа   у   существительных   одушевлённых,   а   именительного   и винительного падежей – у неодушевлённых.  Одушевленность   или   неодушевленность   –   это   постоянный   признак   каждого имени существительного. При определении одушевлённости и неодушевлённости имён существительных нужно учитывать их лексической значение. ­Составьте   в   группах   кластер   определения   одушевленности   и неодушевленности существительных СЛАЙД     21 . ­ Немного отдохнем. Давайте,   ребята, проведем такую игру, встаньте. Я   буду называть вам слова. Если имя существительное одушевленное, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. Если существительное неодушевленное, вы приседаете. ИТАК Ученик (одуш.), портной (одуш.), рыба (неодуш.), сила (неодуш.), пожар (неодуш.), пожарник (одуш.), трактор (неодуш.), дерево (неодуш.), плащ (неодуш.), тракторист (одуш.), лес (неодуш.), лесник (одуш.), гриб (неодуш.), грибник (одуш.).  ­ Молодцы, садитесь на свои места. Теперь проверим, насколько вы усвоили материл. На  СЛАЙДЕ 22  представлены слова, вы сейчас заполняете в тетради табличку 10 (СЛАЙД 23)  и определяете  лишние слова в цепочках. Работаете по вариантам. Всего 8 вариантов. Работаете в парах Исключите лишнее слово. По какому признаку вы это сделали?    1. Бабочка, судак, тюльпан (Н).    2. Дерево (Н), кукла, девочка.    3. Насекомое, животное, расписание (Н).    4. Самолет, машина, летчик (О).    5. Соловей, песня (Н), певец. 6. Капуста, газета, шофёр (О). 7. Растение, предложение, кукла (О). 8. Водяной, вода (Н), водитель. СЛАЙД 24­ проверка по эталону. СЛАЙД 25 «Возьмите на заметку!» В   художественной   литературе   и   в   фольклоре   широко   используется   ПРИЁМ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ – изображения неживых существ как живых, т.е. "оживлённые" предметы ведут себя, как люди: сердятся, говорят, радуются и улыбаются. Вспомните, что в сказках умеют говорить не только золотая рыбка, муха­цокотуха, но   и   зеркальце.   Примеры:   «И   стоит   себе   лес,   улыбается»,   «Уж   небо   осенью дышало», «дремлет чуткий камыш». СЛАЙД 26, 27 (пример)  ­ Сейчас проверим, можем ли мы с вами различать одушевленные и  неодушевленные имена существительные.  СЛАЙД 28  На слайде и у вас в раздаточном материале представлена таблица.  Примеры  БАБОЧКА КУКЛА Одушевлённое Неодушевлённое + + 11 + + + + + + + + ЗВЕЗДА ЛУНА УЧЕНИК ЛЕС КОМАР СОБАКА ТОЛПА ДЕТИ Проверка по эталону СЛАЙД 29. Рефлексия.  А теперь прошу быть особенно внимательным. Представьте себе, что русский язык – это толстая­толстая книга. Вы учитесь в 5 классе, поэтому учебник открыт ещё только в самом начале. Сегодня на уроке мы успели   прочитать ещё одну страничку этой книги.  Какая она, эта страничка? Сложная или несложная? Понятна ли? Чему научила эта страничка? Что осталось непонятным? Захотелось ли читать эту книгу дальше? Итак, пожалуйста, давайте подведем итог урока:....   СЛАЙД № СЛАЙД №   ­ Оценки за работу на уроке:   31     30  СЛАЙД №     32 Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________ 2. Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________ 3. Сегодня на уроке  научился(лась)  лучше делать (что?) ______________ 12 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________ 5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________ 6. Осталось непонятным (что?) ______________________________________   33. ­ А мои оценки вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши работы СЛАЙД №   Запишите домашнее задание:  1) Упражнение № 486 (для тех, кто понял, но не может объяснить); 2) Сочинить  сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных (для тех, кто понял и может объяснить другим) 13 14

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные существительные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2018