Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"
Оценка 4.7

Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
20.04.2018
Конспект урока на  тему " Буквы Ы и И после Ц"
Конспект урока по русскому языку для 5 классапо ФГОС на тему " Буквы Ы и И после Ц". Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Урок из 9 этаповУчебник «Русский язык», 5 класс. Автор Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л. А. Тростенцова , 2012
Конспект урока 5класс.doc
Тема урока : Буквы Ы и И после Ц Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Цели урока: Деятельностная:  формирование   способности   учащихся   к   новым   способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником. Содержательная: формирование знаний о правильном написании букв Ы­И после Ц. Планируемые результаты: Личностные: обучающийся  научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные УУД: Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся   получит   возможность   планировать   достижения   целей,   самостоятельно учитывать условия и средства их достижения. Познавательные   УУД:  обучающийся   научится   находить   ответы   на   вопросы, используя   учебник;   обучающийся   научится   устанавливать   причинно­следственные связи. Коммуникативные   УУД:  обучающийся   научится   учитывать   разные   мнения   и интересы   и   формулировать   своё   мнение;   работая   в   паре   и   группе,   обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия. Предметные:  обучающийся   научится   применять   способ   определения   букв   Ы­И после   Ц;   обучающийся   получит   возможность   правильно   работать   с   орфограммой   и исправлять ошибки. Необходимое   оборудование:   учебник   «Русский   язык»,   5   класс.   Автор   Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л. А. Тростенцова , 2012 Предметно­образовательная   среда:  лист   самооценки,   учебник,   комплект мультимедийной  аппаратуры, карточки с заданиями.    Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания  букв Ы­И  после Ц; эталоны для самопроверки. Ход урока: 1 этап. Мотивация к учебной деятельности. Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Прочтите половицу, которая написана на доске. Как вы её понимаете? Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Ученик. Я думаю, ягодка – маленькое дело, а кузовок – большое. Ученик.  А   я   считаю,  что   большого   результата   можно   достигнуть   не   сразу,   не быстро, а долгими маленькими усилиями. Ученик. Я согласен, чтобы было много знаний, надо очень стараться, трудиться. Учитель. Ребята, а вы все готовы стараться , трудиться,? Готовы начать урок? Ученики. Готовы. 2 этап. Актуализация прочного учебного действия. Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение  453, проверьте его,  пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран. Слова с корнями –раст – (­ращ­) Слова с корнями –рос­ Эталон №1 к упражнению 453  растёт вырастет подрастёт Удивительное растение вырастишь Разрастаются побеги дикого винограда Выращу кактус Взращенные деревья росла выросла подросла Маленький росточек вырос Куст разросся Морские водоросли Те, кто выполнил работу по карточкам, проверьте по эталону, которые у вас лежат на столах. Эталон №2 вместо точек написать пропущенные корни.   Близрастущий, возрастание, врастаем, вырастила, вырастим, дикорастущие, дорастёт, зарастал, нарастание, нарастить, росинка, росистый, рослость, подросший, поросль. Учитель. Те, кто написал пословицы, где есть слова с корнями –раст – (­ращ­),­ рос­,  подойдите ко мне. Учитель.  Те, кто выполнил упражнение № 453 без ошибок, поднимите руки. Молодцы! А у кого были затруднения  при выполнении домашнего задания? Ученик. Я  сомневался при написании слов разрастаются, взращённые, но повторив  &  85,смог правильно написать. Учитель. А какие трудности у вас возникли при выполнении задания №2? Ученик. У меня  затруднений не было, алгоритм пройденного  урока  помог. Учитель. Прочитайте  пословицы, а вы, ребята, внимательно слушайте и запоминайте.  Решите,  справился  ли  ваш одноклассник с заданием.  Ученик. Коси, коса, пока роса; роса долой — и мы домой. Божья роса божью землю  кропит. Расти большой, не кашляй. Растения тянутся к солнцу, а народы к миру. И камень лежа мхом обрастает. Сломить дерево ­ минута, а вырастить – годы. Девичья  краса до возрасту, молодичья  до веку. Детей растить ­ осинку глодать. Вырос лес, так  выросло и топорище. Истинное добро всегда просто. Не вырастишь овощей — не  сваришь и щей. Достиг возраста быка, а ум меньше, чем у теленка. Ученик. Мой одноклассник написал много пословиц, но я не согласен с пословицей  «Истинное добро всегда просто». Здесь корень слова «прост», о­ суффикс. Ученик. Я тоже так думаю. Учитель. На ваших партах лежат листы самооценки. Лист самооценки    Ученика(цы) 5 класса  по теме  «Буквы Ы и И  после Ц» ФИ______________ Домашнее задание упр.№453; вместо точек написать нужные корни; написать  пословицы со словами, где  корень  –раст – (­ращ­),­ рос­. Составление алгоритма Карточка №1 Работа в парах  Карточка №2 (упражнение в учебнике) Задание «Работа над ошибками» ­задание выполнено правильно, ставьте +; ­задание выполнено не точно, ставьте  ­­. Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание? Оцените свою деятельность  на этом этапе урока. Ученик. Я  выполнил все правильно. Ученик. У меня были ошибки, но я смог их самостоятельно исправить. 3 этап. Выявление места и причины затруднения. Учитель. На доске записаны предложения, перепишите их, вставляя пропущенные  буквы вместо точек.  В Москве возле ц..рка находится памятник известному клоуну Юрию Никулину.  Эйфелева башня ­ символ Франц..и­ названа в честь ее конструктора Густава Эйфеля.  Неаполитанский ц..кламен напоминает стаю бабочек над зелеными листьями. Индейц..­ коренные жители Америки ­ строили жилище из шкур животных. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.  Несколько столетий назад  цыгане перекочевали к нам из Индии. Вчерашний ц..клон повалил деревья. Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который у нас на экране.   В Москве возле цирка находится памятник известному клоуну Юрию Никулину.  Эталон Эйфелева башня ­ символ Франции­ названа в честь ее конструктора Густава Эйфеля.  Неаполитанский цикламен напоминает стаю бабочек над зелеными листьями. Индейцы­ коренные жители Америки ­ строили жилище из шкур животных. Из Древней Греции пришли к нам многие виды спорта.  Несколько столетий назад  цыгане перекочевали к нам из Индии. Вчерашний циклон повалил деревья. Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение? Ученик.  Я в слове цикламен написал букву ы. Ученик. А я сделал ошибку в слове  циклон. Учитель. А вы можете объяснить ошибку правилами? Ученик. Нет, затрудняемся. Учитель. Какова проблема? Ученик. Мы не знаем, в каких случаях пишется буква –ы, в каких –и. 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы. Ученик. Определить, в каких случаях пишется  после  буквы ц ­ы, в каких ­и . Учитель. Как сформулируем тему нашего урока? Ученик. Правописание  буквы Ы и И после Ц. Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Ученик. Работу с учебником.               5 этап.  Реализация построения проекта. Учитель. Прочитайте &87. Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала?Проверим , правилҗно ли вы  сделали вывод.Мы узнали,что буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на – ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах. Ученик. Я хочу дополнить. Буква ы после ц пишется в корнях слов­ исключений:  цыплёнок, цыган цыкнуть, на цыпочках. Учитель. Ребята, теперь объединитесь в группы и составьте свой алгоритм. Учитель. Представьте свой алгоритм 1 группа. Ученик. Мы составили алгоритм, который называется «Буква и ­ ы после ц» Пишется ы В окончаниях  и суффиксах слов В корнях слов­исключений В корнях слов В словах на ­ция Пишется и Учитель. У всех так получилось? Ученик. Да Учитель. Прочитайте предложения, которые вы видите на слайде и попробуйте  объяснить правописание слов, используя алгоритм. Ученик. В первом предложении «Мы пришли на станцию и ждали поезд» в слове  станция после ц пишется и, потому что слово на ­ция.  Ученик. «Мы собирались поехать в цирк в Москву» В этом предложении слово цирк  пишется и, так как в корнях пишется и. Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в  начале урока, используя алгоритм.  Ученик. Да, можем. В предложениях «На станции было очень шумно, бегали маленькие  дети, цыгане что­то громко обсуждали», «Я встал на цыпочки и посмотрел, не  приближается ли поезд» цыгане, цыпочки, ЦЫ в корнях слов ­исключений.  Ученик. «Дачник, который сидел с нами, вез домой помидоры и огурцы». В этом  предложении слово огурцы. В окончаниях после ц пишется ы. 6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием  во внешней речи. Учитель. Как вы думаете, чем нам необходимо заняться сейчас? Какой следующий этап нашей познавательной деятельности? Ученик. Нам необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять  их на практике. Учитель. Согласна с вами. Тогда поработаем над упражнением №462. Прочитайте  слова, вставляя пропущенные буквы.  Объясните правописание букв ы и и после ц. Ученик. Слова акация, секция, сигнализация, дикция  на –ция, поэтому пишется и. Ученик. В словах цинга, куций,  циркуль, нарцисс после ц пишем и , потому что в  корнях пишется и. Учитель. Ребята, в слове куцый после ц пишется с ы. У прилагательного "куцый" ­  корень слова куц­, ­ый ­ окончание. Значит, после буквы "ц" в окончании напишем  букву ы, как и в словах: белолицый, огурцы, две столицы, у границы, около мельницы. Слово "куцый" имеет прямое значение "небольшой, оборванный, обрубленный". Ученик. Я ошибся, потому что не знал значения слова.  Ученик. В словах овцы, у гостиницы, у ящерицы, у проказницы­ мартышки, умницы  после ц пишется ы потому что в окончаниях пишется ы. Учитель .Ребята, вы уверены в своих умениях? Испытывали ли вы затруднения при  выполнении данного упражнения. Ученик. Да, мы мало работали. Надо ещё потренироваться. Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку №1 и выполните задание. Карточка №1 Прочитайте предложения , вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор,  поочередно комментируя друг­другу орфограмму "и­ы после ц". Один раз мы всем классом пошли в ц:рк.  У моржа в загородке есть ц:нковая ванна.  Боря из всех ситуац:й хотел извлечь пользу.  Мартышка на ц:почках подошла к Удаву.  Индейц: и ненц: делают дома из оленьих шкур. Ученик. В первом предложении пишется цирк, так как корнях слов пишется ци.   Ученик. Во втором предложении пишется «цинковая», потому что корень слова цинк. Ученик. Я также думаю. Ученик. Я думаю, в третьем предложении пишется и, потому что изменено только  падежное окончание. В им.п.ситуация. Ученик. В четвертом предложении «цыпочка» слово­исключение, пишется ы. Ученик. В пятом пишется ы, потому что в окончаниях после ц пишется ы.  Учитель. Испытывали ли вы затруднения? Ученик. Нет, мы работали в команде сообща.  Учитель. Молодцы! Для дальнейшего закрепления работаем в парах. Посмотрите на  доску. Подумайте, Прочитайте предложения. В каких словах после ц пишется ы и и.  Обсудите с соседом по парте. 1.Из кустов вышла курица, а за нею несколько ц:плят. 2. В сквере росла жёлтая акац:я. 3. В выходные мы идёт в ц:рк. 4. Во время долгого плавания моряки заболели ц:нгой. 5. Мой брат работает в полиц:и. Ученик. В первом предложении «цыплят»­слово­исключение. Ученик. Во втором слово «акация» на –ция. Ученик. В третьем предложении «цирк». В корнях слов пишется и. Ученик. В четвертом  «цингой», от слова «цинга». Ученик. В пятом предложении «в полиции». Слово полиция на –ция. Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении этого задания? Ученик. Мы уже  увереннее выполняем задания. 7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.    Учитель. Ребята, вы уверены в своих умениях? Ученик. Да.  Учитель. Как мы можем это проверить?  Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону. Ученик. Мы постараемся, потому что потренировались. Учитель. Откройте карточку №2.   Карточка №2 Льётся из ц…стерны, подъехали ц…гане, офиц…ально объявил, ружьё полиц…йского,  разъяснил пац…енту, съезд мотоц…клистов, объём ц…линдра, ходить на ц..почках,  предъюбилейная конференц…я, отъезд из гостиниц…, колье из коллекц…и, бул…он из  куриц…, круглолиц…й почтал…он, сестриц..н пирог. Учитель. Распределить словосочетания  в таблицу, которая лежит у вас на партах,  вставляя пропущенные буквы. В корнях слов В словах на ­ция В окончаниях и  В корня слов­ суффиксах исключений Учитель. Сверьте с эталоном, который спроецирован на экране. Правильно ли вы  выполнили задание? Эталон к карточке №2 В корнях слов Льётся из ц…стерны В словах на ­ция В окончаниях и  суффиксах Ружъё полицийского Отъезд из  гостиницы Бульон из курицы В корня слов­ исключений подъехали ц…гане Ходить на  цыпочках офиц…ально объявил Предъюбилейная  Разъяснил пациенту конференция Колье из коллекции Круглолицый  почтальон Сестрицын пирог Съезд мотоциклистов Объём цилиндра Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы  испытывали? Ученик. В основном все справились с заданием. Учитель. Если кто –то допустил ошибки, как нужно поступить? Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться с эталоном. Учитель. Молодцы! Оцените свою деятельность. Поставьте   на полях +, у кого нет  ошибок.            8 этап. Включение в систему знаний и повторение. Учитель. Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? Ученики. Можем определить, какая буква Ы или И пишется после буквы Ц. Учитель. Достаточно ли  мы закрепили новое правило?  Ученик. Да Ученик. Нет. Учитель. Почему?  Ученик. Новые знания мало применяли на практике. Учитель. Тогда  работаем над следующим заданием «Работа над ошибками». Выпишите  предложения с доски, исправляя ошибки.                                                                             Профессору Синицину! Я   отправился   в   экспедицыю.   Погода   неблагоприятна:   цыклон.   Удалось   собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.  Учитель. Проверьте свои работы по эталону. Эталон к заданию «Работа над ошибками».                                         Профессору Синицыну!        Я отправился в экспедицию. Погода неблагоприятна: циклон. Удалось собрать  коллекцию насекомых, попались даже цикады. Птицы мешают в работе. Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? Ученик. Нет, мы с ним легко справились. Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока. Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока? Ученик. Да, мы научились правильно писать слова. 9 этап. Этап рефлексии. Учитель. Чему был посвящён урок и что нового вы узнали на уроке? Ученики. Мы узнали  правописание букв –и ,­ы  после ц? Учитель. Когда будем утверждать, что  после буквы ц пишется  ы и и? Ученик. В корне слова пишем –и. Ученик. В суффиксе пишем –ы Ученик. В окончании пишем –ы. Ученик. В словах на –ция пишем –и Ученик. Есть слова­ исключения , в которых пишем –ы: цыпленок,  цыган,  цыкнуть,  на  цыпочках. Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока? Ученик. Есть слова ­ исключения, их нужно знать наизусть. Ученик. Сомневался, какую букву писать. Учитель. А что помогло нам их преодолеть трудности? Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему. Учитель. Как мы преодолеем трудности? Ученики. Выучим орфограмму  наизусть. Учитель. У вас есть листы самооценки, оцените свою деятельность на уроке.   Учитель. Запишите домашнее задание.Я рекомендую вам выбрать домашнее задание,  которое поможет вам преодолеть трудности: 1. Повторить & 87 и выполнить упражнение №463 2. Напиши 5­6 предложений  на тему «Весёлая экспедеция». Учитель. Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!

Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на  тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на  тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на  тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на  тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на  тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на  тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на  тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на тему " Буквы Ы и И после Ц"

Конспект урока на  тему " Буквы Ы и И после Ц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018