Урок русского языка в 5 классе на тему «Суффикс - значимая часть слова»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.05.2017
Цель данного урока - уточнить понятие о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффиксов в образовании слов; учить выделять суффиксы, определять их значения.
План урока:
1. Сформулировать определение суффикса
2. Обозначить функции суффикса
3. Выявить, какие значения есть у суффиксов
(заполнение таблицы)
4. Научиться выделять суффиксы в словах, определять их значение (выполнение заданий 1,2)
5. Научиться образовывать новые слова, с помощью суффиксов (упр. 405, составление диалога).
Суффикс значимая часть слова.docx
Урок русского языка в 5 классе
на тему «Суффикс значимая часть слова».
Учитель Букулова Л. Л.
г. Новомосковск МБОУ «СОШ №8»
Ход урока:
Деятельность учителя
Приветствие.
Учащиеся записывают в тетрадях число.
Проверка домашнего задания (физкультминутка с карточками) (2 слайд)
Начнём наш урок с небольшой разминки. Приготовьте свои карточки. Если ответ
на вопрос положительный, то есть вы согласны с данным утверждением –
поднимаете красную карточку, если нет – синюю.
Утверждения:
Смысловые части слов называются морфемами (+)
Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания ()
При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим
значением (+)
Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике (+)
Окончание – это значимая часть слова, которая служит для образования новых
слов ()
В русском языке есть изменяемые и неизменяемые слова (+)
Основа – это часть слова без окончания и суффикса –Л (+)
Приставка – самая главная часть слова ()
Корень – значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение
всех однокоренных слов (+)
(3 слайд) А сейчас обратите внимание на доску, найдите среди этих слов
однокоренные слова. Какие слова вы не указали и почему?
(Лес, лесник, леса, лесу, лесной, лесистый, лесом, о лесе (остальные – форма
одного слова) Проверка.
. (картинка 4 слайд)
Этап урока
1. Организационн
ый момент. (1
слайд)
2. Актуализация
знаний
(проверка
домашнего
задания)
3. Этап мотивации4.
5. Мы продолжаем знакомство с разделом науки о языке «Морфемика».
Представьте себя героем книги «Путешествие Гулливера». Только не вы
отправились в это путешествие, а пригласили к себе тех самых лилипутов. Они с
радостью приняли приглашение и приехали и гости так быстро, что вы даже не
успели приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута целый
домище! Но мы же с вами фантазируем, поэтому представьте, что вы можете в
мгновение ока превратить предметы в вашем доме, чтобы они стали удобны для
гостейлилипутов. Так ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ в СТОЛИК, СТУЛ
в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ в КРОВАТКУ. (5,6,7,8 слайд) (второе слово
называют дети. Слова на слайде выплывают с картинками: кровать –
кроватка, дом – домик, стул – стульчик, стол – столик).
Итак, какая часть слова пришла нам на помощь и образовала новые слова?
(суффикс)
Это и будет темой нашего урока. Запишите в тетрадь. (9 слайд).
(10 слайд) Как вы считаете, чему мы должны научиться сегодня? (Определять
значение суффиксов. Находить суффиксы в словах, правильно писать слова с
суффиксами).
А сейчас посмотрите, что нам нужно для этого сделать (план урока на слайде
11). План:
1. Сформулировать определение суффикса
2. Обозначить функции суффикса
3. Выявить, какие значения есть у суффиксов
(заполнение таблицы)
4. Научиться выделять суффиксы в словах, определять их значение
(выполнение заданий 1,2)
5. Научиться образовывать новые слова, с помощью суффиксов (упр. 405,
составление диалога).
Каждый из вас получил листочек самооценки. На нём у вас есть план, напротив
каждого пункта плана, после выполнения задания поставьте знак. Если вы без
труда справились с заданием, поставьте +, если возникли трудности +,, если не
справились . В конце урока вы попробуете сами оценить свою работу.????
(картинка, 12 слайд) Что такое дом (жилое здание)? А домик? А домище?
Запишите себе эти слова и выделите суффиксы. 13 слайд Какую же функцию
выполняет суффикс в слове? (служит для образования новых слов) Как вы
думаете, какие значения у суффиксов –ик?–ищ(варианты детей)
Хорошо, посмотрите учебник на странице 1617, давайте ответим на вопросы в
начале параграфа. Итак, какой мы можем сделать вывод? (суффиксы имеют
значения)
Ребята, попробуйте дать определение, что же такое суффикс? (дают
определение). Хорошо, а теперь сверим с определением в учебнике (14 слайд).
Итак, мы сказали, что суффиксы имеют значения. Давайте ещё раз вспомним,
какое значение у суффикса –ик, в слове домик, столик? (ответы) Это значение
называется уменьшительноласкательным, у суффиксов есть и другие значения,
например 15
(таблица в распечатке и
выводится на слайд, средний столбик пустой,
ребята читают суффиксы и примеры, и сами
пробуют сформулировать значение)
Разумеется, это не все значения суффиксов, их
намного больше, в процессе обучения мы будем
с ними знакомиться и записывать к себе
словарики, дополняя данную таблицу.
Примеры
Снежок, столик,
замочек,
травушка,
лисонька,
зоренька
Сварщик,
строитель,
баскетболист
Синеватый,
кисловатый
Россиянин,
украинец,
кавказец
1. Этап усвоения
новых знаний и
способов
действий.
СУФФИКСЫ ЗНАЧЕНИЯ
-ик-,-ушк-,-
к-,-онк-,-
еньк-,-ок-,-
очк-
уменьшительно-
ласкательное
значение =
суффиксы оценки
название лица по
роду занятий, по
профессии
признак предмета,
не совсем такой
название лица по
месту жительства
2.
() Первичная
проверка
понимания
изученного
- чик-,-
щик-,-ист-,-
тель-
-оват-,-
еват-
-ан-,-ян-,-
анин-,-
янин-,-ец-,-
ск-
-ищ-
3. Применение
увеличительное
значение
место
16. Найдите в выделенных словах суффиксы.
1. Родная землица и во сне снится.
2. На родной сторонке и камушек знаком.
3. На родной сторонушке рад своей воронушке.
Какое значение у этих суффиксов? (ум.ласк)
(17) Определить суффикс в словах: рыжик, соломка, игрушка, ягодный,
беленький, тягучий, сырный. (1 человек делает на оценку на доске, остальные в
тетради самостоятельно)
Домище,
Проверка (18)
ножище
Выполнение упражнения 405, проверка (1 ученик на оценку)
(19) К упр. 405 Разминка. (учитель называет город, дети пробуют ответить,
Убежище,
правильные ответы выводятся на доску)
жилище
Как мы назовем тех, кто живет в Воронеже? (Воронежец)
Деревянный,
Архангельске? (архангельцы, архангелогородцы)
шерстяной,
Смоленске (смоляне, смолянин, смолянка)
кожаный,
Курске(курянин), Тамбове (тамбовец)
садовый
Владивостоке (владивостокцы),
Костроме (костромичи)
Гармонист,
Братске ( братчане),
ученик, летчик
дальнобойщик,
врач, строитель
сделанный из этого
предмета
Профессия, род
занятий
-ищ-
знаний и
способов
действий
-н-, -ан-,
-ян-, -ов-
-ист-, -ник-,
-чик-,
-щик-,
-тель-, -ач- ио
ио
ио
ао
оо
ао
оо
ао
ао
ео
ао
ао
ао
ао
Ростове (ростовцы, ростовчане),
Мурманске (мурманцы , мурманчане).
Калуга – калужане (калужанин, калужанка)
Курск – куряне (курянин, курянка)
Липецк – липчане (липчанин, липчанка)
Орёл – орловчане (орловчанин, орловчанка)
СанктПетербург – петербуржцы (петербуржец, петербурженка)
Тула – туляки (туляк, тулячка)
Новомоск вцы, новомоск вец, новомоскв чка
Донч не, донч нин, донч нка
Ал ксинец
ао
Кимовч не, кимовч нин, кимовч нка; к мовцы, к мовец
Узловч не, узловч нин, узловч нка
20 А теперь давайте представим, что вы великаны и лилипуты (1 вариант –
великаны, 2 лилипуты), попробуйте в парах составить диалог между великаном и
лилипутом, используя суффиксы с разными значениями (спросить 1 пару)
(21)О чем мы сегодня говорили на уроке?
(Сегодня на уроке узнали о роли суффикса, что суффикс значимая часть слова,
с помощью которой образуются новые слова)
Для чего нужны суффиксы? (чтобы образовать новые слова)
С какими значениями суффиксов существительных вы познакомились?
(Уменьшительноласкательные суффиксы и др)
Есть те, кто справился со всеми заданиями, то есть поставил все плюсы в своих
табличках?
Если у вас чтото не получилось, не расстраивайтесь, мы не заканчиваем работу с
этой частью слова.
(22) п. 76, упр. 413
(23) Спасибо за внимание и за урок!
7. Рефлексия
5. Домашнее
задание
Урок русского языка в 5 классе на тему «Суффикс - значимая часть слова»
Урок русского языка в 5 классе на тему «Суффикс - значимая часть слова»
Урок русского языка в 5 классе на тему «Суффикс - значимая часть слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.