Урок русского языка в 5 классе на тему «Суффикс - значимая часть слова»
Оценка 4.9

Урок русского языка в 5 классе на тему «Суффикс - значимая часть слова»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
14.05.2017
Урок русского языка  в 5 классе  на тему «Суффикс - значимая часть слова»
Цель данного урока - уточнить понятие о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффиксов в образовании слов; учить выделять суффиксы, определять их значения. План урока: 1. Сформулировать определение суффикса 2. Обозначить функции суффикса 3. Выявить, какие значения есть у суффиксов (заполнение таблицы) 4. Научиться выделять суффиксы в словах, определять их значение (выполнение заданий 1,2) 5. Научиться образовывать новые слова, с помощью суффиксов (упр. 405, составление диалога).
Суффикс значимая часть слова.docx
Урок русского языка  в 5 классе  на тему «Суффикс ­ значимая часть слова».  Учитель Букулова Л. Л.  г. Новомосковск МБОУ «СОШ №8» Ход урока: Деятельность учителя Приветствие. Учащиеся записывают в тетрадях число. Проверка домашнего задания (физкультминутка с карточками) (2 слайд) Начнём наш урок с небольшой разминки. Приготовьте свои карточки. Если ответ  на вопрос положительный, то есть вы согласны с данным утверждением –  поднимаете красную карточку, если нет – синюю. Утверждения:  Смысловые части слов называются морфемами (+) Слово может состоять из приставки, суффикса и окончания (­)  При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением (+) Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике (+) Окончание – это значимая часть слова, которая служит для образования новых  слов (­) В русском языке есть изменяемые и неизменяемые слова (+) Основа – это часть слова без окончания и суффикса –Л­ (+) Приставка – самая главная часть слова (­) Корень – значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов (+) (3 слайд) А сейчас обратите внимание на доску, найдите среди этих слов  однокоренные слова. Какие слова вы не указали и почему?  (Лес, лесник, леса, лесу, лесной, лесистый, лесом, о лесе (остальные – форма  одного слова) Проверка.  . (картинка 4 слайд)  Этап урока 1. Организационн ый момент. (1  слайд) 2. Актуализация  знаний  (проверка  домашнего  задания) 3. Этап мотивации4. 5. Мы продолжаем знакомство с разделом науки о языке «Морфемика».   Представьте себя героем книги «Путешествие Гулливера». Только не вы  отправились в это путешествие, а пригласили к себе тех самых лилипутов. Они с  радостью приняли приглашение и приехали и гости так быстро, что вы даже не  успели приготовиться к их приезду. А ведь обычный дом для лилипута ­ целый  домище! Но мы же с вами фантазируем, поэтому представьте, что вы можете в  мгновение ока превратить предметы в вашем доме, чтобы они стали удобны для  гостей­лилипутов. Так ДОМ превратился в ДОМИК, СТОЛ ­ в СТОЛИК, СТУЛ  ­ в СТУЛЬЧИК, КРОВАТЬ ­ в КРОВАТКУ. (5,6,7,8 слайд) (второе слово  называют дети. Слова на слайде выплывают с картинками: кровать –  кроватка, дом – домик, стул – стульчик, стол – столик).  Итак, какая часть слова пришла нам на помощь и образовала новые слова?  (суффикс) Это и будет темой нашего урока. Запишите в тетрадь. (9 слайд). (10 слайд) Как вы считаете, чему мы должны научиться сегодня? (Определять  значение суффиксов. Находить суффиксы в словах, правильно писать слова с  суффиксами). А сейчас посмотрите, что нам нужно для этого сделать (план урока на слайде  11). План:  1. Сформулировать определение суффикса  2. Обозначить функции суффикса 3. Выявить, какие значения есть у суффиксов (заполнение таблицы) 4. Научиться выделять суффиксы в словах, определять их значение  (выполнение заданий 1,2) 5. Научиться образовывать новые слова, с помощью суффиксов (упр. 405,  составление диалога). Каждый из вас получил листочек самооценки. На нём у вас есть план, напротив  каждого пункта плана, после выполнения задания поставьте знак. Если вы без  труда справились с заданием, поставьте +, если возникли трудности +,­, если не  справились ­. В конце урока вы попробуете сами оценить свою работу.???? (картинка, 12 слайд) Что такое дом (жилое здание)? А домик? А домище?  Запишите себе эти слова и выделите суффиксы. 13 слайд Какую же функцию  выполняет суффикс в слове? (служит для образования новых слов) Как вы  думаете, какие значения у суффиксов –ик­?–ищ­(варианты детей) Хорошо, посмотрите учебник на странице 16­17, давайте ответим на вопросы в  начале параграфа. Итак, какой мы можем сделать вывод? (суффиксы имеют  значения) Ребята, попробуйте дать определение, что же такое суффикс? (дают  определение). Хорошо, а теперь сверим с определением в учебнике (14 слайд). Итак, мы сказали, что суффиксы имеют значения. Давайте ещё раз вспомним, какое значение у суффикса –ик, в слове домик, столик? (ответы) Это значение называется уменьшительно­ласкательным, у суффиксов есть и другие значения, например  15  (таблица   в   распечатке   и выводится на слайд, средний столбик пустой, ребята читают суффиксы и примеры, и сами пробуют сформулировать значение) Разумеется, это не все значения суффиксов, их  намного больше, в процессе обучения мы будем  с ними знакомиться и записывать к себе  словарики, дополняя данную таблицу. Примеры Снежок, столик, замочек, травушка, лисонька, зоренька Сварщик, строитель, баскетболист Синеватый, кисловатый Россиянин, украинец, кавказец 1. Этап усвоения  новых знаний и  способов  действий. СУФФИКСЫ ЗНАЧЕНИЯ -ик-,-ушк-,- к-,-онк-,- еньк-,-ок-,- очк- уменьшительно- ласкательное значение = суффиксы оценки название лица по роду занятий, по профессии признак предмета, не совсем такой название лица по месту жительства 2. () Первичная  проверка  понимания  изученного - чик-,- щик-,-ист-,- тель- -оват-,- еват- -ан-,-ян-,- анин-,- янин-,-ец-,- ск- -ищ- 3. Применение  увеличительное значение место 16. Найдите в выделенных словах   суффиксы. 1. Родная землица и во сне снится. 2. На родной сторонке и камушек знаком. 3. На родной сторонушке рад своей воронушке. Какое значение у этих суффиксов? (ум.­ласк)   (17)  Определить суффикс в словах: рыжик, соломка, игрушка, ягодный,  беленький, тягучий, сырный. (1 человек делает на оценку на доске, остальные в  тетради самостоятельно)  Домище, Проверка (18) ножище Выполнение упражнения 405, проверка (1 ученик на оценку) (19) К упр. 405 Разминка. (учитель называет город,  дети пробуют ответить,  Убежище, правильные ответы выводятся на доску) жилище Как мы назовем тех, кто живет в Воронеже? (Воронежец) Деревянный, Архангельске? (архангельцы, архангелогородцы) шерстяной, Смоленске (смоляне, смолянин, смолянка) кожаный, Курске(курянин), Тамбове (тамбовец) садовый Владивостоке (владивостокцы), Костроме (костромичи) Гармонист, Братске ( братчане),  ученик, летчик дальнобойщик, врач, строитель сделанный из этого предмета Профессия, род занятий -ищ- знаний и  способов  действий -н-, -ан-, -ян-, -ов- -ист-, -ник-, -чик-, -щик-, -тель-, -ач- ио ио ио ао оо ао оо ао ао ео ао ао ао ао Ростове (ростовцы, ростовчане), Мурманске (мурманцы , мурманчане). Калуга – калужане (калужанин, калужанка) Курск – куряне (курянин, курянка) Липецк – липчане (липчанин, липчанка) Орёл – орловчане (орловчанин, орловчанка) Санкт­Петербург – петербуржцы (петербуржец, петербурженка) Тула – туляки (туляк, тулячка) Новомоск вцы, новомоск вец, новомоскв чка Донч не, донч нин, донч нка Ал ксинец ао Кимовч не, кимовч нин, кимовч нка; к мовцы, к мовец Узловч не, узловч нин, узловч нка 20 А теперь давайте представим, что вы великаны и лилипуты (1 вариант –  великаны, 2­ лилипуты), попробуйте в парах составить диалог между великаном и лилипутом, используя суффиксы с разными значениями (спросить 1 пару) (21)О чем мы сегодня говорили на уроке? (Сегодня на уроке узнали о роли суффикса, что суффикс ­ значимая часть слова,  с помощью которой образуются новые слова) Для чего нужны суффиксы? (чтобы образовать новые слова) С какими значениями суффиксов существительных вы познакомились?  (Уменьшительно­ласкательные суффиксы и др) Есть те, кто справился со всеми заданиями, то есть поставил все плюсы в своих  табличках?  Если у вас что­то не получилось, не расстраивайтесь, мы не заканчиваем работу с  этой частью слова. (22) п. 76, упр. 413 (23) Спасибо за внимание и за урок! 7. Рефлексия 5. Домашнее  задание

Урок русского языка в 5 классе на тему «Суффикс - значимая часть слова»

Урок русского языка  в 5 классе  на тему «Суффикс - значимая часть слова»

Урок русского языка в 5 классе на тему «Суффикс - значимая часть слова»

Урок русского языка  в 5 классе  на тему «Суффикс - значимая часть слова»

Урок русского языка в 5 классе на тему «Суффикс - значимая часть слова»

Урок русского языка  в 5 классе  на тему «Суффикс - значимая часть слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017