Урок русского языка в 5 классе "Наречие"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 5 классе "Наречие"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
27.05.2018
Урок русского языка в 5 классе "Наречие"
Методическая разработка по русскому языку предназначена для учащихся 5 класса и направлена знакомство учащихся с наречием как частью речи: с грамматическими, морфологическими признаками и его синтаксической ролью; учить находить наречия в предложениях; развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий; умение делать выводы; употреблять наречия в речи.
Урок 122. Наречие как часть речи.docx

Урок. Наречие как часть речи

 

Цели: познакомить учащихся с наречием как частью речи: с грамматическими, морфологическими признаками и его синтаксической ролью; учить находить наречия в предложениях; развивать монологическую речь; расширять словарный запас учащихся за счёт употребления наречий; умение делать выводы; употреблять наречия в речи.

Предметные ожидаемые результаты: развивать навыки владения основными орфографическими, лексическими, грамматическими нормами русского языка.

Личностные ожидаемые результаты: обогащать объем словарного запаса и усваивать грамматические средства для свободного выражения мысли, а также развивать способность к самооценке.

Метапредметные ожидаемые результаты: формировать способности: а) извлечения информации из различных источников; б) преобразования, сохранения и передачи информации, полученной в результате чтения, аудирования и когнитивной деятельности;

ХОД УРОКА

 

1Орг. момент.

Проверка домашней работы.

2. Объяснение нового материала.

 

— Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, заменяя выделенные словосочетания подходящими по смыслу словами.

Запись текста на доске

 

Я проснулся утром, на душе кошки скребут. Пошел в мастерскую к Винтику, долго бездельничал, а потом стал тянуть кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам 6 котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин

 

Ученики записывают в колонку слова, синонимичные фразеологизмам:

·  На душе кошки скребут- плохо, грустно, печально

·  Тянуть кота за хвост - медленно

·  ни жив ни мертв- сильно испуган

·  съел с горем пополам- еле-еле

·  в час по чайной ложке- медленно

·  снег на голову - неожиданно

·  Какой частью речи являются слова 2-й колонки?

 

- Догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Тема сегодняшнего урока «Наречие как часть речи».

- Запишите в тетради число и тему урока.

 

II. Объяснение новой темы

- Почему вы решили, что данные слова - наречия? (Отвечают на вопросы: как? где? сколько?)

На доске написать: 1. Отвечают на вопросы: как? где? сколько?

·                Значит, если слово отвечает на вопросы: как, где или сколько? - это наречие?

·                А эти слова - наречия?

В камышах, к дому, пять. (Нет, это существ­тельные с предлогом, числительное.)

·       Достаточно ли одного вопроса для того, чтобы определить, какой частью речи является слово? (Нет.)

·       Мы выяснили, что по вопросу не всегда можно определить, какой частью речи является слово.

·       Найдите в тексте слова, от которых можно поставить вопрос к данным наречиям. Запишите их рядом.

 

Было плохо

Тянуть медленно

Испугался сильно

Съел еле-еле

Пил медленно

Свалился неожидан

 

- Какая это часть речи? (Глаголы. Обозначают действие предмета.)

·  Укажите главное слово в словосочетании. От каких слов зависят наречия?

На доске записываем: 1. Зависят от глагола.

- А что обозначает глагол? (Действие предмета.)

Прикрепим карточку - действие.

- А наречие - это часть речи, которая обозначает признак.

Прикрепим карточку - признак.

·       Если наречие зависит от глагола, то какой признак оно обозначает? (Признак действия.)

·       Попробуйте изменить наречия по числам, лицам, падежам... (Не изменяются.)

На доске: 3. Не изменяются.

·       Есть ли окончание у наречия? Почему?

·       Давайте попробуем распространить словосочетания:

·       Какой вопрос мы можем поставить к этим словам? (В какой степени? Насколько?)

 

Они изменяются? (Нет.)

·  Похожи на наречия? Чем похожи? (У них те же признаки, но главное слово для них наречие.)

·  Данные наречия тоже обозначают признак но какой признак? (Признак признака.)

 

·  Какой же частью речи являются эти слова' (Наречием.)

 

·  Значит, еще какая часть речи может быть наречия главным словом словосочетании? (Наречие.)

 

Итак, что обозначает наречие?

На доске памятка:

Алгоритм распознавания наречий среди других частей речи:

1.    Зависит от глагола, наречия.

2.    Отвечает на вопросы: как, где, сколько, насколько?

3.    Не изменяется.

 

·  Сегодня мы только начинаем изучение наречия. На следующих уроках вы узнаете много интересного об этой части речи (от каких слов, кроме глагола и наречия, зависит, на какие еще вопросы отвечает). Я не буду раскрывать всех тайн, думаю, вам гораздо интереснее будет сделать это самим.

·  Как же пользоваться нашей памяткой, чтобы распознавать наречия?

(Проговаривание алгоритма.)

- Запишите предложение:

Вечером в камышах я увидел красивую птицу.

·  Найдите наречие. Подчеркните его как член предложения.

·  Как вы считаете, наречие - это самостоятельная или служебная часть речи? Докажите.

- Ребята, давайте попробуем сами сформулировать определение наречия как части речи.

 

Ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 68–69)

 

III. Закрепление

Выпишите словосочетания, наречие + слово, с которым оно сочетается.

 

Филька, перекинув через забор сумку с книгами, подпрыгнул так высоко, что старуха, проходившая мимо, назвала его «чистый демон».

Но Филька уже этого не слыхал. Он шёл по чужому огороду рядом со следами Тани.

В конце огорода он перескочил ещё через один забор, уже не такой высокий, и вышел к рощице, которая была близко от дома.

Тут обогнул он кусты невысокой калины, ронявшей ягоды в снег, и поглядел на рощу. В тихой роще было светло от шелковистых берёзок и молодого снега... Среди неподвижных деревьев в этой серебряной роще неподвижно стояла Таня и плакала...

Филька отодвинулся за кусты, скрывавшие его, как стена, и посидел на снегу недолго. Потом потихоньку отполз и бесшум­но зашагал назад.

(Р.И. Фраерман «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» )

 

Самостоятельная работа

Учащиеся записывают под диктовку словосочетания.

 (Он) подыщ...т работу, (он) дополн...т ответ, дыш...тся легко, засе...шь поле, обкле...шь обоями, вытр...шь насухо, колыш...тся знамена, народ бор...тся, снег та...т, все завис...т от обстоятельств, брод...шь по аллеям, он ненавид...т ложь, сказанного не ворот...шь, ты все мож...шь, солнце гре...т, окно заиндеве...т, слыш...шь все шорохи, хоч...тся выиграть.

 

Д/З: выучить теоретический материал по теме урока (параграф 54), упражнение 413.

Написать мини-сочинение «Весна идет», используя наречия.

 

 


 

Урок. Наречие как часть речи

Урок. Наречие как часть речи

Было плохо Тянуть медленно

Было плохо Тянуть медленно

Филька, перекинув через забор сумку с книгами, подпрыгнул так высоко, что старуха, проходившая мимо, назвала его «чистый демон»

Филька, перекинув через забор сумку с книгами, подпрыгнул так высоко, что старуха, проходившая мимо, назвала его «чистый демон»
Скачать файл