Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
31.01.2018
В этой разработке вы найдете урок по русскому языку в 5 классе на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные".Цель урока: углубить знания учащихся об имени существительном; познакомить учащихся с понятием одушевленности и неодушевленности; формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Одуш. неодуш имя сущ 5 кл.docx
ГБОУ «Индустрианская ООШ ІІІ ст.» ЛНР
Конспект урока в 5 классе по теме
«Одушевленные и неодушевленные
существительные».
1 Провела Бабахова И.Л.
Цели урока:
Образовательные: углубить знания учащихся об имени существительном; познакомить учащихся с
понятием одушевленности и неодушевленности; формировать умение различать одушевленные и
неодушевленные имена существительные.
Развивающие: развивать умение слушания и говорения; умение группировать существительные по
признаку одушевленностинеодушевленности; развивать словарный запас через активизацию в речи
имен существительных.
Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: комбинированный урок.
Оборудование: доска, ученические тетради, раздаточный материал, презентация Power Point,
учебник русского языка для 5 класса под ред. Т. А. Ладыженской.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Оглашение темы урока
(слайд №1)
Озвучивание основных задач урока (слайд
№2).
Учащиеся записывают в тетрадь: Число.
Классная работа.
Одушевленные и неодушевленные
существительные.
II.
Повторение изученного.
Наш сегодняшний урок мы начнем с повторения.
2 Слайд №3(задание на повторение изученного).
Мы продолжаем знакомство с именем
существительным. Но сначала вспомним, что
нам уже известно об этой части речи.
(Предполагаемые ответы учащихся: часть
речи, обозначающая предмет, отвечающая на
вопросы: кто? что?; изменяется по числам и падежам; в предложении
может быть выражено подлежащим, дополнением или обстоятельством).
Слайд №4 (повторение изученного по имени существительному).
III. Изучение нового материала.
Рассмотрим рисунок. Перечислите живые
существа (мальчик, девочка, мишка, собака
– названия игрушек) и вещи (кресла, диван,
стол, цветы, пылесос, телевизор, стенка,
книги, люстра, подушки, тряпка, шторы,
вазы и др.), изображенные на рисунке. Какие из названных вами
существительных отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?
Слайд №5 (рисунок с изображением живых
и неживых предметов).
Существительные, обозначающие живых
существ, отвечают на вопрос кто? Такие
существительные называются
одушевленными.
Слайд №6. (одушевленные существительные).
Мы уже можем предположить, что
существительные, обозначающие неживые
предметы, отвечают на вопрос что? Такие
существительные называются
неодушевленными.
3 Обратимся к учебнику на стр.195 и посмотрим, все ли мы правильно
отметили (чтение учебника).
Физкультминутка.
Проверим, как хорошо вы умеете отличать одушевленные существительные от
неодушевленных. Проведем игру. Она называется «Хлопокприсест»(игра
проводится стоя).
окно
санки
горка
доктор
муха
снег
мороз
дятел
гусь
карась
лопата
снежинки
Хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные.
Приседают, если неодушевлённые:
кот
лыжи
воробей
Но в русском языке не может быть все так просто. Деление на
«одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего
существующего в природе на «живое» и «неживое». Например, игрушки
неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но одушевленное
существительное. В этом и заключается уникальность русского языка, что он
богат исключительно противоречиями, исключениями. Но как же тогда
определять, какие существительные относятся к одушевленным, а какие – к
неодушевленным.
Существует специальная формула определения одушевленности
неодушевленности имен существительных. Слайд №7(неодушевленные
существительные).
Вопрос
Что обозначает
Формула
Примеры
Одушевленные
Неодушевленные
ЧТО?
КТО?
ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников
В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы
Листочки с этой формулой лежат перед вами на столах. Это уже готовые для
вас карточки определения одушевленностинеодушевленности. С их помощью
4 вы всегда безошибочно сможете определить одушевленность
неодушевленность имен существительных.
Слайд №8(иллюстрация таблицы по определению одушевленности
неодушевленности).
Теперь, на примерах в форме таблицы, посмотрим
о несовпадениях в русском языке (заполнение
таблицы).
Эта таблица находится на оборотной стороне
вашей таблицы для определения одушевленности
неодушевленности.
И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш. или неодуш. сущ.
куклы
народы
трупы
Слова
Кукла
Народ
Труп
Мертвец мертвецы мертвецов мертвецов одуш.
одуш.
неодуш.
неодуш.
кукол
народов
трупов
кукол
народы
трупы
Слайд №9 (иллюстрации к примерам в таблице).
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, затем осуществляется
коллективная проверка выполненного по слайду №10.
IV.
Закрепление изученного.
Работа по тексту. Перед учащимися лежат листочки с напечатанным на них
отрывком из сказки А. С. Пушкина «Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях».
Учитель выразительно читает отрывок.
Слайд №10(отрывок из «Сказки о мертвой…»)
5 Из какой сказки предложенный вам
отрывок? Кто автор данной сказки?
(Предполагаемые ответы учащихся:
А.С. Пушкин ,«Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»).
На уроках литературы мы
рассматривали с вами эту сказку.
Встретились в данном отрывке
слова, вызывающие у вас
затруднения?
Как вы понимаете значение слов «молодица», «ломлива»?
(Предполагаемые ответы учащихся: «молодица» молодая царевна,
«ломлива» капризная)
Слово «ломлива», например, можно объяснить как «упряма, капризна».
Однако у Ожегова для слова «ломаться» есть и другое объяснение —
«кривляться», а у Даля — и «кривляться», и «корчиться», и
«коверкаться».
К какому стилю речи относится данный текст?
(Предполагаемые ответы учащихся: к художественному стилю)
Задание к тексту.
Разделите все имена существительные из этого текста на две группы: одуш. и
неодуш. ( задание выполняется самостоятельно: один ученик у доски,
остальные – в тетрадях, затем коллективно проверка).
Одушевленные
Царь
Молодица
Царица
Слайд №11(проверка по тексту).
Неодушевленные
Год
Сон
Правда
Ум
Зеркальце
Свойство
Слайд № 12( задание на определение одуш.неодушевленности)
6 Учащиеся выполняют данное упражнение
индивидуально в своих тетрадях, затем
осуществляется проверка.
Слайд №13 (проверка задания, изображенного
на слайде № 12)
Подведение итогов.
V.
Давайте подведем итоги. Что такое
одушевленные и неодушевленные
существительные?
(Предполагаемые ответы учащихся: одуш.
существительные обозначают «живых
существ» и отвечают на вопрос кто?, а
неодуш. – «предметы неживой природы» и отвечают на вопрос что?.
Однако деление на живое и неживое в языке не всегда совпадает с
делением на «живое» и «неживое» в реальной жизни. Поэтому существует
схема(таблица) для определения одушевленностинеодушевленности у
существительных. Если совпадают формы мн.ч. И.п. и В. п. –это пример
неодушевленного слова; совпадают формы мн. ч. Р. п. и В.п – это пример
одушевленного слова.
VI. Оценивание.
VII. Задавание на дом.
Упр.488 (стр 50), п.91, знать схему
определения одушевленности
неодушевленности по таблице.
7 Вопрос
Что
обозначает
Формула
Примеры
Вопрос
Что
обозначает
Формула
Одушевленные
Неодушевленные
ЧТО?
КТО?
ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников
В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы
Одушевленные
Неодушевленные
ЧТО?
КТО?
ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
8 Примеры
Вопрос
Что
обозначает
Формула
Примеры
И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников
И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы
Одушевленные
Неодушевленные
ЧТО?
КТО?
ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников
В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)
И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы
И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш. или неодуш. сущ.
куклы
народы
трупы
Слова
Кукла
Народ
Труп
Мертвец мертвецы
И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш. или неодуш. сущ.
куклы
народы
трупы
Слова
Кукла
Народ
Труп
Мертвец мертвецы
Слова
Кукла
И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш. или неодуш. сущ.
куклы
9 народы
трупы
Народ
Труп
Мертвец мертвецы
И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш. или неодуш. сущ.
куклы
народы
трупы
Слова
Кукла
Народ
Труп
Мертвец мертвецы
И.п., мн.ч. Р.п., мн.ч. В.п., мн.ч. Одуш. или неодуш. сущ.
куклы
народы
трупы
Слова
Кукла
Народ
Труп
Мертвец мертвецы
Долго царь был неутешен,
Но как быть?
И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
Долго царь был неутешен,
Но как быть?
И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
10 Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Долго царь был неутешен,
Но как быть?
И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
Говорить оно умело.
Долго царь был неутешен,
Но как быть?
И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
11
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.