Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
25.11.2018
Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"
Слог, ударение Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид деятельности обучающихся: коллективная, групповая. Предметные: научиться делить слова на слоги и ставить ударение. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова. Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию.
Слог ударение.doc
Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид деятельности обучающихся: коллективная, групповая. Слог, ударение Урок 32 Предметные: научиться делить слова на слоги и ставить ударение. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы  сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова. Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Ход урока Этап Деятельность учителя  Деятельность  учащихся  Планируемые  результаты УУД  Мотивация к  деятельности Цель этапа:  включение учащихся  в деятельность. 3 мин Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Подарите улыбки друг другу. Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня! Приветствуют  учителя, проверяют  свою готовность к  уроку. Актуализация знаний Цель этапа:  1.Словарный диктант (один ученик работает на закрытой доске, его  работу проверяет консультант, а в это время дети обмениваются  Записывают с  Личностные  результаты Самоопределение (Л) Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками (К)  Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества, умение  выражать свои  мысли  (К) Предметные  результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П  – логические)  подготовка мышления  учащихся тетрадями, проводят взаимопроверку),(2­е учеников работают по  карточкам). комментированием 4 мин  Территория, расстояние, профессия, коллектив, искусство, антенна,  бассейн, миллион, масса, суффикс. Карточка 1. Определи склонение имён существительных: Грач, пень, камыш, тушь, дочь, дерево, черёмуха, учебник, солнце, туча. Карточка 2. Определи склонение имён существительных: День, соль, дичь, кувшин, цветок, сковорода, окно, сердце, солдат, земля. ­ Какая наука изучает звуки речи? ­ На какие две группы делятся звуки речи? ­ Сколько букв в русском языке? ­ Сколько гласных звуков в русском языке? ­ Сколько парных звуков по звонкости – глухости в русском языке? Ответы на вопросы ­ Сколько согласных букв в русском языке? ­ Назовите буквы, которые не обозначают звуков. ­ Расскажите о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Постановка учебной  задачи  Цель этапа:  обсуждение  затруднений (почему  возникли затруднения,  чего мы ещё не знаем). 2 мин самооценка На доску спроецирован текст, дети его читают, отвечают на вопрос. Непонятное слово. Учительница написала Ане в дневнике: «Не забудь принести на урок  атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На  уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте  ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась:  «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она  оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла… ­Что поняла Аня? ­Аня поняла, что ударение изменило значение слова. ­Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? ­Сегодня на уроке мы будем с вами говорить об ударении и слогах. Мы  продолжим постигать законы русского языка. Вы сами будете открывать  эти законы и применять их на практике. Постановка цели и задач урока. самооценка 1.исследование Построение проекта  выхода из  затруднения Метапредметные  результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные  результваты Самостоятельное  формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование  проблемы (П – лог. Анализируют и  делают выводы Определяют тему и  цель урока Выполняют  упражнения, отвечают на вопросы Планирование,  прогнозирование (Р),  Моделирование,  выдвижение гипотез (П), Цель этапа:  составить план  достижения целей 5 мин Нам известно, что слова делятся на слоги.  ­ Может ли слог состоять из одного звука? инициативное  сотрудничество в  поисках информации (К) Устные ответы на  вопросы ­Да. Приведите пример таких слов. ­Она, узел, Оля.  Есть ли слова, которые состоят из одного слога? ­Да. Приведите примеры. ­А как определить количество слогов в слове? ­Сколько гласных, столько и слогов. ­Согласные звуки могут начинать слог? ­Да. Приведите примеры. ­Согласные могут заканчивать слог или окружать гласный звук с обеих  сторон? ­Да.Приведите примеры. ­В чём отличие этих слогов? ­Можно слог пропеть, нельзя слог пропеть. ­Как могут называться такие слоги? ­Открытые, закрытые. МО­ЛО­КО­ открытые слоги ИГ­РА запись в тетради БАН­КИР­ закрытые слоги ­Если в слове два и более слогов, то один из них произносится с большей  силой и длительностью. ­Как будет называться такой слог?­Ударным. ­А остальные?– Безударными. ­Давайте понаблюдаем и сделаем выводы о русском ударении (запись в  тетради) Школа Урок ударение свободное, разноместное Перемена (данная запись появляется после исследования) ­Произнесите слова с ударением. ­Поставьте в данных словах знак ударения. ­Что заметили? На что обратили внимание? ­Ударение может падать на любой по счёту слог. Сообщение ученика: Разноместность ударения ­ один из отличительных признаков русского  языка. Во многих других языках оно постоянное. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог – жюри,  парашют, эскимо, пальто, салют, Париж; в польском – на предпоследний  слог – Варшава, Висла; в чешском и венгерском языках оно всегда  приходится на первый слог: Прага, Карловы Вары; Венгрия, Ференц Лист. ­Мы продолжаем наше исследование. Запишите слова: Стена – стены ­Что заметили? Какой вывод можно сделать? ­Ударение подвижное, оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. ­Третьей особенностью ударения является его изменчивость, которая  выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в  слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше  говорили: Кладбище Библиотека Музыка  ­Послушайте отрывки из  стихотворений  русских поэтов XVIII, XIX  веков. Как вы думаете, не является ли ошибочным  ударение  в некоторых  словах ? Неужели поэты ошибались? Можно ли исправить текст? И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец. Зубастой Щуке в мысль пришло За кошачье приняться ремесло. Мы, старики, уж нынче не танцуем, Музыки гром не призывает нас. ­Сейчас такое произношение считается неправильным, но оно  сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить  старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях  Крылова. ­А как же читать эти строчки нам, современным людям? Произносить их  нужно по­старому, в соответствии с нормой 19 века, так как при  изменении ударения на современный лад «ломаются» размер и ритм  стиха, исчезает его слаженность, гармоничность. ­Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах (творог­ творог). Стихотворение «Шутка» (читает учитель). ­Послушайте шутливое  стихотворение  и скажите, как не нужно  произносить  слово   творог? ­Какую произносительную ошибку допустил кассир? Как правильно  сказать?  Шутка Мой дядя выяснял лет сорок И все же выяснить не мог, Как говорить вернее: творог,  А может, правильней – творог?! И как­то он в молочной лавке Его увидел на прилавке, – Лицо, как роза, расцвело, Решил купить он полкило. Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя: «Ведь, вероятно, он недорог, Пойдет в ватрушку и в пирог... А как спросить: «Почем творог? А может, правильнее творог?». Задачу эту смог решить Мой дядя, лишь дойдя до кассы, Сказав: «Прошу вас получить За полкило творожной массы». Кассирша мало разбиралась В местоименьях, падеже. И так сказала: «Не осталось! Она распродата уже!». (В.Громов) ­Такая вариативность и подвижность русского ударения создает  определенные трудности при произношении не только для иностранцев,  но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как  произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь нам  окажут словари – орфоэпические, толковые. Самооценка Релаксация Первичное  закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых  знаний 8 мин ­Мы хорошо потрудились, теперь немного отдохнём и продолжим  исследование. Звучит спокойная мелодия, дети закрывают глаза и отправляются в  заочное путешествие. 1.упр.     – устно По цепочке ­Прочитайте каждое слово с ударением на первом слоге, а затем на  втором. Что у вас получится? Какую роль может играть русское  ударение? ­Оно может изменить форму слова. Метапредметные  результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция  (Р) Управление поведением  партнера (К)  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой  и точностью(К) 2.упр.     (по группам) Запишите по одному слову с ударением на первом, на втором, на третьем  По группам слоге, а также одно пару слов, доказывающую подвижность русского  ударения. 3.Знакомство с логическим ударением. Постановка проблемы. На доску проецируются предложения. Предметные  результаты Действие по аналогии  (П)    Умение структурировать знания , выбор наиболее  эффективных способов  решения задач (П –  общеуч.) Мы хорошо поработали? Мы хорошо поработали? Мы хорошо поработали? Отвечают на  вопросы ­Как вы думаете, зачем это предложение записано три раза? Его можно прочитать по­разному. ­Действительно, голосом можно выделить самое важное по смыслу слово. Это особый вид ударения­ логическое ударение. Запишите эти  предложения себе в тетрадь, слово, на которое падает логическое  ударение, подчеркните. 4.Произнесите предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. Маша вчера уехала в Москву? Да, уехала. Нет, не в Москву, а в Волгоград. Да, вчера. Нет не Маша, а ее сестра. 5.упр     ­самостоятельно Самооценка Письменная работа ­Прочитайте пословицы, как вы их понимаете? Найдите в каждой  пословице слова, несущие основную смысловую нагрузку. В устной речи  выделите их голосом, а на письме особым знаком ­ ………….. Запишите  Выполняют задание пословицу, которая вам особенно понравилась. Группы соревнуются 6.Соревнование на лучшего диктора(по одному человеку от каждого  ряда). ­Сейчас мы проведём соревнование между рядами. Выявим лучшего  диктора. Необходимо правильно произнести данные на карточках слова  (на карточках по 10 слов) Метапредметные  результаты Контроль, коррекция,  выделение и осознание  усвоенного (Р) Волевая регуляция в  ситуации затруднения  (Р) Личностные  результаты Самоопределение (Л)  Самостоятельная  работа  Цель этапа:  самооценка  учащимися  результатов своей учебной деятельности 7 мин Банты алфавит звонит петля щавель квартал шарфы торты свёкла сливовый сок позвонит тефтели шофёр туфля понял красивее баловать квартал алфавит щавель торты квартал сливовый сок звонят инженеры  творог договор петля щавель балует Самооценка Рефлексия  деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей  учебной деятельности, самооценка  результатов  деятельности своей и  всего класса. 10 мин Домашнее задание 2 мин Подведение итогов. Самооценка. ­Какую цель ставили перед собой? ­Достигли мы своей цели? ­Что нового узнали в результате проведённых исследований? ­Что особенно понравилось? Упр.         карточка Метапредметные  результаты Умение выражать свои  мысли (К) Предметные  результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности (П) Личностные  результаты Самооценка на основе  успешности  (Л)  Адекватное понимание  причин успехе/неуспеха  в учебной деятельности  (Л)

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Слог, ударение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2018