Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"
Оценка 5

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
26.01.2018
Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"
Звуки и буквы. Алфавит. Урок 4 Цели: 1. Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв. 2. Проверить знание наизусть алфавита. Методическое обоснование: учащиеся осознают, что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные. На этом уроке ученики получают представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита, заключающейся в обозначении звуков на письме (а не наоборот). Дети учатся правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам, транскрибировать слова (вводится термин транскрипция). Особое внимание учащихся следует обратить на знаки фонетической транскрипции. Предметные: научиться различать и транскрибировать слова по алгоритму решения задачи; составлять рассказ на грамматическую тему. Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова. Личностные: формирование навыков анализа и сопоставления.
Звуки и буквы.doc
Класс 5 Цели:  Звуки  и буквы. Алфавит. Урок 4 1. Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв. 2. Проверить знание наизусть алфавита. Методическое обоснование:  учащиеся  осознают,  что звук и буква – понятия нетождественные, противопоставленные. На этом уроке ученики  получают представление о первичности звуков по отношению к буквам, о роли алфавита, заключающейся в обозначении звуков на письме (а не  наоборот). Дети учатся правильно произносить названия букв, сопоставлять звуки и буквы, характеризовать звуки, соответствующие буквам,  транскрибировать слова (вводится термин транскрипция). Особое внимание учащихся следует обратить на знаки фонетической транскрипции. Предметные: научиться различать и транскрибировать слова по алгоритму решения задачи; составлять рассказ на грамматическую тему. Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию  – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова. Личностные: формирование навыков анализа и сопоставления. Ход урока Этап Деятельность учителя  Деятельность  учащихся  Планируемые  результаты УУД Мотивация к  деятельности Цель этапа:  включение учащихся  в деятельность. Придумано кем­то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро!». «Доброе утро – солнцу и птицам», «Доброе утро – улыбчивым лицам». Пусть каждый становится добрым, доверчивым И доброе утро длится до вечера! 3 мин Я рада приветствовать вас, уважаемые коллеги, в лаборатории по  изучению русского языка. Как и положено в любой лаборатории, мы, как  научные сотрудники, должны соблюдать свод золотых правил поведения: Подготовка  класса  к  работе. Личностные  результаты Самоопределение (Л) Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками (К)  1. Приходить в лабораторию чистыми, опрятными, с хорошим  настроением; 2. Грамотно излагать свои мысли; 3. Не использовать в своей речи ненормативную лексику; 4. Все записи производить аккуратно, соблюдать осанку при  выполнении записей и чтении научных текстов; 5. Быть внимательными и сосредоточенными; 6. Не забывать о взаимовыручке и коллективизме; 7. Уважать мнение других сотрудников, даже если не разделяешь его.  Перед вами лежат листы самооценки, в которых вы будете себя  оценивать за выполненные задания на уроке. Актуализация знаний Цель этапа:  подготовка мышления  учащихся 1. Учащиеся читают выписанные слова и составленные с ними  предложения, соблюдая правильное произношение и ударение. 2. Беседа о произношении согласных звуков. Ответы Проверка Оценивают себя. 10 мин  Вопросы к беседе: Метапредметные  результаты Планирование учебного  сотрудничества, умение  выражать свои  мысли  (К) Предметные  результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П  – логические)  – Охарактеризуйте процесс оглушения в словах: кни[ш]ка, ду[п]. – Как объяснить произношение слов: [з]делать, о[д]бор? – Почему при произношении некоторых слов согласный звук может  выпадать, не произноситься? Приведите такие примеры. – Назовите из слов, записанных на доске, сначала слова с ь для  обозначения мягкости согласного, затем слова без ь. Мостик, ходьба, свадьба, нянька, нянчить, банька, банщик, лошадьми,  возьми, четырьмя, фонарщик, заманчиво, резьба, помощник, жестянщик. 3. Подготовка к ВПР. самооценка Стадия вызова ОПРЕДЕЛИМ предмет наших сегодняшних научных исследований   Отгадайте загадки:  Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядом и молчат, Постановка учебной  задачи  Цель этапа:  обсуждение  затруднений (почему  возникли затруднения,  чего мы ещё не знаем). 2 мин Проверка Оценивают себя. Ответы  Формулируют тему,  цель и задачи  урока Оценивают себя. Метапредметные  результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные  результваты Самостоятельное  формулирование цели (П – общеуч.) Нам загадки говорят. Ответ: Алфавит Формулирование  проблемы (П – лог. (звуки речи и алфавит). Я попрошу вас открыть свои рабочие тетради и  сделать соответствующие записи по оформлению нашей научной работы. (Записываем число, классную работу, тему урока) Итак, уважаемые коллеги, чего вы ожидаете от сегодняшнего  исследования? Какие цели преследуете? (Учащиеся озвучивают свои целевые установки: ­ углубить свои знания о звуках и буквах; ­ вспомнить и повторить алфавит; ­ познакомиться с новыми определениями и правилами; ­ расширить свои знания о гласных и согласных звуках речи.) А я, в свою очередь, как старший сотрудник лаборатории, ставлю перед  собой цель: ­ познакомить вас с определениями разделов русского языка; ­ повторить все изученное в начальных классах о звуках речи и  алфавите; Как гласит народная мудрость, «Три пути ведут к знанию: Первый путь – путь размышления, этот путь самый благородный. Второй путь – это путь подражания, он самый лёгкий. Третий путь – путь опыта, самый горький». Сегодня на уроке каждый из нас выберет свой путь познания знаний и я  надеюсь, что у каждого он будет только верный. По этому поводу я хочу  прочитать вам притчу: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что  мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи,  мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам  думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – выпущу».  Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».  И в наших с вами руках стать образованными и сознательными  гражданами Республики Казахстан, в наших руках наше будущее, в наших руках хотеть или не хотеть, уметь или не уметь, мочь или не мочь,  стараться или работать спустя рукава.  Стадия осмысления. Чтение основного теоретического материала на с. 11–12 (§ 5). 1. Обратите внимание на предметы, которые лежат пред вами:  телефон патефон микрофон магнитофон Как вы думаете, что между ними общего? Запишите названия этих  предметов в столбик. (У доски Виолетта) Все эти слова заканчиваются на –фон. Почему? Построение проекта  выхода из  затруднения Цель этапа:  составить план  достижения целей 5 мин Планирование,  прогнозирование (Р),  Моделирование,  выдвижение гипотез (П),  инициативное  сотрудничество в  поисках информации (К) Намечают пути  решения задач Работа по группам Проверка  Оценивание Дело в том, что все эти предметы – это аппараты, передающие звук. В  переводе с греческого «фон» ­ это «звук». Отсюда и появилось название  раздела русского языка Фонетика. Таким образом, фонетика – это раздел  науки о языке, в котором изучаются звуки речи.. Но изучение фонетики  невозможно без параллельного изучения и других разделов русского  языка, таких как графика, орфоэпия и орфография. Что это за разделы и  чем они отличаются, нам предстоит узнать из материала учебника на стр.  84. 2. Первый раз учащиеся читают определения шепотом, второй раз  вслух  цепочкой, третий раз – хором, а в четвертый раз учитель задает вопросы: ­ что означает в переводе с греческого «орпос» и «эпос»? ­ что изучает орфоэпия? ­ что называется графикой? ­ что такое орфография? 3) А сейчас закройте глаза и внимательно прислушайтесь. (Звучат звуки дождя, раскаты грома, шум моря, пение птиц) Что вы услышали? (Услышали звуки) Совершенно верно, наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков  окружает нас. Всё это звуки природы. А теперь сосредоточьте свое внимание на следующих звуках. (Звучат звуки речи из казахского, русского и английского алфавита) Что вы услышали на этот раз? (Звуки речи) А чем отличаются звуки природы от звуков речи) (Тем, что звуки речи  образуют слова) 4. «Мозговая атака»: ­ что такое звуки речи? ­ на какие группы делятся звуки в русском языке? (гласные и  согласные) ­ сколько в русском языке гласных звуков? (6) ­ сколько согласных звуков? (36) ­ как называется гласный звук, если на него падает ударение?  (ударный или в сильной позиции) ­ как называется слог с ударным гласным? (ударный) ­ как называется гласный слог без ударения? (безударный) ­ из чего состоят слова, которые мы слышим? (из звуков) ­ из чего состоят слова, которые мы пишем и читаем? (из букв) ­ сколько в русском языке букв? (33) ­ а сколько звуков в русском языке? (42) ­ почему количество звуков и букв в русском языке не совпадает? 5) После такой мозговой атаки, я думаю, нужно отдохнуть не только  нашим мозгам, но и мышцам.   Физминутка. 4. Работа в парах: кто быстрее составит алфавит (буквы из  конвертов) Хоровое проговаривание алфавита и проверка заданий.  (На доску вывешивается таблица с алфавитом) (акцент делается на правильном произношении букв) 4. Исследование алфавита: Итак, ещё раз повторим, что такое алфавит? ­ как ещё иначе называется алфавит? ­ сколько в русском алфавите букв? ­ сколько в нем гласных букв? (10) ­ сколько согласных? (21) ­ какие из них не обозначают звуков? 4. Изучение опорной схемы: АЛФАВИТ ­ буквы, обозначающие звуки гласные согласные глухие звонкие твердые мягкие Оказывается, ребята, что слова «алфавит» и «азбука» имеют свой  секрет. С этим секретом нас познакомит учебник. Первичное  закрепление Цель этапа: усвоение учащимися новых  знаний 8 мин Я предлагаю сейчас прослушать стихотворение Я. Козловского и  определить, какая особенность звуков использована в нем. Зевнул наборщик на работе и вместо «И» поставил «О». Поймете вы, когда прочтете, что получилось у него. Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит: Пред ним не кИсть, а кОсть. В ведре не сУрик, а сУрок, В углу не венИк, а вЕнок. (Замена лишь одного звука приводит к образованию слова с новым  лексическим значением) Вот почему необходимо быть внимательным при письме, чтобы не  получился каламбур. Сейчас вам предстоит выполнить лабораторное исследование над словами и звуками. Отгадайте метаграммы: замените в слове одну букву  другой и тогда вы получите новое слово. Работа в парах: Метапредметные  результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция  (Р) Управление поведением  партнера (К)  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой  и точностью(К) Предметные  результаты Действие по аналогии  (П)    Умение структурировать знания , выбор наиболее  эффективных способов  решения задач (П –  общеуч.) Работа в паре  Оценивание по цепочке Оценивание 1 ВАРИАНТ: С К в полях меня найдете, С Г романсы запоёте, С В косички заплетете. (колос­голос­волос) 2 ВАРИАНТ: С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка –безрукавка. (чайка­лайка­майка) 11. Всегда ли звуковой и буквенный состав слова совпадает? Найти ответ на этот вопрос нам поможет как всегда наш верный  помощник – учебник. Работа с учебником: а) стр. 87 ­ прочитать правила; б) упр.215: Потлов Андрей списывает слова из пункта 1 и  подчеркивает все гласные звуки; Рингельман Виолетта выписывает из пунктов 2 и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв; Гузовский Виталий выписывает из пунктов 2 и 3 слова, в  которых букв больше, чем звуков; Китке Андрей выписывает из пункта 3 слова, в которых  количество звуков и букв одинаковое. Правильные ответы учащиеся сверяют по таблицам, вывешенным на  доске: (самопроверка) Б З: олень, лось, медведь (Виталий) Б З: ежевика, ягода, гиена, енот (Виолетта) Б З: волк, лев, бобр, барсук (Андрей) Самостоятельная  работа  Цель этапа:  самооценка  учащимися  результатов своей учебной деятельности 5 мин  Выполнение упражнений 18–21 (устно) на с. 12. Работа в паре Выполнение упражнения 22 (письменно) на с. 12. Проверка, оценивание. Работа в группе Проверка, оценивание. Метапредметные  результаты Контроль, коррекция,  выделение и осознание  усвоенного (Р) Волевая регуляция в  ситуации затруднения  (Р) Личностные  результаты Самоопределение (Л) Рефлексия  деятельности На листе бумаги обведите свою левую ладонь. Каждый палец – это какая­ либо позиция, по которой надо высказать свое мнение: Составляют синквейн Цель этапа: осознание учащимися своей  учебной деятельности, самооценка  результатов  деятельности своей и  всего класса. 10 мин Большой палец – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию… Средний палец – мне было трудно (или не понравилось)… Безымянный палец – я надеюсь на то, что… Мизинец – хочу ещё узнать… параграф 5, упражнения 25, 26 на с. 13. задание по ВПР Домашнее задание 2 мин Осуществляют   оценку  урока  и   самооценку,  соотносят цель и  результаты, степень  их соответствия  Метапредметные  результаты Умение выражать свои  мысли (К) Предметные  результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка  процесса и результатов  деятельности (П) Личностные  результаты Самооценка на основе  успешности  (Л)  Адекватное понимание  причин успехе/неуспеха  в учебной деятельности  (Л)

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018