Урок русского языка 5 класс.
Тема: разговорная и книжная речь.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока: выработка умения определять и отличать разговорную и
книжную речь.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Присаживаетесь.
2. Мотивация учебной деятельности.
Прежде чем мы начнем урок, я предлагаю вам, ребята разыграть диалог. Для
этого нужно 2 человека.
Инсценировка ситуации.
Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не
здороваетесь, молодой человек?
Мальчик: Приветик!
Д: На что жалуетесь?
М: Прихворнул я, чтото горло дерет, крыша болит.
Д: Температуру измеряли?
М: Да вчера градусник кокнул!
Д: А чем вы вчера лечились?
М: Дрыхнул весь день, аж надоела.
Д: Да… тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас
очень болен язык. Его срочно лечить нужно.
Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой
речевой ситуации? (приветик, прихворнул, дерет, крыша болит)
Какой совет вы бы дали мальчику? (нельзя употреблять такие слова в разговоре с
доктором. Ребята, какой вывод напрашивается, что в русском языке есть разговорные
слова, которые уместны при употреблении со сверстниками, также есть книжные слова,
которые используются в книгах, официальных беседах).
Какова тема нашего урока? (разговорная и книжная речь) Какова цель нашего урока? (учиться различать книжную речь от разговорной).
Сейчас я вам раздам листочки, вы в парах их заполните, а затем проверим.
Признаки
Разговорная речь
Книжная речь
Обдумываем ли заранее
мысли?
Отбираем ли заранее
языковой материал?
Как чувствуем себя в
разговоре? Какие слова
употребляем?
Следим
ли
правильностью
произношения
ударения?
РС – с кем говорим? РС РС
за
и
где говорим?
с какой целью?
3. Этап реализации поставленной цели.
А теперь, предлагаю вам сравнить 2 слова – крошечный и микроскопический
(работа со словарями); слова имеют одно лексическое значение, но отличаются по своему
употреблению.
В какой речи употребляем слово крошечный? А микроскопический? –
(Первое слово употребляется в разговорной речи, 2ое слово – в книжной речи.)
А теперь, ребята, самостоятельно сформулируйте и запишите в тетрадь:
Книжные слова – это слова, которые использся в книгах, газетах, официальных
выступлениях.
Разговорные слова – это слова, свойственные повседневной, бытовой речи.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
РАЗГОВОРНУЮ И КНИЖНУЮ РЕЧЬ СЕГОДНЯ ИЗУЧАЕМ,
ДРУЖНО ГОЛОВОЮ ПОКАЧАЕМ,
РУКУ ВПРАВО, РУКУ ВЛЕВО,
А ТЕПЕРЬ ВОЗЬМЕМСЯ МЫ ЗА ДЕЛО! 4. Этап первичного закрепления изученного.
Ребята, представьте, что в пятницу наш класс идет на спектакль. Вам
нужно составить 2 текста, в 1м тексте воспользуйтесь разговорной
речью (объявить об этом родителям), а во 2м книжной речью
(объявить одноклассникам на уроке). 1ряд составл. Разговорную речь,
2 ой ряд составляет книжную речь.
Затем просматриваем видеоролики, определяем речь.
Тексты.
Телефон.
Але! Мишка, это ты? Нет? Позовите Мишку.
Что случилось?
Хочу знать, у него задачка сошлась с ответом?
А кто это говорит?
Санька.
Скажи, Саша, шепотом спросила бабушка Ивановых, в этой задачке
не спрашивается, удобно ли звонить так поздно?
Не, удивился Саня. – А чё тут такого?
(Признаки разговорной речи видны в словах мальчика. Его речь имеет
свободный порядок слов. Неполные предложения. Используется диалог).
В Перми и Пермском крае сегодня ожидается переменная облачность,
временами снег. Ветер слабый. Температура днем минус 1012 градусов.
5. Домашнее задание.
1. Найти примеры текстов разговорной и книжной речи, доказать их
принадлежность.
2. Составить диалог (инсценировка какойлибо ситуации в школе, на улице и
т.д.)
6. Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Какова была цель урока? Достигнута ли она?
С какими трудностями вам пришлось столкнуться при изучении
данной темы урока?
Пригодится ли вам эта тема в жизни?
Уходя, ребята прикрепите на доску героев из мультфильмов, как вы поняли
тему урока, если все было понятно, то Знайка, если возникали трудности, но в конце все поняли, то Вовка из Тридевятого царства, если ничего не поняли, то
Незнайка.
Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"
Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"
Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"
Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.