Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"
Оценка 5

Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
20.12.2017
Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"
Видео файл к уроку
Публикация является частью публикации:
Урок русского языка....doc
Урок русского языка 5 класс. Тема: разговорная и книжная речь. Тип урока: объяснение нового материала. Цель   урока:   выработка   умения   определять   и   отличать     разговорную   и книжную речь. 1. Организационный момент. Здравствуйте! Присаживаетесь. 2. Мотивация учебной деятельности. Прежде чем мы начнем урок, я предлагаю вам, ребята разыграть диалог. Для этого нужно 2 человека. Инсценировка ситуации. Доктор:  ­   Проходите,   пожалуйста,   в   кабинет.   Почему   же   вы   не здороваетесь, молодой человек? Мальчик: ­ Приветик! Д: ­На что жалуетесь? М: ­ Прихворнул я, что­то горло дерет, крыша болит. Д: ­ Температуру измеряли? М: ­  Да вчера градусник кокнул! Д: ­   А чем вы вчера лечились? М: ­ Дрыхнул весь день, аж надоела. Д:  ­ Да… тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно лечить нужно. ­ Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместно используются в этой речевой ситуации? (приветик, прихворнул, дерет, крыша болит) ­ Какой совет вы бы дали мальчику? (нельзя употреблять такие слова в разговоре с доктором. Ребята, какой вывод напрашивается, что   в русском языке есть разговорные слова, которые уместны при употреблении со сверстниками, также есть книжные слова, которые  используются в книгах, официальных беседах).   ­ Какова тема нашего урока? (разговорная и книжная речь) ­ Какова цель нашего урока?  (учиться различать книжную речь от разговорной). Сейчас я вам раздам листочки, вы в парах их заполните, а затем проверим.  Признаки Разговорная речь Книжная речь Обдумываем ли заранее мысли? Отбираем   ли   заранее языковой материал? Как   чувствуем   себя   в разговоре? Какие слова употребляем? Следим   ли правильностью произношения ударения?  РС – с кем говорим?                      РС                              РС за и     ­ где говорим? ­ с какой целью? 3. Этап реализации поставленной цели.    А теперь, предлагаю вам сравнить 2 слова – крошечный и микроскопический (работа со словарями); слова имеют одно лексическое значение, но отличаются по своему употреблению.  ­   В   какой   речи   употребляем   слово   крошечный?   А   микроскопический?  – (Первое слово употребляется в разговорной речи, 2ое слово – в книжной речи.) ­ А теперь, ребята, самостоятельно сформулируйте и запишите в тетрадь: Книжные   слова   –   это   слова,   которые   использ­ся   в   книгах,   газетах,   официальных выступлениях. Разговорные слова – это слова, свойственные повседневной, бытовой речи. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. РАЗГОВОРНУЮ И КНИЖНУЮ РЕЧЬ СЕГОДНЯ ИЗУЧАЕМ, ДРУЖНО ГОЛОВОЮ ПОКАЧАЕМ, РУКУ ВПРАВО, РУКУ ВЛЕВО,  А ТЕПЕРЬ ВОЗЬМЕМСЯ МЫ ЗА ДЕЛО! 4. Этап первичного закрепления изученного. Ребята, представьте, что в пятницу наш класс идет на спектакль. Вам нужно   составить   2   текста,   в   1м   тексте   воспользуйтесь   разговорной речью   (объявить   об   этом   родителям),   а   во   2м   ­   книжной   речью (объявить одноклассникам на уроке). 1ряд­ составл. Разговорную речь, 2 ой ряд составляет книжную речь. Затем просматриваем видеоролики, определяем речь. Тексты.  Телефон. ­ Але! Мишка, это ты? Нет? Позовите Мишку. ­ Что случилось? ­ Хочу знать, у него задачка сошлась с ответом? ­ А кто это говорит? ­ Санька. ­ Скажи, Саша, шепотом спросила бабушка Ивановых, в этой задачке не спрашивается, удобно ли звонить так поздно? ­ Не, ­ удивился Саня. – А чё тут такого? (Признаки   разговорной   речи   видны   в   словах   мальчика.   Его   речь   имеет свободный порядок слов. Неполные предложения. Используется диалог). В   Перми   и   Пермском   крае   сегодня   ожидается   переменная   облачность, временами снег. Ветер слабый. Температура днем минус 10­12  градусов.  5. Домашнее задание. 1.   Найти   примеры   текстов   разговорной   и   книжной   речи,   доказать   их принадлежность. 2. Составить диалог (инсценировка какой­либо ситуации в школе, на улице и т.д.) 6. Рефлексия. ­ Что нового вы узнали на уроке? ­ Какова была цель урока? Достигнута ли она? ­   С   какими   трудностями   вам   пришлось   столкнуться   при   изучении данной темы урока? ­ Пригодится ли вам эта тема в жизни?    Уходя, ребята прикрепите на доску героев из мультфильмов, как вы поняли тему урока, если все было понятно, то Знайка, если возникали трудности, но в конце все поняли, то Вовка из Тридевятого царства, если ничего не поняли, то Незнайка.

Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"

Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"

Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"

Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"

Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"

Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"

Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"

Урок русского языка в 5 классе "Разговорная и книжная речь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2017