Предметные:
- знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличи¬тельные особен¬ности русского ударения (его разнообразие и подвижность);
- уметь сопоставлять словесное и логическое ударения;
- выстраивать композицию рассуждения.
Личностные: ищут свою позицию в многообра¬зии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: в диалоге с учителем совершенст¬вуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления.
Коммуникативные: умеют видеть ситуацию с разных позиций и договариваться с людьми иных позиций.
Урок 14. Слог и ударение.docx
Урок 14. Слог и ударение
Универсальные учебные действия (УУД):
Предметные:
знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличительные особенности
5 класс, 25.09.18.
русского ударения (его разнообразие и подвижность);
уметь сопоставлять словесное и логическое ударения;
выстраивать композицию рассуждения.
Личностные: ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих
позиций, эстетических и культурных предпочтений.
Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в
ходе оценки и самооценки.
Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления.
Коммуникативные: умеют видеть ситуацию с разных позиций и договариваться с
людьми иных позиций.
Оборудование: учебник.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание проблемной ситуации.
Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который
прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».
«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие
специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать
жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа –
заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».
Петя очень удивился.
«Мама, спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у
каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какаято странная
заметка!»
Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?
(Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека)
А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную
ситуацию?
Итак, тема нашего урока называется «Слог и ударение».
ІІІ. Постановка цели и задач.
Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова
имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.
ІV. Проверка материала, изученного в начальных классах.
Теория.
1.Что такое ударение?
2.Что такое слог?
3. Какой раздел языкознания изучает произношение слов?
Практическое задание на повторение. Игра «Хлопаем в ладоши».
1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы хлопаете в ладоши столько раз, сколько
слогов слове.
Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.
2. Игра «Самый быстрый». Если вы слышите, что ударение падает на первый слог, то
необходимо встать, на второй слог – остаться на месте.
Звуки, фонетика, голос, морской, устно, согласный, гласный.
Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать. V. Объяснение нового материала с параллельным закреплением.
Чтение теоретического материала на с. 30,31.
Задание.
Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.
1 ряд – осень, листья;
2 ряд – дождливо, ненастно;
3 ряд – золотой, листья.
Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.
Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.
Работа у доски.
Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение.
волна´ – во´лны
сторона´ сто´рону сторо´н
поня´ть – по´нял – поняла´
Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова)
Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах?
(передвигается)
Итак, вторая особенность русского ударения – подвижность.
Все ли слова в русском языке имеют ударение?
Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
Ф. И. Тютчев
Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи не имеют его.
Итак, какими особенностями обладает русское ударение?
Работа с учебником.
Упражнение 60, 63.
Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение?
Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать.
Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами.
Итак, какую роль играет ударение в слове?
(Ударение помогает различить смысл слова смыслоразличительная функция)
Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения?
VІІ. Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»?
Рефлексия.
VІІІ. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал параграфа, упр. 64.
Урок русского языка в 5 классе "Слог и ударение"
Урок русского языка в 5 классе "Слог и ударение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.