Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
13.10.2017
Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"
Урок посвящен Дню славянской письменности и культуры. Методическая разработка урока заняла III место в региональном этапе Всероссийского конкурса "Лучший урок письма" в номинации "Лучшая методическая разработка проведения Урока письма". На уроке вы перенесетесь в Древнюю Русь, а также письма вам принесет сам Почтальон Печкин.
Мой открытый урок.doc
Конспект открытого урока по русскому языку, посвященного Дню славянской письменности и культуры 6 класс Тема: Как писать письма? Цели:  1. Показать   живую   связь   современного   русского   языка   с   его историческими корнями.  2. Познакомить   с   историей   и   особенностями   эпистолярного   жанра, формировать навыки написания  письма 3. Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества.  4. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.  5. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.  6. Воспитывать   уважение   и   понимание   русской   культуры,     славянских традиций, воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила   вежливого   обращения,   письменную   монологическую   и диалогическую речь. Ход урока: Деятельность учителя I. Организационный момент 1.Слово учителя. Настрой на продуктивную работу на  уроке. В старину наши далекие предки начинали свой день с  обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами  начнем  наш урок, посвященный Дню славянской культуры и  письменности с произнесения древнего приветствия. Все: Из глубокого колодца (руки “О”) Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой) Деятельность обучающихся Слайд 1 Слайд 2 1 Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой  ладошками вверх) Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) Новый день оно начнет (руки вниз широко) Психогимнастика “Сотвори солнце в себе”  Слйд 3 Учитель: В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза,  представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно  направляем к ней лучики, которые несут любовь, здоровье,  радость, тепло, свет, нежность, ласку, мир. Звёздочка становится  большой как Солнце. Оно несёт тепло всем­всем. (Руки в  стороны перед собой.) Улыбнитесь друг другу ­ Покажите, какое у вас настроение. Показывают  смайлики Слайд 4 2. Сообщение темы. 24 мая ­ День памяти святых равноапостольных Кирилла и  Мефодия, создателей славянской письменности. Россия  традиционно отмечает этот праздник. Этот день – особый день в  нашей истории. Может быть, мы еще не совсем привыкли к нему,  хотя имена Кирилла и Мефодия нам хорошо знакомы. И вы не раз читали о том, что в далеком 9 веке братья эти взялись за трудное,  но великое дело – создание славянского алфавита. Это событие  положило начало всей славянской культуре. Поэтому во многих  славянских странах праздник, посвященный их памяти,  отмечается давно. И в России День славянской письменности и  культуры с 1991 года стал общегосударственным праздником. Слайд 5 Слайд 6 3.Инсценировка. Белорус:  Из родной Беларуси Я встречаю зарю, Всем мальчишкам, девочкам “Добрый дзень!” – говорю. Украинка Слышу голос родимый Городов, деревень. 2 Говорит Украина: – Здоровэнько булы! – Добрый дэнь! Русская Утром нива росистая, Даль прозрачная, ясная. Отзовется Россия. – Здравствуй! – скажет она. Белорус  И куда не поеду В те ли, эти края,­ Всюду, словом привета Встретят братья, друзья. Украинка Потому что, Русоволосые и сероглазые, Лицом все светлые и сердцем славные. Русская Древляне, русичи, поляне, Скажите, кто вы? Все: Мы – славяне! Учитель: Слайд 7 ­ 10 В это трудно поверить, но когда­то у нас не было печатных книг.  Было такое время, когда наши предки славяне не имели  письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами,  а рисунками. Каждый предмет у наших предков что­нибудь  обозначал, символизировал. И, наконец, научились изображать не  предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились  упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой  письменностью, "чертами и резами", а также руническим  письмом...   Давайте перенесемся в далекое прошлое – Древнюю Русь. Слайд 11 3 НЫНЕ, РЕКУ ВАМ, ЧАДЬЦА МОИ, КАКО  КНИЖЬНАЯ СЛОВЕСА ОТ НЕКНИЖЬНЫХ  РАЗЛИЧАЮТСЯ. КНИЖЬНАЯ СЛОВЕСА СУТЬ – ГЛАВА,  СТРАНА, ВЛАСТЬ, ГРАД, А ПО – РУСЬКУ НАРЕКУТЬСЯ – ГОЛОВА,  СТОРОНА, ВОЛОСТЬ, ГОРОД. Слайд 12 Входит монах, садится за стол, пишет гусиным пером Ученик 1 В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской  Быль записывал монах. Ученик 2  Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. /Звучит колокольный звон в аудиозаписи/ Летописец (вставая) По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий  За труды свои прославляются. Ученик 1 Вспоминают Кирилла и Мефодия, Братьев славных, равноапостольных,  В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии, Хвалят братьев премудрых в Болгарии,  В Украине, Хорватии, Сербии. 4 Слайд 13 Летописец Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей. 4.Слово учителя На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он  называется Салоники.) Здесь кончалась Византия, дальше шли  необъятные земли славян, наших предков. Многие жители  Солуни тоже были славянами. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был  греком, но мать­славянка говорила с детьми на родном  славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу.  Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет  пошёл в школу младший.  Всё в школе казалось ему ужасно интересным и  удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с  вопросами: ­ А почему учитель всё время говорит по­гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по­славянски. ­ Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания­всё от греков. ­А почему у славян нет своих книг? ­Потому что писать на славянском языке нельзя. В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал  разговор братьев. ­Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны  чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки –  грубые и варварские, и писать на них нельзя! ­Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и  придумаю славянские буквы. Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро  стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали  5 дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и  там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте –  создать  азбуку славян.  Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в  ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил  Ростислав прислать в Моравию учителей, которые смогли бы  рассказать славянам о святых христианских книгах,  неизвестных им книжных словах и смысле их)      И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку. Слайд 14 II.Формирование новых знаний 1.Инсценировка (Женя разглядывает старославянский буквы, любуется  ими.) ­ О, какие буквы дивные!   Красивые, видно старинные!   Были они когда­то важны,   Теперь уже никому не нужны. (Вбегают буквы, у детей короны с буквами кириллицы)  Женя: (удивлённо) Вы кто?  Буквы: Я ­ буква ИЖИЦА. Я ­ ФИТА Я ­ ЮС МАЛЫЙ Я ­ ПСИ А я ЯТЬ Все: Запомнить: как правильно нас читать. Женя: Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал  иной, мне очень жаль и скорбно весьма, что из нашего вы исчезли  письма. Буквы: 1.      Что значит исчезли?            Что мы не важны,           А старые вещи вам не нужны? 6 2.      Керосиновая лампа ­ это тоже старьё,            Но ты не выбросил её. Женя: Это ещё бабушкина мама при свете этой лампы  прадедушке писала письма на фронт. 3.      Ну вот!           Эти вещи стали редкость,           Это память о наших предках. 4.      Ну и мы такая же память,           Нас нельзя забыть и нельзя оставить,           Нас Пушкин, Лермонтов писал,           Мы светом грамоты их путь освещали. 5.      Мы в старинных книгах живём.           И не только видом красивы.           Православный дух храним           На страже церкви нашей будем. (Уходят). Женя:  Проходят времена, меняется человек.             Иной облик придаёт ему век.             Но жив православный народный дух             Благодаря деянию двух             Братьев славянских ­ Кирилла и Мефодия,             Память о которых вечно в народе.  2.Слово учителя 24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о  создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой  славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том,  чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть  письмом.  ­ Ребята, отгадайте загадку: Сбоку – марка и картинка, В круглых штампах  Грудь и спинка. Маленькое очень, Слайд 15 Слайд 16 Письмо 7 Быстрое, как птица Если захочешь – За море умчится. ­ Правильно, это письмо!      XXI век – век современных технологий: компьютеры,  Интернет, мобильные телефоны… Как популярны слали sms­ сообщения, как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный  жанр, как письмо.  Сегодня на уроке мы рассмотрим структуру, культуру  написания письма; познакомимся  с историей письма, будем  учиться писать письма и правильно оформлять конверт. ­ Откройте тетради. Запишите число и классная работа.         3. Объяснение нового материала учителем. ­ Ребята, а что же такое письмо? Слайд 17 Это разговор   одного человека с  другим в  письменной форме.     Обратимся к «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо». Это жанр письма Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего­ нибудь кому­нибудь. (Ожегов С.И.) Слайд 18 Письмо­ это эпистолярный жанр речи, оно  составляется и направляется адресату с целью сообщить  ему что­либо, уведомить о чем­либо, поддержать с ним  общение и т.д. ­ Что такое эпистолярный жанр?  Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в  форме письма, где излагаются суждения автора по поводу  определенного предмета.  4.Историческая справка          Почта существует с древних времён. В Голландии  сохранились крепости, в которых на самом высоком месте были  Слайд 19 8 сделаны площадки для разведения костров Костры извещали об  опасности.         Для передачи важных сообщений посылали также пеших и  конных гонцов. Особенно во времена войн, Олимпийских игр.       Помогали передавать информацию и голуби. К почтовому голубю привязывали информацию, и он летел в нужном направлении.           На тонущих кораблях послание запечатывали в бутылку и  выбрасывали в море.          На Руси почта появилась в X веке. Ямщики скакали от  одного населённого пункта к другому, передавая сообщение, как  эстафету. ­ Скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам  нравится их читать? ­А чего не хватает коротким электронным сообщениям или  мобильным звонкам? ­ Какие виды писем вы знаете?  ­ Зачем и кому пишут письма?  Им не хватает  теплоты,  душевности, ведь  когда читаешь  письмо, словно  разговариваешь с  близким тебе  человеком Слайд 20 Письма бывают  разные: дружеские,  личные,  официальные,  деловые,  поздравительные,  благодарственные,  письма в газету Чаще всего мы  пишем письма  близким, знакомым,  родным, чтобы  поделиться своими  мыслями,  чувствами,  переживаниями Слайд 21 9 5.  Страничка истории ­ А какими были первые письма, нам расскажет Платова  Елизавета. Сообщение Платовой Лизы Записать в тетрадь Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24­26 6  Композиция письма.  ­  Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная  часть, заключение) III.Формирование практических умений и навыков 1 Практическая работа.  Задание группе №1 Выберите слова и выражения, которые  вы могли бы использовать в письме к другу для  приветствия.   Задание группе №2. Выберите слова и выражения, которые  вы могли бы использовать в письме к другу для основной  части.   Задание для группы №3. Выберите слова и выражения,  которые вы могли бы использовать в письме к другу для  заключительной части. 2.Повторение  пройденного материала ­   Что такое обращение? Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя  получателя или его фамилию. (После обращения ставится  восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то  запятая или двоеточие). В тетрадях напишите обращение к вашей маме. ­ Расскажите о знаках препинания при обращении. Текст письма начинается с красной строки и естественно с  заглавной буквы. После текста письма идет заключительная  формула вежливости, подпись и дата. Слайд 27 10 Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать  справа, внизу.  3. Физкультминутка направлена на снятия усталости с  глаз. 4. Словарная работа  ­ Сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием  письма. Угадайте слово и запишите в тетрадь. а) Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге,  предназначенные для отправки на расстояние. б) бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. в). Пункт назначения письма, местонахождения лица, кому оно  предназначено. г). Цифровое, условное обозначение населённого пункта. д)Краткое, быстрое, экстренное сообщение о чем­то. е). Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. Письмо, конверт,  адрес, индекс,   телеграмма,  почтальон. Слайд 28  ­ В записанных словах, поставьте ударение, подчеркните  безударную гласную. Почтальон Печкин Слайд 29   ­ Назовите самого известного почтальона? 5. Творческая работа учащихся. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы  будем учиться писать письма.  ­ Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к  вам на каникулы. Слова ­  подсказки (на доске) У меня к Вам (тебе) большая просьба.. Очень прошу Вас (тебя)… С приветом… Заранее благодарен.. (После выполнения задания  ученики зачитывают свои работы) Учитель: М.Шагинян писала: «Даже через почерк приближается  11 человек к другому: в ритме слов передается характер…». Какие  еще правила написания писем вы знаете? Просмотр отрывка  мультфильма 6. Правила написания письма.    Учитель: Чтобы более подробно познакомиться с    особенностями письма, я предлагаю обратиться к героям  известного всем нам мультфильма «Трое из Простоквашино». Текст Слайд 30 ­ На что похоже письмо? Верно это текст. Докажите! ­ Какие части в тексте обычно выделяем? ­ У письма, как и у текста, есть начало, основная часть и  концовка. ­ Что включает в себя начало? Прочитайте. ­ О чем говорится в основной части? ­ Как завершается письмо? 7. Правила  оформления конверта ­ Чтобы письмо дошло до получателя, нужно на конверте чётко и  разборчиво написать адрес. У вас у каждого на парте лежит  образец конверта, подпишите его. ­Почему сейчас люди все реже пишут письма?  Слайд 31 Письменное  общение заменили  нам телефоны и  компьютеры. Даже  по праздникам все  реже стали мы  получать красивые  открытки. ­ Несомненно, когда есть быстрая связь ­ это удобно, хорошо. Но,  как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить   общение через письма?  Слайд 32 12 Бородин Андрей расскажет о современных средствах  общения. 8. Творческая работа в тетради. Задание по рядам в парах. Задание 1 ряду: ­ Написать письмо своему другу с просьбой прислать семена  редких растений для посева на школьном участке. Задание 2 ряду: ­ Написать письмо­информацию своим родителям о пребывании в  спортивном лагере. Постарайтесь, чтобы письмо получилось  интересным.  IV.Подведение итогов. Подошёл к концу наш урок.  ­ Для чего нужны письма? ­ Как называется жанр письма? ­Какие виды писем вы знаете? ­Какие композиционные части выделяются в письме? Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не  задан какими­то жесткими правилами, тем не менее соблюдение  правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее  вести переписку. Появлению письма и алфавита мы обязаны двум  братьям Кириллу и Мефодию. И сегодня в день славянской  письменности и культуры, мы хотим сказать им спасибо.  Слава вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской святые отцы! Слава вам, правды Христовой учителя, Слава вам, грамоты нашей творцы! Все: Слава вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения. Братья святые: Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! Слайд 33 Слайд 34 Слайд 35 Слайд 36 13 Все: Вашей молитвой пред Господом сил! У меня есть ещё два письма. Со своими пожеланиями  обращаются ваши друзья детские писатели Л.Кассиль и М.  Горький. Вы познакомитесь с ними дома, и следующий урок мы  начнем с обсуждения этих писем. Рефлексия  Вы сегодня молодцы! Работали все отлично. ­ А теперь, пожалуйста, оцените урок.  На парте лежат жетончики красные, зелёные и жёлтые   по количеству учащихся: красный          ­           было интересно,  зелёный           ­           было обычно, жёлтый           ­           было скучно. (Каждый ученик выходит к доске и «наклеивает»  свой  жетончик  на конверт.) V. Домашнее задание. Написать  письмо  другу  о предстоящих  планах на летние каникулы   Слайд 37 14

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"

Урок русского языка в 6 классе "Как писать письма?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017