Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»
Оценка 4.9

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
29.11.2018
Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»
Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Цели урока: а) Продолжать знакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) Учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять род несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения; в) Способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.
род несклоняемых существительных.docx
Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных» Цели урока: а) Продолжать знакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена  существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в  предложениях и правильно употреблять их в речи; б) Учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки  несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и  несклоняемые существительные; определять род несклоняемых  существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать  выводы и заключения; в) Способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас;  воспитывать интерес к языку. Тип урока: урок­усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Личностные УУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения. Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока,  проводить самоконтроль и самооценку. Предметный результат: Знать: несклоняемые имена существительные Уметь: находить несклоняемые имена существительные, определять род, к  которому они относятся, правильно употреблять их в речи.  Применяемые методы:  Познавательные УУД: Поиск необходимой информации, смысловое  чтение.  Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. На основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того  что еще будет новым и интересным.  Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для  получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение. Личностные УУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения. Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись. Методическое и дидактическое обеспечение занятия: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /М. Т.  Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; Просвещение, 2010; карточки­задания (тесты), словари. Ход урока 1. Ребята входят в класс. На слайде №1 воздушный шар. Звучит песня  Елки «На большом воздушном шаре». 2. Оргминутка. Вводное слово учителя. У: Ребята, сегодня нас с вами ожидает увлекательное путешествие в  мир новых открытий. А отправимся мы на… воздушном шаре! С собой в  дорогу нам необходимо взять багаж знаний об имени существительном. Для  этого проверим домашнее задание и узнаем, достаточно ли нашего багажа для  путешествия! 3. Проверка домашнего задания. а) 2 – 3 человека выполняют задания по индивидуальным карточкам. б) Фронтальный опрос: ­ Что такое имя существительное? ­ Как изменяются имена существительные? ­ Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? ­ Какие существительные называют разносклоняемыми?  ­ Какие существительные называют несклоняемыми? ­ Какие существительные относятся к несклоняемым? Д: ­ собственные и нарицательные существительные иноязычного  происхождения с конечными гласными о, е, и, у, ю и с конечным ударным а;     ­ русские и украинские фамилии на о, ых, их;     ­ сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласный;     ­ иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и  оканчивающиеся на согласный. У: ­ Докажите, что слово шоссе – несклоняемое. Переходим к проверке домашнего упражнения 270. Взаимопроверка.  Обменялись тетрадями. Проверили со слайда №2. Поставили друг другу  оценки. Молодцы. 4. Слайд №3. Воздушный шар ждет нас, но мы не можем отправиться в  путь, ведь мы еще не сформулировали и не записали тему урока. А поможет  нам в этом обычный житель города Иван Петушков. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: почему соседи  смеялись над Иваном? Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение  «Шапита» (слайд 4, 5). Жил в нашем подъезде Иван Петушков, Он был чемпионом среди чудаков: Когда все гулять выходили в пальто, Иван выходил в пальте. А если знакомые шли в шапито, Иван говорил: ­ Не пойду ни за что. Чего я забыл в шапите? Соседи под вечер стучат в домино,  Играют в лото или ходят в кино… А он не любил ни лота, ни кина И в руки не брал домина. Сидел себе дома Иван Петушков. Уж больно Иван не любил шутников! В метре ли поедет, поймает таксю –  Смеялись они над Иваном вовсю. Смеялись, в пальте ли он был, без пальта, Смеялись в кине, в шапите… Зато не смеялся никто никогда, Когда он лежал на тахте. Спокойно залезет Иван на тахту… ­ Да ну, ­ говорит, – эту всю шапиту! (Андрей Усачев) Д: Иван склонял слова, которые не склоняются! У: Давайте посмотрим, что же это за слова. (Выписать их на доску) Шапито пальто  лото домино кино такси То, что эти слова являются несклоняемыми, вы определили быстро. Что метро они означают? Словарная работа. Слайд 6. 5. Целеполагание. Можете ли вы сказать, к какому роду относятся эти существительные?  Легко ли это сделать?  Сделайте вывод, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, с какой  целью путешествовать?  Слайд №7. Цель: узнать, как определяется род несклоняемых  существительных, как правильно употреблять их в своей речи, письменной  или устной. Таким образом, тема нашего урока «Род несклоняемых  существительных». Запишите ее в тетради. 6. Чтение правила: параграф 48, страница 143 учебника.  Теперь мы можем определить род тех несклоняемых существительных,  которые у нас на доске? (Среднего рода) 7. Физкультминутка. Необходимое для путешествия количество  багажа набрано, мы можем отправляться в путь! Кто будет капитаном нашего  шара и покажет танцевальные движения? Звучит песня Елки «На большом  воздушном шаре». Дети двигаются, танцуют. Музыка обрывается – садятся. 8. У: и прилетели мы в страну, где много диких кенгуру! Кто угадает,  что за страна? Название ее столицы? (Австралия, Сидней). Слайд №9. Вам предстоит первое испытание: вспомнить животных и птиц этой  страны, названия которых являются несклоняемыми существительными и  определить их род.  Вспомним правило: одушевленные несклоняемые имена  существительные, если обозначают животных, относятся к мужскому роду. Слайд №10 Задание выполняется совместно с учителем: какаду – попугай – м. р.; эму – страус – м. р.; коала, кенгуру – м. р., если обозначает особь мужского пола, и ж. р.,  если женского; киви – птица – ж. р. 9. Полетели дальше. Нас ждет прекрасная страна! Слайд №11. Кто  узнал ее? Столица этой страны? (Франция, Париж). Задание усложняется: составьте и запишите словосочетания со словами, определите их род. Какая часть правила нам в этом поможет? Д: несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к среднему роду, некоторые  слова­исключения к мужскому роду. Слайд №12. Уютное кафе – ср. р Ажурный тюль – м. р. Крепкий кофе – м. р. Лимонное желе – ср. р. Мадам – ж. р. (одуш). На доске выполняют ученики по желанию или по цепочке по одному  словосочетанию. У: Молодцы! Отлично справились с заданием! Я надеюсь, что после  нашего урока вы навсегда запомните, что тюль и кофе – м. р.! 10. Полетели дальше? Слайд 13. Наш шар поднялся на такую высоту,  что вся наша планета оказалась как на ладони. Давайте вспомним географию и попытаемся определить род несклоняемых существительных –  географических названий. Что говорит по этому поводу правило? Д: Род определяется по роду тех имен нарицательных, которыми эти  названия могут быть заменены (н­р, город, река и т.д.). Слайд №14 Определите род выделенных слов. Допишите пропущенные  окончания. а) Бурн… Алазани впадает в Куру. (ая – ж. р. река) б) Древн… Тбилиси – столица Грузии. (ий – м. р. город) в) Пресноводн… Онтарио – одно из крупнейших озер Америки. (ое –  ср.р. озеро) г) Полноводн… Конго течет среди тропических лесов. (ая – ж. р. река) 11. Молодцы! С заданием справились! Можем снижаться!  Физкультминутка под песню Елки «На большом воздушном шаре». Где мы  оказались? Слайд №16. В Чебаркуле. Здесь нас ждет самое сложное – самостоятельная работа, которая  покажет, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок. Слайд №17. Найди 4­й лишний и объясни почему. Самопроверка. а) Пальто, метро, кофе, шоссе; б) Какаду, кенгуру, фрау, шимпанзе; в) Туапсе, Сочи, Тбилиси, Миссисипи. Кофе – м. р. Фрау – ж. р. Миссисипи – ж. р. 12. У: Давайте с вами сделаем выводы из нашего путешествия. Ученик  выразительно читает стихотворение: Чтобы грамотными стать И писать отлично, Никогда нельзя менять В падежах различных Ни кино, ни домино, Ни бюро, и ни метро, Ни кашне, и не пенсне, Ни шоссе, ни шимпанзе. Можно песню распевать При честном народе, Если только не менять Ни в числе, ни в роде Ни какао, ни депо, Ни кафе и ни пальто, Ни колибри, какаду, Ни жюри, ни кенгуру. 13. Итоги урока, выводы. Отметки. Слайд 18. Сегодня на уроке Я узнал…. Я научился…. Мне было интересно… У меня вызвало затруднения…. 14. Домашнее задание Параграф 48, упражнение 272 (объяснить) + орфоэпическая работа  (слова в рамочке)

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»

Урок русского языка в 6 классе на тему «Род несклоняемых имён существительных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018