Урок русского языка в 6м классе.
Тема: "Неопределённые местоимения".
Цели:
образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее
знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений –
неопределёнными; показать отличительные особенности неопределённых
местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в
предложении; научить находить неопределённые местоимения в тексте;
формировать орфографическую зоркость обучающихся;
развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую
компетенции обучающихся; развивать аналитические способности
учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать
умение практического применения полученных знаний на практике;
воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к
изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Повторение.
Продолжить предложения.
Местоимение – это…
На прошлом уроке мы познакомились с… (СЛАЙД № 2)
3. Тест. (СЛАЙД № 3)
Какое слово получилось? (Лето.)
4. Новый материал.
А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а
каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих
слов. (СЛАЙД № 4)
Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Неопределённые
местоимения». Как вы думаете, почему они так называются? Сегодня мы будем строить дом для местоимений. Мы узнаем, какие
неопределённые местоимения есть в русском языке, выясним их особенности,
будем искать их в текстах и
заселять в наш дом.
Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях,
будем записывать в этот план. ( СЛАЙД № 5 )
Задание 1:
В учебнике на стр. 150 перечислены все неопределённые
Засели дом.
местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план.
Задание 2: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей.
Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове
исследователь пишется две буквы с? Мы будем исследовать неопределённые
местоимения.
Рассмотрите таблицу. От чего и как образовались неопределённые
местоимения? В чём особенность их правописания? (СЛАЙД № 6)
Вопросительные мест.
Неопределённые местоимения
кто
что
который
сколько
некто
нечто
некоторый
несколько
коекто
чтото
какойлибо
скольконибудь
Задание 3:
выразительно. (СЛАЙД № 8)
Перед вами стихотворение А. Коваля. Прочитайте его
Как автор говорит о том, кто плыл на яхте, о чём кричали чайки, какие люди
встречали его?
Однажды кудато на яхте
Откудато ктото поплыл.
Летали какието чайки,
О чёмто кричали ему.
Какойто дельфин остроносый
В зелёные волны нырял.
И ветер, почти незаметный, Чутьчуть паруса надувал.
Наверно, какието люди
Глядели уплывшему вслед.
И ктото, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
Есть ли в данном предложении неопределённые местоимения? Назовите их.
Выпишите НМ. Определите способ образования.
Задание 4: Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли
неопределённые местоимения по падежам, числам и родам (СЛАЙД № 8).
Попробуйте изменить местоимение некоторый по падежам, числам и родам,
используя таблицу.
Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются НМ,
и запишем его в план нашего дома.
Задание 5.
Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов.
Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст.
Вместо пропусков вам нужно вставить неопределённые местоимения, которые
живут в нашем доме.
Вдруг шлёпнуло посреди озера, и я увидел голову выдры. Она направлялась
с живой рыбой во рту к берегу. Я сидел и не шевелился. птицы,
испугавшись, вылетели из кустов. Раньше мне не приходилось видеть
подобное.
(СЛАЙД № 9)
Прочитайте текст, который у вас получился.
А вот текст, который был в первоначальном виде (СЛАЙД № 10):
Как бы вы озаглавили этот текст?
Посмотрите на план нашего дома. Что ещё нам нужно узнать об
неопределённых местоимениях? (Синтаксическую роль.)
Выясним, какими членами предложения являются НМ в этом тексте.
Запишем вывод в таблицу
Задание 8: Творческая работа (СЛАЙД № 11). Сейчас займёмся творчеством и в помощь возьмём НМ.
1вариант образовать НМ от слов кто, что.
2вариант Составьте небольшой текст на тему «Поход», используя НМ.
Начало: Ктото из нашего класса предложил отправиться в поход.
5. Индивидуальная работа по карточкам.
6. Вывод.
Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут
и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали о неопределённых
местоимениях .
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание:
1) раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный
– ничего не понятно.
2) упр.389 Урок русского языка в 6 классе с применением компьютерных
технологий.
Тема: «Путешествие по городу Местоимений».
Тип урока: урок-обобщение (систематизация изученного и
контроль качества знаний)
Цели и задачи:
1. Повторить основные сведения о местоимениях,
правописание отрицательных и неопределенных
местоимений
2. Создание проблемных ситуаций и типов заданий
поискового характера
3. Развивать логическое мышление и интеллектуальный
уровень
4. Развитие связной речи учащихся, мышления
5. Формировать практические навыки при выполнении
работы с использованием компьютера
6. Воспитывать чувство патриотизма
Оборудование:
компьютеры
мультимедийный проектор
лист контроля знаний учащихся
Средства обучения:
данный урок проводится в
компьютерном класс,
оснащённом мультимедийной
техникой. На компьютерах, связанных между собой через
локальную сеть, установлены тестовые задания по теме
«Местоимение». Урок сопровождается презентацией. Ход урока.
1. Вступительное слово.
СЛАЙД 1.
Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Сегодняшний урок у нас
с вами обобщающий по теме «Местоимение». И сейчас мне
хочется пригласить всех вас в путешествие по городу
Местоимений!
2. Сообщение целей и задач урока.
СЛАЙД 2.
Так вот, совершая экскурсию по городу М., мы с вами
побываем в замке М., в котором постараемся закрепить в
памяти все пройденные разряды М.
Далее посетим переулок правописания, где закрепим правила
правописания неопределенных и отрицательных М.
Потом окажемся в районе вопросов и ответов, где вас ждет
тестирование на компьютере.
А затем мы с вами побываем на площади творчества.
Во время нашего путешествия вы, ребята, станете заполнять
свой листок контроля, в котором будете ставить баллы,
оценивая свои знания.
Познакомьтесь с работой, которую Вам необходимо будет
оценить – это ваши устные ответы на вопросы экскурсовода (я
сама буду говорить, какой балл вы заслужили); далее каждый
из вас получит баллы в замке местоимений; в переулке
правописания и в районе вопросов и ответов. А в конце урока
вы суммируете Ваши баллы и выставите себе отметку за урок.
3. Теоретическое повторение. Итак, я ваш экскурсовод по городу М., приглашаю вас в путь.
Но прежде чем попасть в замок, мы должны отворить засов,
ответив на вопрос:
-Что такое М.? Для чего же служат местоимения? Какова их
роль в нашей речи?
(М. помогают объединять предложения в связанный текст,
избежать повторения одних и тех же слов в речи.
указывают на предметы,
М.
одушевленные и
неодушевленные, их признаки и количество, но не называют
их.
Употребляются вместо существительных, прилагательных и
числительных).
Как вы уже сказали, М. не называют предметы, признаки или
количество, а только называют их, являясь тем самым
дублерами существительных, прилагательных, числительных.
Поэтому некоторыми учеными решено выделить М. в группы в
зависимости от того, морфологические признаки какой части
речи имеет местоимение.
- Назовите, какие группы местоимений мы с вами изучили?
(М. –существительное, М. – прилагательное, М.-числительное)
СЛАЙД 3.
Все верно вы рассказали мне про местоимения, а значит, я
могу пригласить вас в замок, где живут наши М.
Открываем тетради и записываем сегодняшнее число.
Но прежде чем продолжить наше знакомство с жителями
замка М. скажите, какой праздник ожидает нас завтра. – 23
февраля. СЛАЙД 4.
- Что это за праздник? Кто нас расскажет историю этого
праздника?
Назовите мне, пожалуйста, Защитников Отечества! Каких
З.О. вы знаете?
А какими качествами характера должны обладать
Защитники Отечества?
Я, пользуясь случаем, хочу поздравить вас, наших будущих
З.О. с такой знаменательной датой.
Ну а раз завтра у нас такой праздник, я постаралась, чтобы
сегодняшний урок был созвучен с наступающим праздником, а
каким образом, я думаю, скоро вы об этом догадаетесь!
4. Рефлексия.
Но вернемся к нашему Путешествию.
Итак, давайте вспомним всех жителей города Местоимений,
которые обитают в нашем замке!
- Назовите все разряды М., которые мы с вами изучили.
(личные – я, ты, мы, вы, он, она, они, оно
Возвратные – себя
Вопросительные – кто, что, какой, который, чей, сколько (в
вопросительных предл.)
Относительные - кто, что, какой, который, чей, сколько (для
связи придаточных в СПП)
Неопределенные – некто, нечто, кто-то, кое-что, несколько,
что-то и т.д. Отрицательные – никто, некого, нечего, ничто, никакой,
нисколько, никоторый
Притяжательные – мой, твой, наш, ваш, его, ее, их
Указательные – тот, этот, такой, таков, столько
Определительные – весь, всякий, другой, иной, каждый,
любой, сам, самый
СЛАЙД 5.
5. Повторение разрядов местоимений.
Ну а чтобы я была совершенно уверена в ваших знаниях,
давайте потренируемся в определении разрядов М.
Вашему вниманию будут представлены предложения, в
которых вы должны будете найти все местоимения и
определить их разряд.
Перед вами лежат листочки, на которых представлена
таблица, которую вы будете заполнять в ходе работы:
1
№ пред
ложения
Местоимение Тот
Значение
разряд
указание
указательное
№
3
предложения
Местоимение Кто
Значение
связь
в СПП
Что
связь в СПП
относительное
Наш
принадлежность
притяжательное
4
Сам
Собой
Другого
Все
Своим
определ.
определ.
принадлежность
определ. напр.
дей.
на
себя
определи
возвратное
тельное
разряд
относи
тельное
определи
тельное
Предложения на СЛАЙДАХ 6, 7, 8:
Вас,
Мы,
Вы
лицо
Всей
определ.
определ
ительное
притяжательное
личное
определи
тельное
1. Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой
удалый, наш рукопашный бой. (М.Лермонтов) 2. Кто сам собой не управляет, тот и другого не наставит.
(пословица)
3. Во все века российские мужи,
Своим геройством в воинах побеждали
Все – офицеры, конюхи, пажи,
За честь России жизни отдавали.
И в вас российский дух не ослабел,
Мы видим в вас героев прошлых, славных,
Вы совершите много нужных дел
Для милых женщин и для всей державы!!!
Значение местоимений:
Личные – обозначают лицо
Притяжательные
принадлежность
–
Указательные – указание
Возвратное – направление
действия на себя
Вопросительные – вопрос
Относительные – связь в
СПП
Неопределенные
неопределенное
количество, признак
–
лицо,
Отрицательные – отсутствие
Определительное
–
определние лица, предмета,
признака 6. Промежуточный итог.
Давайте подведем итог этой работы и поставим себе
заработанный балл. Для этого поменяемся своими
тетрадками с соседом и проверим работу.
(Взаимопроверка).
СЛАЙД 9.
СЛАЙД 10.
Повторение правописания отрицательных и
7.
неопределенных местоимений.
Ну что же, мы с вами закрепили все наши знания о жителях
замка М. и можем смело двигаться дальше.
СЛАЙД 11.
А дальше я приглашаю вас заглянуть в переулок
правописания.
Давайте вспомним правила правописания отрицательных и
неопределенных местоимений.
(ответ детей) -
у отрицательных и неопределенных
местоимений под ударением пишется НЕ, а без ударения –
НИ (некого, ничего); НЕ и НИ в отрицательных М. пишутся
слитно, а если их разделяет предлог – пишутся в три слова
(ни в ком)
Правописание через дефис. СЛАЙД 12.
Ну что ж, давайте закрепим правила правописания
отрицательных и неопределенных М.
(1 человек у доски – остальные в тетрадях).
Предложения:
1. Нечего тому страшиться, который ничего не боится.
2. Не зря говорят: «Не презирай совета ничьего, но прежде
рассмотри его».
3. Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов.
(Н.Гоголь)
4. Грубость не делает чести никому. (К.Паустовский)
5. Никто лучше мужественного не перенесет страшного.
(Аристотель)
6. Никто не сражается в войне с таким рвением, как в
войне за родную страну. (Демосфен)
7. Кто оторвался от друзей, тому не на кого рассчитывать в
беде.
8. Алексей долго осматривал место побоища, ища чего-
нибудь съестного. (Б.Полевой)
9. Никакие неприятности не останавливали его, ни с
какими трудностями он не считался, ничем нельзя было
сломить его волю.
10.
Явившись к неприятелю, Фигнер делал выговор
караулу за невнимательность и сообщал кому-нибудь из
дозорных, что невдалеке располагается отряд казаков.
(Александр Фигнер – руководитель партизанского
отряда во времена войны 1812 года) 11.
В другом месте он объяснял, что русские заняли
такую-то деревню.
12.
Днем он искусно прятал свой отряд в лесную глушь
или какое-либо другое место.
8. Промежуточный итог.
(Самопроверка). Ребята проверяют написанное у себя в
тетради и сравнивают с доской. Ставят себе балл.
СЛАЙД 13.
9. Практическая работа на закрепление материала.
(Тестирование на компьютере).
Отлично! Вот мы и добрались с вами до района вопросов и
ответов.
СЛАЙД 14.
Я попрошу первый вариант отправиться за компьютеры на
тестирование, а остальных ждет интересная работа со мной.
- Где чаще всего употребляем М.?
(в художественных произведениях,
поговорках, в разговорной речи)
в пословицах,
Да, конечно, в разговорной речи мы употребляем М. чаще
всего. И очень часто мы употребляем их неверно. Поэтому
при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить
за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем
М.
Перед вами сейчас появятся предложения, в которых есть
речевые недочеты. Ваша задача исправить эти недочеты и
переписать предложения в тетрадь в исправленном виде. Предложения на СЛАЙДАХ 15, 16, 17, 18, 19, 20:
1. Пограничники зорко охраняют рубежи нашей Родины. О
ее службе написано много книг. (Пограничники зорко
охраняют рубежи нашей Родины. О их службе написано
много книг)
2. Партизаны шли (не)проходимыми тропами, у ихних
пр..следователей не было (н..)какой надежды на успех.
(Партизаны шли непроходимыми тропами, у их
преследователей не было никакой надежды на успех)
3. В егонном отряде (н..)кто не сомневался в победе. (В его
отряде никто не сомневался в победе)
4. По ихним словам, пастуш..к (н..)какого всадника не
видел и (н..)(о)каких разведчиках не слышал.
5. Чудес(?)ный дворец построен для московских ребят.
Ле..чики-косм..навты были его гостями. (Чудесный
дворец построен для московских ребят. Летчики-
космонавты были их гостями)
6. Проводник шел впереди, а сзади (него - его) ехала
нагруженная вещами повозка. (Проводник шел впереди,
а сзади него ехала нагруженная вещами повозка)
Группы меняются местами. 1 группа продолжает работать
над исправлениями в тексте, а 2 группа садится за
компьютерные тесты.
Оценку, которую выставил ученику компьютер, переносится
на листок контроля знаний.
10. Творческая работа.
Теперь, я надеюсь, вы поняли, как необходима нам такая
часть речи как местоимение. Очень важно знать и уметь
правильно употреблять местоимения в своей речи. Они необходимы нам, чтобы правильно строить наши ответы на
вопросы, необходимы нам при общении друг с другом, а еще
необходимы нам, чтобы правильно писать сочинения, чем мы
с вами сейчас и займемся, так как мы с вами достигли
площади творчества.
СЛАЙД 21.
Я думаю, вы уже поняли, что практически все предложения,
написанные вами сегодня, так или иначе связаны с
наступающим праздником 23 февраля, а значит и мини-
сочинение, которое вам предстоит сейчас написать с
использованием местоимений, будет также относится к
этому празднику.
СЛАЙД 22.
Перед вами картина, созданная русским художником времен
ВОВ Александром Дейнекой «Оборона Севастополя».
Взгляните, на Катрине изображена сцена битвы за
Севастополь. Преобладают два основных цвета: красный,
белый. Эти цвета являются своеобразным символом войны:
красный – кровь, белый – надежда.
Вам дается несколько минут на составление небольшого
текста по этой картине, но в тексте обязательно должны
использоваться местоимения.
11.Зачитывание текстов.
12. Итог урока.
Ну что же, пришло время оценить свои знания и выставить
себе итоговую оценку за урок. СЛАЙД 23.
Итак, ребята, я думаю, что сегодняшний наш с вами урок не
прошел для вас даром. И вы еще раз убедились, как важна
такая часть речи как местоимение. А главное, надеюсь, вы не
забудете наше путешествие по городу М. и не станете
нарушать правила правописания М., и употребления их в
нашей речи. Ведь благодаря именно местоимениям наша
речь становиться более выразительно, яркой и точной.
А вашим домашнее задание будет следующее: написать
сочинение на тему «Что стало бы, если бы местоимения
исчезли из речи?»
СЛАЙД 24.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Урок русского языка в 6 классе. Неопределенные местоимения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.