Урок русского языка в 6 классе (по учебнику Е.Быстровой)
Учитель Бабенкова Л.А.
Тема: Этимология
Цель: Познакомить с разделом русского языка «Этимология», показать,
какие задачи решает эта наука, обучать этимологическому анализу
слова.
Формировать опыт работы с этимологическим словарем, справочной
литературой, в том числе и с учебником.
Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
Воспитывать культуру учебного труда.
Задачи: Образовательные: формировать внимательное отношение к слову,
навык морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном
языковом материале;
умение выявлять исторические изменения,
происходящие в составе слова, научить применять полученные знания на
практике, активизировать познавательную деятельность в процессе работы
со словарями.
Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать
умение сопоставлять,
вдумчиво со справочной литературой,
формулировать выводы.
Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению
товарищей, работать индивидуально.
Воспитательные: воспитывать любовь к языку, умение преодолевать
трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Технологии: системнодеятельностный подход, задачная технология,
технология сотрудничества, здоровьесберегающая, ИКТ.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, учебник,
этимологический словарь, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1.Вступительное слово учителя
Тема сегодняшнего урока несколько необычная, но очень важная и
интересная. Сегодня мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и
даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и
учиться мыслить самостоятельно.
Оформление записей в тетради: дата, классная работа. (слайд 1)
Оставьте одну строчку для записи темы урока.
1 (Тема урока записывается после решения лингвистической задачи).
2.Актуализвация изученного
Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика и словообразование)
Что такое морфемика? (раздел науки о языке, в котором изучается, из
каких значимых частей состоит слово).
Что такое словообразование? (раздел науки о языке, в котором изучается,
от чего и с помощью чего образованы слова).
А какие способы образования слов вы знаете?
суффиксальный,
сложение).
(приставочный,
бессуффиксный,
приставочносуффиксальный,
3.Лингвистическая задача (слова на слайде 2)
(Один ученик у доски делает морфологический разбор)
Задание: определите морфемный состав слов.
Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка.
(проверка по ключу – слайд 3)
4.Постановка проблемы и поиск решения проблемной ситуации
Все ли задания были выполнены правильно?
Сделайте отметки в листах самоконтроля.
Что вызвало затруднения? Почему?
Почему вы не смогли правильно выделить морфемы в данных словах?
(потому что раньше эти слова имели другой морфемный состав)
Какие сведения нам необходимы для того, чтобы правильно выделить
морфемы в этих словах?
Что поможет нам разобраться в сложившейся ситуации?
(словообразовательный словарь)
5.Слово учителя
Да, есть проблема, которую надо решить, и поможет в этом специальная
наука, изучающая исторические изменения, происходящие в строении слов.
Кто из вас знает, как называется эта наука?
(это этимология)
6.Целеполагание
Сформулируйте тему и цель урока. (слайд 4)
(Запись темы урока в тетрадь).
7. Погружение в теорию
7.1.Определение понятия. (слайд 5)
2 Откройте учебник на с. 161 и прочитайте определение.
Этимология (слайд и учебник): греч. etymologia от etimon –«истинное
значение слова»; это наука об истинном (или первоначальном) значении
слова.
7.2.Немного истории (учитель)
Древние греки думали, что все слова имели божественно правильные
значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку.
Даже медная монета стирается и портится, переходя из рук в руки. Еще
быстрее стираются в обращении человеческие слова. Истинность их
начального смысла утрачивается; дело учёныхэтимологов древности было
восстанавливать эту истину. И хотя мы не древние греки и не считаем древние
значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же
интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как
родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д.
7.3.Работа с учебником.
С.160, п.1, с.161, п.2 – изучить теорию и записать по 3 вопроса к тексту § 25.
После исследования текста § 25 – перекрестный допрос (учащиеся
задают свои вопросы одноклассникам)
Презентация словарей (учитель)
Итак, какие виды разбора слов по структуре вы знаете?
8.Рефлексия: запишите продолжение предложения
Существует три вида разбора слов по структуре: (морфемный,
словообразовательный, этимологический). Слайд 6 проверка
Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах
самооценки.
Возвращение к лингвистической задаче (слова на слайде)
Задание: определите морфемный состав слов и способ их образования с
точки зрения современного русского языка и с точки зрения этимологии.
Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка. (проверка по ключу –
слайд 8 – морфемный разбор, 9 – история словообразования)
9. Работа с этимологическим словарем (в парах)
Задача: выписать словарную статью указанных слов, определить, будут ли
эти слова однокоренными (на каждой парте лежит этимологический
словарь).
1. Артиллерия – артист, баран – баранка.
3 2. Вал (земляная насыпь, большая волна, цилиндр), ведро – вёдро.
3. Глава (голова, раздел книги), град (город, атмосферное явление).
4. Двор (двор, окружение монарха) – дворец, детектив (сыщик,
литературное произведение).
5. Жало –жалоба, завтра – завтрак.
6. Имам – иметь, искусственный – искусить.
7. Колено – колея, камера – камердинер.
8. Лопаться – лопотать, ладонь – ладья (лодка, шахматная фигура)
9. Магистр (глава ордена, ученая степень), магнит – магнитофон.
10.Наперсник – наперсток, нарочитый – нарочно.
11.Облако – область – оболочка, обруч – ожерелье.
12.Пассаж – пассажир, патрон – патронтаж.
13.Пол – поле, полк – полка.
14.Развилка – развитие, разиня – разевать.
(После письменной работы учитель предлагает отдельным учащимся
озвучить вывод по своим словам).
Необходима ли такая работа для определения состава слова?
Лексическое значение
Этимологическая справка
10.Внимательные ли мы слушатели?
А сейчас послушайте ребят, определите лексическое значение и
происхождение этих слов и заполните таблицу в распечатке (слайд 10).
Слово
Колесо
Лопата
Лопух
Ожерелье
Презентация слов (инсценирование)
Автор: Однажды Словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова:
Копейку, Колесо и Лопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими
родственниками.
Как же был озадачен Словарь однокоренных слов, когда увидел, что Копейка
пришла с Копьем, Колесо – с Кольчугой, а Лопата – с Лопухом… Он не знал,
почему Копейка и Копье, Колесо и Кольчуга, Лопух и Лопата –
родственники, и попросил слова рассказать об этом. И вот что рассказали
слова.
Копейка: Я произошла от слова копье, а не от слова копить, как думают
некоторые. На одной из старинных русских монет был изображен всадник с
копьем. Копье является моим отцомбатюшкой.
Колесо. Кольчуга – моя сестра. В старину слово коло значило колесо, круг.
Старинное снаряжение кольчуга – это рубашка из металлических колец для
защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У нас с
ней одинаковые корни. Вот почему мы родственники.
4 Лопата. Лопух – мой брат. У нас один родитель – существовавшее в старину
слово лоп – плоское расширение, лист. От него я, Лопата, образовалась с
помощью суффикса ат, а Лопух – с помощью суффикса ух.
(материал взят из учебника русского языка для 6 класса под редакцией
Т.Ладыженской (Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват.
Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Л.А. Тростенцова
и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.)
Задача:
Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень.
Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего
значения?
К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения?
(К этимологическому словарю).
Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь.
Подбирают и записывают проверочные слова:
Колесо – кОло
Лопата – лОп
Лопух – лОп
Ожерелье жЕрло
Удалось ли вам справиться с заданием? Сделайте отметки в листах
самооценки.
11.Практическая работа (в дифференцированных группах) слайд 11
1 группа (средние) – упр. 202, п.1,2 (по заданию) – самостоятельно и проверка
(по ключу – слайд 12)
Слова: полка, клетка, черника, голубика, былина – в современном русском
языке нечленимые, этимологически имеют суффиксы. Остальные имеют
производную основу.
2 группа (олимпиадники) – упр. 201 – работа с этимологическим словарем
самостоятельно.
3 группа (слабые) – упр. 200, п.1 – работа со словарем и с индивидуальной
консультацией учителя.
Страничка ученика: слайд 13
Непроизводная основа: актер, белый, дерево, отец, синий, ягода.
Все остальные слова образованы суффиксальным способом.
12.Подведение итогов
Что изучает этимология?
Почему мы изучаем данный раздел лингвистики в разделе
«Словообразование»?
Для чего может пригодиться этимологический словарь?
5 Верно ли утверждение, что слова с непроверяемыми орфограммами можно
проверить?
Приведите примеры таких слов.
13.Рефлексия слайд 14
А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.
Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
Доволен ты своим результатом или нет и почему?
Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке
к следующему уроку?
Домашнее задание: слайд 15
§ 25 – изучить. Упр. 203 – устно и №2,3 – письменно.
С.163 – словарный диктант.
Темы для проектов (по желанию, на выбор):
Этимология как наука.
Этимология на службе у орфографии.
Этимологические словари.
Этимология и фразеология.
Список использованной литературы
1. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. Чтения учащихся. –
М.: Просвещение, 1989
2. Александрова занимательный русский язык
3. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск: «Народная
асвета», 1964
4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.
«Просвещение», 1995г.
5. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн.для учащихся ст.классов.
М.: Просвещение, 1982
6. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М.:
Просвещение , 1989
7. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический
словарь. – М.: АСТПРЕСС, 1990
8. Иванова В.А., Потиха З.А. и др. Занимательно о русском языке:
Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отдние, 1990
9. Из истории русских слов: Словарьпособие. – М.: ШколаПресс. 1993
6 10.Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М.:
Просвещение, 1982
11.Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии.
Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986
12.Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка:
Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1897
13.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского
языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978
14.Шанский Н.М. В мире слов. Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1978
15.Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского
языка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975
7
Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.