Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
01.04.2017
Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Публикация является частью публикации:
Урок русского языка в 6 кл этимология.docx
Урок русского языка в 6 классе (по учебнику Е.Быстровой) Учитель Бабенкова Л.А. Тема: Этимология Цель: Познакомить с разделом русского языка «Этимология», показать,  какие задачи   решает эта наука, обучать этимологическому анализу  слова. Формировать опыт  работы с этимологическим словарем, справочной  литературой, в том числе и с учебником. Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность. Воспитывать культуру учебного труда. Задачи:  Образовательные:  формировать   внимательное   отношение   к   слову, навык   морфемного   и   словообразовательного   разбора   на   нестандартном языковом   материале;  умение   выявлять   исторические   изменения, происходящие в составе слова, научить применять полученные знания на практике,  активизировать познавательную деятельность в процессе работы со словарями. Развивающие:  развивать   речевую   культуру   учащихся   и   умение   работать   умение   сопоставлять, вдумчиво   со   справочной   литературой, формулировать выводы.      Формировать   умение   вступать   в   диалог,   прислушиваясь   к     мнению товарищей, работать индивидуально.    Воспитательные:   воспитывать   любовь   к   языку,   умение   преодолевать трудности, культуру совместной деятельности, навыки самообразования. Тип урока: «открытие» новых знаний Технологии: системно­деятельностный подход, задачная технология,  технология сотрудничества, здоровьесберегающая, ИКТ.  Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация,  учебник,  этимологический словарь, раздаточный материал. ХОД УРОКА 1.Вступительное слово учителя Тема   сегодняшнего   урока   несколько   необычная,   но   очень   важная   и интересная. Сегодня мы прикоснёмся к некоторым тайнам нашего языка и даже попробуем их раскрыть. Но для этого необходимо быть внимательным и учиться мыслить самостоятельно. Оформление записей в тетради: дата, классная работа.  (слайд 1) ­ Оставьте одну строчку для записи темы урока.  1 (Тема урока записывается после решения лингвистической задачи). 2.Актуализвация изученного ­ Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика и словообразование) ­ Что такое морфемика? (раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово). ­ Что такое словообразование? (раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова). ­   А   какие   способы   образования   слов   вы   знаете?  суффиксальный, сложение). (приставочный, бессуффиксный,   приставочно­суффиксальный,   3.Лингвистическая задача (слова на слайде 2)  (Один ученик у доски делает морфологический разбор) Задание: определите морфемный состав слов.  Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка.  (проверка по ключу – слайд 3)   4.Постановка проблемы и поиск решения проблемной ситуации ­ Все ли задания были выполнены правильно? ­ Сделайте отметки в листах самоконтроля. ­ Что вызвало затруднения? Почему?  ­ Почему вы не смогли правильно выделить морфемы в данных словах?  (потому что раньше эти слова имели другой морфемный состав) ­ Какие сведения нам необходимы для того, чтобы правильно выделить  морфемы в этих словах? ­ Что поможет нам разобраться в сложившейся ситуации?  (словообразовательный словарь) 5.Слово учителя  ­  Да, есть проблема, которую надо решить, и поможет в этом специальная наука, изучающая исторические изменения, происходящие в строении слов.  ­ Кто из вас знает, как называется эта наука? (это этимология) 6.Целеполагание ­ Сформулируйте тему и цель урока. (слайд 4) (Запись темы урока в тетрадь). 7. Погружение в теорию 7.1.Определение понятия. (слайд 5) 2 ­ Откройте учебник на с. 161 и прочитайте определение. Этимология (слайд и учебник): греч. etymologia от etimon –«истинное  значение слова»;  это наука об истинном (или первоначальном) значении  слова. 7.2.Немного истории (учитель) Древние   греки   думали,   что   все   слова   имели   божественно   правильные значения, но потом стали переходить в разговорах от человека к человеку. Даже   медная   монета   стирается   и   портится,  переходя   из   рук   в   руки.   Еще быстрее   стираются   в   обращении   человеческие   слова.   Истинность   их начального   смысла   утрачивается;   дело   учёных­этимологов   древности   было восстанавливать эту истину. И хотя мы не древние греки и не считаем древние значения слов более истинными, чем современные, тем не менее нам так же интересно выяснить, как именно менялось значение того или иного слова, как родилось оно у нас в языке или откуда пришло и т.д.  7.3.Работа с учебником. С.160, п.1, с.161, п.2 – изучить теорию и записать по 3 вопроса к тексту § 25. После исследования текста § 25 – перекрестный допрос (учащиеся  задают свои вопросы одноклассникам)  Презентация словарей  (учитель) ­ Итак, какие виды разбора слов по структуре вы знаете? 8.Рефлексия: запишите продолжение предложения  Существует   три   вида   разбора   слов   по   структуре:   (морфемный, словообразовательный, этимологический). Слайд 6 ­ проверка   ­   Удалось   ли   вам   справиться   с   заданием?   Сделайте   отметки   в   листах самооценки. Возвращение к лингвистической задаче (слова на слайде)  Задание:  определите   морфемный   состав   слов   и   способ   их   образования   с точки зрения современного русского языка и с точки зрения этимологии. Слова: незабудка, граница, пожар, ошеломить, лягушка. (проверка по ключу – слайд 8 – морфемный разбор, 9 – история словообразования) 9. Работа с этимологическим словарем (в парах) Задача:  выписать словарную статью указанных слов, определить, будут ли эти   слова   однокоренными  (на   каждой   парте   лежит   этимологический словарь). 1. Артиллерия – артист, баран – баранка. 3 2. Вал (земляная насыпь, большая волна, цилиндр), ведро – вёдро. 3. Глава (голова, раздел книги), град (город, атмосферное явление). 4. Двор   (двор,   окружение   монарха)   –   дворец,   детектив   (сыщик, литературное произведение). 5. Жало –жалоба, завтра – завтрак. 6. Имам – иметь, искусственный – искусить. 7. Колено – колея, камера – камердинер. 8. Лопаться – лопотать, ладонь – ладья (лодка, шахматная фигура)  9. Магистр (глава ордена, ученая степень), магнит – магнитофон. 10.Наперсник – наперсток, нарочитый – нарочно. 11.Облако – область – оболочка, обруч – ожерелье. 12.Пассаж – пассажир, патрон – патронтаж. 13.Пол – поле, полк – полка. 14.Развилка – развитие, разиня – разевать. (После   письменной   работы   учитель   предлагает   отдельным   учащимся озвучить вывод по своим словам). ­ Необходима ли такая работа для определения состава слова? Лексическое значение Этимологическая справка 10.Внимательные ли мы слушатели? ­   А   сейчас   послушайте   ребят,   определите  лексическое   значение  и происхождение этих слов и заполните таблицу в распечатке (слайд 10). Слово  Колесо Лопата Лопух Ожерелье Презентация слов (инсценирование) Автор: Однажды Словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова: Копейку, Колесо и Лопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками. Как же был озадачен Словарь однокоренных слов, когда увидел, что Копейка пришла с Копьем, Колесо – с Кольчугой, а Лопата – с Лопухом… Он не знал, почему   Копейка   и   Копье,   Колесо   и   Кольчуга,   Лопух   и   Лопата   – родственники, и попросил слова рассказать об этом. И вот что рассказали слова. Копейка:  Я произошла от слова копье, а не от слова копить, как думают некоторые. На одной из старинных русских монет был изображен всадник с копьем. Копье является моим отцом­батюшкой. Колесо. Кольчуга – моя сестра. В старину слово коло значило колесо, круг. Старинное снаряжение кольчуга – это рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У нас с ней одинаковые корни. Вот почему мы родственники. 4 Лопата. Лопух – мой брат. У нас один родитель – существовавшее в старину слово  лоп –  плоское расширение, лист. От него я, Лопата, образовалась с помощью суффикса ­ат, а Лопух – с помощью суффикса ­ух. (материал   взят   из   учебника   русского   языка   для   6   класса   под   редакцией Т.Ладыженской  (Русский   язык.   6   класс.   Учеб.   Для   общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.) Задача: ­ Запишите данные слова в тетрадь в столбик. Выделите в них корень.  ­ Можно ли проверить безударную гласную в этих корнях, не зная их древнего значения? ­ К какому словарю вы будете обращаться, испытывая затруднения?  (К этимологическому словарю). ­ Узнав древнее значение слова, запишите проверочные слова в тетрадь.  Подбирают и записывают проверочные слова: Колесо – кОло Лопата – лОп Лопух – лОп Ожерелье ­ жЕрло ­   Удалось   ли   вам   справиться   с   заданием?   Сделайте   отметки   в   листах самооценки. 11.Практическая работа (в дифференцированных группах) слайд 11 1 группа (средние) – упр. 202, п.1,2 (по заданию) – самостоятельно и проверка (по ключу – слайд 12)  Слова: полка, клетка, черника, голубика, былина – в современном русском языке   нечленимые,   этимологически   имеют   суффиксы.   Остальные   имеют производную основу. 2 группа (олимпиадники) – упр. 201 – работа с этимологическим словарем самостоятельно. 3 группа (слабые) – упр. 200, п.1 – работа со словарем и с индивидуальной консультацией учителя. Страничка ученика: слайд 13 Непроизводная основа: актер, белый, дерево, отец, синий, ягода. Все остальные слова образованы суффиксальным способом. 12.Подведение итогов ­ Что изучает этимология? ­ Почему мы изучаем данный раздел лингвистики в разделе  «Словообразование»? ­ Для чего может пригодиться этимологический словарь? 5 ­ Верно ли утверждение, что слова с непроверяемыми орфограммами можно  проверить? ­ Приведите примеры таких слов. 13.Рефлексия        слайд 14 ­ А теперь подумайте и ответьте на вопросы в листах самооценки.  Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?  Доволен ты своим результатом или нет и почему?  Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?  Что для меня самым полезным было на уроке?  Что на уроке для меня было трудным?  На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке  к следующему уроку? Домашнее задание: слайд 15  § 25 – изучить. Упр. 203 – устно и №2,3 – письменно.  С.163 – словарный диктант.  Темы для проектов (по желанию, на выбор):  Этимология как наука.  Этимология на службе у орфографии.  Этимологические словари.  Этимология и фразеология. Список использованной литературы  1. Абрамов В.П. Созвездия слов: Кн. для внеклас. Чтения учащихся. –  М.: Просвещение, 1989 2. Александрова занимательный русский язык 3. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. Минск: «Народная  асвета», 1964 4. Арсирий   А.Т.   Занимательные   материалы   по   русскому   языку.   М. «Просвещение», 1995г. 5. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Кн.для учащихся ст.классов.  М.: Просвещение, 1982 6. Введенская Л.А. От собственных имен к нарицательным. – М.:  Просвещение , 1989 7. Волина В.В.  Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ­ПРЕСС, 1990 8. Иванова В.А., Потиха З.А. и др. Занимательно о русском языке:  Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд­ние, 1990 9. Из истории русских слов: Словарь­пособие. – М.: Школа­Пресс. 1993 6 10.Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М.:  Просвещение, 1982 11.Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии.  Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986 12.Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка:  Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1897 13.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского  языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978 14.Шанский   Н.М.   В   мире   слов.   Пособие   для   учителей.   –   М.: Просвещение, 1978 15.Шанский   Н.М.   и   др.   Краткий   этимологический   словарь   русского языка. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975 7

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Этимология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017