Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.05.2018
Повторение изученного о местоимении. Знакомство с разрядами местоимений по значению. Сколько всего разрядов местоимений?.
Работа с таблицей.: разряды местоимений. примеры. Фронтальный опрос: почему личное местоимение так называется, вопросительное, неопределенные и другие. Работа по карточкам. Вставить подходящие по смыслу местоитения и определить ьих разряд.
Разряды местоимений.docx
Конспект урока по русскому языку
Тема: Разряды местоимений
Цели урока:
1. Систематизировать знания о грамматических признаках местоимений.
2. Сформировать умения правильно определять морфологические признаки
местоимений.
3. Закреплять умения выполнять морфологический разбор местоимений.
4. Показать особенности использования местоимений в литературных
тексах.
5. Способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению
словарного запаса.
6. Продолжить развитие устной речи учащихся, логического мышления,
скорости мыслительных процессов.
7. Воспитать интерес к русскому языку.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Повторение изученного
Какую часть речи мы с вами начали изучать на прошлом уроке?
На прошлой неделе мы начали изучать местоимение.
Верно. Какова синтаксическая роль местоимений?
В предложении местоимения являются подлежащим, определениям и дополнением.
Для чего используются местоимения в нашей речи?
Для того, чтобы избежать повторов, для связи предложений в тексте.
Какие части речи могут заменять местоимения?
Местоимения могут заменять существительные, прилагательные, числительные.
Как склоняются местоимения?
Местоимения склоняются по падежам. Также есть такие местоимения, которые
изменяются по родам и числам.
Подготовка к восприятию новой темы
Мы часто представляем себе местоимения ошибочно.Например, считаем, что
местоимений не так уж и много, и их легко узнать.При этом мы полагаем, что местоимения – это я, ты, он, мы, ваш, свой и ещё несколько слов…но на самом
деле реальность выглядит примерно вот так.2 слайд.
Посмотрите на картинку. Мы видим очень много местоимений.
К местоимениям относится множество разных слов, они часто не похожи друг на
друга. И у нас могут возникнуть проблемы с тем, чтобы отличить их от других
частей речи. Давайте попробуем разобраться – какими бывают местоимения.
3.Объяснение нового материала
Тема сегодняшнего урока «Разряды местоимений».3 слайд. Открываем тетради,
записываем сегодняшнее число.(Учитель заранее на доске записывает)
Пятое марта. Классная работа. Тема урока: «Разряды местоимений».
Мы сегодня с вами должны узнать:
1) сколько всего разрядов местоимений;
2) научиться их различать;
3) а также правильно употреблять их в речи.
Начертите у себя в тетради таблицу, которая состоит из двух колонок. (Учитель
дублирует на доске)
Первая колонка: разряды местоимений. Вторая колонка: Примеры
Разряды местоимениий
Примеры
Откройте учебники на странице 66. Приступим к заполнению таблицы.
Первый разряд местоимений – это ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.4 слайд.Мы
называем по именам своих друзей, а они – нас. Но о себе мы будем говорить «я», о
своём собеседнике – «ты». Такие местоимения называются личными.Это хорошо
нам знакомые местоимения: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
В первой колонке пишем «Личные местоимения», а во второй колонке –
перечисляем их.
(Учитель дублирует на доске, а ученики заполняют таблицу у себя в тетради).
Второй разряд – это ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ. Мы не можем сказать
чтото вроде: «Сейчас я расскажу вам про того, который я». Мы рассказываем про
себя. Или о себе.Мы будем использовать местоимение «Себя». В первой колонке (под номер два) пишем: возвратное местоимение, а во второй
колонке – пример.
3.Вопросительные местоимения
Часто в речи нам нужно задавать вопросы. А для вопросов нужны обобщённые
слова.
Слайд 5
Представим, что мы встретили на дорожке какоето несуразное существо.
Мальчик спрашивает: Ты человек? Ты животное? Ты насекомое? Ты призрак? Ты
ежик?
Но мы можем задать правильный вопрос, используя вопросительные местоимения.
Например: Кто ты? Что ты? Какое ты?
Итак, записываем в первый столбик (под номером три) «Вопросительные
местоимения», а во второй колонке примеры: Кто? Что? Какой? Который? Чей?
Сколько? Каков?
Записали?
4.Относительные местоимения
Местоимения, которые мы с вами сейчас записали, употребляются не только в
вопросительных предложениях. 6 Слайд
Рассмотрим два предложения:
Кто взял мои конфеты?
И
Я знаю, кто взял мои конфеты! В первом случае мы задаем вопрос: кто взял мои конфеты? А во втором – мы
просто показываем, к кому относится наше высказывание. Значит, при помощи
местоимений мы можем к комунибудь относить высказывания. Эти местоимения
называются относительными. Они очень похожи на вопросительные. Получается,
что если у вопросительного местоимения отнять вопрос, оно станет относительным.
Итак, продолжаем заполнять нашу таблицу. В первой колонке (под номером
четыре) записываем: «Относительные местоимения», а во второй – так же примеры:
кто, что какой, который, чей, сколько, каков.
5.НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Иногда мы хотим показать, что предмет нельзя определить точно.
СЛАЙД 7
Посмотрим вот на такую беседу:( Учитель читает диалог)
Выделенные местоимения – настолько неопределённые, что даже называются
именно так. Неопределенными называются такие местоимения, которые указывают
на неопределенные лица, предметы, признаки, количества.
Заполняем в тетрадях таблицу. В первой колонке пишем: «Неопределенные
местоимения», а во второй запишем несколько примеров: некто, нечто, некоторый,
несколько, коекто, коечто, ктото, ктонибудь, чтонибудь и др.
6.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
СЛАЙД 8
А иногда мы хотим выразить отсутствие предмета или признака. Попробуем
вообразить себя в совершенно пустой комнате. В этой комнате, как вы видите,
никого нет. Есть там чтонибудь?Ученики: нет,там ничего нет.
Верно. И все это мы сообщили при помощи местоимений, которые называются
отрицательными.
Запишем в первой колонке ( под номером шесть) «Отрицательные местоимения» ,
а именно: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. ( во второй колонке)
7.Притяжательные местоимения
А еще нам часто нужно указать принадлежность предмета. Мы могли бы
сказать: «Эта книга принадлежит мне». Или «тебе», или «нам». Но вместо этого мы
говорим: «моя книга», «твоя книга» или «ваша». В этом нам помогают
местоимения, которые называются притяжательными.
Запишем. ( Учитель записывает на доске разряд местоимения и примеры:
мой, твой, свой, наш, ваш, его, ее, их).
8.Указательные местоимения
Что ещё мы можем делать при помощи местоимений? Например, указывать на
предметы или признаки.
Например, тот мальчик пришел раньше всех. Указываем на мальчика.
Такой гений большая редкость. Указываем на признак.
Продолжаем заполнять таблицу.
в первой колонке
пишет:«Указательные местоимения», а во второй местоимения: тот, этот,
такой, таков, столько)
(Учитель
9.Определительные местоимения
СЛАЙД 9
Представим, что нас попросят выбрать красный или синий мяч. А нам хочется
какой – нибудь другой.
Мы скажем, нет, нам нужен самый – самый. То есть, самый лучший. И получается,
что мы дали при помощи местоимений определение нашему предмету. Но только
очень обобщённое.
Такие местоимения называются определительными.
Продолжаем заполнять таблицу. Определительные местоимения – это весь,
всякий, каждый, самый, сам, любой, другой и так далее. СЛАЙД 10
Мы с вами разобрали разряды местоимений. Попробуем применить наши знания на
практике
4.Закрепление изученного материала
11 СЛАЙД
Посмотрите на экран, вы видите стихотворение. Давайте его прочитаем.
(Учитель сам читает стихотворение)
На днях, не знаю сам зачем
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том, о сём.
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Мы с вами сейчас попробуем найти местоимения в этих словах и определить их
разряд.
Молодцы! С этим заданием мы с вами справились. У вас на партах лежат карточки
с текстом. Карточка №1.
2 задание
Вам нужно вставить местоимения на месте пропуска и определить их разряд.
Ученики выполняют задание на карточках.
Карточка №1
"(… ) – дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108
минут (… ) облетел всю ( …) планету. Она показалась (… ) прекрасной и
маленькой. Попав в безбрежный океан космоса и наблюдая в иллюминаторах
"алмазные россыпи ярких холодных звезд", Юрий Алексеевич Гагарин первым
увидел со стороны колыбель человечества. «Облетев Землю на корабле – спутнике,
я увидел, как прекрасна (… ) планета. Люди, будем хранить и приумножать эту
красоту, а не разрушать (… )!»
Давайте, разберем первое предложение вместе. Разбираем и по ходу записываем
местоимения на месте пропуска. "(… ) – дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108
минут (… ) облетел всю ( …) планету. Как вы думаете, какое местоимение должно
здесь быть?
Ученики: Здесь должно местоимение «Мы».
К какому разряду относится местоимение Мы?
Ученики: Местоимение «мы» относится к разряду личных местоимений.
Верно. "Мы– дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за
108минут (… ) облетел всю ( …) планету.
Кто облетел планету?
Ученики: Юрий Алексеевич Гагарин облетел всю планету, значит пропущено в
тексте местоимение «Он».
Определяем разряд местоимения «он».
Ученики: Местоимение «он» относится так же к разряду личных.
Если мы – дети Земли, чья эта планета?
Ученики: Наша планета. Значит, он облетел всю нашу планету.
Определяем начальную форму местоимения «наша», кому принадлежит планета?
Ученики: Планета принадлежит нам, значит, местоимение относится к
разряду притяжательных.
Кто облетел всю нашу планету?
Как мы уже сказали? Чья планета?
А теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось
3 задание на экране 12 слайд
Вам нужно заменить указательные и определительные местоимения
отрицательными и наоборот. Выполняем устно. Я читаю первое предложение.
Все кричат. Заменяем определительное местоимение «Все» на отрицательное
«Никто». (Никто не кричит) А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. На столах у вас лежат
карточки. Вам нужно определить разряд местоимений. Подписываем карточки.
Задания делаем самостоятельно. На оценку. В конце урока я у вас их соберу.
Ученики самостоятельно выполняют задание. У каждого ученика свой
вариант.
Фамилия, класс
___________________________
_
Определи разряд
местоимения
1 вариант
Унесли ее
детенышей___________
Она
нашла____________________
Увидел
себя___________________
Твоего
великана_______________
Фамилия, класс
_____________________________
_
Определи разряд местоимения
Фамилия, класс
_____________________________
_
Определи разряд местоимения
2 вариант
3 вариант
Унесли
их_____________________
Был тот день__________________
За несколько минут____________
Приплыла к нему рыбка________
Каждый знает_________________
Некто
неизвестный_____________
Все относились________________
Их жизнь_____________________
Другое измерение_____________
Что видишь?
___________________
Наш
цветок___________________
Любовался
собой_______________
Который час?
_________________
Не нужно
ничего________________
Моими достижениями__________
Рад
любой_____________________
Нечего
делать_________________
Нашел кое –
что________________
Свой
человек__________________
Всего
мира___________________
С некоторых
пор_______________
Вернулся к
себе________________
Кого нет в классе?
______________
Ничья
ручка___________________
Вашим
карандашом_____________
Такой
красивый________________ 5.Выводы по уроку
С какими разрядами местоимений мы сегодня познакомились? Сколько их всего?
Перечислите, пожалуйста.
Ученики:Мы сегодня познакомились с личными местоимения, возвратными,
вопросительными, относительными, неопределёнными, отрицательными,
притяжательными, указательными и определительными. Всего девять
разрядов.
Также, мы с вами сегодня научились различать разряды местоимений и правильно
употреблять их в речи.
Понравился ли вам наш урок? Ученики: да, понравился.
6. Домашнее задание
Открываем дневники, пишем домашнее задание. Вам нужно будет выучить
таблицу, которую мы с вами заполняли. Также я вам сейчас раздам листочки с
заданием
Вам нужно подобрать к данным выражениям синонимы – фразеологизмы, в
составе которых есть местоимения. А так же указать разряд местоимений.
Например: Очень поспешно двигаться, убегать. Нам нужно подобрать синонимы –
фразеологизмы, в которых есть местоимения. Например, – броситься со всех
( определительное местоимение) ног; нестись на всех парусах, скакать во весь
( определительное) опор;
1. успокоиться –
2. быть в крайне возбуждённом состоянии –
3. быть в рассеянном, отрешенном состоянии –
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.