Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.05.2018
Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Повторение изученного о местоимении. Знакомство с разрядами местоимений по значению. Сколько всего разрядов местоимений?. Работа с таблицей.: разряды местоимений. примеры. Фронтальный опрос: почему личное местоимение так называется, вопросительное, неопределенные и другие. Работа по карточкам. Вставить подходящие по смыслу местоитения и определить ьих разряд.
Разряды местоимений.docx
Конспект урока по русскому языку Тема: Разряды местоимений Цели урока: 1. Систематизировать знания о грамматических признаках местоимений. 2. Сформировать умения правильно определять морфологические признаки  местоимений. 3. Закреплять умения выполнять морфологический разбор местоимений. 4. Показать особенности использования местоимений в литературных  тексах. 5. Способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению  словарного запаса. 6. Продолжить развитие устной речи учащихся, логического мышления,  скорости мыслительных процессов. 7. Воспитать интерес к русскому языку. Ход урока 1.Организационный момент 2.Повторение изученного ­ Какую часть речи мы с вами начали изучать на прошлом уроке? ­На прошлой неделе мы начали изучать местоимение. ­ Верно. Какова синтаксическая роль  местоимений?  ­В предложении местоимения являются подлежащим, определениям и дополнением. ­ Для чего используются местоимения в нашей речи? ­Для того, чтобы избежать повторов, для связи предложений в тексте. ­ Какие части речи могут заменять местоимения?  ­ Местоимения могут заменять существительные, прилагательные, числительные. ­ Как склоняются местоимения? ­ Местоимения  склоняются по падежам. Также есть такие местоимения, которые изменяются по родам и числам. Подготовка к восприятию новой темы ­  Мы   часто   представляем   себе   местоимения   ошибочно.Например,   считаем,   что местоимений  не так уж и много, и их легко узнать.При этом мы полагаем, что местоимения – это я, ты, он, мы, ваш, свой и ещё несколько слов…но на самом деле реальность выглядит примерно вот так.2 слайд. ­ Посмотрите на картинку. Мы видим очень много местоимений. ­ К местоимениям относится множество разных слов, они часто не похожи друг на друга. И у нас могут возникнуть проблемы с тем, чтобы отличить их от других частей речи. Давайте попробуем разобраться – какими бывают местоимения.  3.Объяснение нового материала ­ Тема сегодняшнего урока «Разряды местоимений».3 слайд.  Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.(Учитель заранее на доске записывает) Пятое марта. Классная работа. Тема урока: «Разряды местоимений». ­ Мы сегодня с вами должны узнать: 1) сколько всего разрядов местоимений; 2) научиться их различать; 3) а также правильно употреблять их в речи. ­ Начертите у себя в тетради таблицу, которая состоит из двух колонок. (Учитель дублирует на доске) ­ Первая колонка: разряды местоимений. Вторая колонка: Примеры  Разряды местоимениий Примеры  ­ Откройте учебники на странице 66. Приступим к заполнению таблицы. ­  Первый разряд местоимений  – это  ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ.4 слайд.Мы называем по именам своих друзей, а они – нас. Но о себе мы будем говорить «я», о своём собеседнике – «ты». Такие местоимения называются  личными.Это хорошо нам знакомые местоимения:  я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.  ­   В   первой   колонке   пишем   «Личные   местоимения»,   а   во   второй   колонке   – перечисляем их.  (Учитель дублирует на доске, а ученики заполняют таблицу у себя в тетради). ­ Второй разряд – это   ВОЗВРАТНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ. Мы не можем сказать что­то вроде: «Сейчас я расскажу вам про того, который я». Мы рассказываем про себя. Или о себе.Мы будем использовать местоимение «Себя». ­ В первой колонке (под номер два) пишем: возвратное местоимение, а во второй колонке – пример.  3.Вопросительные местоимения ­ Часто в речи нам нужно задавать вопросы. А для вопросов нужны обобщённые слова. Слайд 5 ­ Представим, что мы встретили на дорожке какое­то несуразное существо.  ­ Мальчик спрашивает: Ты человек? Ты животное? Ты насекомое? Ты призрак? Ты ежик? ­ Но мы можем задать правильный вопрос, используя вопросительные местоимения. Например: Кто ты? Что ты? Какое ты? ­   Итак,   записываем   в   первый   столбик   (под   номером   три)   «Вопросительные местоимения», а во второй колонке примеры: Кто? Что? Какой? Который? Чей? Сколько? Каков? ­ Записали?  4.Относительные местоимения ­   Местоимения, которые мы с вами сейчас записали, употребляются не только в вопросительных предложениях. 6 Слайд ­ Рассмотрим два предложения:  Кто взял мои конфеты? И Я знаю, кто взял мои конфеты! ­ В первом случае мы задаем вопрос: кто взял мои конфеты? А во втором – мы просто   показываем,   к   кому   относится   наше   высказывание.   Значит,   при   помощи местоимений мы можем к кому­нибудь относить высказывания. Эти местоимения называются относительными. Они очень похожи на вопросительные. Получается, что если у вопросительного местоимения отнять вопрос, оно станет относительным. ­   Итак,   продолжаем   заполнять   нашу   таблицу.   В   первой   колонке   (под   номером четыре) записываем: «Относительные местоимения», а во второй – так же примеры: кто, что какой, который, чей, сколько, каков. 5.НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ­  Иногда мы хотим показать, что предмет нельзя определить точно. СЛАЙД 7 ­ Посмотрим вот на такую беседу:( Учитель читает диалог) ­Выделенные   местоимения   –   настолько   неопределённые,   что   даже   называются именно так. Неопределенными называются такие местоимения, которые указывают на неопределенные лица, предметы, признаки, количества. ­   Заполняем   в   тетрадях   таблицу.   В   первой   колонке   пишем:   «Неопределенные местоимения», а во второй запишем несколько примеров: некто, нечто, некоторый, несколько, кое­кто, кое­что, кто­то, кто­нибудь, что­нибудь и др. 6.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ СЛАЙД 8 ­   А   иногда   мы   хотим   выразить   отсутствие   предмета   или   признака.   Попробуем вообразить  себя   в  совершенно  пустой  комнате. В  этой  комнате, как   вы  видите, никого нет. ­ Есть там что­нибудь?Ученики: нет,там ничего нет. ­ Верно. И все это мы сообщили при помощи местоимений, которые называются отрицательными. ­ Запишем в первой колонке ( под номером шесть) «Отрицательные местоимения» , а именно: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. ( во второй колонке) 7.Притяжательные местоимения ­   А   еще   нам   часто   нужно   указать   принадлежность   предмета.   Мы   могли   бы сказать: «Эта книга принадлежит мне». Или «тебе», или «нам». Но вместо этого мы говорим:   «моя   книга»,   «твоя   книга»   или   «ваша».   В   этом   нам   помогают местоимения, которые называются притяжательными.  ­ Запишем.  (  Учитель  записывает на доске разряд местоимения и примеры: мой, твой, свой, наш, ваш, его, ее, их). 8.Указательные местоимения ­ Что ещё мы можем делать при помощи местоимений? Например, указывать на предметы или признаки. ­ Например, тот мальчик пришел раньше всех. Указываем на мальчика.  ­ Такой гений большая редкость. Указываем на признак. ­   Продолжаем   заполнять   таблицу. в   первой   колонке пишет:«Указательные местоимения», а во второй местоимения: тот, этот, такой, таков, столько)   (Учитель  9.Определительные местоимения СЛАЙД 9 ­ Представим, что нас попросят выбрать красный или синий мяч. А нам хочется какой – нибудь другой.  ­ Мы скажем, нет, нам нужен самый – самый. То есть, самый лучший. И получается, что мы дали при помощи местоимений определение нашему предмету. Но только очень обобщённое. ­ Такие местоимения называются определительными.  ­  Продолжаем   заполнять   таблицу.   Определительные   местоимения   –   это   весь, всякий, каждый, самый, сам, любой, другой и так далее. СЛАЙД 10 ­ Мы с вами разобрали разряды местоимений. Попробуем применить наши знания на практике 4.Закрепление изученного материала 11 СЛАЙД ­ Посмотрите на экран, вы видите стихотворение. Давайте его прочитаем.  (Учитель сам читает стихотворение)  На днях, не знаю сам зачем Зашел я в незнакомый дом, Мне захотелось Кое с Кем Потолковать о том, о сём. Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему, И что подумали о том, И если нет, то почему! ­ Мы с вами сейчас попробуем найти местоимения в этих словах и определить их разряд.  ­Молодцы! С этим заданием мы с вами справились. У вас на партах лежат карточки с текстом. Карточка №1. 2 задание ­ Вам нужно вставить местоимения на месте пропуска и определить их разряд. Ученики выполняют задание на карточках. Карточка №1 "(… ) – дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108 минут (… ) облетел всю ( …) планету. Она показалась (… ) прекрасной и маленькой. Попав в безбрежный океан космоса и наблюдая в иллюминаторах "алмазные россыпи ярких холодных звезд", Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел со стороны колыбель человечества. «Облетев Землю на  корабле – спутнике,  я увидел, как прекрасна (… ) планета. Люди, будем хранить и приумножать эту  красоту, а не разрушать (… )!» ­ Давайте, разберем первое предложение вместе. Разбираем  и по ходу записываем местоимения на месте пропуска. ­ "(… ) – дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108 минут (… ) облетел всю ( …) планету. Как вы думаете, какое местоимение должно  здесь быть?  Ученики: Здесь должно местоимение «Мы». ­ К какому разряду относится местоимение Мы? Ученики: Местоимение «мы» относится к разряду личных местоимений. ­ Верно.  "Мы– дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за  108минут (… ) облетел всю ( …) планету. ­ Кто облетел планету? Ученики: Юрий Алексеевич Гагарин облетел всю планету, значит пропущено в  тексте местоимение «Он». ­ Определяем разряд местоимения «он». Ученики: Местоимение «он» относится так же к разряду личных. ­ Если мы – дети Земли, чья эта планета? Ученики: Наша планета. Значит, он облетел всю нашу планету. ­ Определяем начальную форму местоимения «наша», кому принадлежит планета? Ученики: Планета принадлежит нам, значит, местоимение относится к  разряду притяжательных. ­ Кто облетел всю нашу планету? ­ Как мы уже сказали? Чья планета? ­ А теперь, давайте посмотрим, что у нас получилось 3 задание на экране 12 слайд ­   Вам   нужно   заменить   указательные   и   определительные   местоимения отрицательными и наоборот. Выполняем устно. Я читаю первое предложение. ­   Все   кричат.   Заменяем   определительное   местоимение   «Все»   на   отрицательное «Никто». (Никто не кричит) ­А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. На столах у вас лежат карточки.   Вам   нужно   определить   разряд   местоимений.   Подписываем   карточки. Задания делаем самостоятельно. На оценку. В конце урока я у вас их соберу. Ученики  самостоятельно   выполняют   задание.   У   каждого   ученика   свой вариант. Фамилия, класс ___________________________ _ Определи разряд  местоимения 1 вариант Унесли ее  детенышей___________ Она  нашла____________________ Увидел  себя___________________ Твоего  великана_______________ Фамилия, класс _____________________________ _ Определи разряд местоимения Фамилия, класс _____________________________ _ Определи разряд местоимения 2 вариант 3 вариант Унесли  их_____________________ Был тот день__________________ За несколько минут____________ Приплыла к нему рыбка________ Каждый знает_________________ Некто  неизвестный_____________ Все относились________________ Их жизнь_____________________ Другое измерение_____________ Что видишь? ___________________ Наш  цветок___________________ Любовался  собой_______________ Который час? _________________ Не нужно  ничего________________ Моими достижениями__________ Рад  любой_____________________ Нечего  делать_________________ Нашел кое –  что________________ Свой  человек__________________ Всего  мира___________________ С некоторых  пор_______________ Вернулся к  себе________________ Кого нет в классе? ______________ Ничья  ручка___________________ Вашим  карандашом_____________ Такой  красивый________________ 5.Выводы по уроку ­ С какими разрядами местоимений мы сегодня познакомились? Сколько их всего?  Перечислите, пожалуйста. Ученики:Мы сегодня познакомились с личными местоимения, возвратными,  вопросительными, относительными, неопределёнными, отрицательными,  притяжательными, указательными и определительными. Всего девять  разрядов. ­ Также, мы с вами сегодня научились  различать разряды местоимений  и правильно употреблять их в речи. ­ Понравился ли вам наш урок? Ученики: да, понравился. 6. Домашнее задание ­   Открываем   дневники,   пишем   домашнее   задание.  Вам   нужно   будет   выучить таблицу, которую мы с вами заполняли. Также  я вам сейчас раздам листочки с заданием Вам   нужно   подобрать     к   данным   выражениям   синонимы   –   фразеологизмы,   в составе которых есть местоимения. А так же указать разряд местоимений. Например: Очень поспешно двигаться, убегать. Нам нужно подобрать  синонимы – фразеологизмы,   в   которых   есть   местоимения.   Например,   –  броситься   со   всех ( определительное местоимение) ног; нестись на всех парусах, скакать во весь ( определительное) опор; 1. успокоиться –  2. быть в крайне возбуждённом состоянии –  3. быть в рассеянном, отрешенном состоянии –

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"

Урок русского языка в 6 классе "Разряды местоимений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018