Урок русского языка в 8 классе на тему: «Правописание НЕ с глаголами»
Третьякова С.И.
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МОУ СКШИ г.Нерюнгри
Цели:
повторить тему, изученную в 7 классе – правописание частицы не с глаголами, формировать у
учащихся навыки правописания частицы не с глаголами, учить находить глаголы в тексте.
развивать умения и навыки коллективной и индивидуальной работы, способствовать развитию
и закреплению навыков самостоятельной работы, концентрировать внимание на материале
урока через постановку проблемных вопросов.
воспитывать умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения, расширять кругозор.
1.Организационный момент
Здравствуйте, рада приветствовать всех на нашем уроке.
Проверьте готовность к уроку на парте. Отсутствующие.
Откроем тетради, запишем число, классная работа
(на доске число написано с ошибкой «Трицатое»)
К нам сегодня забегал Незнайка, чтобы записать число, и, наверняка, сделал ошибку. Найдете ее?
Объясните. (три – корень, дцать – суффикс числительных)
2. Введение в тему
Тема сегодняшнего урока хорошо вам знакома с 7 класса. А раскрыть ее нам поможет сказка.
(Читают дети)
Слайд 1
В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. И была у него дочка. Целыми днями
она рыдала. За это прозвали её Рёва. Каждый день между царём и дочкой происходил один и
тот же разговор:
Улыбнись!
Не буду!
Вытри слезы!
Не хочу!
Какая часть речи передает действие в тексте? (глаголы)
Назовите эти глаголы.
Выпишите эти глаголы в тетрадь.
Слайд 2
Третьякова Светлана Ивановна Жил, была, рыдала, прозвали, происходил, улыбнись, не буду, вытри, не хочу.
Докажите, что выписанные вами слова являются глаголами (обозначают действие, отвечают на
вопросы: Что делал? Что делала? Что делали? Что сделай? Что делаю?)
Назовите глаголы с частицей не.
На что указывает эта частица? (отрицание действия)
Как пишутся глаголы с частицей не? (раздельно)
3. Сообщение темы и целей урока.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Правописание глаголов с частицей НЕ.
Слайд 3
НЕ с глаголами
Не выучил – не делай!
Не знаешь – не спеши!
С глаголами раздельно
Частицу НЕ пиши!
Обратимся к сказке.
4. Актуализация знаний
Рёва затихла всего на несколько минут, когда заглянула в библиотеку и увидела слова, а
прочитать их не смогла. Давайте поможем расшифровать эти слова.
Зашифрованные слова. Работа в парах. (карточки)
печальному
1
а
2
е
3
п
4
ь
5
н
6
ч
7
у
8
л
9
о
10
м
3 2 6 1 8 4 5 9 10 7
______________________________
шутка
1
а
3 2 5 4 1
2
у
3
ш
4
к
5
т
__________________________
Третьякова Светлана Ивановна на ум не идет
1
а
2
е
3
д
4
ь
5
н
6
и
7
у
8
т
9
ё
10
м
5 1 7 10 5 2 6 3 9 8
______________________________
Какие слова получились? Какой глагол нам встретился? Написание с НЕ?
Составьте пословицу из полученных слов. Каков ее смысл?
А эта пословица как раз про нашу Реву. Что же было дальше?
5. Закрепление.
И вот однажды РЕВА совсем заупрямилась и спряталась от всех в шкафу. А там пословицы,
которые потеряли свои частицы НЕ. Совсем запуталась Рева.
Помогите разобраться!
1) Работа с учебником с. 149 упр.198 (запись упражнения; найти и записать в тетрадь пословицы, в
которых есть частица НЕ)
Разбор пословиц по цепочке.
1. Богатому не спится: богатый вора боится.
2. Языком косить – поясница не заболит.
3. С ложью правда не дружит.
4. Кто в море бывал, тот лужи не боится.
5. Дружбу за деньги не покупают.
6. Печальному шутка на ум не идет.
7. Яйца курицу не учат.
8. На удочку кита не поймаешь.
Объясните написание Ь в окончании глагола «поймаешь» (2 лицо, ед.ч.)
Слайд 4
ФИЗМИНУТКА
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Третьякова Светлана Ивановна Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
А что же делает наша Рёва? Она все ревет и ревет, и не может остановиться.
Ребята, это хорошо, когда всегда плачут?
2) Давайте, напишем указ из одних глаголов с частицей НЕ, повелевающий Рёве перестать
плакать.
Не реветь!
Не киснуть!
Не плакать!
Не грустить!
Не тосковать!
Слайд 5
Объясните написание восклицательного знака (интонация восклицательная, приказ)
6. Подведение итогов, рефлексия.
Ребята, какое правило написания глаголов мы сегодня повторили? (НЕ с глаголами пишется
раздельно)
Какое значение имеет частица НЕ? (отрицание)
Так ли важно правильно употреблять частицу НЕ с глаголами? (смысл высказывания может
потеряться)
ОЦЕНИВАНИЕ
С каким настроением вы сегодня выйдете с класса?
Слайд 6
Поднимите руку – правую или левую – в зависимости от того, какое настроение вы выбираете.
(смайлики на доске)
10. Домашнее задание
(Карточки)
Вставьте в пословицах, где нужно частицу НЕ
1. Стыдно знать, стыдно учиться.
2. Кто стыдится спрашивать, узнает многое.
3. После драки кулаками машут.
4. Учи рыбу плавать.
5. Без труда вынешь рыбку из пруда.
6. Дружба, что стекло, расколешь – склеешь.
Слайд 7
Третьякова Светлана Ивановна
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Правописание НЕ с глаголами»
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Правописание НЕ с глаголами»
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Правописание НЕ с глаголами»
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Правописание НЕ с глаголами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.