Грамматическая тема урока- обособленные члены предложения, лексическая - воспитание доброты. Книга Д.С.Лихачева "Письма о добром" становится с некоторых пор настольной книгой учителей русского языка. И не только потому, что многие главы из неё стали текстами изложений на экзамене в 9 классе. А потому, что они заставляют нас задуматься о многом в нашей жизни, учат нравственности, воспитывают в каждом читателе человека.Разработка урока по статье Лихачева "Про зависть"
Уроки Лихачёва
«Письма о добром»
Письмо пятнадцатое «Про зависть».
Цель работы:
1.Используя технологию «Чтение и письмо для развития
критического мышления»
подвести учащихся к раздумьям о жизненно важных
проблемах;
определить своё отношение к нравственным ценностям;
познакомиться с жизненными взглядами выдающегося
человека современности Д.С.Лихачёва;
получить позитивный эмоциональный опыт в отношении
его жизни и деятельности.
2.Закрепить умение работать над текстом:
определять его тему и проблематику;
выделять наиболее значимые проблемы;
комментировать поставленную проблему;
определить позицию автора и формулировать её;
излагать собственную позицию с привлечением
нескольких аргументов.
1.Оргмомент. Сегодня 7 апреля – Всемирный день здоровья. Как важно быть
здоровым, мы все знаем. Речь идет не только о физическом, но и нравственном
здоровье. Сегодня наш урок посвящен этой теме.
Мы с вами изучили тему об обособленных членах предложения. Давайте
проверим своё лингвистическое здоровье, обратившись к домашнему заданию.
( Проверка домашнего задания: теории и упражнений).
2.Вызов. Совсем недавно вы написали изложение об интеллигентности, текст
никого из вас не оставил равнодушным, потому что написан он настоящим
интеллигентом, патриотом, большим ученым, знатоком древнерусской
литературы, который много сил отдал борьбе за сохранение памятников
культуры, за мир во всём мире. Я говорю о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве.
Он долгие годы руководил Советским ( 1986 с 1993 года – Российским)
фондом культуры, был до последнего дня своей жизни председателем
Пушкинской комиссии Академии наук СССР.
Среди многочисленных работ Дмитрия Сергеевича есть одна особая,
составленная в форме писем, она называется «Письма о добром». Эта его
работа адресована молодому поколению. Сейчас уже можно сказать, что она
его духовное завещание потомкам. (Учитель показывает выставку книг
учёного и «Письма о добром»).
С одним из писем из этого сборника мы уже знакомы, сегодня читаем другое
– о зависти.
3.Осмысление.Мозговой штурм.
Прежде давайте, определим, что такое зависть? Почему она возникает?
Словарная работа.
Обратимся к словарю В.И.Даля. Он дает несколько толкований этого слова.
Зависть 1.Досада по чужому добру или благу.
2.Нежелание добра другому, а одному лишь себе.
Пословицы. Завистливый своих двух глаз не пожалеет. На погибель тому,
кто завидует кому.
Завидовать 1.Досадовать не чужую удачу.
2.Болеть чужим здоровьем.
Чтение и комментарий афоризмов о зависти.
Прочитайте, пожалуйста, высказывания о том, как понимают зависть великие
мыслители и попытайтесь объяснить смысл изречений..
1.Зависть никогда не знает праздника. Ф Бэкон.
2.Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти
шествуют ненависть, предательство, интриги. К Гельвеций.
3.Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал
сопернику. Б.Грассиан.
4.Зависть – подруга пустых душ. Пиндар.
5.Зависть – сожаление о чужом благе. Плутарх.
6.Зависть – враг счастливых. Эпикет.
7. Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
Омар Хайям.
Чтение текста «Про зависть».
Работа с текстом.
1.Тема указана в заглавии, причем Лихачев использует разговорную
предложную форму про. Что волнует автора? Какова проблематика текста?
2.Почему всегда существует опасная близость зависти для любого человека?
Зависть присуща всем людям или только некоторым?
3.В чём разрушающая сила этого чувства для завистника? Когда оно
овладевает человеком?
4.Можно ли избежать зависти, есть ли средство от этого ужасного чувства?
5. Как можно охарактеризовать идею текста?
6.В каком стиле написан текст? Назовите особенности этого стиля в тексте.
7.Каков жанр? Докажите.
8.Что можно сказать о типе речи? Определите его признаки.9.Какова роль вступления в форме риторических вопросов?
10.Каков способ связи предложений в тексте: цепная или параллельная?
11.Какие предложения доминируют в тексте: простые или сложные, полные
или неполные? Почему автор предпочитает именно такие синтаксические
конструкции?
12.Охарактеризуйте лексику: книжная или разговорная? Приведите примеры.
Есть ли в тексте эмоционально окрашенные слова?
13.Какие части речи доминируют в тексте? Помогают ли они выразить
авторскую позицию?
14.Какие языковые средства наиболее ярко выражают позицию автора?
15.Дайте характеристику вступления и заключения.
Вывод. Итак, сегодня мы говорили о таком явлении, которое мешает нашему
здоровью, не только физическому, но и духовному, ведь часто одно вытекает
из другого, о зависти. Почему вредно завидовать? А какой рецепт вам дал
Лихачев, чтоб избежать этого зла?
Заключение. Зависть – вечное чувство, потому что мелких, ограниченных
духовно и душевно, зависимых людей много. Свободный человек не бывает
завистливым, и охотно признает великое и возвышенное, и радуется, что оно
есть. Мой рецепт вам напоследок: радуйтесь успехам и удачам друг друга!
Один преуспел в одном, другой – в другом. Мы все разные, и в этом прелесть
нашей жизни и нашего существования на этой земле. Каждый из нас
неповторим, единственный экземпляр в мире. Любите себя и живите в
гармонии с собой и с миром.
Домашнее задание. Напишите небольшое эссе, используя обособленные
члены предложения, о том, о чем заставил задуматься урок: «Уроки
Лихачёва».Зависть 1.Досада по чужому добру или благу.
2.Нежелание добра другому, а одному лишь себе.
Пословицы. Завистливый своих двух глаз не пожалеет. На погибель тому,
кто завидует кому.
Завидовать 1.Досадовать не чужую удачу.
2.Болеть чужим здоровьем.
Подумаем, что такое зависть, прочитав высказывания выдающихся людей.
1.Зависть никогда не знает праздника. Ф Бэкон.
2.Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти
шествуют ненависть, предательство, интриги. К Гельвеций.
3.Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал
сопернику. Б.Грассиан.
4.Зависть – подруга пустых душ. Пиндар.
5.Зависть – сожаление о чужом благе. Плутарх.
6.Зависть – враг счастливых. Эпикет.
7. Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
Омар Хайям.
Про зависть
(1)Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему
завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам в воду?
(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы
заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее
близость зависти. (5) Это как в игре – холодно, тепло, ещё теплее, горячо,
обжегся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими
игроками вещь. (7) Вот то же с завистью. (8) Чем ближе достижение другого квашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая
опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства
зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности,
собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой,
и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от
других.
(13)Завидуете – значит, не нашли себя.
Про зависть
(1)Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии
тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если
рекордсмен по прыжкам в воду?
(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно
позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе,
специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в
игре – холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжегся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами
запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же с завистью. (8)
Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим
интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто
завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного
чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные
склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире,
будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя
от других.
(13)Завидуете – значит, не нашли себя.Урок русского языка – мастерская ценностных ориентаций
в 8 классе МБОУ СОШ с.Рощинский
Провела Каримова Р.З.2009