Данный материал -технологическая карта урока по программе М. М.Разумовской "Публицистический стиль.Заметка в газету", а также материалы к уроку. Интересно,что занятие было интегрированным, оно полностью соответствует требованиям деятельностного подхода.То,что заметки об уроке были опубликованы в городской газете, доказывает правильность преподнесения теоретического материала и
способность детей применять знания на практике.Технологическая карта урока с приложениями
Заметка в газету.docx
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по программе М.М.Разумовской.
(урок интегрированный с внеклассным чтением по литературе Кузбасса)
Тема: Публицистический стиль. Заметка в газету.
Цель: Формирование коммуникативных способностей через овладение видами речевой деятельности и
основами культуры речи, базовыми умениями и навыками использования языка в разных сферах и ситуациях
общения.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1. Помогать формировать самооценку и искать самоопределение к видам деятельности (личностное УУД).
2. Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной
цели (личностное УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1.Учить работать в группе. Помощь учащихся в совместном освоении коммуникативных задач. Умение слушать и
вступать в диалог с учителем и сверстниками. (коммуникативное УУД).
2. Развивать умение планировать, контролировать и давать оценку своим действиям (регулятивное УУД).
3. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.
(познавательное УУД).
4. Воспитывать любовь к родной природе, к литературе малой родины.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1. Обобщить знания о публицистическом стиле, дать понятие «заметка в газету» как одного из жанров данного
стиля. Развивать языковые, лингвистические способности для более качественного выполнения творческих
заданий.
2. Развивать устную и письменную речь, творческие способности учащихся и умение подбирать материал для
заметки. Закреплять умение создания собственного текста.
3. Знакомить с особенностями профессии журналиста. Результаты: сформируются умения для индивидуальной и коллективной творческой работы.
Оборудование: компьютер, проектор, записи на доске, книжная выставка «Поэзия Кузбасса», презентация
(звуковой и видео-ряды для беседы), тексты стихотворений и памятка по написанию заметки на партах
учащихся.
Время занятия: 45 мин.
На занятие приглашены: библиотекарь, заведующая сектором краеведения; школьный фотокорреспондент.
Технологическая карта урока
Этапы урока
Мотивация к
учебной
деятельности.
Универсальные учебные действия
Познавательные. Эмоционально-
положительный настрой на занятие,
создание ситуации успеха, доверия.
Актуализация
знаний
2 мин.
Отвечают на
поставленные вопросы
Познавательные. Осуществлять
актуализацию полученных ранее
знаний, основываясь, в том числе, и
на жизненном опыте.
Регулятивные. Развивать умение
осмысливать полученную
Действия учащихся
Приветствуют учителя,
Знакомятся с гостями,
планом, принимают
участие в беседе.
Взаимодействуют с
учителем во время
беседы,
осуществляемой во
фронтальном режиме.
Время Действия учителя
2 мин. Приветствует
учащихся, проверяет
готовность к занятию.
Предлагает план
занятия, представляет
гостей: библиотекаря и
фотокорреспондента,
организует беседу,
которая помогает
обучающимся
сформулировать цели
и задачи занятия.
Задает вопросы:
- в чём особенности
публицистического
стиля речи?
- кто такие
журналисты? Работают со словарём,
рассматривают и
обсуждают памятку по
написанию заметки.
информацию и отвечать на
поставленные вопросы.
Коммуникативные. Формировать
умение грамотно строить речевые
высказывания.
Личностные. Проявлять интерес к
различным видам деятельности.
Познавательные. Использовать
специальную терминологию
публицистического стиля.
Регулятивные. Оценивать свою
деятельность, сравнивать.
Коммуникативные. Приходить к
общему решению в совместной
деятельности.
Работа по
теме урока и
повторение
пройденного
материала.
- какие жанры
публицистики вам
известны?
-какие вы знаете
языковые приметы
этого стиля?
6 мин. Проводит словарную
работу:
заметка
интервью
этика журналиста
корректность
юнкор
репортаж
Организует
обсуждение памятки
«Особенности
написания заметки»
Главная функция -
констатация факта «по
горячим следим
следам». Информация
должна
преподноситься
корректно. Как писать заметку?
1. Требуется ответить
на 3 основных вопроса:
«Что? Где? Когда?».
2. Нужно знать точно,
о чём пишешь и для
чего.
3.Не надо стараться в
одной заметке сказать
о многом, лучше
написать об одном
факте, но подробно.
4.Необходимо быть
логичным и
последовательным.
5.Надо называть
фамилии тех, о ком
рассказываешь,
заметка от этого
становится
достоверней.
6.Желательно
выражать своё
отношение к
происходящему. 25
мин.
Беседа
«Природы
милой
красота»
5 мин.
Закрепление
полученных
знаний:
7.Язык заметки
должен быть ярким и
красочным.
В роли учителя
выступает
библиотекарь. Она
знакомит ребят с
книгой «Антология
сибирской поэзии».[3]
Коротко рассказывая
об авторах,
обращается к
презентации с
фотопейзажами.
Организует
подготовленное
чтение стихотворений
под музыку.
Учитель задаёт
несколько вопросов:
Какой автор
заинтересовал?
Каких тем касаются
авторы в своих
произведениях?
Какое стихотворение
Записывают
информацию по ходу
беседы, читают сами и
слушают чтение
одноклассников.
Познавательные.Получать новые
знания. Регулятивные. Развивать
умение осмысливать полученную
информацию и конспектировать
главное. Коммуникативные.
Формировать умение
выразительного чтения лирического
произведения.
Личностные. Учиться выражать
свои чувства и настроения, при этом
понимать других.
Познавательные. Формировать
умение слушать , понимать смысл,
излагать своё мнение о
прослушанном.
Коммуникативные. Принимать Рефлексия,
оценивание
5 мин.
участие в коллективном деле.
Регулятивные. Учиться
анализировать, делать выводы.
Дают оценку уроку и
своей работе,
благодарят гостей.
Познавательные. Учатся излагать
свою точку зрения.
Регулятивные. Оценивать свою
деятельность и давать оценку
деятельности других.
понравилось? Чем?
Помогают ли
восприятию
фотопейзажи и
музыка?
Учитель даёт
домашнее задание –
написать заметку об
уроке, благодарит
ребят и гостей за
работу и организует
подведение итогов
урока.
Литература
1.Колесниченко, А.В. Практическая журналистика.[Электронный ресурс] http://evartist.narod.ru/text28/0037.htm
2. Р а з у м о в с к а я, М. М., Л ь в о в а, С. И., К а п и н о с, В. И., Л ь в о в, В. В. и др. Русский язык. 7 класс
[Текст] / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М.:Дрофа, 2015.
3.Русская сибирская поэзия Антология. ХХ век. [Электронный ресурс] http://www.rospisatel.ru/antologiya-sibir.htm
4.Суханова, Е. В. Викторина для юнкоров"[Электронныйресурс] http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=14286
5.Туманов, Д. Заметка - информационный жанр журналистики. [Электронный ресурс]. http://kgu-
journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/zametka_informacionnyj_zhanr_zhurnalistiki_tumanov_d/6-1-0-97
Приложение 1.
Заметка в газету «Тайгинский рабочий» от 10 декабря 2015 года В современной школе многое удивляет родителей. Есть то, что вызывает неудовольствие, случаются и
радостные эмоции.
Событие, о котором хочу рассказать, рядовое, это просто урок русского языка в 7 классе. Проведён он в
параллели, где обучение ведётся по ФГОС ООО. Учителя меня поняли, а для родителей расшифрую: по
федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, то есть по
современным программам.
Новое поколение школьников – обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, какими были мы,
взрослые, в детстве. Но живём мы все в изменившемся мире, поэтому и образование не может не измениться.
Цель системно-деятельностного подхода (он является главенствующим в современной педагогике ) –
превратить школьника из пассивного слушателя в сотрудника учителя в добывании знаний на уроке.
Достижению этой цели способствует система внеурочных занятий. Мы учим детей давать оценку себе и
одноклассникам, с помощью личного портфолио фиксировать достижения. Теперь, оценивая деятельность
ученика, учителя говорят не только об отметке, но и об универсальных учебных действиях, которые он должен
освоить. Обязательной стала проектная деятельность, которая может осуществляться как на уроке, так и вне
школьных занятий.
Тема «Публицистический стиль речи» традиционно изучается в седьмом классе, но при новом подходе
завершается практикумом для всех учащихся. Хочу вас познакомить с результатами мини-проекта «Заметка в
газету» - двумя разными взглядами юных корреспондентов на один и тот же урок.
Как здорово, когда в дом приходят гости. Ещё лучше, если гость приходит в школу на урок. Полной
неожиданностью для нас стал один из уроков русского языка. Провела его Л.Ф.Кузьмина, заведующая
сектором краеведения библиотеки №4.
Любовь Фёдоровна приготовила для нас беседу о поэтах Сибири со слайдовой презентацией. Удивило то,
что я и мои одноклассники не только слушали, но и выступали. Мы читали стихи под приятную музыку, а на
экране сменялись соответствующие содержанию стихотворных строк картины сибирской природы. Я люблю
поэзию, и стихотворение Бориса Буравлёва «Осеннее» мне понравилось, и прочитал я его удачно. Ещё привлекло моё внимание произведение Александра Ибрагимова « И всё-таки осень». Я сам пишу стихи, но
даже не думал, что у нас в Кузбассе так много хороших поэтов.
Когда прозвенел звонок, мы даже немного расстроились, не хотелось заканчивать разговор о поэзии.
Большое спасибо, Любовь Фёдоровна! Приходите к нам почаще.
Фролов Никита,7А класс
Двенадцатого ноября в 7 Б классе состоялся праздник поэзии под названием «Природы милой красота».
На урок к школьникам пришла Л. Ф. Кузьмина, заведующая сектором краеведения библиотеки. Семиклассники
слушали музыку, смотрели фотопейзажи, читали стихотворения известных кузбасских авторов из антологии
«Русская сибирская поэзия».
Виктор Баянов, Владимир Иванов, Анатолий Суздальцев - это лишь несколько имён поэтов, о которых
узнали дети на уроке. Много интересного услышали ребята о Геннадии Евлампиевиче Юрове, написавшем
множество стихотворений и публицистических статей о реке Томи в связи с её загрязнением.
К сожалению, урок длился всего только сорок пять минут, но он дал много знаний о наших талантливых
земляках и подарил прекрасное настроение от встречи с поэзией.
Капская Юлия,7Б класс
Присоединяюсь к мнению ребят и благодарю Л.Ф Кузьмину за плодотворное сотрудничество. Впереди у
семиклассников встреча с Н.И.Ерохиной, которая познакомит их с биографией и творчеством К.М.Симонова.
Семушкина И.В.
Приложение 2
Стихи из книги «Русская сибирская поэзия. Антология. ХХ век», прозвучавшие на уроке.
Элеонора Акопова
Горит листва, и осень на дворе,
и крыши багровеют на закате. Я потерялась в этом сентябре,
я заблудилась в этом листопаде.
А вы смогли бы не сойти с ума,
когда ваш город плавится в закате,
и на прохожих пялятся дома,
и жгут листву,
и ветер треплет платье,
и птицы растревоженно галдят,
и все вокруг пропахло чудесами,
когда, поджав хвосты,
на вас глядят
собаки с человечьими глазами?..
Виктор Баянов
3a рекой талиновой, за мельницей
Земляникой крашены холмы.
Ввек ничто, казалось, не изменится —
Ни деревья, ни земля, ни мы.
Буду проходить короткой улочкой,
Чтобы к речке выйти поскорей
С довоенной береженой удочкой,
Вечною грозою пескарей.
И на зорьке, легче одуванчика, Будет вслед смотреть мне каждый раз
Девочка в цветастом сарафанчике
С жаркими веснушками у глаз.
Ветерок займется и уляжется
В тень под тальники да тополя...
Что ж, ничто не изменилось, кажется,
И деревья те же и земля,
Только я бываю здесь наездами.
Покидая душный летний дом,
Ночи коротаю под навесами
На клубничном сене молодом.
Только приобрел другие удочки
Все на тех же вечных пескарей.
И спешу по той же самой улочке
К той же речке выйти поскорей.
И зарею утренней просвечена,
Там, где домик низок и угласт,
Мне вослед подолгу смотрит женщина
С первыми морщинками у глаз.
Евгений Буравлев
Кто вас выдумал, острова, С птицей-иволгой, с ягодой кислицей,
Где Наташка-сорвиголова
Робинзоном любила числиться?
Ей, бывало, ни в чем не перечь –
Берегись языка ее острого,
Если даже заходит речь
О ее спасении с острова.
Говорила: «Мои острова!» -
Хоть, чем кончится все, знала загодя:
Расправлялись мы с нею сперва,
А потом приступали к ягоде.
Но однажды, как-то весной,
Босоногая, в ситцевом платьице,
Поделилась тайной со мной:
«Робинзону скучно без Пятницы...»
И, от счастья на волосок,
Я признал острова Робинзоньими,
И до зорьки, уткнувшись в песок,
Наши лодки лежали вверх доньями...
Ну, а нынче вы, острова, Неужели необитаемы?
В рост смородинник, в пояс трава,
Да черемушник с птичьими стаями.
Вот и берег. Дробинки воды
Держат ветви листами-ладонями.
Хода нет! — на песке следы,
И две лодки лежат кверху доньями.
Борис Буравлев
Осеннее
Потоки слов размытых объявлений,
Кусочки слов оборванных афиш,
С утра до ночи нудный дождь осенний
Стучит, стучит по колокольням крыш.
Не разобрать, о чем трезвонят капли,
Летящие с небесной высоты,
Но, говорят, что капли точат камни
И подмывают дамбы и мосты.
Осенний дождь стучится в перепонки,
Как будто пушки ядрами палят.
Плывут дома, киоски, остановки,
И летние автобусы стоят. Размыто время: ни тепла ни стужи.
Всяк норовит свой обиходить кров...
Лишь воробей, нахохлившись у лужи,
Следит за тенью серых облаков.
Александр Ибрагимов
И все-таки осень... Стрекочет косилка.
И полдень высокий, и зябко в тени.
И в небе пустынно, как будто в носилках
Уносят последние летние дни...
Но ясно в долине... На вызревшем поле
Косилкою правит незримый старик.
Как будто предсмертье... Но тихо... без боли
В коровьем логу умирает родник.
И Боже, как ясно... Как будто случилось
Страшнее чего не придумать уже.
Предзимние горы... И облако взвилось!
И кони с косилкой идут по меже...
Владимир Иванов
Колокольчик
В небе стаи курлычут прощально,
и листва облетает окрест.
В эту пору не знаю печальней
наших топких болотистых мест. И когда я бродил по раздолью,
тем себя лишь порадовать смог,
что заметил на краешке поля
не по-здешнему синий цветок.
Тучи с севера зиму пророчат,
но про это ему невдомек...
Что ж так поздно расцвел, колокольчик, —
безрассудный ты мой погремок?!
****
Первый снег. И прохлада. И воля.
И равнины нетронутый лист.
И гуляет по чистому полю
звук, похожий на медленный свист.
Словно чьи-то душевные муки,
отделившись от тела давно,
ходят-бродят по нашей округе,
сочетаясь в созвучье одно.
Только звук! Нарастая. По полю.
Вот и в сердце победно проник!..
И так сладко спасительной болью
разрешился томительный миг.
Анатолий Иленко
Журавли, журавли... Через небо плывут журавли
В чутких всхлипах дождя
Уходящего милого лета,
Вслед за ними плывет
Теплый запах родимой земли,
Я один остаюсь
В грустном поле бродить до рассвета.
— Вы вернетесь сюда?
Вы вернетесь домой, журавли? -
Я кричу и надеюсь,
А вдруг меня птицы услышат.
Что вас ждет там, вдали?
Кто вас ждет в неизвестной дали?
Но в ответ мне они
Лишь крылами тревожно колышат.
Александр Катков
Это родина — синие ставни,
это родина — ивы внаклон,
над которыми сирыми стаями
птицы тянутся в небосклон.
Было вдоволь и песен, и хлеба,
жизнь взахлеб и беда по плечу.
Но под этим единственным небом
я от родины мало хочу. Я хочу, чтоб земля не скудела,
от которой и песня, и хлеб,
чтобы, делая нужное дело,
не оглох я и не ослеп.
Я хочу, чтоб река не мелела,
чтоб пьянил и дурманил чабрец,
чтобы мама моя не болела
и чтоб сильным остался отец.
Валентин Махалов
Пришла пора студеных дней
И легкого круженья снега.
Звезда молитвенная Вега
В морозной стынет тишине.
Настало время тихих чувств,
Молчанья, грусти нелюдимой.
И спит душа, как зимний куст,
Морозным опушенный дым.
Анатолий Суздальцев
Лёт лебединый
Снова колышутся, радуя взгляд,
На быстротоке тяжелые льдины.
Лебеди в небе привольном летят Красносмотрителен лёт лебединый.
Тают снега, истончается лед,
А в синеве васильковой, сверкая,
Белая, над красноталом, плывет,
С криком протяжным колышется стая.
Красносмотрителен — мне неспроста
Слух услаждает старинное слово.
Все-таки дивная их красота
Неотделима от края родного.
Птицы пролетные, синий простор —
Это навеки мне на сердце ляжет.
Сколько в России Лебяжьих озер,
Сколько селений с названьем Лебяжий.
Сколько всего, что в местах дорогих,
В далях немереных связано с ними.
И потому словно светится в них
Свет нашей родины неизъяснимый.
Будут и сотни, и тысячи лет
Белые стаи лететь над долиной,
С грустью неясной гляжу им вослед, Красносмотрителен лёт лебединый.
Степан Торбоков
Ливень
алетел он, как разбойник,
Спрятав солнечный зенит.
И земля — большой подойник —
Гулко, радостно звенит.
Мы промокли все до нитки,
А в восточной стороне
Солнца луч, горячий, прыткий,
Жалит тучи в вышине.
Глупый ливень, в самом деле,
Что наделал в краткий срок:
Мы же сено не успели
Уложить, как надо, в стог...
Оборвались ливня нити.
Солнце льет поток тепла.
Тут же радуга в зените
Коромысло подняла.
Семь цветов по лужам пенным
Разбросал небесный свод.
Славно пахнет мокрым сеном,
Будто с неба льется мед!
Александр Хохлов
В лесу, где просто заблудиться, Найдя в густых кустах родник,
Склонился я, чтобы напиться
И раствориться в нем на миг.
Вот так бездельником бездомным
Готов весь день в лесу бродить.
Былые радости припомнить,
Былое горе позабыть.
Я раскрываю книжку Фета
И, муравья поймав в ладонь,
Шепчу ему слова поэта
Про лес, про небо, про огонь.
Пустил на землю муравьишку,
Упал в траву к нему лицом
И ясно вспомнил, как мальчишкой
Впервые в лес пришел с отцом...
Геннадий Юров
Вторая природа
Декоративные породы
И рукотворный водоем
Как существа второй природы,
Которую мы создаем. Из леса саженцы воруем,
Чтоб в скверах радовали глаз.
Природу делаем вторую —
Уходит первая от нас.
Спасибо ей, что, так рискуя,
Нас обучила ремеслу,
В свою впустила мастерскую,
Как муравья и как пчелу.
Мы потрудились без оглядки
Ее законам вопреки.
Ну, а теперь лесопосадки,
Реанимация реки...
Я верю в то, что через годы
К творениям детей своих
Вернется первая природа
Внести необходимый штрих.
Покуда нерест опекаем
И птиц сезонный перелет,
Она сыновними руками
Сама себя воссоздает.
Смотрю на медленные всходы,
Склоняясь к истине простой: Есть Родина
И есть Природа
Исконная —
И нет второй.
Приложение 3.
Фотофрагменты урока
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Урок русского языка"Заметка в газету"( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.