Урок с презентацией на тему "Развязка романа А.С.Пушкина "Дубровский" (6 класс, литература)
Оценка 4.7

Урок с презентацией на тему "Развязка романа А.С.Пушкина "Дубровский" (6 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
09.01.2018
Урок с презентацией на тему "Развязка романа А.С.Пушкина "Дубровский" (6 класс, литература)
Презентация по литературе на тему "Развязка романа А.С. Пушкина "Дубровский"
Развязка романа А.С.Пушкина Дубровский.docx

Тема: Развязка романа А.С. Пушкина «Дубровский».

 

Цели урока:

● познавательные: формировать у учащихся понимание «открытого» финала; показать, в чём особенность композиции романа А.С. Пушкина; рассмотреть любовную сюжетную линию романа; в ходе анализа глав раскрыть
характер отношений между главными героями;  продолжать работу по формированию умения работать с текстом; проверить знание художественного произведения; обобщить изученный  материал;

● развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

● воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусства: музыки, живописи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации; компьютер, медиапроектор.

 

1

Организационный момент.  

Учитель: Здравствуйте, уважаемые друзья! Прошу садиться. Искренне желаю всем нам успеха на сегодняшнем занятии и интересных открытий при постижении писательской мысли. Сегодня, работая на уроке, вы будете получать такие (показывает конфетки) бриллиантики», только вы их не съедайте до конца урока, пожалуйста. Кто заработает 5 «бриллиантиков» и больше, тот получит заслуженные пятёрочки, а кто заработает 4 «бриллиантика», тот получит четыре.   

 

2

Актуализация знаний.

Слайд 1.

Учитель включает оперу  Эдуарда Францевича Направника «Дубровский».

 Сегодня у вас на слуху опера «Дубровский» композитора Эдуарда Францевича Направника. Работа над этим музыкальным произведением была закончена в последние годы 19 века (в 1895 году) и представлена публике в Петербурге, а дирижировал сам автор. Позднее опера распространилась и была поставлена во многих городах. Вслушайтесь в мелодию.

Скажите, пожалуйста, каков темп музыки и какое настроение такой темп может вызвать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают.

Ответы учеников: медленный темп может настроить нас на задумчивость, может стать тоскливо, грустно.

 

А почему такое настроение задаётся автором музыкального произведения? Как это связано с историей героев произведения? Попробуйте пояснить.

Всё дело в том, что история была несчастливая.

 

С чего все началось?

 

Всё началось с ссоры двух давних друзей-помещиков – К.П. Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Сын Дубровского, Владимир, будет испытывать ненависть к врагу своего отца, а кроме того его постигнет любовь, которой не суждено будет иметь продолжение.

 

Вы совершенно правы. Скажите, пожалуйста, что значит «композиция художественного произведения» - построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Назовите элементы композиции.

1.     Экспозиция-начало

2.     Завязка-развитие действия

3.     Кульминация-острый, напряженный момент произведения.

4.     Развязка-окончание произведения.

 

Вспомните композицию  романа «Дубровский»

 

Экспозиция -  История дружбы Троекурова и Дубровского.

Завязка – Ссора друзей, пожар в Кистенёвке.

Кульминация – Дубровский в доме Троекурова. Дефорж признаётся Маше в том, что он – Дубровский.

 

Со всеми этими частями романа мы уже познакомились на предыдущих уроках. Как вы думаете, что именно мы еще пока не анализировали, о чем еще не узнали?

С развязкой.

3

Определение темы урока. Хорошо. Тогда давайте вместе попробуем дать название теме сегодняшнего урока, исходя из вашего ответа и из заданного домашнего задания «прочитать последние 18,19 главы».

Финал романа, развязка романа.

 

Замечательно. Предлагаю открыть тетради и записать сегодняшнее число.

Слайд 2.

Тема урока, которую вы предложили «Развязка романа «Дубровский» А.С. Пушкина».  Эпиграф.  Жизнь пройти – не поле перейти. 

Учащиеся записывают число, тему урока и эпиграф. 

 

4.

Постановка целей урока.

Чтобы мы могли продолжить работу, я предлагаю вам обозначить цели нашей деятельности. Ведь любая работа должна иметь результаты. А каких результатов, каких целей должны достичь мы? Я буду давать вам направление, чтобы было легче: Кто главные герои этого произведения после помещиков?

Поменяется ли жизнь Маши и Владимира?

Тогда какова наша цель, что мы должны выяснить?

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

Да.

Мы должны выяснить, какие события повлияли на жизнь Маши и Владимира, понять мотивы поступков героев, то, к чему приведут отношения главных героев, понять главную идею романа.

5.

5.     Постановка проблемы.

Вы уже знаете, что «Дубровский» по жанру – это роман. Мы помним, что главное – это волнующие страсти. Так какая же волнующая сюжетная линия является одной из главных?

 

 

 

 

Любовь Маши и Владимира.

6.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Умницы! Давайте вспомним первое свидание Марьи Кирилловны и Владимира Андреевича в беседке у ручья. А помогут нам это сделать Никита и Лиза.

Слайд 4.  

 

 

 

 

 

Инсценировка 12 главы со слов «Благодарю Вас, - сказал он ей…» до слов «Обещаюсь, - прошептала бедная красавица».

 

Каковы были причины проникновения Владимира Дубровского в дом Троекурова?

Чтобы отомстить Кирилу Троекурову, Вдадимир Дубровский устраивается учителем в его дом.

 

Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось.

Слайд 5.

 

 

А чувства Марьи Кирилловны?

Слайд 6.

 

Влюбленность, но не настоящая любовь. Слишком разные они по  положению в обществе: Маша - богатая аристократка, Владимир-разоренный дворянин, разбойник, кроме того, Маша боится и самого Дубровского, и своего чувства к нему.

 

Неожиданное сватовство Верейского заставляет ее решиться на второе свидание с Дубровским. Вспомним его. А помогут нам в этом Тимур и Юля.

Инсценировка 15 главы.

 

Маша пыталась умолить Верейского отказаться от брака с ней, но его не интересовали чувства Маши. Более того, он показал письмо Троекурову. После чего произошел разговор Маши с отцом, в ходе которого у нее проявились качества, о которых она и сама не подозревала: решительность, упрямство, независимость, гордость, самолюбие – те черты, которые были присущи ее отцу.

Сейчас нам постараются передать все эти качества Инна и Тигран.

Инсценировка 16 главы со слов «Папенька, - закричала она…» до слов

«С этим словом Кирила Петрович вышел…».

 

Обычно свадьба – радостное событие. Как ждет её главная героиня? Почему?

 

Она должна выйти замуж за нелюбимого человека. Маша – романтическая натура. Она мечтает о настоящем чувстве, а в намерениях Верейского угадывает стремление обладать красивой вещью.  

 

Как подчеркивает Пушкин отчаяние Маши во время венчания? Найдите и прочитайте слова, передающие настроение героини.

Бедная девушка, зарыдала, говорила в слезах, ничего не видала, ничего не слыхала, содрогнулась и обмерла; бледность и странный вид, холодная, пустая церковь, навеки окована.

 

Слайд 7.

Сравните картину художника Пукирева В.В. «Неравный брак» и кадр из кинофильма «Дубровский».  Картина написана намного позже романа А.Пушкина «Дубровский», в 1862году.
Но всё же что объединяет эти два произведения?

 

 

 

 

 

 

 

 

На картине изображен неравный брак – молодая девушка выходит замуж за пожилого мужчину. Этот же сюжет мы наблюдаем и в романе Пушкина: молодая Маша вынуждена стать княгиней немилого ей старого князя Верейского.

 

Пытается ли Дубровский спасти возлюбленную? Как?

Он нападает на свадебную карету, хочет увезти с собой Машу.

 

Соглашается ли Маша бежать с Дубровским? Почему? Свой ответ подтвердите текстом (стр.133 учебника) 

 

Маша ждала Дубровского до последнего момента. Но «невозвратимые слова» произнесены священником, она обвенчана. Она дала обет перед Богом.

 

Как вы понимаете слово обет?

Слайд 8.

Обет - данное Богу обещание что-либо исполнить.

 

Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.

 

 

Что общего есть между Машей и Владимиром?

 

Они оба верны своему долгу, чести, морали. Этого не хватало их родителям, поэтому и возникли два конфликта, о которых мы говорили в начале.

 

Также Пушкин говорит, что и государство само нарушает законы людей, может обидеть слабого. Но терпение закончится, и тогда слабые (крепостные) восстанут против хозяев. Об этом он написал в повести «Капитанская дочка», которую мы прочитаем в 8 классе.

 

 

Почему Дубровский покинул своих крестьян-разбойников?

 

Месть, которой он так жаждал,  оказалась ненужной.  Машу он потерял, поэтому какой смысл оставаться разбойником?    

 

Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского?

О нем больше не было слышно. Некоторые люди приписывали происходящие разбои Дубровскому, но кто-то утверждал, что Дубровский скрылся за границу.

 

Знает ли читатель точно, что произошло с главным героем романа?

Для чего, по вашему мнению, автор оставляет дальнейшую  судьбу своего героя нерешенной?

Нет.

 

Автор предоставляет читателю право самому предположить, «домыслить» концовку произведения.

 

Таким образом, какой элемент композиции произведения в романе отсутствует?

Развязка.

 

 

Это своеобразный авторский прием, который носит в литературоведении название «открытый финал».

СЛАЙД 9.    

Запишем определение в тетради.  

 

 

 

 

 

«Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, "домыслить" тот или иной вариант завершения сюжета».

 

Думаю, что каждый из вас дочитывая, почувствовал, что вас охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам.

СЛАЙД 10.   

В черновиках писателя сохранился план III части: «Жизнь М. К. Смерть кн. Вер. Вдова. Англичанин. Свидание…». Но написать продолжение ему так и не удалось. Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потому что он начал писать повесть «Капитанскую дочку». Но мы можем домыслить замысел писателя: как же сложилась дальнейшая жизнь главных героев, Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

 

Какова главная мысль, идея произведения?

Слайд 11.

 

Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова. В то же время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство.

7.

Итог и рефлексия

Как, вы думаете, сложилась бы жизнь Владимира Дубровского в наше время? Была бы его разбойничья жизнь наказуема? Кто из девочек выбрал бы в качестве супруга такого человека?

 

Его деятельность была бы уголовно наказуема: ст 162 УК РФ – разбой на дорогах.

 

 

Как вы понимаете смысл пословицы, эпиграфа нашего урока «Жизнь пройти – не поле перейти». 

 

Жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий (хороших и плохих), о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.

 

К сожалению, какими бы целями не руководствовался наш герой, он все равно остается разбойником.

Он быстро прославился своим странным поведением: никого не убивал, а грабил только богатых. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, но хочу подчеркнуть - способами, не запрещенными законом. А за нарушение закона неотвратимо следует наказание. В жизни не бывает все гладко и благозвучно. Самое главное в такой ситуации – вовремя остановиться, осознать свою ошибку, найти способ исправить её. Поэтому правильно гласит народная пословица «Жизнь прожить – не поле перейти». За все свои поступки человек должен отвечать как перед людьми, так и перед законом, а прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

 

 

Молодцы, вы хорошо поработали. 

Слайд 12.

Продолжите предложенную фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а), что … »

«Мне понравилось … »

«Мне кажется, сегодня на уроке у меня отлично получилось … »

 

 

Ребята, спасибо вам за ваши старания. Те, кто заработал 5 «бриллиантиков» и 4 «бриллиантика», после урока подадут дневники на заслуженные оценки, а вот у кого меньше, стоит в следующий раз быть поактивнее.

 

 

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по роману Пушкина «Дубровский».

Слайд 13.

Всем спасибо за урок, всего доброго!

 

 


 

Тема: Развязка романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Тема: Развязка романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Вслушайтесь в мелодию . Скажите, пожалуйста, каков темп музыки и какое настроение такой темп может вызвать?

Вслушайтесь в мелодию . Скажите, пожалуйста, каков темп музыки и какое настроение такой темп может вызвать?

Слайд 2. Тема урока, которую вы предложили «Развязка романа «Дубровский»

Слайд 2. Тема урока, которую вы предложили «Развязка романа «Дубровский»

А чувства Марьи Кирилловны? Слайд 6

А чувства Марьи Кирилловны? Слайд 6

На картине изображен неравный брак – молодая девушка выходит замуж за пожилого мужчину

На картине изображен неравный брак – молодая девушка выходит замуж за пожилого мужчину

Дубровский скрылся за границу

Дубровский скрылся за границу

Итог и рефлексия Как, вы думаете, сложилась бы жизнь

Итог и рефлексия Как, вы думаете, сложилась бы жизнь

Конец романа подчеркивает мысль автора, что

Конец романа подчеркивает мысль автора, что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2018